Экологическая игра «Мир животных и растений»
Экологическая игра «Мир животных и растений»
Методическая разработка Чесноковой Ирины Сергеевны,
учителя начальных классов филиала МБОУ «СОШ №8 г. Петровска Саратовской области» в д. Абодим
Петровского района Саратовской области
Цели: Расширять интерес детей к животному и растительному миру, используя занимательные задания, активизировать познавательную деятельность детей через групповую форму работы, использовать элементы соревнования; воспитывать любовь и бережное отношение к животным и растениям.
Ход игры
Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Я приветствую всех собравшихся для участия в игре «Мир животных и растений». Сегодня вы не только покажите свои знания, но и узнаете много интересного. У нас играют три команды. Поприветствуем их!
Представление жюри.
За каждый правильный ответ команды будут получать 1 балл, неполный ответ оценивается в 0,5 балла.
Но прежде чем начать, послушайте наши пожелания.
Кто победит, кто проиграет –
Нас эта тайна донимает.
Но мы желаем всем успеха,
Счастья, радости и смеха.
И пусть быстрее кипит борьба,
Сильнее соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.
От болельщиков от всех
Такое пожелание:
Через труд придет победа,
Через труд и знания.
Тур 1 «РАЗМИНКА»
1 команда
Трава от 99 болезней ( зверобой )
На следу каких хищных животных нет когтей (кошки, рыси)
Слепыми или зрячими рождаются зайцы (зрячими)
Кто может пить ногой (лягушка)
Кто собирает яблоки спиной (еж)
Какие птицы выводят птенцов три раза за лето (воробьи, овсянки)
Пингвин – птица или нет (птица)
Самое сладкое дерево наших лесов (липа)
Разноцветные грибы (сыроежки)
У кого каждый день растут зубы (у бобра, зайца)
2 команда
1. Какая ягода бывает черной, красной, белой (смородина)
2. Какая птица летает выше всех (орел)
3. Какая птица в нашей стране самая маленькая (королек)
4. Кто спит вниз головой (летучая мышь)
5. Чем стрекочет кузнечик (ногой в крыло)
6. Что случается с пчелой после того, как она ужалит (умирает)
7. Самая высокая трава (бамбук)
8. Название какого растения говорит, где оно живет (подорожник)
9. Кто бежит, выставляя вперед задние ноги (заяц)
10. Чьи листья опадают осенью зелеными (ольхи)
3 команда
1. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда (кукушка)
2. Какой цветок начинает лето (колокольчик)
3. Перед какой погодой птицы перестают петь (перед дождем)
4. Какая птица самая большая в мире (страус)
5. Когда еж не колется (когда только родился)
6. Какая птичка достает себе пищу подо льдом (оляпка)
7. Где у кузнечика ухо (на ноге)
8. Что теряет лось каждую зиму (рога)
9. Какая птица может летать хвостом вперед (колибри)
10. Сколько ног у паука (8)
Тур 2 «БУКВА УБЕЖАЛА»
Будем мы сейчас играть:
От слова букву отнимать.
Букву верно убери,
Звероимя запиши.
1 команда
БРЫСЬ - (хищница)
ЖАРА - (попугай)
МРАК - (пресноводное животное)
КЛЕЩ - (рыба)
КОСА - (насекомое)
БОКА - (змея)
СНОВА - (птица)
ЖАБРЫ - (земноводные)
2 команда
СКЛОН - (копытное животное)
ШУТКА - (птица)
ГОЛЕНЬ - (копытное животное)
ЖАРКО - (попугай)
ГНУС - (антилопа)
ДЛАНЬ - (олень)
СКИТ - (морское животное)
ОКОШКИ - (домашние животное)
3 команда
КОМАР - (морское животное)
ПИСТОН - (змея)
ПЛАНКА - (самка оленя)
КОБУРА - (змея)
НАРЫ - (верблюд)
МОРЗЯНКА - (утка)
МОЛНИЯ - (птица)
ТОПИК - (антилопа)
ТУР 3 «ЗВЕРОЗООЛОГИЯ»
Игроки, посовещавшись, поднимают карточку с вариантом ответа.
Хитрое задание это:
Дан вопрос и три ответа.
Поразмысли – не спеши,
Верный ты ответ найди!
Для чего дятел «барабанит» весной?
А) клюв чистит
Б) кому-то что-то сообщает
В) музыкой увлекается
1б-барабанной дробью дятел сообщает соперникам, что это его территория, этими же звуками он приглашает к себе самочку.
Зачем слону слюни?
А) плеваться, как верблюд
Б) для защиты от мух
В) для охлаждения тела
2в-слон слюной не только смачивает пищу, но и охлаждает тело в жару, т.к. у него нет потовых желез.
Зачем страус голову в песок прячет?
А) от страха
Б) освобождается от насекомых
В) пищу ищет
3б-опустив голову в горячий песок, страус ждет пока погибнут или сбегут с головы насекомые.
Сколько перьев у птиц?
А) более тысячи
Б) менее тысячи
В) не пересчитать
4а-у голубя 2600 перьев, у кряковой утки- 12 тысяч, у лебедя – 25 тысяч, причем пятая их часть разместилась на голове и шее.
Какая рыбка играет в баскетбол?
А) нет такой
Б) аквариумная рыбка
В) сказочная рыбка
5б-аквариумная рыбка «клюворыл-гнатонемус», если в аквариум бросить сухую горошину или поролоновый шарик, играет им, толкает мячик клювом, подбрасывает его вверх.
Для чего дельфины плачут?
А) для защиты глаз
Б) чтобы вызвать жалость
В) для нервной разрядки
6а-слезы дельфина напоминают белок куриного яйца (такой же густой и прозрачный), поэтому они хорошо защищают его глаза от механических и химических повреждений.
Что означает зевок гамадрила?
А) желание поспать
Б) желание поесть
В) желание подраться
7в- собакоподобная обезьяна гамадрил, когда хочет подраться или напугать соперника, начинает зевать, выставив на показ все зубы, десны, глотку и язык., кто быстрее устанет зевать – тот и проиграл.
Тур 4 «КТО БЫСТРЕЕ?»
Этот конкурс для самых маленьких участников игры. Каждый участник получает одинаковые картинки с изображением животных и их ушей. Нужно как можно быстрее соединить линиями животное и его ухо.
Тур 5 «ВНИМАНИЕ! КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?»
Вниманию команд представляются картинки с изображением животных, растений. Задача игроков назвать животного/растение и рассказать о нем .
( на картинках: женьшень, морской черт, хамелеон)
Женьшень - ценнейшее лекарственное растение. Название его в переводе с китайского языка означает «человек-корень». И правда, корень женьшеня по форме напоминает человеческую фигуру.
Морской черт – это огромная рыба, длина ее тела достигает 2 м. Отличительным признаком морского черта является огромный разинутый рот. Морской черт не плавает в поисках пищи. У него на спине торчат несколько отростков, похожих на усы. На конце переднего «уса» имеется блестящая кожная кисточка. Этой кисточкой морской черт плавно поводит туда-сюда, тем самым заманивая ничего не подозревающую рыбу прямо в свой огромный рот.
Хамелеоны. Эти удивительные существа способны менять окраску своего тела, принимая различные оттенки зеленого, красного, желтого и черного цвета. Разозленный хамелеон становится белым. Глаза хамелеона могут двигаться независимо друг от друга. Длина языка хамелеона больше совокупной длины его головы и туловища. Длина тела средиземноморского хамелеона около 30 см , гигантский мадагаскарский хамелеон достигает метра в длину, а карликовый – 11 см.
Тур 6 «МАЛЕНЬКИЕ РАНЫ»
Каждая команда получает письмо с жалобой и называет автора письма.
1) Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?
Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.
Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. (ЖАБА)
Каждую весну приходят в лес люди и режут острым ножом мою кору. Я так и трепещу от боли. Их ранок вытекают мои соки. Я слабею, с трудом стою под ветром. А в ранки так и норовят попасть бактерии разных древесных болезней. (БЕРЕЗА)
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. (ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ)
Я красивый цветок и очень душистый. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди без счета. Продают букетики и ставят их дома. А на долго ли хватит нашей красоты и запаха, если мы без основы нашей , без корневища, без питания стоим в затхлой воде. Очень стараюсь я спрятаться от людей в заросли кустарника, влажные сумрачные места. Но боюсь, что и там найдут. А ведь сколько пользы от нас, как от лекарственных растений! (ЛАНДЫШ)
Весело мне порхать по опушке леса, собирая сладкий нектар с цветков, помогая опылять их для продолжения рода. Но с тревогой я порхаю с сестрами, если на опушке леса появляются дети. Они стремятся поймать нас. А для чего мы им? Своими жесткими пальцами мнут дети наши нежные крылышки, осыпают с них яркие чешуйки, хватают нас за ножки и усики. Потом некоторых отпускают. Но гибнут они с помятыми крылышками, не могут больше летать. А других уносят домой и делают из них коллекцию… (БАБОЧКА)
Я самое несчастное дерево в лесу! Людям нравятся мои мохнатые душистые веточки они так и норовят обломать их. А веточки мои гибкие, сразу не ломаются. Так нет же! Все равно люди стараются их выкручивать, оторвать с корой, отломить сразу несколько. Если бы они знали, как это больно!
Но еще хуже мне зимой, в канун новогоднего праздника. Каждый год жду своей погибели от острой пилы или топора.(ЕЛЬ)
- Какие меры можем предпринять, чтобы не получать такие письма?
Тур 7 «БОЛЬШИЕ РАНЫ»
Участникам игры представлены картинки с изображением исчезнувших животных (странствующие голуби, дронт, морские коровы)
- Вы когда-нибудь видели или слышали что-нибудь об этих животных? Как вы думаете, почему они попали в тур «большие раны»?
- Правильно. Эти животные исчезли с лица земли. А как это произошло?
Учащиеся рассказывают об этих животных.
В Северной Америке жили необыкновенные голуби. Они перелетали огромными стаями с одного места на другое. Поэтому их назвали странствующими голубями. Ради вкусного мяса люди убивали их без счета. С каждым годом редели голубиные стаи. Но люди не прекращали охоту до тех пор , пока на Земле не осталось ни одной такой птицы.
Примерно 250 лет назад один путешественник обнаружил в море, у восточных берегов России, огромных неповоротливых животных, мирно жующих подводные растения. Этих животных назвали морскими коровами. На них стали охотиться. Доверчивые звери не боялись людей, подплывали близко к их лодкам. Прошло 27 лет, и морские коровы навсегда исчезли.
Дронт был крупной нелетающей птицей. Эти птицы жили на небольшом острове недалеко от Африки. Когда там поселились люди, они уничтожили всех дронтов.
- Что делается во всем мире для спасения животных и растений?
Тур 8 «ЗВЕРОМЕТКИ»
Мы должны заботиться о братьях наших меньших. Мы ведь во многом похожи на них. Очень часто в русском языке, чтобы выразить положительную или отрицательную характеристику человека или предмета используют для сравнения названия животных. Каких? Узнайте и запишите.
1 команда
Суетиться, хлопотать – Кружиться как____________ в колесе.
Неглубоко, мелко – По колено___________________ .
Проучить, пригрозить – Показать, где ___________________ зимуют.
Стремиться выполнить сразу несколько разных дел – Гоняться за двумя ___________ .
Заранее делить прибыль в еще не осуществленном деле – Делить шкуру неубитого _________________________ .
2 команда
Слегка, наскоро утолить голод – Заморить _______________________ .
Недружно, в постоянной ссоре – Жить как ___________ с ___________ .
Сам не пользуется чем-либо и другим не даст – Как ___________ на сене.
Преувеличивать что-либо – Делать из_________________________ .
Что случилось, как объяснить? – Какая ______________ укусила.
3 команда
Ни к чему не придерешься - ______________________ носа не подточит.
Тревожно, неспокойно – На душе скребут______________________ .
Неискреннее сожаление – Лить __________________________ слезы.
Приобретать нечто неизвестное – Покупать __________________ в мешке.
Нет музыкального слуха - _______________ на ухо наступил.
Подведение итогов игры
Жюри подводит итоги игры и награждает победителей грамотами.
И вот пришел прощанья час,
Игра закончилась у нас.
Мы все надеемся, что с ней
Вы стали немножечко умней.
Литература.
Плешаков А. А. Зеленые страницы: книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1994 г.
Ю. К. Школьник. Животные. Полная энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2010 г.
Ю. К. Школьник. Подводный мир. Полная энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2010 г.
Начальная школа №41, 1999 г. Приложение к газете «Первое сентября»
Начальная школа №21, 2003 г. Приложение к газете «Первое сентября»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ