Открытый урок в малокомплектном 3-4 классе "УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ СЛОВА. УЧИМСЯ ПИСАТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ" "УРАВНЕНИЕ. СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ"
МБОУ «Бикбардинская основная общеобразовательная школа»
Открытый урок в малокомплектном 3-4 классе
4-ая четверть, 10 апреля 2012 года
Учитель: Бадртдинова Р. А.
3 класс
Урок русского языка
Тема: учимся правильно употреблять слова.
учимся писать изложения
Цель: осваивать особенности построения текстов.
4 класс
Урок математики
Тема: Уравнение. Способы решения уравнений
Цели: познакомить учащихся с уравнениями; учить решать уравнения; повторить правила нахождения неизвестного компонента действий сложения, вычитания, умножения и деления; развивать умение анализировать и выделять существенные признаки.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивация к учебной деятельности.(3 минуты)
- Начнём урок русского языка в 3-м классе и урок математики в 4-м классе.
- Чего вы ждёте от сегодняшнего урока? Выразите свои ожидания предложением «Я хочу….»
(учащиеся высказывают свои ожидания)
- Я думаю, что у вас всё сегодня получится, поэтому предлагаю вам девиз сегодняшнего урока: «Всё получится!»
Третий класс сегодня продолжают работу по теме «учимся правильно употреблять слова».
- А четвёртый класс начинают сегодня новую тему.
- Давайте напомним себе ещё раз, два правила любой учебной деятельности. Чтобы чему-то научиться нужно:
- Понять, чего я не знаю.
- Сам найду способ.
- А начнём мы урок с повторения. Для чего? Что мы будем повторять?
(То, что нам понадобится для изучения нового)
- Помогать вам в работе сегодня будет план-задание на урок, который лежит у вас на парте.
-Итак, начинаем работу. Обратите внимание на первое задание.
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1. Рассмотрите выражения, разделите их на группы. Работаем в паре. Каждый участник предлагает свой вариант. Выслушиваем друг друга, договариваемся и принимаем общее решение :
85 + 23=108
__ + 36 = 94
75 - ___ = 19
41 + 23>54
24 : 12 = 2
37 < 62 – 20
Х + 90 = 180
- Слушают задание
1. Прочитайте записанные на доске слова, сравните:
Текст
Изложение
Веточка
Почки
Листочки
- Что вы можете сказать об этих словах. Чем они похожи, а чем отличаются?
- Подберите устно имена прилагательные к этим словам.
3. Определение темы урока и постановка цели:
- Посмотрите на слова ещё раз, уточните тему урока. Чем вы будете сегодня заниматься?
- Действительно, сегодня мы с вами будем учиться писать изложение. Как вы понимаете смысл вашей работы?
- А для чего нужно уметь писать изложение? А как такой вид работы поможет нам с вами научиться правильно, употреблять слова?
- Запишите в тетрадях число, классная работа, изложение.
- Итак, мы с вами учимся писать изложение. Давайте составим для себя памятку, как писать изложения. Что нужно сделать в первую очередь, как вы думаете?
(Учитель записывает на доске первый пункт плана:
1. Прочитай текст.
- Познакомьтесь с текстом. Выполните задание №2, обсудите в паре.
- Это имена существительные разного рода и числа.
Текст – м.р., ед. ч.
Изложение – ср.р., ед. ч.
Веточка – ж.р., ед. ч.
Почки – мн.ч., ж. р.
Листочки – мн.ч., м.р.
- Предлагают свои варианты словосочетаний.
- Писать изложение текста о веточке, почках, листочках
- Мы должны будем прочитать текст, запомнить его и записать, как запомнили.
- Узнаём новые слова, учимся правильно строить предложения.
- Оформляют запись в тетради.
- Прочитать текст.
- Работают в парах
Работают самостоятельно. На карточке задание № 2»:
2. Вопросы к тексту:
– Почему ветки деревьев падали на снег?
– Как поступила Оля с веточкой?
– Как изменилась ветка в комнате?
– Что в конце произошло с веткой?
- Определите тему текста. Выделите главную мысль. Озаглавьте текст по главной мысли или теме текста. Запишите заголовок.
- Давайте проверим, что у вас получилось. На какие группы вы разделили выражения? Запишите на доске.
3. Выявление места и причины затруднения:
- Какое возникло затруднение. Почему?
- Кто знает, как называется такое выражение? Откуда вы знаете?
- Итак, определите тему нашего урока?
- Какую цель мы поставим перед собой?
- Какие задачи?
- Запишите в тетради число, тему урока.
- Объясняют:
Первый вариант разделения:
1 группа – равенства,
2 группа - неравенства
Второй вариант:
1 группа – равенства с известными числами
2 группа – равенства с неизвестными числами
3 группа – неравенства.
- Куда определить запись
Х + 90 = 180. Мы не знаем такие выражения.
- Это уравнение, мы встречали его в тесте.
- Уравнения
- Познакомиться с уравнениями.
- Узнать, что такое уравнение.
- Научиться их решать.
- Тема текста?
(Мёрзлая веточка)
Главная мысль?
(Веточка проснулась!)
Как вы озаглавили этот текст?
- Дополним нашу памятку. Что вы делали, после того, как прочитали текст? (Дописывает на доске следующие пункты плана:
2. Определи тему, главную мысль.
3. Запиши заголовок текста.
- Я предлагаю вам составить план этого текста. Как вы думаете для чего он нужен?
- Выполните задание № 3, определите, сколько частей в тексте? О чём говорится в каждой из частей?
- Зачитывают выбранные заголовки текста. (
- Определяли тему, главную мысль, придумали заголовок.
- Поможет понять текст, запомнить
- записывают в тетрадях
4. Составь план текста, запиши.
- Есть ли в этом тексте интересные выражения, эпитеты, сравнения?
- Каким будет следующий пункт нашего плана?
5. Выпиши интересные словосочетания, выражения.
6. Подчеркните в тексте слова с орфограммами.
– Почему о ветке сказано, что она была будто стеклянная. Что создавало это впечатление?
– Какое слово употреблено в тексте, чтобы подчеркнуть, что ветка живая?
– Подберите имена прилагательных из текста к словам, запишите полученные словосочетания:
Зима (какая?)…
прутья ( ) …
ветки ( ) …
почки ( ) …
ветка( ) …
кожура ( ) …
- Далее работаете по карточке.
- Выполняют задание № 3.
Читают текст по частям, определяют, о чём говорится в каждой части его. составляют и записывают примерный план совместно с учителем.
1) Стеклянная ветка.
2) Ветка оттаяла.
3) Оля забыла о ветке.
4) Ветка проснулась.
-
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Рассмотрите это выражение внимательно. Что такое уравнения?
- Чтобы разобраться, я предлагаю вам выполнить задание № 457, стр. 139 учебника.
1.Прочитай задание, запиши выражения в виде равенств с «окошками». Чтобы найти задуманное число заполни пропуски в рассуждениях. Тебе поможет задание №18, стр.7
- Предлагают свои варианты ответа на этот вопрос.
- Выполняют самостоятельно задание на карточке.
- Света задумала число. Если это число:
А) уменьшить на 12, то получится 78.
=
Выделяю неизвестное: Неизвестное число здесь –….
2. Применяю правило:
Чтобы узнать …, надо …...
Выполняю вычисления:
Поэтому: к 78 … 12.
Значит, задуманное число – …
4. Проверяю.
Б) увеличить в 5 раз, то получится 450.
=
Неизвестное число здесь –…. Чтобы узнать …, надо …...
Поэтому: 450 … 5
Значит, задуманное число – …
В) уменьшить в 2 раза, то получится 45.
=
Неизвестное число здесь –…. Чтобы узнать …, надо …...
Поэтому: 45 … 2
Значит, задуманное число – …
Г) увеличить на 12, то получится 102.
=
Неизвестное число здесь –…. Чтобы узнать …, надо …...
Поэтому: 45 … 2
Значит, задуманное число – …
Работают по карточке самостоятельно:
- Проверяют «ошибкоопасные» места, записывают данные слова в строчку, решая орфографические задачи:
Хру..кие, подн..ла, в..дны, ст..яла, выск..чили, з..леные, в..сенний.
- Давайте проверим. Вы записали эти предложения в виде равенств с окошками. Вот такие равенства получились у Миши. Проверьте, поставьте +, если у вас такие же равенства.
-
12
=
78
х
5
=
450
:
2
=
45
+
12
=
102
- Какое число было задумано? Проверьте свои рассуждения по эталону. Поставьте + если у вас такие же ответы.
- Оцените свою работу. Если у вы правильно составили все выражения, и правильно записали рассуждения, у вас 8 плюсов – «5».
- Если у вас 7-6 плюсов – «4»
- Если у вас 5-4 плюса – «3».
- Если меньше 4 – «2».
- Сверяются по эталону, зачитывают по очереди вслух, проверяют.
- Дополним памятку:
7. Перескажи текст
8. Напиши изложение
9. Проверь по эталону.
- дополняют памятку
- Оценивают свою работу.
- Пересказывают друг другу текст, опираясь на план, словосочетания и слова, записанные в тетради.
-
- Маша, выполняя это задания, записала вот такие математические выражения:
Х – 12 = 78
У * 5 = 450
А : 2 = 45
С + 12 = 102
- Как вы думаете, правильно ли она выполнила это задание? Почему? Чем они похожи на выражения, записанные Мишей. Чем отличаются? Запишите парами.
- Давайте дадим определение, что такое уравнение. Стр. 139. Прочитайте текст
- Это тоже равенства, есть неизвестное число, только оно обозначено не окошком, а буквой.
- Уравнение - это равенство, в котором есть неизвестное число.
5. Реализация построенного проекта
Пишут изложение текста с последующей проверкой.
- Проверим, хорошо ли мы усвоили, что такое уравнение.
№ 458, стр. 140. Среди предложенных записей выписать только уравнения.
- Как вы докажите, что это уравнения?
- Работают индивидуально, выписывают уравнения.
- Это должны быть равенства, с неизвестным числом.
Проверка с записью на доске.
На какие существенные признаки вы ориентировались, чтобы выделить уравнения
- Оцените себя, поставьте + за каждое правильно выписанное выражение
4 + - «5»
3 + - «4»
2+ - «3»
- Выписывают на доске, доказывают.
Уравнения:
2 · x + 3 · 4 = 8
532 · а = 2128
(y – 3) · 5 – 875 = 210
x = 15 · 17
Равенства:
8000 + 60 = 8060
Неравенства: x + 15 > 7
Выражения: (x + 20) – 4
467 + 3008
1200 – x + 387
x + (30 + 45)
(Это равенство с неизвестным числом.)
- Соотносим с целью урока.
- Узнали, что такое уравнение?
- Какая ещё стояла цель перед нами?
- А что значит решить уравнение? Если это равенство с неизвестным числом, то значит нужно найти … Но есть одно важное условие. Прочитайте текст на стр. 141. Какое число нужно найти? Как оно называется?
- Да, чтобы правая и левая часть уравнялись, стали равными.
- Посмотрите Миша и Маша решили уравнения, но допустили ошибку.
- Найдите ошибку.
- Научиться решать уравнения
- надо найти это число
- Чтобы получить верное числовое равенство.
- Корень уравнения.
.
- Проверка работы
- Выполняют № 459.
- Оцените свою работу по двум критериям, двумя отметками:
1)Полнота и точность изложения;
Я точно и полно передал содержание – «5»
Я точно передал содержание, по плану, но не полно – «4»
Я не точно и не полно передал содержание, пропустив один пункт плана «3»
Я не точно и не полно передал содержание, пропустив два и более пунктов плана – «2»
2)грамотность, аккуратность:
Оцени свою грамтность:
Ни одной ошибки – «5»
Одна- две ошибки – «4»
Три –пять ошибок – «3»
Больше пяти ошибок «2»
- Научились писать изложения. Что было самым трудным?
- Оценивают
- Чем все выражения похожи? Чем отличаются?
- Все уравнения решаются по одному общему плану, алгоритму. Рассуждения те, же что и при решении выражений с окошками.
- Вспомните, как решал Миша. Что нужно сделать сначала?
1. Выделяю неизвестное
2. Применяю правило.
3. Выполняю вычисления.
4. Проверяю.
- Объясните, используя схему решение первого уравнения. (коллективно)
_ Второе у доски один ученик, фронтально.
- Третье каждый сам, потом проговаривая друг другу.
– Какое уравнение решено неправильно?
– Запишите верное решение уравнения с объяснением самостоятельно.
с + 12 = 102.
- Это уравнения, есть неизвестное число. Запись похожа. Корень уравнения одинаковый.
При решении уравнения сначала выделяется неизвестное число, затем в обобщенном виде излагается способ действия (правило нахождения неизвестного компонента) и затем выполняются вычисления.
x – 12 = 78. Здесь неизвестно уменьшаемое. Чтобы найти уменьшаемое, нужно к значению разности прибавить вычитаемое:
x = 78 + 12.
Выполняем вычисления:
x = 90.
Затем проверяем. Вместо x в уравнение записывается число 90, находится значение выражения: 90 – 12 = 78.
Если получается верное равенство, значит, уравнение решено правильно.
Можно выполнить такую запись: 90 = 90, то есть левая часть уравнения равна правой.
- Давайте соотнесём с целью урока. Мы узнали, что такое уравнение? Научились их решать?
- А для чего нужно уметь решать уравнения? В каких заданиях вам приходится искать неизвестное число?
- Это и будет темой нашего следующего урока.
- В задачах. Для решения задач.
- Найдите на карточках две лесенки успеха:
Я знаю Я умею
Отметьте, где вы на этой лесенке.
- Поделитесь своей оценкой.
Нарисуйте смайлик, оцените своё настроение:
- Я доволен собой, у меня всё получилось.
- Я доволен собой, у меня не всё получилось, но я старался
- Я недоволен собой, у меня ничего не получилось.
- Поделитесь своим настроением.
Домашнее задание
Домашнее задание: описать несколькими предложениями свою любимую игрушку.
Стр. 27 печатной тетради, № 56
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ