Урок музыки во 2 классе "Песенность, танцевальность, маршевость"

2 класс

1 четверть

Тема: Песенность, танцевальность, маршевость

Дети заходят в класс.

Муз. Приветствие:

Сейчас музыкальный начнётся урок

Об этом сказал нам весёлый звонок.

Сказал, заливаясь на ноте высокой:

Друзья, поздравляю с началом урока!

Распеваемся в 5 тональностях.

Посадка по руке.

Ребята, я вас рада видеть после летних каникул. Вижу по вашим счастливым лицам, что лето прошло бурно, весело, солнечно. И вы, конечно же заметили, что где бы вы ни были, вас всегда окружала музыка. Она звучала с экрана телевизора, магнитол, радио. И, конечно на праздниках. Кто из вас был на самом главном празднике Дне города? Какая музыка там звучала? …. Да, о нашем родном городе сложено много песен, рассказов, стихов и даже школьники сочиняют стихи об Омске, пример тому Таранова Алёна, 5-2 класс школы № 43 г. Омска.

А Никита Сенкевич прочтёт нам это замечательное стихотворение:

Ни Чита, ни Барнаул,
Ни какой-нибудь аул,
Ни Новосибирск, ни Томск,
Мой любимый город Омск!

С Омском, милым и хорошим,
Я живу с каждым днём веселей.
Я люблю его зимней порошей,
Ялюблю его летом сильней.

Я люблю тебя, город любимый,
Ты дороже блеска камней.
Я люблю тебя, город красивый,
Город добрых, весёлых людей!

Не нужны мне реки другие,
И не нужен мне город другой.
Я хочу, чтоб со мною были
Омичи и Иртыш дорогой!

Спасибо Никите, Как здорово, что нас окружает искусство! А музыка и литература идут рядом, дополняя друг друга! Но сегодня главная здесь Музыка.

Без музыки не проживу ни дня!

Она во мне. Она вокруг меня.

И в пенье птиц, и в шуме городов,

И в зареве рассвета над землёй…

Но разве может жить она без нас

Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!

Без наших дум и радостей земных,

Без мелочей смешных и несмешных?..

Мы ей за всё «Спасибо» говорим

И, веря в торжество её, - творим! О. Гаджикасимов

А почему музыка всегда с нами я расскажу сказку:

Почему Музыка никогда не умрёт

Жила-была женщина. Она была очень Милая, Умная, Заботливая, улЫбчивая, Красивая и Аккуратная, кроме того, она обладала удиви­тельной способностью всех мирить и распутывать самые запутанные житейские узелки, превращая их в самые настоящие крепкие узы братства и любви. За это её и назвали МУЗЫКА. И было у неё два сына и дочка. Она их очень любила и боялась потерять, поэтому реши­ла дать им такие имена, чтобы они были только у них, чтобы они были повсюду узнаваемы, куда бы они ни попали. Долго думала музыка и решила, что нужно назвать их так, чтобы в имени отражалась та особенность в характере и поведении её детей, по которой она сразу определяла, кто мог бы совершить тот или иной поступок или даже шалость. И она нашла такие имена! Да такие удачные, что до сих пор люди отличают их друг от друга.

Попробуем догадаться, как их звали.

Самый старший сын с детства лю­бил играть в солдатики. Он был очень аккуратный, подтянутый и не по го­дам серьёзный. Ботиночки у него все­гда блестели, свои игрушки он всегда ставил на место. А когда начал ходить в школу, то никогда не опаздывал, во­время делал уроки. Мама всегда ему доверяла следить за младшими, так как знала, что все её просьбы будут выполнены.

Младший сын, напротив, был непоседлив и непослушен. Он любил прыгать, бегать, скакать, вертеться. Очень часто он убегал из дома и его находили в какой-нибудь весёлой компании сверст­ников, которые только и думали о том, как бы увильнуть от рабо­ты и где-нибудь повеселиться. Он даже стоять на месте спокойно не мог, когда был маленьким, всегда подпрыгивал или подска­кивал. Но несмотря на это все любили его за весёлый нрав.

Дочка была первой помощницей у мамы. Она очень была похожа на неё и голоса их часто путали. Она росла девочкой спокойной, приветливой, а главное, очень чуткой. Всегда она могла успоко­ить тех, кто плакал, утихомирить драчунов, примирить ссорящих­ся Вы уже догадались, как их назвала мама? Ну конечно, МАРШ, ТАНЕЦ и ПЕСНЯ.

Прошло время, детишки подросли и стали задумываться: для чего они живут на земле.

  • Вот сапожник, — рассуждал МАРШ, — живёт для того, чтобы детям и взрослым делать красивую и удобную обувь.

  • А пекарь, — подхватил ТАНЕЦ, — чтобы все люди могли лако­миться свежими булочками с хрустящей корочкой.

  • А зачем нужны мы? — спрашивали они себя и не могли найти ответ.

  • Я знаю, что нужно делать, — сказала ПЕСНЯ. — Наша мама очень умная, она все знает и наверняка сможет помочь нам.

И они отправились к маме МУЗЫКЕ.

Мама, мама! — перебивали они друг друга, обращаясь к Музы­
ке, — скажи нам, зачем мы живём? для чего мы нужны на этом свете?

Мама МУЗЫКА радостно вздохнула. Она поняла, что её дети уже стали совсем взрослыми и умными, раз начали задавать такие вопро­сы, и сказала им так:

Ответ на эти вопросы вы сможете найти только сами. И я вам от­
крою секрет: когда это произойдёт — вы станете бессмертными.

Обрадовались МАРШ, ПЕСНЯ и ТАНЕЦ и поскорей собрались в путь-дорогу искать ответ на свой вопрос. Они решили разделиться, попрощались с мамой и друг с другом и отправились каждый своей до­рогой.

Долго ли, коротко ли они странствовали, неизвестно. Но вот МАРШ попал на военный парад.

Солдаты на параде — красивые, подтянутые, но вот беда, что-то у них не ладится. Ходят по площади каждый сам по себе, и даже офи­церы никак не могут собрать их всех вместе. И тут зазвучал МАРШ. Робко, тихонечко, так, что его услышали всего два человека. Они встали рядом и начали маршировать. Приободрившись, МАРШ

зазвучал громче, всё сильнее и сильнее. К двум марширующим нача­ли присоединяться другие, и вот уже все солдаты стройными рядами шли по площади, чётко отбивая ритм каблуками. Это было замечательно!

  • Спасибо тебе, МАРШ! — услышал наш герой, — ты помог нам понять, чего нам не хватало. Ты помог нам сплотиться и навёл поря­док в наших рядах.

  • Так вот в чём дело, — подумал МАРШ, — может быть, я затем и нужен, чтобы люди в нужную минуту могли сплотиться и организо­ваться.

  • ...А тем временем его сестрёнка ПЕСНЯ проходила мимо великолепного царского двор­ца. Спускались сумерки, и вдруг она увидела бедно одетого молодого человека, который сто­ял у освещенного окна. Подойдя поближе, ПЕСНЯ увидела в окне принцессу. Принцесса сделала недовольное личико и повернулась спиной к бедному юноше, который обращался к принцессе со словами признания в своей люб­ви к ней. Но принцесса оставалась равнодуш­ной к словам признания.

Как это так? — возмущённо думала она, — я, такая богатая и красивая, буду слу­шать какого-то оборванца?

  • Но тут вмешалась ПЕСНЯ. Она по­лилась из уст влюблённого нежной мелодией. И столько было в ней тепла, добра и любви, что она не могла оста­вить принцессу равнодушной. Она проникла ей в самое сердце, и в сер­дечке этом родилось ответное чувство.

А ведь это я помогла им понять друг друга, — подумала ПЕСНЯ, — может быть, для того я живу на этом свете, чтобы помочь людям полюбить друг друга?

В это время ТАНЕЦ попал на королевский бал. Гостей тут — видимо-невидимо! И все из разных стран. Они пытаются шутить друг с другом, но вот досада — не понимают языка. А веселье без общения ну никак не получается! И тут на помощь пришёл... конечно же ТАНЕЦ. Он зазвучал озорным наигрышем, и все гости закружились в вихре танца. Им не нужны были слова! Оказывается, для того, что­бы веселиться, не нужны слова!

  • Спасибо тебе, ТАНЕЦ, — не уставали повторять они на разных языках, — ты показал нам, что люди разных стран могут общаться друг с другом и веселиться без лишних слов.

  • Так вот в чём дело, — сказал сам себе ТАНЕЦ, — значит, я живу на свете, чтобы помогать людям понимать друг друга.

  • МАРШ, ПЕСНЯ и ТАНЕЦ писали домой письма. Из писем мама узнавала, что с ними происходит и где они находятся.

  • Иногда они забывали написать обратный адрес или подписаться, но мама всегда узнавала по почерку, от кого они.

А ты сможешь определить, чей это почерк? (показываю три карточки. На них волнообразные линии – песня, четкие прямые рядами – марш и галочками и кружочками - танец)

Но вот наши герои вернулись в свой дом, к маме МУЗЫКЕ, и рассказали ей о своих приключениях.

  • Мама, — спрашивали они, — действительно ли мы живём на свете, чтобы помогать людям понимать друг друга?

  • Вы всё поняли правильно, — отвечала мама, — и пока люди живут на земле, будем жить и мы рядом с ними.

  • Ура! — закричали МАРШ, ПЕСНЯ и ТАНЕЦ, они очень обрадо­вались, что им не придётся расставаться ни с мамой, ни друг с другом.

С тех пор и по сей день мама МУЗЫКА со своими детьми живёт с нами рядом.


- Давайте обратимся к МУЗЫКЕ и попробуем определить кто из её детей помогает маме. Сядем поудобнее, закроем глаза и попытаемся насладиться прекрасными звуками.

«Вальс цветов»

из балета «Щелкунчик», П.И.Чайковского

Да, верно – это танец.

- А какой? (Вальс)

- Как об этом вам подсказала Музыка? Почему вы так решили? …

- это прозвучал «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», П.И.Чайковского

- Что означает слово БАЛЕТ?

- Давайте представим такую картину:

«Цветы очень мило танцевали: они то станови­лись в круг, то, взявшись за длинные зелёные листочки, точно за руки, кружились парами. На фортепиано играла большая жёлтая лилия»... «Впереди шли две прелестные розы с ма­ленькими золотыми коронами на головах — это были король с королевой. За ними, раскланиваясь во все стороны, шли чудесные левкои и гвоздики. Музыканты — крупные маки и пионы, — дули в шелуху от горошка и совсем покраснели от натуги, а маленькие голубые колокольчики и беленькие под­снежники звенели... Вот была забавная музыка! Затем шла целая толпа других цветов, и все они танцевали — и голубые фиалки, и оранжевые ноготки, и маргаритки, и ландыши». Как необычно и прекрасно было на этом балу.

Вспомните, какие танце­вальные движения вы знаете. А теперь давайте представим себя левкоем, гвоздикой, маргариткой или ландышем... и потанцуем вальс. Возьмём в руки ленточки (приготовленные на партах) и будем танцевать по моему показу.

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», П.И.Чайковского

Молодцы! Замечательный получился танец!

- А где он звучит?

- Кто написал эту музыку?

Чайковский написал музыку на сюжет сказки немецкого сказочника Го́фмана.


А сейчас мы познакомимся с нашим сказочным героем:

Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса.

Там зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (Зайка)

Вам привет шлёт Зайка, он живёт у меня дома, посмотрите какой он пушистый….

А нам о весёлом Зайке споёт песню Вика!

«Зайка пляшет», муз. В.Макаенко

- В этой песне кого мы ещё встретили из детей Музыки? – Танец! Но это была песня, хотя пронизана была танцевальными ритмами.

- Молодцы! Пора нам немного и размяться! Давайте поиграем!

Заяц-барабанщик, Валентин Берестов

За уши зайца

Несут к барабану.

Заяц ворчит:

- Барабанить не стану!

Нет настроения,

Нет обстановки,

Нет подготовки,

Не вижу морковки.

Жил-был Зайчик (сожми правую руку в кулак, а указа­тельный и средний пальцы выпрями вверх — это голова Зай­чика с торчащими ушами).

Зайчик любил гулять (покачивай рукой, создавая иллю­зию движения). Однажды зашёл он погулять в чужой огород, видит — на грядках выросла чудесная капуста (левую руку сожми в кулак — это кочан). Не удержался Зайчик, подошёл к капусте (правую руку с торчащими «ушами» подвинь к ле­вой — «кочану»).

Обнюхал её — как же вкусно пахнет! (шумно понюхай). Невозможно удержаться — уж очень хо­чется попробовать хоть маленький кусочек (имитируй шум­ное откусывание и жевание). Ах, как вкусно! (облизнись). Ах, как хочется еще! (обведи правую руку вокруг левой). Только хотел Зайчик откусить ещё кусочек — откуда ни возьмись бе­жит

Собака (поставь ребром ладонь правой руки, большой па­лец подними вверх, а указательный согни) Почуяла Собака Зайчика да как залает! (громко залай, одновременно отводя мизинец вниз — это собака «раскры­вает пасть» при лае). Перепугался Зайчик, кинулся прочь (правой рукой снова имитируй головку Зайчика, опиши не­сколько кругов). Очень долго бежал от Собаки Зайчик (шумно подыши, как после бега). Вдруг видит — впереди ог­ромное озеро! (сцепи перед грудью обе руки образуя окруж­ность).

А в озере рыбок видимо-невидимо…

Играем в «Рыбку»

А по озеру плавает Утка (согни правую руку в локте и кисти, сомкни пальцы):

Время от времени Утка ныряет в воду и достаёт там бу­кашек (сделай рукой ныряющее движение и словно схвати что-то пальцами, а затем вернись к исходной позиции Утки).

Увидел Зайчик Утку и говорит:

Здравствуй, Утка!

А Утка не слышит, продолжает плавать.

Здравствуй, Утка! — громче сказал Зайчик.

Утка снова не слышит, знай себе букашек ловит (рука делает ныряющие движения).

Здравствуй, Утка! — почти прокричал Зайчик.
Тут Утка повернулась и говорит:

Я плохо слышу, ты уж не обижайся. Когда мне хотят что-
то сказать, то обычно поют. Пение я хорошо понимаю и слышу.

Тогда Зайчик всё понял и пропел:

Здравствуй, Утка!

Зайчик понял, что Утке надо всегда петь! И он спел песенку о своём путешествии на корабле.

- Давайте споём и подумаем какие же дети музыки здесь нам встретились?

«Кораблик», исполняем.

- песня и танец. Эта песня тоже пронизана песенно-танцевальными интонациями.

- Уточка была рада новому знакомству, но она ещё не знала, что Зайка наш учится в школе и многому уже научился! Тогда он спел ей ещё одну песенку про себя:

«Чему учат в школе»

- Молодцы! – Что же мы вспомнили сегодня на уроке? Сколько у Музыки детей?

А что ещё происходит с песней, танцем и маршем мы узнаем на следующих уроках!



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории музыка:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ