Урок музыки во 2 классе "Песенность, танцевальность, маршевость"
2 класс
1 четверть
Тема: Песенность, танцевальность, маршевость
Дети заходят в класс.
Муз. Приветствие:
Сейчас музыкальный начнётся урок
Об этом сказал нам весёлый звонок.
Сказал, заливаясь на ноте высокой:
Друзья, поздравляю с началом урока!
Распеваемся в 5 тональностях.
Посадка по руке.
Ребята, я вас рада видеть после летних каникул. Вижу по вашим счастливым лицам, что лето прошло бурно, весело, солнечно. И вы, конечно же заметили, что где бы вы ни были, вас всегда окружала музыка. Она звучала с экрана телевизора, магнитол, радио. И, конечно на праздниках. Кто из вас был на самом главном празднике Дне города? Какая музыка там звучала? …. Да, о нашем родном городе сложено много песен, рассказов, стихов и даже школьники сочиняют стихи об Омске, пример тому Таранова Алёна, 5-2 класс школы № 43 г. Омска.
А Никита Сенкевич прочтёт нам это замечательное стихотворение:
Ни Чита, ни Барнаул,
Ни какой-нибудь аул,
Ни Новосибирск, ни Томск,
Мой любимый город Омск!
С Омском, милым и хорошим,
Я живу с каждым днём веселей.
Я люблю его зимней порошей,
Ялюблю его летом сильней.
Я люблю тебя, город любимый,
Ты дороже блеска камней.
Я люблю тебя, город красивый,
Город добрых, весёлых людей!
Не нужны мне реки другие,
И не нужен мне город другой.
Я хочу, чтоб со мною были
Омичи и Иртыш дорогой!
Спасибо Никите, Как здорово, что нас окружает искусство! А музыка и литература идут рядом, дополняя друг друга! Но сегодня главная здесь Музыка.
Без музыки не проживу ни дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов,
И в зареве рассвета над землёй…
Но разве может жить она без нас
Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и несмешных?..
Мы ей за всё «Спасибо» говорим
И, веря в торжество её, - творим! О. Гаджикасимов
А почему музыка всегда с нами я расскажу сказку:
Почему Музыка никогда не умрёт
Жила-была женщина. Она была очень Милая, Умная, Заботливая, улЫбчивая, Красивая и Аккуратная, кроме того, она обладала удивительной способностью всех мирить и распутывать самые запутанные житейские узелки, превращая их в самые настоящие крепкие узы братства и любви. За это её и назвали МУЗЫКА. И было у неё два сына и дочка. Она их очень любила и боялась потерять, поэтому решила дать им такие имена, чтобы они были только у них, чтобы они были повсюду узнаваемы, куда бы они ни попали. Долго думала музыка и решила, что нужно назвать их так, чтобы в имени отражалась та особенность в характере и поведении её детей, по которой она сразу определяла, кто мог бы совершить тот или иной поступок или даже шалость. И она нашла такие имена! Да такие удачные, что до сих пор люди отличают их друг от друга.
Попробуем догадаться, как их звали.
Самый старший сын с детства любил играть в солдатики. Он был очень аккуратный, подтянутый и не по годам серьёзный. Ботиночки у него всегда блестели, свои игрушки он всегда ставил на место. А когда начал ходить в школу, то никогда не опаздывал, вовремя делал уроки. Мама всегда ему доверяла следить за младшими, так как знала, что все её просьбы будут выполнены.
Младший сын, напротив, был непоседлив и непослушен. Он любил прыгать, бегать, скакать, вертеться. Очень часто он убегал из дома и его находили в какой-нибудь весёлой компании сверстников, которые только и думали о том, как бы увильнуть от работы и где-нибудь повеселиться. Он даже стоять на месте спокойно не мог, когда был маленьким, всегда подпрыгивал или подскакивал. Но несмотря на это все любили его за весёлый нрав.
Дочка была первой помощницей у мамы. Она очень была похожа на неё и голоса их часто путали. Она росла девочкой спокойной, приветливой, а главное, очень чуткой. Всегда она могла успокоить тех, кто плакал, утихомирить драчунов, примирить ссорящихся Вы уже догадались, как их назвала мама? Ну конечно, МАРШ, ТАНЕЦ и ПЕСНЯ.
Прошло время, детишки подросли и стали задумываться: для чего они живут на земле.
Вот сапожник, — рассуждал МАРШ, — живёт для того, чтобы детям и взрослым делать красивую и удобную обувь.
А пекарь, — подхватил ТАНЕЦ, — чтобы все люди могли лакомиться свежими булочками с хрустящей корочкой.
А зачем нужны мы? — спрашивали они себя и не могли найти ответ.
Я знаю, что нужно делать, — сказала ПЕСНЯ. — Наша мама очень умная, она все знает и наверняка сможет помочь нам.
И они отправились к маме МУЗЫКЕ.
— Мама, мама! — перебивали они друг друга, обращаясь к Музы
ке, — скажи нам, зачем мы живём? для чего мы нужны на этом свете?
Мама МУЗЫКА радостно вздохнула. Она поняла, что её дети уже стали совсем взрослыми и умными, раз начали задавать такие вопросы, и сказала им так:
— Ответ на эти вопросы вы сможете найти только сами. И я вам от
крою секрет: когда это произойдёт — вы станете бессмертными.
Обрадовались МАРШ, ПЕСНЯ и ТАНЕЦ и поскорей собрались в путь-дорогу искать ответ на свой вопрос. Они решили разделиться, попрощались с мамой и друг с другом и отправились каждый своей дорогой.
Долго ли, коротко ли они странствовали, неизвестно. Но вот МАРШ попал на военный парад.
Солдаты на параде — красивые, подтянутые, но вот беда, что-то у них не ладится. Ходят по площади каждый сам по себе, и даже офицеры никак не могут собрать их всех вместе. И тут зазвучал МАРШ. Робко, тихонечко, так, что его услышали всего два человека. Они встали рядом и начали маршировать. Приободрившись, МАРШ
зазвучал громче, всё сильнее и сильнее. К двум марширующим начали присоединяться другие, и вот уже все солдаты стройными рядами шли по площади, чётко отбивая ритм каблуками. Это было замечательно!
Спасибо тебе, МАРШ! — услышал наш герой, — ты помог нам понять, чего нам не хватало. Ты помог нам сплотиться и навёл порядок в наших рядах.
Так вот в чём дело, — подумал МАРШ, — может быть, я затем и нужен, чтобы люди в нужную минуту могли сплотиться и организоваться.
...А тем временем его сестрёнка ПЕСНЯ проходила мимо великолепного царского дворца. Спускались сумерки, и вдруг она увидела бедно одетого молодого человека, который стоял у освещенного окна. Подойдя поближе, ПЕСНЯ увидела в окне принцессу. Принцесса сделала недовольное личико и повернулась спиной к бедному юноше, который обращался к принцессе со словами признания в своей любви к ней. Но принцесса оставалась равнодушной к словам признания.
— Как это так? — возмущённо думала она, — я, такая богатая и красивая, буду слушать какого-то оборванца?
Но тут вмешалась ПЕСНЯ. Она полилась из уст влюблённого нежной мелодией. И столько было в ней тепла, добра и любви, что она не могла оставить принцессу равнодушной. Она проникла ей в самое сердце, и в сердечке этом родилось ответное чувство.
— А ведь это я помогла им понять друг друга, — подумала ПЕСНЯ, — может быть, для того я живу на этом свете, чтобы помочь людям полюбить друг друга?
В это время ТАНЕЦ попал на королевский бал. Гостей тут — видимо-невидимо! И все из разных стран. Они пытаются шутить друг с другом, но вот досада — не понимают языка. А веселье без общения ну никак не получается! И тут на помощь пришёл... конечно же ТАНЕЦ. Он зазвучал озорным наигрышем, и все гости закружились в вихре танца. Им не нужны были слова! Оказывается, для того, чтобы веселиться, не нужны слова!
Спасибо тебе, ТАНЕЦ, — не уставали повторять они на разных языках, — ты показал нам, что люди разных стран могут общаться друг с другом и веселиться без лишних слов.
Так вот в чём дело, — сказал сам себе ТАНЕЦ, — значит, я живу на свете, чтобы помогать людям понимать друг друга.
МАРШ, ПЕСНЯ и ТАНЕЦ писали домой письма. Из писем мама узнавала, что с ними происходит и где они находятся.
Иногда они забывали написать обратный адрес или подписаться, но мама всегда узнавала по почерку, от кого они.
А ты сможешь определить, чей это почерк? (показываю три карточки. На них волнообразные линии – песня, четкие прямые рядами – марш и галочками и кружочками - танец)
Но вот наши герои вернулись в свой дом, к маме МУЗЫКЕ, и рассказали ей о своих приключениях.
Мама, — спрашивали они, — действительно ли мы живём на свете, чтобы помогать людям понимать друг друга?
Вы всё поняли правильно, — отвечала мама, — и пока люди живут на земле, будем жить и мы рядом с ними.
Ура! — закричали МАРШ, ПЕСНЯ и ТАНЕЦ, они очень обрадовались, что им не придётся расставаться ни с мамой, ни друг с другом.
С тех пор и по сей день мама МУЗЫКА со своими детьми живёт с нами рядом.
- Давайте обратимся к МУЗЫКЕ и попробуем определить кто из её детей помогает маме. Сядем поудобнее, закроем глаза и попытаемся насладиться прекрасными звуками.
«Вальс цветов»
из балета «Щелкунчик», П.И.Чайковского
Да, верно – это танец.
- А какой? (Вальс)
- Как об этом вам подсказала Музыка? Почему вы так решили? …
- это прозвучал «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», П.И.Чайковского
- Что означает слово БАЛЕТ?
- Давайте представим такую картину:
«Цветы очень мило танцевали: они то становились в круг, то, взявшись за длинные зелёные листочки, точно за руки, кружились парами. На фортепиано играла большая жёлтая лилия»... «Впереди шли две прелестные розы с маленькими золотыми коронами на головах — это были король с королевой. За ними, раскланиваясь во все стороны, шли чудесные левкои и гвоздики. Музыканты — крупные маки и пионы, — дули в шелуху от горошка и совсем покраснели от натуги, а маленькие голубые колокольчики и беленькие подснежники звенели... Вот была забавная музыка! Затем шла целая толпа других цветов, и все они танцевали — и голубые фиалки, и оранжевые ноготки, и маргаритки, и ландыши». Как необычно и прекрасно было на этом балу.
Вспомните, какие танцевальные движения вы знаете. А теперь давайте представим себя левкоем, гвоздикой, маргариткой или ландышем... и потанцуем вальс. Возьмём в руки ленточки (приготовленные на партах) и будем танцевать по моему показу.
«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», П.И.Чайковского
Молодцы! Замечательный получился танец!
- А где он звучит?
- Кто написал эту музыку?
Чайковский написал музыку на сюжет сказки немецкого сказочника Го́фмана.
А сейчас мы познакомимся с нашим сказочным героем:
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
Там зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка)
Вам привет шлёт Зайка, он живёт у меня дома, посмотрите какой он пушистый….
А нам о весёлом Зайке споёт песню Вика!
«Зайка пляшет», муз. В.Макаенко
- В этой песне кого мы ещё встретили из детей Музыки? – Танец! Но это была песня, хотя пронизана была танцевальными ритмами.
- Молодцы! Пора нам немного и размяться! Давайте поиграем!
Заяц-барабанщик, Валентин Берестов
За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
- Барабанить не стану!
Нет настроения,
Нет обстановки,
Нет подготовки,
Не вижу морковки.
Жил-был Зайчик (сожми правую руку в кулак, а указательный и средний пальцы выпрями вверх — это голова Зайчика с торчащими ушами).
Зайчик любил гулять (покачивай рукой, создавая иллюзию движения). Однажды зашёл он погулять в чужой огород, видит — на грядках выросла чудесная капуста (левую руку сожми в кулак — это кочан). Не удержался Зайчик, подошёл к капусте (правую руку с торчащими «ушами» подвинь к левой — «кочану»).
Обнюхал её — как же вкусно пахнет! (шумно понюхай). Невозможно удержаться — уж очень хочется попробовать хоть маленький кусочек (имитируй шумное откусывание и жевание). Ах, как вкусно! (облизнись). Ах, как хочется еще! (обведи правую руку вокруг левой). Только хотел Зайчик откусить ещё кусочек — откуда ни возьмись бежит
Собака (поставь ребром ладонь правой руки, большой палец подними вверх, а указательный согни) Почуяла Собака Зайчика да как залает! (громко залай, одновременно отводя мизинец вниз — это собака «раскрывает пасть» при лае). Перепугался Зайчик, кинулся прочь (правой рукой снова имитируй головку Зайчика, опиши несколько кругов). Очень долго бежал от Собаки Зайчик (шумно подыши, как после бега). Вдруг видит — впереди огромное озеро! (сцепи перед грудью обе руки образуя окружность).
А в озере рыбок видимо-невидимо…
Играем в «Рыбку»
А по озеру плавает Утка (согни правую руку в локте и кисти, сомкни пальцы):
Время от времени Утка ныряет в воду и достаёт там букашек (сделай рукой ныряющее движение и словно схвати что-то пальцами, а затем вернись к исходной позиции Утки).
Увидел Зайчик Утку и говорит:
— Здравствуй, Утка!
А Утка не слышит, продолжает плавать.
— Здравствуй, Утка! — громче сказал Зайчик.
Утка снова не слышит, знай себе букашек ловит (рука делает ныряющие движения).
— Здравствуй, Утка! — почти прокричал Зайчик.
Тут Утка повернулась и говорит:
— Я плохо слышу, ты уж не обижайся. Когда мне хотят что-
то сказать, то обычно поют. Пение я хорошо понимаю и слышу.
Тогда Зайчик всё понял и пропел:
— Здравствуй, Утка!
Зайчик понял, что Утке надо всегда петь! И он спел песенку о своём путешествии на корабле.
- Давайте споём и подумаем какие же дети музыки здесь нам встретились?
«Кораблик», исполняем.
- песня и танец. Эта песня тоже пронизана песенно-танцевальными интонациями.
- Уточка была рада новому знакомству, но она ещё не знала, что Зайка наш учится в школе и многому уже научился! Тогда он спел ей ещё одну песенку про себя:
«Чему учат в школе»
- Молодцы! – Что же мы вспомнили сегодня на уроке? Сколько у Музыки детей?
А что ещё происходит с песней, танцем и маршем мы узнаем на следующих уроках!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ