Урок музыки 6 класс Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С.Пушкина
Водопьянова Т.М.
Урок музыки 6 класс
Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С.Пушкина
Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным в 1830 году, в золотую пору его творчества, которая вошла в историю под названием «Болдинская осень» и давшую невиданную россыпь гениальных произведений, вылившихся из-под пера поэта как бы в одночасье.
Пушкин в Болдино
В основе повести лежит курьёзный случай
непредвиденной женитьбы молодого военного
и провинциальной девушки. Однако, если для
первого это всего лишь одно из весёлых приключений, то для другой — крах первой любви. Вспоминается романтическая баллада Жуковского, приведенная Пушкиным в эпиграфе: неравная любовь, родительский запрет, ночь, зима, метель, тайная свадьба в удаленной церкви, сани, по снежной дороге несущие богатую невесту к нищему жениху, роковая путаница, смерть жениха. Сюжет состоит из двух сюжетных линий, сходящихся в конце: первая линия — Марья Гаврилова и Владимир, вторая — Марья Гавриловна и Бурмин.
Иллюстрация к балладе
« Светлана»
Многие из русских художников - иллюстраторов обращались к повести Пушкина. Иллюстрация – это наглядное изображение, сопровождающее, дополняющее и разъясняющее текст. В строгом значении термина к иллюстрации относят произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом. Читатели потом видели героев книги, и все что их окружало глазами художника.
Обложка повести « Метель»
Дмитрий Шмаринов по крупинкам собирая малейшие авторские указания, относящиеся к герою, его внешности, манере поведения, разыскивая портреты исторических лиц, возможных прототипов литературных персонажей, проверяя по натуре каждый жест, изучая все, что только можно изучить, не просто собирал материал - он, подобно талантливому артисту, вживался в образ героя, переживал движения его внутренней жизни, и начинал воспринимать мир его глазами, чувствовать его чувствами. Образ обрастает плотью, приобретает конкретность. И в какой-то счастливый миг все, что было накоплено кропотливым долгим трудом, свободно переплавляется, сама душа художника творит легко и раскрепощенно, воплощая на листе бумаги то, что жило в ней и представлялось внутренним взором.
«Метель». Побег Марьи Гавриловны. Художник
Д. Шмаринов
Читать полностью: http://yablor.ru/blogs/as-pushkin-povest-metel/258754
«Метель». «Я повернулся, вышел из церкви без всякого препятствия...» Художник
Д. Шмаринов. http://yablor.ru/blogs/as-pushkin-povest-metel/258754
Кроме Шмаринова к повести Пушкина обращались и другие. Художник В. Милашевский также описал Побег Марьи Гавриловны.
«Метель». Побег Марьи Гавриловны. Художник
В. Милашевский.
Главное событие повести изобразил в своей картине «Метель» художник А. Ванециан. «Метель».
«Метель». Художник А. Ванециан.
http://yablor.ru/blogs/as-pushkin-povest-metel/258754
Эту же сцену иллюстрирует Н. Пискарев.
«Метель». Художник Н. Пискарев.
http://yablor.ru/blogs/as-pushkin-povest-metel/258754
О счастливом финале рассказывает иллюстрация «Я женат» художника Б. Косульникова.
«Метель». «Я женат». Художник Б. Косульников
http://yablor.ru/blogs/as-pushkin-povest-metel/258754
Пушкинский сюжет вдохновил великого русского композитора Георгия Васильевича Свиридова на создание музыки.
В 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер В. Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Поэтизация простой жизни маленьких городков и усадеб, а не столичных чиновников и аристократов, жизни, особенно близкой Свиридову, — вот что стало основным
в его музыкальном решении. Он исходил из интонаций, которые
бытовали в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову настроением. Музыка зазвучала как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство жизни.
Портрет Свиридова
Фильм получился необыкновенно захватывающий и трепетный. Возможно исполнители главных ролей Валентина Титова, Олег Видов и Григорий Мартынюк очень подошли для этого. Они были также молоды, обаятельны, красивы. И, конечно, большую роль сыграла музыка к кинофильму.
Кадры фильма « Метель»
В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, сочиненных для кино, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров создали последовательный ряд своего рода иллюстраций к пушкинской повести. Так и было решено назвать новый опус: музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Однако по жанру это именно сюита с присущими ей образными контрастами между соседними частями.
Ноты «Музыкальные иллюстрации» Г. Свиридова
Метель — один из самых излюбленных
образов-символов в творчестве Пушкина.
Разгул стихии, хаос, сопряженный с бурей чувств
и темными, непознаваемыми силами.
«Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна освещает снег летучий, мутно небо, ночь мутна…»
Волшебные строки, задевающие потаенные струны души, дышащие детством, и личным, и человеческим.Стихия играет в жизни героев роковую роль. Пушкин рассказал об этом фразой: «Казалось бы, всё шло, как задумано, однако разыгралась метель и Владимир, заблудившись, приехал в церковь только под утро». В жизни многое случается внезапно, случайно, но от этого зависит вся дальнейшая судьба.
Сцена метели из фильма – Олег Видов
О событиях ненастной ночи позже вспоминал Бурмин: «Я велел ямщику подъехать. «Помилуй, где ты замешкался
– сказал мне кто-то; – невеста в обмороке;
поп не знает, что делать; мы готовы были ехать назад.
Выходи же скорее». Я молча выпрыгнул из саней
и вошел в церковь, слабо освещенную двумя
или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке
в темном углу церкви; другая терла ей виски.
« Слава Богу, – сказала эта, – насилу вы приехали.
Чуть, было, вы барышню не уморили».
Старый священник подошел ко мне с вопросом:
«Прикажете начинать?» – «Начинайте, начинайте, батюшка»,– отвечал я рассеянно. Девушку подняли.
Она показалась мне не дурна...»
Мартынюк в роли Бурмина
Музыка Свиридова иллюстрирует не ход сюжета, а его внутреннее развитие. Отдельные номера, как странички в альбоме 19 века:
Тройка
Вальс
Весна и осень
Романс
Пастораль
Военный марш
Венчание
Отзвуки вальса
Зимняя дорога
1 Иллюстрация - «Тройка»
Музыка Свиридова рисует образ тройки, которая летит
через зимнюю мглу под звон дорожных колокольчиков, под меланхоличную нескончаемую песню, похожую
на напевы ямщиков.
Тройка зимой
Mp3«Тройка» -
2 Иллюстрация - « Вальс»
В Вальсе Свиридова звучит непритязательная мелодия
с характерным для этого танца аккомпанементом
(бас на первой доле и аккорды на второй и третьей).
В нем нет пышности и великолепия бального танца.
Кажется, он звучит в обстановке домашнего праздника,
в небогатой усадьбе или в саду провинциального городка.
Мелодия, длительно разворачивающаяся то у скрипок,
то расцвечивающаяся тембрами деревянных инструментов, бесхитростна и обаятельна.
Сцена вальса из фильма
Mp3 -«Вальс»
3 Иллюстрация - « Романс»
Этот романс исполняется без слов, но содержание музыки понятно: в музыке словно сошлись вместе чувства трех героев повести. Романтический характер героев, их душевные порывы рисует музыка Свиридова. Вступительные аккорды у оркестра сменяет привычный для бытового исполнения отыгрыш рояля. Скрипка соло запевает мелодию романса, основанную на интонациях, типичных для романсовой музыки середины XIX века, и она разворачивается все шире, привольнее. Солирующий альт «подпевает», словно второй голос в дуэте, затем их сменяют флейта и гобой, потом к пению присоединяется
английский рожок. А рояль продолжает меланхолично
исполнять свою партию. Музыка становится более
взволнованной, приближается кульминация.
Роль солиста берет на себя труба, а подпевать ей
начинают валторны. В заключении все утихает,
кларнет и солирующая виолончель завершают дуэт.
Кадр из фильма – объяснение Бурмина в саду
Mp3 -«Романс»
Вопрос:
Что можно узнать о пушкинской эпохе из музыки композитора конца XX века?
ПАУЗА
Ответ:
О том, какая тогда звучала музыка, какие были танцы,
что любили петь. Представить чувства героев.
Бал в русской усадьбе 19 века
Вопрос:
Как вы думаете, соответствует ли музыкальный пейзаж в « Иллюстрациях» Свиридова духу повести Пушкина?
ПАУЗА
Ответ:
Музыка рисует русский пейзаж, передает
картину зимней метели очень тонко и поэтично.
http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post247571353/
Свиридов не случайно назвал свое произведение иллюстрациями: самая главная способность музыкального искусства – это способность рассказывать о явлениях природы, о событиях окружающей жизни, и внутренней жизни человеческой души в их развитии, движении. Его музыка не только иллюстрирует, но и ведет свой рассказ о чувствах героев.
Афиша фильма – Mp3 -«Романс».Финал
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ