Конспект урока музыки в 3 классе "Весёлая Масленица!"

Конспект урока музыки в 3 классе

Кудрешова Елена Васильевна,

учитель музыки

МОУ «СОШ с. Никольское»,

Астраханской области, Енотаевского района.





Тема урока: «Весёлая Масленица!»


Цель: расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике, его значении и традициях празднования и использовании народного наследия профессиональными композиторами.

Способствовать приобщению к традициям отечественной культуры.

Продолжать знакомить с малыми жанрами русского народного фольклора ( потешками, поговорками, закличками).

Развивать творческие способности воспитанников, совершенствовать их исполнительские умения и навыки.

Воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение.



Ход урока.

1.Организационный момент: вход под музыку, приветствие.

Работа над р.н.песней «Перед весной»бработка В. Попова) (интонация, дикция)

1.Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит.

Люли, люли, проходит,

Люли, люли, проходит.


2. Снег и холод прочь уводит.
Весну красную приводит.
Люли, люли, приводит,
Люли, люли, приводит.

3.Прощай, зимушка-старушка,
Ты, седая холодушка.
Люли, люли, холодушка,
Люли, люли, холодушка.

4.Прощай, саночки, конёчки,

Наши верные дружочки.
Люли, люли, дружочки,
Люли, люли, дружочки.



2.Изучение нового материала.

Уч.: -Ребята, о чем поётся в этой р.н. песне? (ответы детей)

- А какой праздник связан с этим событием? (ответы детей)

-Отмечают ли его сейчас, и что вы знаете о нем? (ответы детей)



(перед уроком некоторым учащимся раздаются четверостишия)

Звучит минус р.н.п. « Коробейники»

Cлайд1.

Уч.: Эй, веселей собирайся, народ!
Нынче масленица в гости идет.
Спешите! спешите, спешите!
Друзей с собой захватите!

1-й РЕБЕНОК: Тары-бары, тары-бары!
Выходите во дворы!
Будем пляски начинать,
Будем масленицу встречать.

Уч.: Но пришла пора.
Ай-да, Зимушка-зима,
Зима славная была.
Проститься,
Да с Весною
Подружиться.

2-й РЕБЕНОК: Зима-ледяна, зима-студена,
Пришла и твоя пора уходить со двора!

3-й РЕБЕНОК: Русскую зиму проводить нужно
Задорно, весело, дружно!

Слайд 2.

Уч.: Масленица- старинный праздник проводов зимы. Его отмечают многие славянские народы. Русский народ свою масленицу величает «честная» (ударение на третий слог), то есть почетная.

Праздновали Масленицу неделю, придавая каждому дню своё обрядовое значение.

Слайд 3.

ПонедельникВстреча. В первый день жарили пробные блины, так как в старину блины пекли только на масленицу, то нужно было хозяйке «набить руку», приловчиться. А какая поговорка дошла до нас с тех пор и что она означала? (ответы детей «Первый блин -комом»)

Пробные блины пекли размером с блюдце. Дети разносили их в те дома, откуда в воскресенье ждали гостей.
Слайд 4.

ВторникЗаигрыш. Неподалеку от селенья на «красной» горке из соломы сооружалось чучело зимы- Морены (Маржаны, от слова мор-смерть), возле него выкладывали мусор со двора, проводя при этом обряд очищения. Хоть и любили люди зиму, но пришла пора прощаться.

Слайд 5 .

Недалеко от Морены строили снежную крепость- дом зимы. Делились жители на две команды. Одна защищала дом зимы, а другая брала крепость. Городок необходимо было взять, во что бы то, не стало, иначе зима не уйдет. Но и защитники не спешили сдаваться- их в конце битвы пороли голиками(ветки без коры).
Слайд 6.

СредаЛакомка. В среду хозяйки начинали печь блины, именно печь, а не жарить, потому что пекли они их в печках. Блины были разного размера и цвета, особо любимыми были красные блины- символ солнца.
Слайд 7.

ЧетвергРазгул. В этот день ходили друг другу в гости, а днём проводили кулачные бои по возрасту от мала, до велика.

Слайд 8.

Пятница - Тещин вечерок. Первый год тёща ходила к зятю в дом на масленицу. Невестка первый раз пекла блины в новом доме, а свекровь наблюдала за ней. Если блины невестки нравились, то тёще полагался подарок, а если нет- могли и обругать! После года зять ходил к тёще.

Слайд 9.

Суббота - Золовкины посиделки. Собирались за один стоп все родные по старшинству- по левую руку у отца, по правую у матери.
Слайд 10.

Воскресение - Прощеный день или проводы зимы. Праздник начинался к полудню на красной горке.

-Как вы думаете, почему ни с утра начинали гуляние? (Потому что зимнее солнце в обед самое теплое, людям нужна была защита бога Солнца.)

Слайд11.

Игрухи собирали людей в хоровод, шли с песнями по солнцу, происходил обряд сливания людей с природой, а только поле этого начинали петь и веселиться.

Физкультминутка.

Уч.: - Разгоню тоску и дрему,
Пробуждайтесь ото сна,
К нам торопится Весна!

Балалайку доставайте,
Плясовую мне сыграйте.

(на мелодию р.н.п. «Коробейники»)

Заиграйка-ка, балалайка, -на первые четыре строчка дети изображают игру на балалайке.
Балалайка — три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны!
Ветер дует, ветер дует, -руки вверх, качаем со стороны в сторону.
Ветерочка не унять,
Лапти новые надену, - танцевальный элемент- ковырялочка.
Побегу Весну встречать.
Хватит реки льдом ковать! -пальцы рук в замок, упражнение «топор».
Лес морозить, птиц пугать!
Приходи, Весна, скорей —
Зажурчит опять ручей.
Ух, ты, злющая Зима, - указательным пальцем грозим зиме.
Уходить тебе пора!
Налетим со всех сторон -прыгаем на носочках, руки над головой.
И тебя прогоним вон.



Слайд12.

В заключении народного гуляния проводилась игра «стенка на стенку», в которой участвовало практически все мужское население. Дрались мальчик с мальчиком, парень с парнями, мужик с мужиком, а старик со стариком. Бились до первой крови- кровь появилась, драка прекратилась.

Слайд 13.

Клонился день к вечеру, солнце на заход- праздник на сход. Пришло время и Морену сжигать. Водили вокруг костра хоровод, да песни прощальные пели. После того, как костер потухнет, каждый брал себе горсть золы, которую клали везде: и в пищу и в корм животными в огород, потому что верили, что была в той золе сила солнца!



-Многие композиторы использовали народные обычаи в своих произведениях. Среди них русский композитор- сказочник Н.А. Римский – Корсаков.

Вопрос перед прослушиванием произведения: -Какое общее настроение господствует в музыке?

Слушание. Н.А. Римский – Корсаков «Проводы зимы» из оперы «Снегурочка»

(ответы на поставленные перед прослушиванием вопросы).

-Вы обратили внимание, что мажорное звучание сменяется минорным с чем это связано?

-Чей образ мы слышим в конце фрагмента?

-Как поступают с Масленицей жители Берендеева царства?



3.Разучивание и исполнение песни:

Проводы зимы

Музыка Н. Римского-Корсакова Стихи И. Устюжанина

  1. Раным-рано петухи у нас запели,
    Про весну-красну возвестили.
    Прощай, прощай, прощай, зимушка!
    Прощай, прощай, прощай, зимушка!

  2. Уж проталины меж снегов зачернели,
    С крыш сосульки звонко зазвенели.
    Прощай, прощай, прощай, зимушка!
    Прощай, прощай, прощай, зимушка!

  3. Мы весны-красны прихода ожидаем,
    Пеньем зимушку провожаем.
    Прощай, прощай, прощай, зимушка!
    Прощай, прощай, прощай, зимушка!


-В какой форме написана эта песня?


4.Итог:

- Чем отличается Масленица от других народных гуляний?

Домашнее задание:

-Нарисуйте этот праздник, или найдите пословицы про масленицу.


Выставление отметок.



Интернет ресурсы:


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории музыка:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ