Игровая программа «Золотая осень»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Дворец ДЕТСкого (ЮНОШЕСкого) творчества
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«На Ленской»
Игровая программа
«Золотая осень»
Автор-составитель:
Зверева Е.Н.,
ДДЮТ «На Ленской»
Красногвардейского района
Санкт-Петербург
2013
Пояснительная записка
Понятие «игра» воспринимается как развлекательная деятельность, присущая детям. Однако уже давно игровые программы рассматриваются учеными как важнейшее средство педагогического воздействия. При грамотном использовании возможностей игровых методик в воспитательном и образовательном процессе можно добиться очень высокой эффективности результатов. Это обусловлено, прежде всего тем, что игра – вид деятельности, способный не только развивать отдельные способности человека, но и выявлять и приумножать креативные возможности человека в целом. Игра позволяет «прожить» многие социальные ситуации, служит средством сплочения коллектива, механизмом распределения статусов и ролей.
Игра по станциям – это не только развлечение и забава, а еще и особый метод вовлечения школьников в творческую деятельность.
Данное мероприятие составлено с учетом возрастных особенностей детей. Участвуя в программе, дети получают и проверяют свои знания о природе в интересной и занимательной форме, а также положительный эмоциональный заряд.
Предложенная игровая программа может быть использована в воспитательной работе классными руководителями, воспитателями группы продленного дня, педагогами естественнонаучного цикла, педагогами дополнительного образования.
Цель игры:
Привлечь внимание детей к природным явлениям.
Задачи игры
Развивать творческую активность детей, кругозор.
Воспитывать любознательность, доброжелательность, сплоченность.
Формировать чувство командной взаимовыручки.
Форма проведения: игра по станциям командами по 5-7 человек.
Возраст: 8-10 лет.
Время проведения: 45-50 мин.
Место проведения. Актовый зал (рекреация), три учебных кабинет, библиотека.
Оборудование: музыкальный центр, экран, звуковые колонки, проектор, компьютер.
Реквизит: 2 корзины, карточки с изображением грибов и текстами-заданиями, СD-диски (музыка, презентация «Осенние явления природы»), книги.
Порядок проведения:
Все команды собираются в актовом зале (рекреации), где проходит жеребьевка и выдача маршрутных листов.
Команды согласно маршрутным листам проходят станции.
Команды собираются на подведение итогов в актовый зал.
Дополнительные условия
Предварительно команды-участники выбирают название своей команде и делают эмблему.
Сценарий игровой программы «Золотая осень»
Помещение украшено осенними букетами и поделками
из природного материала
Звучит музыка: П.И.Чайковский
«Времена года. Сентябрь. Октябрь».
Ведущий – Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас в нашем уютном зале. Вы знаете, зачем мы с вами встретились? Правильно, мы сегодня поближе познакомимся с прекрасным временем года, о котором слагал великолепные стихотворения поэт А.С. Пушкин.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Вы готовы отправиться в удивительное путешествие? Замечательно! Только для начала вам нужны маршрутные листы. Для этого я прошу подняться ко мне капитанов всех команд, которые вставив последнее слово в загадку, получат маршрутный лист. (Количество загадок соответствует числу команд).
Загадки
1. Слезки капают из тучи –
Плачет мастер невезучий.
Хмурой осени художник —
Хлюпает по лужам…(дождик)
2. Вот старушка из сторожки
Грязь разводит на дорожке.
Вязнет в топи мокрый лапоть –
Все зовут старушку … (слякоть)
3. Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно ...(листопад)
4. Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года — ...(осень)
5. Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду... (лужи)
6. Иду по тропке не спеша,
Песни поёт моя душа…
О, как ярко золотист
И красив кленовый …(лист)
7. Я стою, смотрю в окно,
В мелких капельках оно -
Ливень хлещет за окном,
Громыхает где-то …(гром)
8. На улице кто-то рычит,
Подвывает и стучит…
Лучше дома сидеть в кресле
Когда дует сильный …(ветер)
9. Поле осенью промокло,
Но зато созрела свёкла.
А в сентябрьских садах
Много яблок на ветвях.
Что к зиме мы собираем?
Как его мы называем? (Урожай)
10. Сотни птиц, собравшись в стаи,
Днем осенним улетают.
А летят они туда,
Где тепло всегда-всегда.
А куда летят все птички
Ну-ка быстро расскажите? (На юг)
11. Лист осенний долго кружит,
И его Варвара сушит.
А потом мы вместе с Варей
Дома делаем... (гербарий)
12. Осень тучами седыми
Затянула горизонт
Чтобы прогуляться с ними
Мы с тобой откроем ... (зонт)
13. Толстый ствол, могучий, крепкий.
Жёлуди растут на ветках (дуб)
14. Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
Ведущий - Теперь у каждой команды есть маршрут, по которому вы будете знакомиться с осенней порой. Но перед тем как отпустить вас в путешествие я хочу вас проверить, готовы ли вы, и предлагаю поиграть в «Осенний калейдоскоп». Это подвижная игра – общая для всех команд.
Что означает слово “калейдоскоп”? Наверняка некоторым из вас знакома игрушка под таким названием. Она представляет собой трубку, внутри которой вставлены зеркала и помещены разноцветные стеклышки или камешки. При поворачивании калейдоскопа они отражаются в зеркалах и образуют необыкновенно красивые меняющиеся цветные узоры. Но у слова “калейдоскоп” есть еще и второе значение: быстрая смена чего-либо.
Сейчас я буду произносить фразы. Если вы считаете, что то, о чем в них говорится, можно отнести к признакам осени, - похлопайте в ладоши, если нет – потопайте ногами по полу. Сосредоточьтесь: игра будет проходить в быстром темпе!
Бушует листопад. (Да).
Улетают на юг птицы. (Да).
Льют дожди. (Да).
Разливаются реки. (Нет).
По утрам бывают туманы. (Да).
Приходит бабье лето. (Да).
Исчезают насекомые. (Да).
Набухают почки на деревьях. (Нет).
Понижается температура. (Да).
Собирают урожай с полей. (Да).
Утром иней на траве. (Да).
Собирают клюкву. (Да).
День становится короче, а ночь длиннее. (Да).
По рекам идет лед. (Нет).
Ведущий – Молодцы. Теперь я вижу, что вы готовы. Отправляйтесь в путь! Но не забудьте, как только вы пройдете, все этапы возвращайтесь сюда, в наш уютный зал.
Станция «Грибное лукошко»
Комментарий: Эта станция организована в формате игры «Верите ли Вы?». За каждый правильный ответ команда получит 1 балл.
Ведущий - Осень – это и время сбора грибов. Давайте проверим, как хорошо вы знаете грибы.
Верите ли вы?
1.Что грибы могут заменить мясо? (Да. По питательности наиболее ценные белые грибы и шампиньоны).
2. Что птицы едят грибы? ( Да. Глухари)
3. Что сморчки и строчки появляются первыми? (Да).
4. Что грибы свинушки ищут специально обученные свиньи? (Нет, ищут трюфели).
5. Что самый ядовитый гриб мухомор? (Нет, бледная поганка).
6. Что грибы растут на деревьях? (Да, чага, опенок).
7. Что подберезовик растет быстрее всех? (Да, по 4-5 см в сутки).
Станция «Шифровальщики» (в библиотеке)
Комментарий: На станции капитаны команд выбирают билет с вопросом. Команда должна прочитать билет, найти книгу в библиотеке по подсказкам в вопросе и прочитать из книги ответ ведущему. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Приведенные ниже книги расставляются на разных полках. Порядковый номер книги соответствуют порядковому номеру вопроса.
Книги:
Сладков Н. В лес по загадки.- Л.: «Детская литература»,1983.
Ответ на вопрос на стр. 67-68.
Бианки В. Чей нос лучше? // Зеленые страницы. Хрестоматия по экологии для начальной школы. Сост. С.Сахарнов. - СПб: Детгиз, 2005.
Ответ на вопрос на стр. 14.
Бианки В. Лесные были и небылицы. -Л: Лениздат, 1969.
Ответ на вопрос на стр. 263.
Сладков Н. Сорочьи тараторки. - СПб: Издательство «Тимошка», 1997.
Ответ на вопрос на странице 139.
366 рассказов о животных.- М.: «Радуга»,1993.
Ответ на вопрос на странице 148.
Вопросы для команд:
1. Мы грибы на лучинах сушим, а в лесу их кто-то на сучки насаживает да по рогулькам развешивает. Кто он, любитель грибов сушеных? Эту загадку поможет разгадать книга Н. Сладкова «В лес по загадки».
2. С каким инструментом сравнил свой нос дятел в рассказе В.Бианки «Чей нос лучше?». Зачем дятлу такой нос?
Как муравьи готовятся к зиме? Об этом рассказывает книга В. Бианки «Лесные были и небылицы».
В рассказе Н. Сладкова «Заяц и медведь» медведь говорит, что сам себя ест. Как это понимать?
5. Почему ласточки улетают осенью в теплые края и как назвали пищу ласточек в статье «Прощание ласточек» из книги «366 рассказов о животных»?
Станция «Осенние истории»
Комментарий: В предложенном тексте командам необходимо найти ошибочные высказывания о природных явлениях, происходящих в осенний период и высказать правильное суждение. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Осенняя пора. (Ошибочные высказывания подчеркнуты). Совсем опустело поле, и ветер гулял в нем на просторе. Серебряные нити паутинки тихонько плыли над полем. Нет, да и выскочит из леса заяц, он уже стал совсем белый. В лесу уже начал желтеть, краснеть, буреть лист. Везде слышен веселый птичий пересвист. Это поют соловьи, славки и кукушки. Хорошо в эту пору в лесу, грибов много: подосиновики, опята, подберезовики, а на опушке цветут ландыши. Белка собирает грибы, сушит их, ведь у нее только что родились бельчата, их кормить нужно.
Правильные ответы. Заяц в эту пору не белый, а серый с белыми пятнами. Ландыши цветут в мае, а бельчата у белки родятся весной. Не могут петь птицы в лесу, т.к. славки, кукушки и соловьи улетают на юг. Умолкли песни птиц, лишь короткие покрики выводков разных птиц слышны иногда в лесу.
Станция «Осенние приметы»
Комментарий. Игроки обеих команд получают листочки, на которых написаны незаконченные предложения о переменах в природе осенью. Нужно прочитать их и закончить предложения правильно. Читать и отвечать может каждый член команды по очереди, можно совещаться и давать ответы сообща всей командой. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Варианты незаконченных предложений
1 вариант
Осенью перелетные птицы --------------------------------- . (улетают на юг)
Осенью насекомые ----------------------- (прячутся в щели под корой)
Осенью зайцы ------------------- (меняют цвет шубки с серого на белый)
Осенью деревья и кустарники ----------------------- (теряют свою листву)
Осенью день становится --------------------------------------------- . (короче)
2 вариант
Осенью зимующие птицы _____________ (остаются на зимовку).
Осенью медведи ____________________ (впадают в спячку).
Осенью солнце светит и греет ________________ (меньше).
Осенью в садах и огородах ___________ (собирают урожай)
Осенью ночь становится ------------------------------------------ . (длиннее).
Подведение итогов. Пока собираются команды в зал, демонстрируется мультфильм о природе. Во время просмотра ведущий подсчитывает баллы.
После окончания мультфильма ведущий проводит награждение победителей.
Используемая литература
366 рассказов о животных.- М.: «Радуга»,1993.
Бианки в. Лесные были и небылицы. - Л: Лениздат, 1969.
Бианки В. Чей нос лучше? // Зеленые страницы. Хрестоматия по экологии для начальной школы. Сост. С. Сахарнов. - СПб: Детгиз, 2005.
Дни осени. В листопаде октября. //Начальная школа. 2002. № 10.
Дни осени. В рябиновом сентябре. //Начальная школа. 2002. № 9.
Кудрина Л.И. Осенний праздник. //ПедСовет. 2007. № 7.
Майер Л.И. Осенины. //Уроки в начальной школе. Когда закончились уроки. - М.: Начальная школа, 2004.
Маняшина И.Ю. Здравствуй, Осень! // ПедСовет. 2007.№ 6.
Севастьянова Т.П. В гостях у Осени. Загадки. //ПедСовет. 2007. № 6.
Сладков Н. В лес по загадки.- Л.: «Детская литература»,1983.
Сладков Н. Сорочьи тараторки. - СПб: Издательство «Тимошка», 1997.
Чернявская Т.Г., Синица М.И. «Осенний бал» //ПедСовет. 2004. № 7.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ