Работа с текстом. Б.Шергин. "Рифмы". 2-й класс

Работа с текстом. Б.Шергин. "Рифмы". 2-й класс

Задачи:

  • образовательные: познакомить учащихся с творчеством Б. Шергина и его «Сказками о Шише». Дать понятие о рифме, развивать чувство ритма, интонации; закрепить знания о тексте и умение выполнять требования хорошего текста, редактировать текст, тренировать в нахождении и решении известных орфограмм.

  • развивающие: развивать наблюдательность, любознательность, оперативную память, творческие способности учащихся.

  • воспитательные: воспитывать интерес к слову, к родному языку, развивать коммуникативные качества.

Оборудование: портрет Б. Шергина, выставка книг, выставка рисунки по произведениям Б. Шергина.

Ход урока

I . Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

Актуализация знаний. Литературное чтение.

Какие бывают слова.

Есть сладкое слово – конфета.
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ёжик.
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть слово колючее – ель.
Есть книжное слово – страница.
Есть слово лесное – синица.
Есть слово пушистое – снег.
Есть слово весёлое – смех.

Что помогло вам отгадать слова? (Рифма.)

III. Работа по теме урока.

Что же такое рифма? (Рифма – созвучие концов стихотворных строк.)

Рифмующиеся слова используют поэты при сочинении стихов.

Какие вы молодцы. Поняли что такое рифма. Сочинять стихи не так уж и просто.

  • Знакомство с творчеством писателя.

  1. Сегодня мы познакомимся с творчеством Бориса Викторовича Шергина.

Давайте поговорим о его жизни и творчестве


Сообщение учителем сведений из биографии писателя. Выставка книг.
Б. Шергин – художник, рассказчик былин, замечательный русский писатель – сказочник. Родился в северном городе Архангельске, вырос в семье потомственного морехода и корабельного мастера.
Еще в школьные годы Борис Шергин стал записывать народные былины, сказки, которые позже стали основой его творчества.
Шергин прожил много лет, половину из которых провел в полной слепоте. Несмотря на это, он создал множество произведений, в которых отражена красота русского Севера и того народа, который жил там. Не напрасно многие писатели называют Шергина “Душой Севера”


2.Много рассказов и сказок написал Шергин, в том числе веселые, смешные.

- Вы любите смеяться? А шутить?

- Сегодня мы продолжим знакомиться с очень известным героем сказок Б.В.Шергина Шишом. Он очень любил шутить как и мы.


- Б.В.Шергин про Шиша говорит так:

(«Братья – мужики степенные, а он весь – как саврас без узды»)


- Что же такое за «саврас»? Саврасый – это лошадиная масть, светло – коричневая. Раньше лошадей такой масти частенько называли Савраска. А если нет у Савраски узды – значит он свободен, бегает, где хочет. Вот таким и был Шиш.


- А вот как описывает Шиша Шергин

(Выступление ученика: А вот портрет Шиша: «… на лбу хохол рыжий, глаза как у кошки. Один глаз голубой, другой как смородина. Нос кверху».)


(Выступление ученика: В словаре Шиш это-

Шиш – 1) бедняк, лентяй, голь перекатная;

2) шатун, бродяга, вор;

3) шалун, повеса, плут.)

«Начнет говорить, как по дороге поедет: слово скажет – другое готово».


- В самом имени Шиш – насмешка: шиш значит кукиш, ничего не получишь. Где

Шиш, там жди потехи. Рано Шиш начал шуточки зашучивать. Везде поспевал.


3.Подготовка к восприятию.


- Сказок, где главный герой Шиш, Б. Шергин написал несколько. Эти сказки он слышал в Архангельске, а затем пересказал их. Они рассказаны языком не совсем обычным. В них встречаются непривычные для нас слова, которые употребляли давно. Но понять их не так уж трудно. Одна из этих сказок называется «Рифмы». В ней герои тоже играли в рифму.





| 

Пояснение значения недостаточно понятных детям слов.)

РИФМОПЛЁТ, –а, м. (разг. пренебр.). То же, что стихоплёт.

СТИХОПЛЁТ, –а, м. (разг.). Плохой, бездарный сочинитель стихов, рифмоплёт.

|  прил. стихоплётский,

  • Знакомство с текстом. (Чтение по ролям подготовленными детьми.)

Беседа по содержанию:

  • Это произведение сказка или рассказ?

  • Назовите главных персонажей рассказа?

  • От чьего лица ведет рассказ писатель? ( От своего лица или от лица персонажа?)

  • Кто такой ШИШ ?

ШИШ – то же, что и домовой, только живет он не

  • В какую игру Шиш предложил поиграть Дядьке?

  • Что такое рифма?

  • Обсуждение прочитанного.

Как Шиш оказался на телеге у незнакомого дядьки?
– Какую игру предложил Шиш?
– Какие рифмы у него получились?
– Понравились стихи дядьке? Докажите.
– Какие рифмы придумал дядька? Зачитайте.
– Для чего он это сделал?
– Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль.


- Вернемся к началу урока.

- Что же такое рифма? Как об этом сказано у Шергина? Найдите и зачитайте.

(«так говорить, чтоб складно было»)


- Найдите рифмы в стихах сказки «Рифмы». Где вы их будете искать?


- Играть в рифмы интересно. Давайте поиграем в рифмы, но только будем сочинять такие, за которые нас бы не прогнали с телеги и не обиделись.


  • Творческая работа.

- Давайте попробуем овладеть шуточным стихом, о котором рассказал Шергин.


Игра «Допиши две строки». – по рифмам:


. грачи (врачи) …. Звонок(свисток)

.калачи (силачи) ….урок (восток)


Игра “Весёлые рифмы” - Добавить слово в рифму.

По порядку счёт веди,
Рифмы парные найди:
Картинка – корзинка,
Петрушка –макушка
Катушка – девчушка
Крючок – смычок
Бутылка – копилка
Сестрички –лисички

IV. Физкультминутка.


V4.Работа в парах. Упражнение на развитие навыка осознанного чтения

Восстанови пропущенные слова:

Шиш по своим делам в __________ пошёл. Дело было ________, жарко. Впереди едет дядька на лошади. Шиш устал, ему хочется на лошадке подъехать. А Шиш молча сидеть не может. Он только тогда молчит, когда _____________.

Он говорит:

— Дяденька, давайте играть в _______________.

— Это что такое — рифмы?

— А давайте так говорить, чтоб _________ было.

Шишу и пришлось слезть с ____________. Так ему и надо.

Если тебя _______________ человек везёт на лошадке, ты сиди

_____________, а не придумывай всяких ______________. ( 5 минут)

6.Чтение по ролям

Чтение подготовленными учащимися по ролям

Представь себя на месте героев и старайся голосом передать их характеры и отношения.

  • Как ты думаешь, как относится к своему персонажу автор? Подтверди свое мнение словами из текста.

  • Главные строки в этом рассказе? Чему они учат?

В чем хочет убедить нас автор?

7. Какая из пословиц взятых из словаря пословиц В.И. Даля подходит к персонажам рассказа?

  • На помойную яму не напасешься хламу.

  • Наладила песню, так хоть тресни.

  • Уж он мне (у меня) в зубах навяз (надоел).

8. 9. Работа в тетради с. 63

Соедини слово и рисунок, подходящий для рифмы

10. Доскажи словечко. Исправь ошибку.

Возле дома на дорожке Муравей нашел травинку

Воробьи клевали брошки. И взвалил ее на свинку.

Рифмованные задачи

1.Шли цепочкой пауки, Рассказали курам утки

На спине несли клубки. По четыре прибаутки.

Чтобы сети им вязать, Сколько было прибауток

Надо, дети, вам узнать, У пяти смышленых уток?

Сколько было пауков.

Сорок пять всего клубков,

Каждый нес клубков по пять...

Вы готовы отвечать?

Мы в гостях у тети Светы И по пять конфет «Премьера».

Ели вчетвером конфеты. А всего мы сколько съели,

Съели по два «Гулливера» Догадаться вы сумели?



Поиграем в рифму

VII. Домашнее задание.

  1. Прочитать сказку «Рифмы». Выполнять задание в «ПЧ» по произведениям Б. Шерг.

VIII. Рефлексия. Что нового узнали о словах?
– Кому было интересно? Что было самым трудным? С удовольствием ли будете выполнять домашнее задание?

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ