Технологическая карта урока музыки в 6 классе Тема: «Бессмертный Бог гармонии» "Эмоциональный мир полифонии"
МБОУ «Андреевская основная общеобразовательная школа»
Технологическая карта урока
музыки в 6 классе
Тема: «Бессмертный Бог гармонии». Эмоциональный мир полифонии.
Выполнила:
Дорофеева З. К.
учитель музыки
I категории
2014
Урок 24. «Бессмертный Бог гармонии» Эмоциональный мир полифонии.
Цель деятельности учителя
Развитие интереса обучающихся к творчеству И. С. Баха; подвести к выводу, что жизнь не только рождает музыку, но и испытывает на себе её преобразующую роль
Тип урока
Урок объяснения нового материала
Планируемые образовательные ресурсы
Предметные: Стремление к приобретению музыкально- слухового опыта общения с новым музыкальным произведением: фуга Соль минор
Метапредметные: способность извлекать материал из различных источников, включая литературу, электронные носители
Личностные:
Вхождение обучающихся в мир духовной ценности произведений Баха, присвоение духовно- нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов
Методы и формы обучения
Слушание, наблюдение, анализ
Образовательные ресурсы
Оборудование
Экран, компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно- демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся, Фуга «Соль минор»
Основные понятия
Полифония, фуга, хорал
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие
компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность
обучающихся
Формы
организации
взаимо-
действия
Формируемые
УУД
Промежуточный контроль
Мотивация
(самоопределение
к учебной
деятельности)
Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником
Музыка-это замок хрустальный.
Музыка - это солнечный луч.
Мы открываем нотные тайны,
Нам помогает скрипичный ключ.
В. Семернин
Сегодня мы
окунемся в мир музыки, которая была написана двести лет тому назад.
Эта музыка звучит, когда в эфир выходит программа
«Человек и закон». Как вы думаете, современная ли эта музыка?
Не подумаешь, что этой музыке 200 лет. Корни этой музыки лежат в творчестве композитора немецкой классики И. С. Баха Это токката.
Слушают учителя, участвуют в диалоге
фронтальная
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания
Познаватель-
ные: осознают недостаточность знаний
Отвечают на вопросы
Актуализация знаний
Воспроизведение новых знаний
и применение их в новой ситуации
Краткая биография И. С. Баха Просмотр мультимедийной презентации, подготовленной учеником.
Беседа по презентации .
Извлекают необходимую информацию
из сообщения
обучающегося,
смотрят презентацию, задают вопросы
Индивидуальная и групповая
Личностные:
вхождение обучающихся в мир духовных
ценностей;
понимание представителей другой культуры;
присвоение духовно- нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов на основе поиска их жизненного
содержания
Познавательные: стремление к приобретению музыкально- слухового опыта с новым музыкальным произведением нового жанра;
формирование интереса к специфике деятельности Баха
Регулятивные: участие в индивидуальном проекте,приобретение навыков работы с Интернетом.
Коммуникативные: решение учебных задач в процессе исследовательской деятельности; формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, совершенсвов
ание навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки
Отвечают на вопросы
Выявление места
и причины затруднения
Беседа по вопросу
Почему люди сегодня обращаются к музыке Баха, хотя она была написана 200 лет тому назад?
Вступают в диалог с учителем
фронтальная
Личностные:
стремление войти в мир духовных ценностей
Познавательные: стремление к приобретению музыкально- слухового опыта с новым музыкальным произведением нового жанра;
формирование интереса к специфике деятельности Баха
Регулятивные:
самостоятельный выбор целей и способов решения учебной задачи;
Коммуникативные: формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, совершенсвова-
ние навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки
Отвечают на вопросы, размышляют
Целеполагание
построение проекта выхода из затруднения
Осмысление новых сведений
Рассказ обучающегосяо
службе Баха в церкви св. Фомы.
Раскрытие сущности новых понятий,
усвоение нового материала
Беседа по вопросам
Слушание произведения
Обсуждение результатов
по заданиям
Слышали вы когда-нибудь термин полифония?
Полифония с греческого.означа-
ет
как «многоголосие». В полифонии одновременно звучат несколько мелодий, и все они равномерны, нет главных и аккомпанирующих. Величайшим полифонистом был И. С. Бах Движения мелодий-голосов в его сочинениях – это движение человеческой мысли, напряженное движение жизни. Рассказ
учителя.
1.Полифония-поистине высокая область баховского творчества.
2. Творческий путь Баха.
3.Образы и идеи
Кто из вас видел орган?
Как вы думаете,
это инструмент клавишный или духовой?
Сегодня на уроке прозвучит одно из прекраснейших произведений Баха для органа - «Фуга соль минор». Определить тему фуги?
Какие чувства
испытывает человек, слушая эту музыку?
Почему церковные власти боялись , что музыка Баха уведет горожан от их власти?
Слово « фуга» по латыни значит «бег». Фугой называют произведение, построенное на непрерывном развертывании одной музыкальной мысл , которая со строгой последовательно-стью в установленном порядке проводится всеми участвующими голосами. «Искусство фуги» он закончил в 1750 году. В баховском сборнике 14 фуг и 4 канона. Все они написаны на одну тему.
Слушают сообщение, извлекают информацию
Записывают
термин в тетрадь
Участвуют в диалоге
Слушают.
Обдумывают и
обсуждают тему, готовят ответ на поставленный вопрос
обсуждают, высказывают
и обосновывают свою точку зрения
записывают в
тетради
Фронтальная
индивидуальная
индивидуальная
Групповая
Индивидуальная и групповая
Индивидуальная и групповая
Фронтальная
Личностные:
Понимание представителей
другой, культуры
присвоение духовно- нравственных ценностей музыки
Познавательные: стремление к приобретению музыкально- слухового опыта с новым музыкальным произведением нового жанра;
формирование интереса к специфике деятельности Баха
Отвечают на
Вопросы
Творческая
практическая деятельность
по реализации
построенного
проекта
Сообщения учеников
Различные полифонические формы
Клавирные сочинения. Большая часть клавирных сочинений Баха создана им в зрелом возрасте и обязана своим появлением его глубокому интересу к музыкальному образованию. Эти пьесы написаны в основном для обучения собственных сыновей и других одаренных учеников, но под рукой Баха упражнения превращаются в музыкальные жемчужины. В этом смысле подлинный шедевр изобретательности представляют собой 15 двухголосных инвенций и столько же трехголосных инвенций-синфоний, которые демонстрируют разные типы контрапунктического письма и разные типы мелодики, соответствующие определенным образам. Самое известное клавирное сочинение Баха – Хорошо темперированный клавир (Das Wohltemperierte Clavier), цикл, содержащий 48 прелюдий и фуг, по две для каждой минорной и мажорной тональности. Выражение «хорошо темперированный» относится к новому принципу настройки клавишных инструментов, при котором октава делится на 12 равных в акустическом смысле частей – полутонов. Успех первого тома этого собрания (24 прелюдии и фуги во всех тональностях) побудил композитора к созданию второго такого же тома. Бахом написаны также циклы клавирных пьес, сочиненных по моделям распространенных танцев той эпохи – 6 Английских и 6 Французских сюит; еще 6 партит были опубликованы между 1726 и 1731 под названием Клавирные упражнения (Clavierbung). Во вторую часть Упражнений вошли еще одна партита и блестящий Итальянский концерт, в котором сочетаются стилистические черты клавирных жанров и жанра концерта для клавира с оркестром. Серию Клавирных упражнений завершают появившиеся в 1742 Гольдберг-вариации – Ария и тридцать вариаций, написанные для ученика Баха И.Г.Гольдберга. Точнее, цикл был написан для одного из почитателей Баха – графа Кайзерлинга, русского посла в Дрездене: Кайзерлинг тяжело болел, страдал бессонницей и часто просил Гольдберга ночью играть для него баховские пьесы.
Слушают, извлекают информацию
Индивидуальная, групповая
Личностные:
осознание особенностей музыки Баха
Познавательные: стремление к приобретению музыкально- слухового опыта с новым музыкальным произведением нового жанра;
формирование интереса к специфике деятельности Баха
Регулятивные: контролируют свое поведение
Коммуникативные: формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, совершенсвов
ание навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки
Первичное закрепление с
Комментированием
Беседа по вопросам
Как воспринималась вами музыка фуги?
За счет чего происходит раздвижение пространства фуги?
Отвечают на вопросы
индивидуальная
Личностные:
присвоение
духовно- нравственных ценностей музыки
Познавательные:
формирование интереса к специфике деятельности Баха
Коммуникативные: формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, совершенсвов
ание навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки
Ответы на вопросы
Закрепление новых знаний
Фуга
В характере темы есть скерцозность, отражение танцевальных образов — черты чисто светской бытовой музыки, обычно завуалированные в монументальных органных полотнах Баха. После грандиозного звучания заключительных аккордов фантазии одноголосное проведение темы, ее ритмическая подвижность и заостренный рисунок мелодии в силу контрастности производят несколько неожиданное впечатление. Но с каждым новым появлением темы и наслоением голосов раздвигается и ширится звуковое пространство, неудержимей становится устремленность движения. В форме соль-минорной фуги можно усмотреть часто встречающуюся в фугах Баха репризную трехчастность. Первую часть составляют экспозиция и контрэкспозиция, затем следует большая средняя разработочная часть и сокращенная реприза Однако ладотональный план фуги вносит «поправки» в ее общую конструкцию. В экспозиции фуги, в ее кульминационных областях — центральной и завершающей — господствует главная тональность. От экспозиции движение направляется в сторону доминанты, от первой кульминации — в сторону субдоминанты. Общие контуры тонального плана можно обозначить как Т — D — Т — S — Т. Периодическое появление основной тональности как бы выполняет функции рефрена, материал же, расположенный в других ладотональных пластах, становится подобным эпизодам в рондо. В полифоническом жанре фуги такие тональные соотношения и являются признаком рондообразных форм.
Слушают и извлекают информацию
Групповая
индивидуальная
Записывают в тетради
Включение в систему знаний
и повторение
Согласно статистике, Иоганн Себастьян Бах – самый известный и самый исполняемый композитор в мире. Его знает каждый музыкант. У него самое большое количество биографов. Его знают все - и не знает никто. «Иоганн Себастьян Бах - великая тайна! Тайна человеческого гения, тайна разума и чувств».
Фамилия Bach - это музыкальная монограмма композитора: си-бемоль – ля – до – си-бекар.
Познают
тайну музыки Баха
и его монограммы
Индивидуальные и фронтальные
Личностные
понимание представителя другой культуры
Познавательные: стремление к приобретению музыкально- слухового опыта с новым музыкальным произведением нового жанра;
формирование интереса к специфике деятельности Баха
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Заключительная беседа по уроку
Что нового узнали на уроке?
Почему сегодня люди слушают Баха?
В чем новизна для вас произведений Баха?
Нужен ли нам Бах?
Вступают в диалог, размышля-ют, подводят
итог по уроку
Групповая, индивидуальная
Личностные:
присвоение духовно- нравственной ценности музыки
Познавательные:
применение полученных знаний в жизни
Регулятивные:
уметь оценивать
современные интерпретации Баха
Коммуникативные: формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, совершенсвова-ние навыков развернутого речевого высказывания в процессе ответов на вопросы
Отвечают на вопросы
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ