Любимые герои сказок

Тема урока: Любимые герои сказок.


Цель: Формировать социокультурную и коммуникативную компетенции у учащихся младших классов с помощью приобщения к лучшим образцам мировой культуры.


Задачи:

Познакомить учащихся с особенностями негритянского фольклора;

Познакомить с реалиями жизни народов Америки 19 века;

Научить детей проводить сравнение двух культур, анализировать и обобщать полученную информацию, проводить параллели в контексте диалога культур на основе сказок, пословиц и поговорок;

Научить работать с текстом, извлекать нужную информацию;

Расширять кругозор в области знаний традиций и культуры англоговорящих стран;

Воспитывать ответственность за успех коллективного дела;

Раскрывать творческий потенциал учащихся посредством участия в инсценировании эпизодов.

Подготовка к уроку:

Учащиеся заранее готовят инсценирование эпизодов из сказки;

В тексте находят поговорки и пословицы;

Готовится выставка книг Д. Ч. Харриса и русских народных сказок с иллюстрациями;

Презентация.


Ход урока:


1.Мотивация к учебной деятельности.

- Дети, вам тепло? (да)

- В классе светло? (да)

- Прозвенел уже звонок? (да)

- Уже закончился урок? (нет)

- Только начался урок? (да)

- Хотите учиться? (да)

- Значит, можно садиться!


Речевая разминка (Упражнения в произношении скороговорок и чистоговорок).


2. Постановка проблемы. Рассказ об авторе сказки.

- Над какой сказкой мы с вами работаем? А кто автор этой сказки? (Слайд 1)

- Жил на свете маленький мальчик по имени Джоэль. Жил он давным-давно в далёкой - далёкой стране Америке. И он очень любил весёлые сказки про животных. Уж так он любил эти сказки, а также старого негра, дядюшку Римуса, который их рассказывал, что не удержался, вырос, издал книгу и назвал её "Сказки Дядюшки Римуса", где написал про себя, маленького мальчика, соседей и друзей. (Слайд 2)

- Но кто такой - этот дядюшка Римус? Родственник? Если Джоэль и Римус - настоящие люди, тогда почему появились вместе с ними такие необычные герои, как братец Лис и братец Кролик? Настоящие они были? На кого похожи? (На каждый вопрос ученики дают свои ответы - предположения). На эти вопросы мы постараемся ответить на уроке.

- Мать воспитывала его одна. Жилось им бедно и трудно. И в 13 лет он пошёл работать в типографию одного плантатора.

- А кто такой - плантатор? (Это человек, у которого много земли - плантаций, где выращиваются растения - по-английски - plants.)

- Как вы думаете, сам он работал? (Нет, на плантациях работали наёмные рабочие и рабы.)

- А кто такие рабы? (Люди, которых привозили из других стран, в основном, из Африки, (Слайд 3) насильно, не по их воле, заставляли работать бесплатно в тяжёлых условиях.)

(Слайд 4) Жили они в старых хижинах, работали по 14 часов под палящим солнцем, не имели достаточно еды. Если они убегали от жестокого хозяина, их возвращали и наказывали. Иногда даже убивали. (Слайд 5) Вот и Джоэль ходил на работу к такому плантатору, но он был не рабом, а наёмным рабочим и получал деньги. В типографии он встречал рабов - негров, заходил к ним в хижины и слушал народные негритянские песни и сказки.

- А какие сказки называют народными? (Дети отвечают.)

- Дядюшка Римус был одним из негров - рабов, но Джоэль называл его дядюшкой, так как любил и уважал старого сказочника.


3.Актуализация опорных знаний.

- С какими сказками мы сейчас знакомимся на уроках литературного чтения? (Сказки про животных). А в каком разделе они помещены? (Сказка ложь, да в ней намёк…)

- Давайте вспомним главных героев сказок дядюшки Римуса: (ученики называют всех героев, учитель записывает на доску) Братец Лис, Братец Кролик, Братец Медведь, Братец Черепаха, Братец Волк, Матушка Мидоус. (Слайд 6)


4.Открытие детьми нового знания.

- А в русских народных сказках есть герои - животные? Совпадают ли с героями этих сказок? (Не все) Почему? (В сказках дядюшки Римуса присутствуют герои - животные, которые живут только в Америке.)

- Похожи ли герои русских и негритянских сказок характером? (Нет) Почему? (Слайд 7) (Ох, как не похож Братец Кролик на своих ближайших родственников - добрых и безобидных зайчиков из русских сказок. На милого зверушку этот кролик совсем не тянет.)

- Попробуйте ответить на вопрос, который прозвучал в самом начале нашей беседы: на кого похожи герои сказок дядюшки Римуса? Докажите. (Герои сказок похожи на настоящих людей, с которыми общался Джоэль; на негров, которые хотели стать свободными. Сказочные герои ходят, говорят как люди, обладают качествами человеческого характера.)

- Итак, мы перечислили всех героев. Посмотрите на экран. Здесь написаны качества характеров героев. Какого героя можно так назвать? Кому подходит такое описание? (Слайд 8) Слова: смекалистый, глуповатый, рассудительный, мудрый, изворотливый, хвастливый, хитрец, лентяй, спокойный, трусоватый, плут, неторопливый, пройдоха. (Учащиеся подбирают героев сказки с соответствующим характером.)

- Всегда хитрец выпутывался! Но, как говорил сам дядюшка Римус, был у них один братец похитрее Кролика. Кто это? (Братец Черепаха) (Слайд 9) (Он был мудрым, рассудительным его все уважали и прислушивались к его мнению).

- Давайте откроем учебники на с. 70 и прочитаем по ролям эту часть.

- А бывают люди с таким же характером? (Да) Значит, действительно в сказочных героях отражены настоящие люди.


5. Физминутка.


6. Проверка домашнего задания.

- Теперь мы проверим, как вы усвоили материал прошлых уроков.

1) Каких героев нет в сказках дядюшки Римуса: а) братца Кролика; б) братца Черепахи; в) братца Крокодила; г) братца Лиса.

2) Отметьте героев сказок дядюшки Римуса: а) кролик, лис, волк; б) братец Кролик, братец Лис, братец Медведь; в) братец Лис, братец Заяц, братец Волк; г) Чиполлино, Незнайка, Чебурашка.

3) Что ловили герои сказки в пруду: а) звезду; б) солнце; в) луну; г) рыбу.

4) О каком герое можно сказать, что он умный, изворотливый, хороший артист: а) братец Черепаха; б) братец Лис; в) братец Кролик; г) братец Медведь.

5) Какое качество не относится к братцу Кролику: а) трусливый; б) остроумный; в) хитрый; г) выдумщик.

6)Чем закончилась ловля луны: а) поймали луну; б) все вымокли; в) вымок братец Кролик; г) вымокли братец Лис, братец Волк, братец Медведь.

7) Какую рыбу собирались ловить герои: а) сом, карась, пескари, карп, окунь; б) акулу; в) никакую; г) селёдку и щуку.

8) Сказка о братце Кролике это: а) русская народная; б) американская; в) африканская; г) сказка афроамериканцев США.

9) Сколько раз герои забрасывали невод в пруд: а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

10) Дядюшка Римус это: а) писатель; б) негр-раб; в) дядя автора сказки; г) герой сказки.

- А кто ваши любимые герои? Почему? Мы с вами уже говорили, что в русских народных сказках тоже встречаются животные.

7. Повторение пройденного. Работа в тетрадях. (В парах выполняется задание №2).

- А кто ваши любимые герои? Почему? Мы с вами уже говорили, что в русских народных сказках тоже встречаются животные. (Сравнение Братца Кролика с героями русских сказок: с зайцем из М/ф «Ну, погоди!», «Маша и Медведь», Степашкой из телепередачи «Спокойной ночи, малыши», зайчиком из русских народных сказок). (Выставка рисунков).

- Какие крылатые слова и выражения, связанные с зайцем, вы знаете? (Зайчишка-трусишка, заячья душа, у меня душа в пятках, быстрый как заяц, зайчишка-хвастунишка).


Просмотр отрывка из М/ф «Братец Кролик и Братец Лис».

- О каком качестве братца Кролика рассказывается в этом эпизоде? (Любопытство)


8. Итог урока. Рефлексия.

- Александр Сергеевич Пушкин, знаменитый русский писатель, сказал: "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок". (Слайд 10) А чему научили вас эти сказки?

- Какие поучительные поговорки и пословицы вы нашли в этих сказках, работая дома?

Вы, соседи, должны жить дружно.

Будет слишком холста на пару штанов.

Кто всем докучает и суёт нос, куда не нужно, всегда попадает впросак.

Один натворит бед, а другой отвечает.

Скверное дело - ябедничать. Ни один сплетник не кончил добром.

- Что ж, мы с вами заканчиваем нашу беседу подведением итогов. А самый главный итог - вывод их прочитанных сказок таков: никогда не сдавайся, ищи выход из любой сложной ситуации!


Оценка своей работы на уроке.

-Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению: ( Слайды 11-14)

а) мне было интересно; б) я ничего нового не узнал; в) мне было скучно.

Домашнее задание: задание №3 в рабочей тетради (составить рассказ о любимом герое из сказки).


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ