Любимые герои сказок
Тема урока: Любимые герои сказок.
Цель: Формировать социокультурную и коммуникативную компетенции у учащихся младших классов с помощью приобщения к лучшим образцам мировой культуры.
Задачи:
Познакомить учащихся с особенностями негритянского фольклора;
Познакомить с реалиями жизни народов Америки 19 века;
Научить детей проводить сравнение двух культур, анализировать и обобщать полученную информацию, проводить параллели в контексте диалога культур на основе сказок, пословиц и поговорок;
Научить работать с текстом, извлекать нужную информацию;
Расширять кругозор в области знаний традиций и культуры англоговорящих стран;
Воспитывать ответственность за успех коллективного дела;
Раскрывать творческий потенциал учащихся посредством участия в инсценировании эпизодов.
Подготовка к уроку:
Учащиеся заранее готовят инсценирование эпизодов из сказки;
В тексте находят поговорки и пословицы;
Готовится выставка книг Д. Ч. Харриса и русских народных сказок с иллюстрациями;
Презентация.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
- Дети, вам тепло? (да)
- В классе светло? (да)
- Прозвенел уже звонок? (да)
- Уже закончился урок? (нет)
- Только начался урок? (да)
- Хотите учиться? (да)
- Значит, можно садиться!
Речевая разминка (Упражнения в произношении скороговорок и чистоговорок).
2. Постановка проблемы. Рассказ об авторе сказки.
- Над какой сказкой мы с вами работаем? А кто автор этой сказки? (Слайд 1)
- Жил на свете маленький мальчик по имени Джоэль. Жил он давным-давно в далёкой - далёкой стране Америке. И он очень любил весёлые сказки про животных. Уж так он любил эти сказки, а также старого негра, дядюшку Римуса, который их рассказывал, что не удержался, вырос, издал книгу и назвал её "Сказки Дядюшки Римуса", где написал про себя, маленького мальчика, соседей и друзей. (Слайд 2)
- Но кто такой - этот дядюшка Римус? Родственник? Если Джоэль и Римус - настоящие люди, тогда почему появились вместе с ними такие необычные герои, как братец Лис и братец Кролик? Настоящие они были? На кого похожи? (На каждый вопрос ученики дают свои ответы - предположения). На эти вопросы мы постараемся ответить на уроке.
- Мать воспитывала его одна. Жилось им бедно и трудно. И в 13 лет он пошёл работать в типографию одного плантатора.
- А кто такой - плантатор? (Это человек, у которого много земли - плантаций, где выращиваются растения - по-английски - plants.)
- Как вы думаете, сам он работал? (Нет, на плантациях работали наёмные рабочие и рабы.)
- А кто такие рабы? (Люди, которых привозили из других стран, в основном, из Африки, (Слайд 3) насильно, не по их воле, заставляли работать бесплатно в тяжёлых условиях.)
(Слайд 4) Жили они в старых хижинах, работали по 14 часов под палящим солнцем, не имели достаточно еды. Если они убегали от жестокого хозяина, их возвращали и наказывали. Иногда даже убивали. (Слайд 5) Вот и Джоэль ходил на работу к такому плантатору, но он был не рабом, а наёмным рабочим и получал деньги. В типографии он встречал рабов - негров, заходил к ним в хижины и слушал народные негритянские песни и сказки.
- А какие сказки называют народными? (Дети отвечают.)
- Дядюшка Римус был одним из негров - рабов, но Джоэль называл его дядюшкой, так как любил и уважал старого сказочника.
3.Актуализация опорных знаний.
- С какими сказками мы сейчас знакомимся на уроках литературного чтения? (Сказки про животных). А в каком разделе они помещены? (Сказка ложь, да в ней намёк…)
- Давайте вспомним главных героев сказок дядюшки Римуса: (ученики называют всех героев, учитель записывает на доску) Братец Лис, Братец Кролик, Братец Медведь, Братец Черепаха, Братец Волк, Матушка Мидоус. (Слайд 6)
4.Открытие детьми нового знания.
- А в русских народных сказках есть герои - животные? Совпадают ли с героями этих сказок? (Не все) Почему? (В сказках дядюшки Римуса присутствуют герои - животные, которые живут только в Америке.)
- Похожи ли герои русских и негритянских сказок характером? (Нет) Почему? (Слайд 7) (Ох, как не похож Братец Кролик на своих ближайших родственников - добрых и безобидных зайчиков из русских сказок. На милого зверушку этот кролик совсем не тянет.)
- Попробуйте ответить на вопрос, который прозвучал в самом начале нашей беседы: на кого похожи герои сказок дядюшки Римуса? Докажите. (Герои сказок похожи на настоящих людей, с которыми общался Джоэль; на негров, которые хотели стать свободными. Сказочные герои ходят, говорят как люди, обладают качествами человеческого характера.)
- Итак, мы перечислили всех героев. Посмотрите на экран. Здесь написаны качества характеров героев. Какого героя можно так назвать? Кому подходит такое описание? (Слайд 8) Слова: смекалистый, глуповатый, рассудительный, мудрый, изворотливый, хвастливый, хитрец, лентяй, спокойный, трусоватый, плут, неторопливый, пройдоха. (Учащиеся подбирают героев сказки с соответствующим характером.)
- Всегда хитрец выпутывался! Но, как говорил сам дядюшка Римус, был у них один братец похитрее Кролика. Кто это? (Братец Черепаха) (Слайд 9) (Он был мудрым, рассудительным его все уважали и прислушивались к его мнению).
- Давайте откроем учебники на с. 70 и прочитаем по ролям эту часть.
- А бывают люди с таким же характером? (Да) Значит, действительно в сказочных героях отражены настоящие люди.
5. Физминутка.
6. Проверка домашнего задания.
- Теперь мы проверим, как вы усвоили материал прошлых уроков.
1) Каких героев нет в сказках дядюшки Римуса: а) братца Кролика; б) братца Черепахи; в) братца Крокодила; г) братца Лиса.
2) Отметьте героев сказок дядюшки Римуса: а) кролик, лис, волк; б) братец Кролик, братец Лис, братец Медведь; в) братец Лис, братец Заяц, братец Волк; г) Чиполлино, Незнайка, Чебурашка.
3) Что ловили герои сказки в пруду: а) звезду; б) солнце; в) луну; г) рыбу.
4) О каком герое можно сказать, что он умный, изворотливый, хороший артист: а) братец Черепаха; б) братец Лис; в) братец Кролик; г) братец Медведь.
5) Какое качество не относится к братцу Кролику: а) трусливый; б) остроумный; в) хитрый; г) выдумщик.
6)Чем закончилась ловля луны: а) поймали луну; б) все вымокли; в) вымок братец Кролик; г) вымокли братец Лис, братец Волк, братец Медведь.
7) Какую рыбу собирались ловить герои: а) сом, карась, пескари, карп, окунь; б) акулу; в) никакую; г) селёдку и щуку.
8) Сказка о братце Кролике это: а) русская народная; б) американская; в) африканская; г) сказка афроамериканцев США.
9) Сколько раз герои забрасывали невод в пруд: а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
10) Дядюшка Римус это: а) писатель; б) негр-раб; в) дядя автора сказки; г) герой сказки.
- А кто ваши любимые герои? Почему? Мы с вами уже говорили, что в русских народных сказках тоже встречаются животные.
7. Повторение пройденного. Работа в тетрадях. (В парах выполняется задание №2).
- А кто ваши любимые герои? Почему? Мы с вами уже говорили, что в русских народных сказках тоже встречаются животные. (Сравнение Братца Кролика с героями русских сказок: с зайцем из М/ф «Ну, погоди!», «Маша и Медведь», Степашкой из телепередачи «Спокойной ночи, малыши», зайчиком из русских народных сказок). (Выставка рисунков).
- Какие крылатые слова и выражения, связанные с зайцем, вы знаете? (Зайчишка-трусишка, заячья душа, у меня душа в пятках, быстрый как заяц, зайчишка-хвастунишка).
Просмотр отрывка из М/ф «Братец Кролик и Братец Лис».
- О каком качестве братца Кролика рассказывается в этом эпизоде? (Любопытство)
8. Итог урока. Рефлексия.
- Александр Сергеевич Пушкин, знаменитый русский писатель, сказал: "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок". (Слайд 10) А чему научили вас эти сказки?
- Какие поучительные поговорки и пословицы вы нашли в этих сказках, работая дома?
Вы, соседи, должны жить дружно.
Будет слишком холста на пару штанов.
Кто всем докучает и суёт нос, куда не нужно, всегда попадает впросак.
Один натворит бед, а другой отвечает.
Скверное дело - ябедничать. Ни один сплетник не кончил добром.
- Что ж, мы с вами заканчиваем нашу беседу подведением итогов. А самый главный итог - вывод их прочитанных сказок таков: никогда не сдавайся, ищи выход из любой сложной ситуации!
Оценка своей работы на уроке.
-Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению: ( Слайды 11-14)
а) мне было интересно; б) я ничего нового не узнал; в) мне было скучно.
Домашнее задание: задание №3 в рабочей тетради (составить рассказ о любимом герое из сказки).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ