Фрагменты уроков для учащихся в начальной школе 1 класса "Краеведение. Лекарственные растения Волгоградской области"
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 имени А.С.Макаренко»
городского округа город Фролово
Фрагменты уроков для учащихся 1 класса
Краеведение. Лекарственные растения Волгоградской области
подготовила
учитель начальных классов
первой категории
Михайлова Вера Евгеньевна
г. Фролово
2013
Тема: «Краеведение. Лекарственные растения Волгоградской области»
Цели: создать условия для ознакомления с лекарственными растениями Волгоградской области
Основные понятия: растения, лекарственные растения, оберег,
экология ,заказник
Ресурсы: толковый словарь, раздаточный материал для уроков (приложение)
Предмет
Задания
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Математика
1.Отправление в путешествие
2.Сообщение цели урока
3 Решение задач в стихотворной форме
4.Решение примеров в пределах 10
5.Решение задачи
6.Физминутка для глаз
7.Решение уравнения
Мы с вами сегодня отправляемся на прогулку в лесное царство. Но оно не простое, ведь именно здесь необходимы математические знания,
Здравствуй лес.
Великий лес
Полон ты разных чудес
Нам сегодня помоги
Двери детям отвори.
Мы будем не только закреплять таблицу сложения и вычитания в пределах 10, но и узнаем много нового и интересного. Итак, наше путешествие начинается.
Ребята, вы все прекрасно знаете, что сова мудрая птица и сегодня на уроке математике, она будет в роли экскурсовода.
Учитель читает задачи в стихах
1. Пять весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Испугался вдруг один
Убежал и след простыл.
Сколько смелых медвежат
За малиной в лес спешат?
2.Три ромашки-желтоглазки
два весёлых василька
Подарили маме дети
Сколько же цветов в букете?
3.В кружку сорвала Мария
Девять ягодок малины
Пять дала своей подружке Сколько ягод стало в кружке?
Я думаю, Совунье понравились ваши ответы, и мы может двигаться дальше. Выполнив следующие задания, мы узнаем много интересного о деревьях.
Решите примеры, и вы узнаете ,какое дерево взрастили труженики Арчединского лесхоза в далёкую петровскую эпоху
5-3 с
4+2 о
8-6 с
10-5 н
3+4 а
(раздаточный материал)
-А что знаете о сосне нашего края7
Сейчас заказник называется Воропаевская сосна, некоторым деревьям здесь по 250-300 лет Рукотворный лес создан в годы войны, называется –Тамарина Роща, в честь имени женщины-руководителя
Решите задачу:
На стебле одной орхидеи было 1 цветок,
а на другой на 1 цветок больше.
Сколько цветов было на второй орхидеи?
(раздаточный материал)
-На листе бывает 3-4 листа и 1-2, очень редко 3 цветка Такие орхидеи растут у нас. Где? Чем он знаменит?
А какой заказник на территории Арчединского лесхоза? Что знаете о нём?
-Там растут древние виды папоротников и орхидеи- Венерин башмачок
-А в этом задании замечательное дерево, которое когда-то спасло моряков от страшной болезни.
-Решите правильно примеры и вставьте буквы в таблицу.
3+2 и
5+4 о
9- 6 а
6+2 с
7- 3 н
(раздаточный материал)
9 5 8 4 3
Построй ряд убывания и узнаешь это дерево
Моряков спас отвар из осины. который содержал большое количество витамина "С".
5.Физминутка
Давай присядем столько раз,
Сколько подснежников у нас.
Сколько подснежников у нас,
Столько мы подпрыгнем раз.
Решите уравнение и вы узнаете самое долговечное дерево.
1 + Х = 10
6 - береза, 9- дуб, 5 - липа.
-Какой ответ?
(раздаточный материал)
-Какое дерево самое долговечное?
-Что знаете о нем?
-Что знаете интересного о дубах в нашей области?
-В Ольховском районе растут дубы, которым 200 лет, в обхвате они до 5 метров, а в Дубовке дуб-410 лет, в обхвате 6 метров, а высота -18м.
Ответы детей
Дети показывают ответ на веере
Сосна
Это хвойное дерево в сосновом лесу находится лагерь «Сосна»
Было 2цветка
В заказнике
Редкими растениями
Пильянский заказник
Ответы детей
Ученик рассказывает об удивительной истории происхождения Венериного башмачка
(слайд) Бежала красавица и оборонила башмачоки превратился он в прекрасный цветок. Венериным он назван в честь древнеримской богини красоты-Венеры
осина
Делают движения
Дуб
А еще наши предки считали его священным деревом. В Петербурге до сих пор растет дуб, который посадил царь Петр 1.
Ответы детей
Литературное чтение
1) Самостоятельное чтение.
2.Рассказ учителя
3.Работа с толковым словарём
С. И .Ожогова
4.Работа по учебнику. Стр. 16
5.Чтение стихотворения
А. Прокофьева «Берёза» и работа по содержанию
6.Слушание стихотворения
В. Рождественского «Берёза»
7.Рассматривание иллюстрации берёзы
8.Слушание заклички «Берёзонька желанная»
9.Игра-хоровод «Во поле
берёза стояла»
10. Словесное рисование.
11.Рассматривание картин Левитана «Золотая осень» и «Берёзовая роща»
12Удивительные чечевички березы
13. Интересное о берёзе
14.Домашнее задание
Прочитайте загадку.
- О каком растении мы будем сегодня говорить?
- Что вы знаете об этом дереве?
Берёза – символ России, нашей Родины. Без берёзы невозможно представить пейзаж нашей родины. В наших краях берёза является одной из распространённых пород дерева. Это самое нарядное дерево, сильное. В России берёза считается символом, оберегом.
- Что такое оберег?
- В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова говорится:
«ОБЕРЕГ – ПРЕДМЕТ, ОБРЕГАЮЩИЙ, ОХРАНЯЮЩИЙ ОТ ЧЕГО- НИБУДЬ».
(макет- раздатка)
Что вы знаете о берёзе? А сейчас мы прочитаем статью о берёзе из учебника на странице 16.
- Что вы узнали о берёзе из текста.?
- Много стихов, песен сложили поэты, народ о берёзе.
- Послушайте стихотворение В. Рождественского «Берёза», которое подготовили ребята к нашему уроку.
- Какие чувства вызывало это стихотворение?
- С каким настроением вы его слушали?
Рассмотрите иллюстрацию берёзы к стихотворению. (Слайд 1)
- Какие слова можно подобрать к описанию берёзы?
- Какие чувства возникли у вас после прослушивания стихотворения?
-Прочитайте стихотворение.
- Почему автор так чутко относится к берёзке?
- На Руси о берёзе слагали не только стихи, но и заклички, песни.
- Послушайте закличку
« Берёзонька желанная»
Подруга долгожданная…
Войди скорей в наш круг.
Войди зарёю ясною
С косой зеленовласою,
Подруга долгожданная…
Здесь каждый тебе друг! Войди скорей в наш круг.
(макет- раздатка)
Игра – хоровод под песню «Во поле берёза стояла»
- Найдите слова, которые помогут вам описать берёзу.
Много поэтов, писателей использовали символ берёзы в своих произведениях. Но и художники на своих картинах писали берёзу.
(Слайд 2-3)
- Люди сочиняли о берёзе пословицы и поговорки, а также, наблюдая за берёзой, они отмечали народные приметы.
-Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой - мокрое.
• Если из берёзы весной течёт много сока - к дождливому лету.
• Если осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя, начнут желтеть снизу - поздняя.
(раздаточный материал)
- Кто не видел на березе черточки? Их называют чечевичками. Через эти чечевички-отдушины вовнутрь ствола проникает воздух, так дерево дышит. На зиму чечевички закрываются, и дерево почти не дышит.
- В лесах, рощах, парках часто встречаются не только березы-одиночки, но и живописные семейки из 3-4 берез и более. Это дети одной матери, выросшие из поросли пня. Растут они быстро, так как получают питание от могучей корневой системы материнского растения.
Из бересты берёз изготавливали посуду, которая свойствами термоса. Из неё также плели корзины, вазочки. Из дерева берёзы делают мебель.
Дома нарисовать берёзу
Русский язык
1Разгадывание загадки
2.Картинка с изображением берёзы
3.Словарная работа со словом
4.Учитель зачитывает этимологическую справку.)
5.Работа по словарю
6)Составьте предложение
7)Игра «Расшифруй слова»
8)Чтение текста и работа над ним
9)Составь предложение
10Расшифровка слов
Сегодня мы
познакомимся с новым словарным словом. Угадайте, о чем идет речь:
В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
Учитель вывешивает картинку с
изображением березы.
(Слайд 4)
-Назовите признак, который отличает березу от других деревьев.
-Нам нужно выяснить правописание слова «береза». Произнесите его по слогам.
-Сколько слогов в этом слове?
Назовите первый слог, второй.
- Какой из них ударный?
-Какой из них ударный?
-Назовите безударный слог.
- Запишите в тетрадь это слово самостоятельно, пропустив орфограмму.
Прежде чем вставим пропущенную букву, выясним, почему это дерево так назвали.
-Береза получила свое название по цвету коры. Раньше существовало слово «бер», что значит «светлый», «ясный», «белый»,от которого
и образовалось
сначала слово «берза»,а впоследствии
– «береза».
Итак, слово «береза» образовано от того же корня, что и слово «белый», и дерево названо так по белому цвету коры. Какую же букву нужно вписать в слово?
-Проверьте написание этого слова по словарику учебника.
Проговорите, как будем писать это слово
-Затем каждый учащийся записывает слово «береза» в тетрадь самостоятельно,
делит его на слоги и для переноса.
-Подберите однокоренные слова.
-Составьте словосочетания с этими словами.
-Замените выражение одним словом.
-Вставьте пропущенные буквы.
Сделанный из б..резы - …
Б . резовый лес - …
Гриб, который растет под б..резой - …
-Составьте словосочетания со словами, предложенными на доске.
За березу – …
За березой – ….
На березу – ….
На березе – …..
Под березу – …
Под березой – ..
(раздаточный материал)
-Прочитайте на доске устойчивое высказывание (фразеологизм) со словом «береза».
Когда так говорят: «Дать березовой каши»?
(раздаточный материал)
-Составьте словосочетания и предложения с этим словом.
-Перед вами на доске зашифрованы названия лекарственных растений - они состоят из первых букв предметов изображенных на картинках
Посмотрите на запись и
расшифруйте лекарственное растение
Обруч Экскаватор Лопата Акула
Апельсин Мяч Танк Якорь
(раздаточный материал)
-Прочитайте текст
-Зелёные елочки выгибают колючие ветки .Красуется белая кудрявая берёзка с душистыми листочками. Дрожит серая осина .Коренастый дуб раскинул шатром вырезные листья. (раздаточный материал)
-Подчеркни слова, обозначающие предметы одной чертой ,слова, обозначающие действия- двумя чертами,
слова, обозначающие признак и- волнистой линией.
-Выпиши слова ,отвечающие на вопрос какой? какая?
-Поставь ударение в словах, которые обозначают действие
-сделайте звуко-буквенный анализ слова : листья
- выберите 3 слова, ,обозначающие предмет и разделите их на слоги
-Выпишите из текста слова на орфограмму «жи-ши»_
- Выпиши в одну группу имена существительные, а в другую- имена прилагательные.
-В первом предложении подчеркните одной чертой твердые согласные ,а мягкие согласные- двумя чертами
В, живут, растения,
разные, лесу ,лекарственные
Сравните расположение слов в учебнике со своей записью
-В каком случае понятно о чём идёт
речь? Почему?
-Можно ли слова расположить в любом порядке?
Поставьте ударение в словах ,обозначающих действия
А теперь расшифруйте пословицы об этих растениях. Читаем справа налево.
На доске:
ТИЧЕЛ ГУДЕН ЬМЕС КУЛ
Лук семь недуг лечит.)
Читаем, пропуская каждую вторую букву
(раздаточный материал)
ЧЮЕЮСЮНЮОЮКЮ – ЛЮУЮКЮУЮ БЮРЮАЮТЮ
(раздаточный материал)
(Чеснок – луку брат.) Как понимаете?
Береза.
Береза – дерево с белым стволом.
Бе-рё-за
3 слога
Дети произносят
Второй
Называют слоги
Б . РЕЗА
Березовый
березняк
подберезовик
спрятаться
ухаживать
залезть
распустились.
сесть
упасть
Когда хотят наказать, высечь, выпороть березовыми розгами
АЛОЭ
МЯТА
Читают текст
В лесу живут разные лекарственные растения
нет
Убивают вредных микробов
Используемая литература
1.Плешаков А.А. Зеленые страницы.- Москва :Просвещение, 1995 г.
2.Лащилин Б. Родное и близкое. -Волгоград: Нижнее -Волжское книжное издательство , 1978 г.
3.Салагаев В.А. Растения “Красной книги” Волгоградской области. -Москва: Глобус,
2008
4..Брылев В.А., Рябинина Н.О. Особо охраняемые природные территории
Волгоградской области. -Волгоград: Альянс, 2006 г.
5..Оданович М.В. Краеведение 1класс. Рабочая тетрадь-практикум. –Москва: Глобус 2008 г.
6.Сушинскас Л.Л., Шевердина Н.А. Викторины, конкурсы, кроссворды для начальной школы.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ