Схема конспекта урока «В детском музыкальном театре. Опера» 2 Класс
Схема конспекта урока
Тема урока: « В детском музыкальном театре. Опера»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: урок – экскурсия.
Предмет: музыка
Класс: 2
Цель урока: познакомить обучающихся с жанром детской оперы.
Задачи:
- познакомить с видами музыкальных спектаклей;
- сформировать умение подбирать словесные характеристики героям детской оперы;
- создать условия для формирования вокально – хоровых навыков обучающихся;
- способствовать формированию положительного отношения к музыкальному театру.
Предметные умения: получить начальные представления о музыкальном театре, о детской опере.
Метапредметные УУД:
- личностные: участвовать в индивидуальном творческом процессе, выявлять актуальность идеи, смысл произведения, делать выводы о нравственных уроках жизни; учиться выражать свое мнение; учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
- регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану;
- познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной форме; знать названия видов музыкального театра, понимать особенности музыкального жанра оперы;
- коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно – познавательных задач.
Методы обучения: ……
Музыкальный материал урока: …….
Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, экран.
Этапы работы
Содержание этапа
1.
Организационный момент.
Цель учителя: настроить учащихся на продуктивную работу.
Цель учащихся: подготовиться к продуктивной работе на уроке, самостоятельно организовать своё рабочее место.
Задача учителя: включить учащихся в учебную деятельность.
Методы, приёмы: словесный, «необъявленная тема».
У: Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, какая песня звучала сейчас?
Д: Звучала песня «Спор Маши и Вити ».
У: Ребята, а о чём в ней поётся?
Д: Маша и Витя спорят о том, есть ли чудеса на свете.
У: Правильно! А вы как думаете, есть ли в нашей жизни чудеса?
Д: Да, в нашей жизни есть чудеса.
У: А где же мы можем с ними встретиться?
Д: Мы можем встретиться с чудесами в книге, фильме, сказке…
У: Хорошо, молодцы! Сейчас я прочитаю Вам стихотворение и Вы, ребята, попробуете ответить - где же ещё можно встретиться с чудесами!
Народу-то! Народу!
Куда ни кинешь взгляд,
По каждому проходу
Идет волна ребят.
Сажают их на стулья
И просят не шуметь,
Но шум стоит, как в улье,
Куда залез медведь.
Из длинного колодца
Невидимо для глаз,
То флейта засмеется,
То рявкнет контрабас.
Но вдруг погасли лампы,
Настала тишина,
И впереди за рампой
Раздвинулась стена.
И увидали дети
Над морем облака,
Растянутые сети,
Избушку рыбака.
Внизу запела скрипка
Пискливым голоском
Заговорила рыбка
На берегу морском.
Все эту сказку знали
О рыбке золотой,
Но тихо было в зале,
Как будто он пустой.
Очнулся он, захлопал,
Когда зажгли огонь.
Стучат ногами об пол,
Ладонью о ладонь.
И занавес трепещет,
И лампочки дрожат
Так звонко рукоплещет
Полтысячи ребят.
Ладоней им не жалко...
Но вот пустеет дом,
И только раздевалка
Кипит еще котлом.
У: О чём нам рассказывает автор в стихотворении? Куда мы попали?
Д: Автор рассказывает нам в стихотворении о театре. Мы попали в театр.
У: Всё верно! И сегодня на уроке мы будем говорить о театре. Ребята, а как Вы думаете – можно ли в театре встретиться с чудесами?
Д: Да, в театре можно встретиться с чудесами.
У: Правильно! Вот и наш урок сегодня не простой, а экскурсия в театр.
2.
Актуализация опорных знаний.
Цель учителя: способствовать закреплению следующих понятий: опера, балет, музыкальный спектакль; вспомнить их основные характеристики.
Цель учащихся: закрепить понятия «опера», «балет», «музыкальный спектакль»; выделить их основные характеристики.
Задачи учителя: актуализировать знания о музыкальных жанрах, побудить к использованию знаний для ответов на поставленные вопросы, создать положительный эмоциональный настрой.
У: Итак, в путь! Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Актуализация опорных знаний сопровождается видео фрагментами).
(Демонстрация видеофрагмента оперы).
Что же мы с вами увидели на экране?
Д: Мы увидели отрывок спектакля, где все герои пели.
У: А Вы знаете, как называется спектакль, где все герои поют?
Д: Музыкальный спектакль, где все герои поют, называется опера.
У: Правильно!
(Демонстрация видеофрагмента балета).
У: А сейчас что мы посмотрели?
Д: Мы увидели отрывок спектакля, где все герои танцевали.
У: А Вы знаете, как называется спектакль, где все герои танцуют?
Д: Музыкальный спектакль, где все герои танцуют, называется балет.
У: Правильно!
У: Правильно, мы увидели фрагменты спектаклей. Ребята, скажите, а что объединяет эти два отрывка? Что в них было общего?
Д: Эти отрывки объединяет то, что они оба сопровождались музыкой
3.
Изучение нового учебного материала.
Цель учителя: познакомить с видами музыкальных спектаклей, подвести учащихся к пониманию того, что музыка может выражать черты характера персонажей оперы.
Цель учащихся: понять, что существуют различные виды музыкальных спектаклей; выделить выразительные и изобразительные возможности музыки; найти слова, которые выражают характер персонажей оперы.
Методы и приёмы изложения: словесный, объяснительно – иллюстрационный, диалог, проблемно – поисковый, метод игрового контекста, приём «ассоциации».
Критерии уровня внимания и интереса: эмоциональный отклик на образное содержание музыки.
Методы мотивирования: поощрение (похвала), порицание (замечание по поводу шумного слушания музыки), игра.
Задачи вокально – хоровой работы: развитие исполнительских умений и навыков обучающихся, работа над дикцией, лёгкостью звучания, дыханием, интонацией.
(Объяснение нового материала сопровождается презентацией).
У: Молодцы! Очень хорошо! А если спектакли сопровождаются музыкой, то это означает, что они музыкальные. И экскурсия у нас не просто в театр, а в музыкальный театр! И сегодня в нашем музыкальном театре показывают сказку «Волк и семеро козлят».
Ребята, а кто помнит героев этой сказки?
(Дети вспоминают героев русской народной сказки «Волк и семеро козлят»).
У: Молодцы, помните. А Вы знаете, что по сюжету русской народной сказки «Волк и семеро козлят» поставлен кинофильм и снят мультфильм ? А кто же является главными героями этой сказки?
Д: Да, знаем! Мама Коза, козлята и Волк.
У: Итак, мы вспомнили главных героев сказки и теперь готовы отправиться в путь. Предлагаю Вам открыть двери, и … мы уже в театре!
Слайд 1.
У: Посмотрите, всё готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации и артисты, наверняка, уже готовы к выступлению. И первым персонажем, с которым мы сегодня познакомимся, будет Мама Коза. ( Слайд 2.) Сейчас мы послушаем её песню.
(Слушание Колыбельной Мамы Козы).
Скажите, ребята, какую же песню пела Мама Коза?
Д: Мама Коза пела колыбельную песню.
У: А как Вы узнали, что именно колыбельная песня?
Д: Там были слова: «Спи…», мягкая, покачивающаяся мелодия, песня звучала тихо.
У: А какой Вам представилась Мама Коза?
Д: Мама Коза добрая, нежная, любит своих козлят.
У: Ребята, а кто - нибудь услышал имена козлят?
Д: Да – Бодайка, Болтушка, Топтушка, Всезнайка, Мазилка, Дразнилка и Малыш.
У: Какие необычные имена, правда, ребята?
Д: Да, очень необычные имена.
У: А почему мама дала им такие имена?
Д: Мама Коза дала им такие имена, потому что имена козлят отражают их характер.
У: Правильно! Молодцы! Посмотрите, пожалуйста, на экран. Какой из козлят здесь изображён? (Слайд 3 с изображением козлёнка с большими рожками, сердитого).
Д: Это Бодайка.
У: А как же Вы догадались?
Д: У него большие рожки, значит, он любит бодаться.
У: Правильно. А как же этого козлёнка зовут? (Слайд 4 с изображением козлёнка с палитрой, кистями).
Д: А это Мазилка. У него в руках кисти, палитра, значит, он любит рисовать.
У: Молодцы, какие – правильный ответ! А ещё я хочу познакомить Вас сегодня с самым маленьким козлёнком (Слайд 5 с изображением маленького козлёнка) его зовут…
Д: Малыш.
У: Правильно – Малыш.
(Прослушивание темы Малыша и Военного марша).
Каким же перед нами предстаёт Малыш?
Д: Бодрым, энергичным, заводилой, построил всех козлят и дал команду маршировать.
У: Ребята, скажите, а почему композитор включил в характеристику этого козлёнка марш?
Д: Потому что Малышу хочется поскорее вырасти и он представляет себя командиром на параде, и вместе с козлятами шагает под звуки военного марша.
У: А давайте представим себе, ребята, что мы вместе с Малышом оказались на параде и вместе с ним и козлятами промаршируем под эту музыку.
(Звучит тема Малыша и Военный марш).
(Дети, стоя около своих мест маршируют, повторяя движения за учителем).
У: Молодцы, очень хорошо получилось – мы с Вами вместе с героями этой сказки побывали на сказочном военном параде и помогли Малышу почувствовать себя настоящим командиром. А теперь, присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.
Ребята, а ответьте мне на такой вопрос – как общались с нами герои сказки?
Д: Герои сказки общались с нами с помощью музыки.
У: Верно, значит, мы можем сказать, что сказка «Волк и семеро козлят» - это…
Д: …музыкальная сказка.
У: Молодцы, правильный ответ!
Итак, мы познакомились с музыкальными характеристиками козлят. А теперь я предлагаю Вам поучаствовать в музыкальном спектакле. Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»?
Д: Козлята живы, они радуются.
У: Правильно, козлята живы, радуются и поют финальную песню все вместе, т. е…
Д: Поют хором.
У: Правильно!
(Прослушивание заключительного хора «Семеро козлят»).
У: Какое настроение у козлят в этом хоре?
Д: У козлят приподнятое, весёлое настроение, они рады тому , что остались живы.
У: Ребята, а имена каких героев услышали в музыке?
(На экране появляются имена козлят, участвующих в хоре).
У: Приглашаю Вас поучаствовать в спектакле: представить себя в роли главных героев – козлят и разучить заключительный хор.
(Разучивание хора «Семеро козлят»).
(Исполнение хора «Семеро козлят».)
У: Ребята, скажите мне, а в роли кого мы с Вами оказались , когда исполняли этот хор?
Д: Мы оказались в роли артистов музыкального театра.
У: Правильно, мы оказались с вами в роли артистов музыкального театра и смогли сами исполнить хор из …
Д:…детской оперы.
У:Ребята , а чем же отличается детская опера от оперы?
Д: Детская опера написана специально для детей и дети сами могут её исполнить.
У: Правильно! Детская опера написана специально для детей и дети сами могут её исполнить, что мы с Вами сейчас и сделали.
3.
Закрепление учебного материала.
Цель учителя: закрепить полученные знания о жанре детской оперы.
Цель учащихся: понимать особенности жанра детской оперы.
Методы и формы: репродуктивный, наглядный, диалог.
Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: осознание учащимися, что существуют различные виды музыкальных спектаклей, что музыка может выражать характер героев и изображать их.
У: Итак, ребята! Куда же мы сегодня побывали?
Д: Сегодня мы побывали на экскурсии в музыкальном театре. ( На доску выносится понятие
« Музыкальный театр»)
У: Правильно. А что такое музыкальный театр, какие спектакли мы можем там увидеть?
Д: Музыкальный театр – это театр, в котором показывают музыкальные спектакли – оперы и балеты. (На доску выносится понятие «Музыкальный спектакль»).
У: Всё верно. А что же такое опера?
Д: Опера – это музыкальный спектакль, где все герои поют. (На доску выносится понятие «Опера»).
У: Правильно! А что же такое балет?
Д: Балет – это музыкальный спектакль, где все герои танцуют. (На доску выносится понятие «балет»).
У: Очень хорошо, правильно. А с какой оперой сегодня знакомились мы?
Д: Сегодня мы познакомились детской оперой «Волк и семеро козлят». (На доску выносится понятие «Детская опера»)
У: А чем детская опера отличается от оперы?
Д: Детская опера написана для детей и может исполняться детьми.
У: Молодцы, очень хорошо!
А что же объединяет все эти спектакли?
Д: Эти спектакли объединяет музыка.
У: Правильно!
4.
Задание на дом:
Цель учителя: закрепить знания о детской опере.
Цель обучающихся: применить полученные знания о детской опере в жизни, научиться различать виды музыкальных спектаклей.
Методы: словесные
У: Ребята, раньше мы с Вами создавали афишу к опере. А теперь попробуйте дома создать афишу к детской опере, фрагменты которой сегодня звучали у нас на уроке.
5.
Подведение итогов урока.
Цели для обучающихся на данном этапе:
проявлять самостоятельность в практической деятельности оценивать результат деятельности.
Цель для педагога на данном этапе:
создать ситуацию, побуждающую участников к анализу своей деятельности.
Задачи:
нацелить обучающихся на использование полученных знаний в практической деятельности.
Методы: словесные.
У: Что нового Вы сегодня узнали на уроке?
Ответы детей.
У: Что Вам больше всего понравилось на уроке?
Ответы детей.
Оценивание обучающихся.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ