Конспект урока по Музыке "Знакомство с мажорным ладом"

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества Кронштадтского района Санкт-Петербурга «Град чудес»











План-конспект занятия

по теме: «Знакомство с мажорным ладом»

в группе первого года обучения


Автор:

Каримова Елена Ивановна,

педагог дополнительного образования

хоровой студии «Созвучие»



















Санкт-Петербург

2013

Пояснительная записка.



Трудно переоценить роль творчества в развитии музыкальных данных ребёнка. И именно урок сольфеджио открывает большие возможности для решения двух важных задач:

  • развить у детей музыкальный слух

  • привить вкус к творчеству

Каждая из этих задач может быть и целью, и средством.

Возможности урока сольфеджио чрезвычайно большие. Во-первых, это групповые коллективные занятия, предполагающие различные действия детей: в группе можно комбинировать – «соло» и «вместе» при выполнении заданий, в группе не так страшно ошибиться и всегда есть элемент соревновательности: наблюдая работу товарища, мысленно сам готовишься к выполнению этого же задания. Во-вторых, сольфеджио – это учебная дисциплина, призванная развить музыкальный слух у детей. Н.А.Римский-Корсаков называл предмет сольфеджио «Гимнастикой слуха». Роберт Шуман писал: «Развитие слуха – это самое важное». Полученные на занятиях сольфеджио знания помогают по другим музыкальным дисциплинам (хор, вокал, занятия на инструменте).
























25.10.13

Открытое занятие

Тема занятия: знакомство с мажорным ладом.


Цель: определение на слух мажорного и минорного лада.


Задачи:

  • образовательные: развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства лада, метра и ритма

  • развивающие: развитие образного мышления, тонкости восприятия музыки, развитие умения применять теоретические знания на практике

  • воспитательные: воспитание интереса и любви к музыке, к предмету «Сольфеджио»


Оборудование: музыкальный инструмент - фортепиано.

Наглядный материал: плакаты «Строение мажорной и минорной гаммы», «Устойчивые ступени лада».


Дидактический материал: учебники «Сольфеджио», немая клавиатура, пособие «Лесенка».


Ход занятия.


  1. Организационный момент.

Приветствие, организация внимания учащихся, подготовка к занятию.


  1. Сообщение темы и целей занятия.


  1. Работа над материалом.


Повторение. Лад. Что такое мажорный и минорный лад, тоника, устойчивые и вводные звуки.


Ответы детей: Лад – главное слово в музыке. Это устойчивые и неустойчивые ступени, которые дружат, ладят между собой. Лад бывает мажорный – светлый и минорный – с оттенком грусти, немножко печальный. Тоника – главный устойчивый звук лада.


Распевка: «Музыкальный урок» Е.Тиличеевой: «Тоника», «Устойчивые звуки», «Мажор», «Минор».

Задание: определить на слух лад звучащей на фортепиано музыки: «Старинная французская песенка» и «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского. (Можно выбрать другие музыкальные примеры).


Спеть:

  • гамму До мажор сначала называя ноты, потом порядковый номер (группой и индивидуально)

  • цифровку по устойчивым ступеням

Одна группа детей пропевает устойчивые ступени, другая – неустойчивые, затем группы меняются.


  1. Работа с пособием «Лесенка».

Задание: убрать пропущенные ступени.


  1. Работа над диктантом:

    • прослушать

    • расставить такты, определить длительности

    • спеть с тактированием

    • записать в тетрадь

    • определить тональность, пропеть устойчивые звуки, диктант


  1. Работа с учебником.

Спеть номер по учебнику «Сольфеджио», предварительно проанализировать:

  • определить тонику

  • лад

  • тональность

  • назвать устойчивые ступени

Отметить хлопками метр и ритм, затем пропеть номер с тактированием (сначала всей группой, затем индивидуально).


  1. Итог занятия.

Оценка работы учащихся.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории музыка:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ