Статья «Новые формы творческой самореализации учащихся. Из опыта участия в дистанционной олимпиаде по искусству «Арт-олимп XXI век»
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №303
с углубленным изучением немецкого языка
и предметов художественно-эстетического цикла
имени Фридриха Шиллера
Фрунзенского Административного района
Санкт-Петербурга
Статья
«Новые формы творческой самореализации учащихся. Из опыта участия в дистанционной олимпиаде по искусству «Арт-олимп XXI век»
подготовила
учитель музыки,
педагог дополнительного образования
Изотова Светлана Владимировна
Санкт-Петербург
2013
Цель статьи – показать роль компьютерных технологий – новейших технологий для урока музыки – в развитии творческих способностей учащихся, а также вовлечь большее число учителей в участие в дистанционной Олимпиаде. Данная статья освещает опыт участия учеников в дистанционной Олимпиаде по искусству, позволяющий использовать информационно-коммуникационные технологии как инструменты в процессе создания творческих работ подростками под руководством учителя музыки или изобразительного искусства.
Сегодня обществу нужны образованные, самостоятельные, способные к сотрудничеству люди, которые умеют принимать решения в ситуации выбора, реализовывать творческий потенциал.
Основной ценностью становится не усвоение суммы знаний, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, самостоятельно принимать решения. Творческая самостоятельная работа, позволяющая учащимся развивать свои индивидуальные способности, обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе.
Современные дети активно используют различную цифровую технику, и это, безусловно, накладывает отпечаток на развитие их личности. Но зачастую, мы, учителя, не в полной мере используем информационные технологии в своей работе. Стимулом для объединения учителя и учеников в использовании новой техники в учебном процессе явилось участие в дистанционной олимпиаде по музыке, которая впервые была проведена в 2007 году кабинетом искусств Академии постдипломного педагогического образования.
Ежегодно эта олимпиада создает особое творческое пространство, давая возможность для развития умений эффективно работать с информацией и использовать её для реализации собственных целей, задач, творческих замыслов.
В процессе выполнения заданий, темы которых выходят за рамки содержания учебных предметов, позволяя расширять кругозор детей и совершать путешествия во времени и пространстве, учителя и ученики осваивают разнообразные ресурсы и технологии. Школьники имеют возможность участвовать сразу в нескольких номинациях.
С техническими трудностями, которые неизменно возникают в ходе выполнения заданий, участникам помогают справиться организаторы, размещая необходимые объяснения, методические материалы, ссылки на полезные статьи на официальном сайте олимпиады http://artolymp21vek.narod.ru/ и отвечая на вопросы школьников и учителей на форуме.
В рамках участия в олимпиадах 2007-2011 года мы научились создавать подкасты, мультимедийные проекты и Ленты времени, освоили технологию создания и ведения блогов, приобрели необходимые навыки работы в различных компьютерных программах, таких как Audacity, MS Power Point, Movie Maker.
Не стала исключением и V Всероссийская дистанционная олимпиада 2011 - 2012 года, названная «Вариации на тему…», в процессе которой участники знакомились с технологией создания динамических изображений.
Одним из организаторов этой олимпиады являлся Музей и галереи современного искусства «Эрарта», где прошли очные туры для школьников Санкт-Петербурга. Работа непосредственно в залах музея необыкновенно вдохновила участников, которые сожалели об окончании этого праздника творчества, несмотря на длительный олимпиадный марафон, традиционно состоящий из трёх туров.
Задание первого тура состояло из двух частей: первым шагом на пути определения «темы для вариации» стало небольшое исследование, которое дети проводили с помощью разнообразных источников, прежде всего, Интернет-ресурсов. После этого, необходимо было составить цепочку ассоциаций к расшифрованному термину. И наконец, используя технологию поиска музыки в Интернете, участникам предлагалось подобрать 6 звуковых файлов, соответствующих ассоциативному ряду.
Работа с ассоциациями помогла вовлечь детей в восприятие произведений искусства как в творческий процесс, где нет готовых «правильных» выводов, решений, а есть лишь вдохновение творца…
Решающим в поисках стало посещение (реальное или виртуальное) музейной экспозиции, где организаторы предложили поработать непосредственно в пространстве музея, с его художественной коллекцией и окончательно определиться с темой будущих проектов.
Знакомясь с экспозицией музея, дети получили опыт соприкосновения с подлинником, который дал возможность вступить в диалог с самим произведением, обратиться к его изначальным смыслам, значениям. Картины наполнились собственными ассоциациями ребенка, его мыслями, переживаниями.
И конечно всех вдохновили идеи ИЗО - анимации, с которой мы познакомились в одном из кинозалов музея. Этот синтез видео-арта и изобразительного искусства – одно из изобретений «Эрарты». Небольшие видео либо мультипликационные ролики, в основе которых лежат картины из коллекции музея, знакомят зрителей с вариантом интерпретации живописного произведения художником видео-арта.
Во втором туре, участникам было предложено создать собственные вариации на тему выбранного произведения: «оживить» картину – создать динамическое изображение совершить «Путешествие по картине» с помощью соответствующего программного обеспечения и обязательно наполнить «живую» картину звуками – т.е. создать саундтрек в виде звукового коллажа, с включением в него фрагмента музыкального произведения, которое послужило основой для выбора картины на экспозиции музея «Эрарта». В небольшом эссе участникам предлагалось пояснить свой творческий замысел.
Работая в программе FotoMorph, мы освоили новую для нас технологию морфинга, создающую особый эффект плавной трансформации одного объекта в другой, совершенствовали навыки работы в программах MS PowerPoint, Movie Maker, PhotoScape, Audacity.
В оригинальных «Путешествиях по картине» школьники стремились раскрыть личный взгляд на произведения современного искусства, наполненный их чувствами, мыслями ассоциациями.
В третьем туре участников поделили на группы, в которых они самостоятельно должны были наладить систему интернет-взаимодействия для выполнения совместного задания. Для комфортной работы в музее школьники могли пользоваться компьютером (или другим мобильным устройством) с подключением к сети Интернет.
По предложенным «подсказкам» участники выбрали одну картину из коллекции музея современного искусства, придумали собственную вариацию на тему этой картины и разыграли ее в зале музея. Музей стал для них настоящим пространством для творчества.
Дети совместно разрабатывали сценарий вариации, обсуждали, какой материал необходим: музыка, поэтические тексты, детали костюмов. Распределяли роли и обязанности. В этой работе школьникам помогал театральный педагог.
После завершения олимпиады участники продолжили творческое общение со своими новыми друзьями, делясь интересными идеями и планами на будущее.
Олимпиадные задания 2012-2013 года побудили детей совершить настоящее «Путешествие с подлинником». Ребята познакомились с мультфильмами и фильмами, в которых звучит классическая музыка. Выбрав одно музыкальное произведение, участники отправились в виртуальное путешествие, осваивая нюансы работы с Google- картами. На каждой карте работало сразу несколько «путешественников».
Итоговой точкой путешествия стало создание творческого проекта – музыкального коллажа, с использованием выбранного произведения. Ребята совершенствовали свои навыки и умения работы в аудиоредакторе Audacity и создали видеоряд с помощью редактора видео Киностудии Windows Live.
Лучшие работы моих учеников – призеров и победителей дистанционной олимпиады я размещаю на страницах блогов «Подберу музыку к тебе…» и «Портфолио учителя музыки».
На мой взгляд, главное достоинство этой олимпиады – создание особой атмосферы сотворчества, которая создает благоприятные условия для личностного роста школьников, позволяя использовать, проявлять и развивать индивидуальные способности и таланты, расширяет их кругозор и стимулирует интерес к предметам художественно-эстетического цикла. Участвуя в олимпиаде, школьники и педагоги приобретают необходимый опыт творческой деятельности с использованием новейших технологий.
Использованные Интернет-ресурсы:
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ