Интегрированный урок литературы и русского языка. Мир авторской сказки Всеволода Михайловича Гаршина «Лягушка – путешественница». Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу,щу

Тема:

Мир авторской сказки Всеволода Михайловича Гаршина «Лягушка – путешественница».

Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу,щу.


Цели урока:

- Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

- Развитие навыков правописания изученных сочетаний на основе орфографической зоркости.

Задачи:

Образовательные :
- формировать умения распознавать в словах орфограмму и правильно обозначать на письме;

- учить давать характеристику героям произведения;
- закрепить знания школьников об авторских и народных сказках;
- учить делать выводы, работать с учебником;
- формировать умение отыскивать в тексте слова и выражения, характеризующие действующих лиц.

Развивающие :
- развивать речь учащихся;

- активизировать и пополнять словарный запас учащихся;
- прививать интерес к литературному чтению;
- расширять кругозор;
- развивать навыки правильного чтения и письма;
- развивать психологические качества (внимание, восприятие, память,
логическое мышление, воображение)
- развивать положительную учебную мотивацию через формирование четких дидактических задач.

Воспитательные :
- воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие;
- воспитать любовь к родному языку и литературе;
- воспитывать любовь к творчеству Гаршина В. М. через его произведения;

- воспитывать положительное отношения к учёбе;

- воспитывать умение слушать других, желание учиться, интерес к чтению, бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация (портрет В.М.Гаршина, книга и иллюстрации к сказке «Лягушка-путешественница»), магнитная доска, рисунок дерева и листьев, аромамасла, проектор, ноутбук.

Методы, применяемые на уроке:

работа с учебником;

приёмы самостоятельной работы: поиск слов в художественном произведении на определённую орфограмму ( жи – ши, ча – ща, чу – щу);

наглядные методы: метод иллюстраций и метод демонстраций;

словесные и практические методы.

Ход урока


Ароматерапия. Масло мандарина и бергамота. Аромалампа.

I. Организационный момент.

Приветствие. – Здравствуйте все и взрослые, и дети! Сегодня у нас праздник потому, что к нам на урок пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

Звонкий слышится звонок,

Начинается урок.

Желаю вам, мои юные читатели,

Чувствовать себя комфортно,

Но быть внимательными и доброжелательными.


Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями.

СЛАЙД

- А урок у нас необычный. Урок русского языка и литературы. И сейчас на нашем уроке появится гостья. Но кто же это?

Актуализация знаний.

СЛАЙД


Отгадайте загадку.

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

- Кто это? (Лягушка)

Сообщение темы и целей урока.

Предварительная беседа

СЛАЙД

- Как вы думаете, почему к нам на урок пришла именно эта гостья? (ответы учащихся…)
- Мы сегодня познакомимся с 1 частью литературного произведения, главной героиней которой будет лягушка.


СЛАЙД

Чтение слогов с добавлением:

- Пу-путе-путешест-путешествен - путешественни-путешественница



СЛАЙД

-Давайте вместе прочитаем название произведения:

«Лягушка – путешественница»

- Ребята, обратите внимание, какое интересное название у произведения, особенно второе слово.
- А что означает слово «путешественница»?
(Ответы детей: это тот ,кто путешествует)

СЛАЙД

- Правильно! Я немного добавлю, в толковом словаре Владимира Ивановича Даля слово «путешественник» - это тот, кто передвигается по какой - либо территории с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями.

СЛАЙД

-Лягушка хочет быть умной и сообразительной. И вот путешествуя по страницам «Русского языка» она встретилась с трудной темой: «Правописание слов с сочетаниями… А вот с какими, вы мне подскажете, посмотрев на эти слова шишка, жираф, пища, задача, щука, чулок.

- Нам знакома эта тема?

-Какая цель нашего урока русского языка? (Повторение правила написания слов с сочетаниями жи – ши, ча- ща, чу- щу)

Пальчиковая гимнастика.


«Я сильней наверняка!» -

Молвит правая рука.

«Почему же? Вот и нет!» -

Спорит левая в ответ.


СЛАЙД

- Лягушка просит вас открыть тетради, записать в них число и классная работа.

Начинаем с речевой разминки.

- Прочтите правильно скороговорку на стр. №35 учебника «Русский язык»

- Прочитайте сначала спокойно( жужжащее чтение), а затем быстро (хором)


С и пишу я жи и ши:

лыжи, мыши, малыши.

С а пишу я ча и ща:

роща, дача и свеча.

С у пишу я чу и щу:

щука, плачу и ищу.

Слоги эти заучу!

- Слова, с какими сочетаниями вы увидели?


СЛАЙД

-Но лягушка не знала этого правила и допустила ошибки в написании предложения: Луна освещяла лесную чящю.

- Помогите ей. В каких словах допущены ошибки?

- Спишите предложение без ошибок. Подчеркните орфограмму «Гласные после шипящих».


- Лягушка предлагает вам поработатьв группах.

Работа по учебнику. Упр. 1 на стр. 35


1 группа: найти и выписать слова с сочетаниями жи – ши.

2 группа: …………ча - ща

3 группа: ………….чу - щу

Проверка.

Вывод:

- Какое правило вспомнили, когда писали слова?


СЛАЙД

(Хором читают правило)

В СОЧЕТАНИЯХ ЧА, ЩА

ПИШЕМ ТОЛЬКО БУКВУ А!


В СОЧЕТАНИЯХ ЧУ, ЩУ

ПИШЕМ ТОЛЬКО БУКВУ У!


В СОЧЕТАНИЯХ ЖИ И ШИ

ТОЛЬКО БУКВУ И ПИШИ!


Физкультминутка. Игра: «Кто внимательный».

«Если в слове буква И - то приседаем, если буква Ы – то руки вверх поднимаем»

Шило, мыло, шина, жир, сын, жираф, жизнь, мышь.


СЛАЙД

Мотивация. Звучит музыка Н.И.Чайковского «Осень».

- Нам немного взгрустнулось, так как музыка навеяло на нас картины осени (все опустело, идёт дождь, птицы улетают, тихо кругом)

А у лягушки наоборот поднялось настроение. Любит она дождливую осень. Ей понравилось путешествовать с нами по страницам «Русского языка» и она хорошо запомнила правила написания слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. И вот она довольная лежит и мечтает. И тут она вспомнила о своём удивительном путешествии, о котором мы узнаем из нового произведения. Тема урока литературы В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»


Эмоциональный настрой на восприятие произведения.

СДАЙД

Вступительное слово учителя.

- Перед вами портрет Всеволода Михайловича Гаршина (1855-1888), русского писателя. За свою творческую жизнь он написал один сборник рассказов и несколько сказок для детей.

- Всеволод Михайлович написал «Лягушку-путешественницу» последним в своей жизни. Сказка “Лягушка-путешественница” авторская, но начинается такими же словами, которые часто встречаются в русских народных сказках. Кто помнит эти слова? (Жила-была…)


Работа по теме урока.

- Перед тем как начать читать произведение, нам необходимо разобрать и понять незнакомые слова, которые встретятся при слушании и чтении текста.

СЛАЙД

- Посмотрите, наша лягушка приготовила для вас незнакомые, трудные слова.
- Первое слово, которое встретиться нам – это слово
«благополучно».
- Поставим в слове ударение (ответ учащихся)
- Прочитаем слово по слогам (ответ учащихся: бла – го – по – луч - но)
- Как вы думаете, что обозначает это слово? (ответ учащихся: удачно, хорошо)
Слово «благополучно» означает удачно, успешно.

В.И. Даль

- Второе слово, на которое следует обратить ваше внимание
– коряга.
- Поставим в слове ударение (Ответ учащихся…)
- Прочитаем по слогам (Ответ учащихся: ко – ря - га)
- Как вы думаете, что обозначает это слово? (Ответ учащихся: это кусок дерева)
«Коряга – суховатый (погруженный в воду) кусок сваленного, подгнившего дерева» В.И. Даль

Первичное восприятие текста.

Прослушивание записи 1 части сказки.
- Сейчас мы прослушаем начало этой сказки в исполнении мастера художественного слова, с помощью аудиозаписи.
- Запомните интонацию! После прослушивания отрывка мы продолжим самостоятельно знакомиться со сказкой.

Слушание сказки (1 мин 34 сек)

Выразительное чтение 1 части сказки бегло читающими учениками, остальные следят.

Работа над содержанием сказки.

Беседа по прочитанному:

-Где жила лягушка? (Лягушка жила в болоте)

-Как жилось лягушке в болоте? (Жила благополучно, ловила комаров и мошку,весной громко квакала вместе со своими подругами.)

-О чём думала, когда сидела на сучке коряги? (выразительное чтение слов лягушки)

-Чем наслаждалась лягушка? (Наслаждалась тёплым мелкимдождиком.)

-В чём было счастье лягушки? (Она жила на болоте беззаботно, наслаждалась всем вокруг.)

-Что самое главное в этой части? (Главное – это жизнь лягушки в болоте.)

- Озаглавьте. (Беззаботная жизнь лягушки.)

СЛАЙД

Релаксация. Покажите настроение лягушки (позой, мимикой и жестами)

Довольная, расслабленная, нежилась, наслаждалась.


Работа в творческой мастерской (составление рассказа о лягушке по группам)

- Расскажите друг другу, что вы узнали о лягушках (опрос групп)

(Живут в болотах. Питаются комарами и мошками. Ими питаются аисты. Любят мокрую погоду. У лягушек мокрая лакированная спинка. Они квакают только весной.)

Учитель добавляет.

- Лягушка пьет воду всей кожей тела, рта не раскрывает, просто впитывает воду как губка.

- Меня удивил ещё один факт. Лягушки – своеобразные чемпионы по прыжкам в длину: в случае опасности некоторые из них совершают трёхметровые прыжки. Лягушки не только плавают и скачут, они могут летать проворнее птиц. Так веслоногие лягушки, паря как белки-летяги, легко покрывают расстояние в 10-12 метров.


Работа в парах. В руках простой карандаш.

- Прочитайте 1 часть сказки и помогите лягушке найти слова на изученную орфограмму. Отметьте карандашом (8 слов: жила, прожила, в случае, жить, чуть – чуть, к счастью, промолчала, нежиться). Проверка.


Работа в тетрадях. Письмо по памяти.

1 предложение сказки (Жила – была на свете лягушка – квакушка.)


СЛАЙД

Рефлексия.

Закончите фразы.

Я сегодня на уроке узнал…………………….

Самым интересным на уроке было……………………


Психологический приём «Дерево успеха» на выявление настроения детей, их отношение к учёбе.

Оцените свою работу на уроке, создайте дерево успеха по следующим критериям:

Зеленый листик – не допустил ни одной ошибки, доволен собой;

желтый листик – допустил неточность;

красный листик – надо постараться и успех придёт.

Оценки.


СЛАЙД

Дом. Зад.

Выписать из 1 части сказки слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. Нарисовать иллюстрацию к 1 части сказки.











Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ