Конспект урока по Музыке "Рисуем музыку" 6 класс
1001 идея интересного занятия с детьми
Интегрированный урок (музыка+изо)
Тема: «Рисуем музыку»
Цыбуля Галина Александровна, МБОУ «Кабанская СОШ», Учитель музыки, Республика Бурятия, село Кабанск
Предмет (направленность): Музыка
Возраст детей: 6 класс
Место проведения: урок
Задачи:
Научить видеть прекрасное, формирование нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное, художественно – творческой активности, проявление фантазии, умение образно воспринимать музыку и откликаться на ее красоту.
Музыкальный материал: Эдвард Григ «Утро», Антонио Вивальди «Весна».
Рабочий материал: краски «акварель», альбомный лист, портреты композиторов, иллюстрации к уроку.
Эпиграф к уроку: «Живопись – сестра музыки» Леонардо Да Винчи
Ход урока.
ИЗО: - На прошлом уроке мы говорили с вами о цвете и чувствах. Сегодня у нас тоже необычный урок – урок искусства, который объединит два вида искусства – живопись и музыку. Давайте попробуем вместе окунуться в этот прекрасный мир.
(МУЗ. включает «Утро» Грига, на фоне мелодии учитель ИЗО говорит о картине Яблонской «Утро»).
ИЗО: Как хорошо! Раннее утро. Свежий воздух. За окном простирается большой город. Он теряется за горизонтом и дали его подернуты утренней дымкой. Нежаркое утреннее солнце заглянуло в окно. Осветило неярко стены, пол. В комнату вошла утренняя прохлада. В комнате тихо и чисто. Как красиво на окнах и двери балкона вьется зеленый плющ. Как красива глиняная посуда на столе и на стене.
Доброе утро! Пора начинать новый день. Здравствуй , новый день!
Это состояние изобразила Т. Яблонская в картине «Утро».
МУЗ: - Ребята, какие чувства вызвала в вас эта музыка, какое воздействие может оказать эта музыка на человека? Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что общего между этим музыкальным произведением и картиной, какую вы видите?» (ответы детей). Можем ли мы увидеть музыку? (ответы), можем ли мы услышать живопись (ответы)?
МУЗ: - Живопись и музыка – это различные виды искусства, которые сильно воздействуют на эмоциональное состояние человека, они вызывают широкий спектр эмоций от спокойного сопереживания до бурных восторгов или полного неприятия. Для выражения впечатлений часто используют несовместимые на первый взгляд категории: «окрашенный звук», «светлая мелодия», «красный или серебряный звон», «звучание красок». Существуют также общие законы и правила построения музыкальных и изобразительных произведений:
Симметрия
Центр композиции
Ритм
Тональность
Колорит
Общие законы позволяют объединить звук и цвет, музыку и живопись. Ребята, а можно ли нарисовать музыку? (ответы).
Тема: «Мы рисуем музыку»
Задача: по музыкальному произведению выразить в живописи свои впечатления и чувства, реализовать их на бумаге
ИЗО: Первые шаги к сближению разных сфер сделали художники. Они изображали на своих работах певцов и музыкантов, по душевным переживаниям, отраженных на лицах которых, зритель мог судить о красоте исполняемых мелодий. Но одно дело изображать музыкальных исполнителей, а другое – увидеть самому музыку.
МУЗ: - Попытки осуществить этот замысел впервые были предприняты русским композитором Александром Николаевичем Скрябиным и литовским композитором и художником Чурлёнисом (но каждым – по своему). Произошло это почти в одно время – в конце 19 – в начале 20 века.
Композитор А.Н. Скрябин написал симфонию «Прометей», исполнение которой сопровождалось вспышками света различной окрашенности. При этом музыкальное произведение воспринималось уже двумя органами чувств – и слухом, и зрением. Желание слышать и видеть одновременно созданную композицию привело к рождению нового направлению – светомузыки (кстати, этот эффект используют сейчас многие рок- и поп-группы).
ИЗО: Композитор и художник М. Чюрленис стал основоположником музыкальной живописи. Свои впечатления от сонат, фуг, прелюдий он выразил с помощью красок и создал созвучный им мир зримых образов. Плоскость картин позволяет как- бы остановить музыку во времени для ее обозрения.
Посмотрите на ксерокопии картины «Фуга». Здесь мы видим, что графическое и живописное ощущается прежде всего как поэтическое и музыкальное. Впечатление зрителя, полученное от изысканных линий и цветовых сочетаний, немедленно отвлекается от триады линия – форма – цвет и обращается к триаде мелодия – форма – тональность.
МУЗ: Ребята, обратите внимание, что картина называется «фуга». Что такое фуга?
ИЗО: В свое время И.Ньютон сопоставил цвета спектра и музыкальную октаву. На его чертежах холодные части спектра соответствовали более низким звукам, теплые – высоким.
МУЗ (аккордеон): изменение длительности ноты привело к изменению ширины красочной линии. Однако цветомузыкальное восприятие мира у каждого человека индивидуально.
ИЗО: желтое – есть типично земная краска. Желтое нельзя особенно углубить.
МУЗ: - Повышение желтого звучит как труба, в которую все сильнее дуют, или как поднятый до большой высоты звук фанфар.
В музыкальном изображении светло-синее подобно звуку флейты, темно-синее – виолончели.(музыкальные фрагменты звучания флейты и виолончели).
ИЗО: Давайте попробуем сейчас соединить в сознании, с помощью прослушивания фрагмента музыкального произведения звук и чувства, звук и воображение, звук и цвет.
(звучит «Весна», Вивальди)
МУЗ: (после прослушивания)
- О чем это произведение?
- Что вы представляли? Чувствовали?
- Какие цвета вы видели? (теплые, холодные, нежные, яркие)
- Как можно назвать это произведение?
ИЗО: (практическая работа)
Итак, сейчас будет звучать музыкальное произведение, а вы попробуйте, используя свое воображение, выразить свои представления, чувства на бумаге живописью (можно использовать те приемы работы кистью, о которых мы говорили на прошлом уроке).
(играет мелодия, дети рисуют).
Рефлексия. Итог урока
Как можно назвать это произведение? (ответы). (Называем автора, название произведения).
Выставка работ. Оценки за урок. Домашнее задание.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ