Урок литературного чтения. А. К. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

Урок литературного чтения.

Учитель высшей квалификационной категории Быкова А. Л.

Тема: А. К. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» (по технологии продуктивного чтения)


Цель урока: формирование представления о творчестве А. Толстого и его сказке «Золотой ключик или приключения Буратино».


Задачи:


Познавательные: формировать умение читать выразительно; извлекать информацию из рисунков, прочитанного текста, понимать содержание сказки и озаглавливать части художественного произведения


Коммуникативные: формировать умение вести диалог с автором произведения, кратко излагать свои мысли вслух, делать устные предположения.


Регулятивные: формировать умение оценивать героев произведения и свои поступки, умение сравнивать свои прогнозы с мыслями автора, умение делать выводы и пользоваться ими в своей личной жизни.


Личностные: формировать правильное отношение к жизни, прививать интерес к детской литературе.










Этапы урока



1этап. Актуализация знаний.

- Откройте учебники на с. 138. Давайте вспомним, о чём мы говорили на уроках в этом разделе. (о сказочных человечках)

- Назовите сказочных человечков.

1. Работа с текстом до чтения.

2 этап Антиципация: (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения)

-Посмотрите внимательно на страницы, где напечатан рассказ, на рисунки к произведению.

Что можете сказать, просмотрев содержание напечатанного (рисунки, ключевые слова, герои).

- Откуда вы знаете эту сказку?

- Почему у сказки два названия?

-Какая это сказка? (авторская)

- Одно дело смотреть мультфильм, а другое дело читать сказку, беседовать с автором сказки.

Сегодня нам предстоит встретиться с новыми сказочными человечками. Одного из них вы все знаете очень хорошо.



3 этап. Постановка задач урока с учётом общей готовности учащихся к работе: (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической).

-А теперь давайте попробуем организовать свои дела на уроке.

-Чем будем заниматься на уроке?



-Познакомимся с содержанием сказки.

-Побеседуем с автором сказки «Золотой ключик или приключения Буратино».

-Сверим прогнозы.

-Выясним основную мысль

главы сказки (ядрышко главы).

-Выполним творческое задание.

-Познакомимся с биографией

А. Н. Толстого.


4этап.Первичное чтение

1.Работа с текстом во время чтения. Чтение продуктивное ( изучающее).

Учитель задаёт вопросы детям,

а дети делают предположения.


1. Что же случилось накануне ( вчера)?


2.От чего девочка могла поморщиться?


3.Чего испугался Буратино?


4. Почему с завистью подумал Буратино?


5.Почему эта фраза волшебная? (палиндром-перевёртыш)

6. Интересно, а что будет ночью?



Попутно словарная работа –чернильница (показ слайда№3)


Далее идёт проверка прогнозов.


- Совпали ли наши предположения при изучающем чтении?


Что мы можем о себе сказать, если сделали неверные прогнозы?

( Молодцы, жили вместе с героями сказки, переживали за них.)





5этап.Беседа по содержанию в целом.

- Где можно найти ядрышко сказки?

( в названии главы сказки)


-Чему хотела Мальвина научить Буратино?

- Получилось ли у неё?

Почему Буратино не мог решить задачу? Не мог писать?

-Кому завидовал Буратино?




















6этап. Краткое знакомство с жизнью и творчеством писателя. Презентация.

Писатель хотел помочь детям стать людьми, научить их жить, заинтересовать сказкой, которую сам любил.



7 этап. Творческая работа в группах

( 2 группы).

Задание группе девочек:

Дать советы Буратино, в которых он нуждался.

Задание группе мальчиков:

Написать письмо Мальвине

о прощении.





Итог урока.)

Оценка и самооценка. ( по алгоритму)


Как вы считаете, все ли у каждого из вас получилось хорошо? Попробуйте оценить себя сами с помощью «ключиков». Выберите ключик определенного цвета.

Зелёный-отлично

Жёлтый-были проблемы, трудности

Красный-ничего не понял.

































Формирование УУД



Познавательные УУД:

1)Развиваем умение извлекать

информацию из иллюстраций, текстов с опорой на читательский опыт;


2) Развиваем умение пользоваться просмотровым чтением, отсюда умение выделять имя автора, главных героев, ключевых слов.



3) Развиваем умение коротко и правильно давать ответы на вопросы.





Регулятивные:

-умение составлять план работы, выделять последовательность действий, прогнозировать предстоящую работу
























Личностные:

Формируем умение проживать жизнь с героями сказки.

Коммуникативные :

1) развиваем умение слушать

и понимать других, давать ответы-предположения;

2) строить речевое высказывание

в соответствии с поставленными

задачами;

3) оформлять свои мысли

в устной форме;


4) интерпретировать, беседовать с автором, отвечать на скрытые




Развиваем наглядно-образное представление обучающихся.



Регулятивные:


1)развиваем умение сравнивать

предположения с реальностью


Регулятивные:

1) развиваем умение давать себе оценку.






Познавательные:

1) развиваем умение ориентироваться на страницах учебника;

2) на основе анализа прочитанного

делать выводы;

3) находить ответы на вопросы

в иллюстрации.


Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать

своё отношение к героям,

выражать эмоции;

2) учим оценивать поступки

в соответствии

с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию

к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

1 Умение определять основную мысль и последовательность событий.

2) умение работать в группах.

3) умение осмысливать содержание, художественную форму сказки.




Познавательные:

1) Умение слушать и запоминать информацию о писателе.




Личностное:

1) Воспитание

нравственного чувства,

этического сознания и

готовности совершать

позитивные поступки,

в том числе речевые.







Регулятивные:


Умение подводить итоги проделанной работы.














Деятельность

учителя


Организует учащихся на чтение новой сказки по тематической направленности.




Организует класс на прогнозирование содержания сказки, просмотровое чтение текста



Учитель направляет в правильное русло беседу с уч-ся




Постановка целей урока с учётом готовности учащихся к работе



Выставляет на карточках план работы, предлагаемый детьми, корректирует его.











Учитель организует с помощью беседы диалог с автором.




Учитель не даёт никакой оценки ответам детей.





Учитель представляет слайд





Учитель помогает делать выводы детям.



Одобрение учителя.



Выслушивает учащихся, совместно с детьми приходим к правильному ответу.






















Рассказ о писателе через презентацию.








Учителем оказывается необходимая помощь в организации творческого задания.









Учитель по алгоритму проводит самооценку

учащихся


Деятельность учащихся



Отвечают на организационные

вопросы учителя по теме

раздела.




Дети в поиске информации

со страниц учебника,

Всё найденное озвучивается

детьми.




Дети используют

приобретённые знания

на предыдущих уроках.












Дети предлагают план

работы на уроке

в соответствии

с просмотровым чтением


















Дети читают текст с

остановками.

Делают краткие

предположения,

отвечая на вопросы учителя.


Дети дают краткие ответы на

вопросы учителя.










Дети знакомятся с устаревшим

словом и предметом.




Дети сравнивают, делают выводы.






Дети себя оценивают.

Учатся сравнивать

предположения

с реальностью.



Дети отвечают на вопросы ,

используя текст сказки.

























Корректировка первоначальных

представлений о писателе.










Работа в группах,

руководитель группы даёт

ответ.

Самостоятельное

выполнение

творческого

задания под

руководством

учителя











Оценивают свою деятельность

на уроке.



















-Познакомимся с содержанием сказки.


Побеседуем с автором сказки.


-Попробуем сделать прогнозы

-Выясним основную мысль

главы сказки (ядрышко главы).

-Прочитаем между строк.


-Познакомимся с биографией

А. Н. Толстого





1этап. Актуализация знаний.

- Откройте учебники на с. 138. Давайте вспомним, о чём мы говорили на уроках в этом разделе. (о сказочных человечках)

- Назовите сказочных человечков.

1. Работа с текстом до чтения.

2 этап Антиципация: (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения)

-Посмотрите внимательно на страницы, где напечатан рассказ, на рисунки к произведению.

Что можете сказать, просмотрев содержание напечатанного (рисунки, ключевые слова, герои).

- Откуда вы знаете эту сказку?

- Почему у сказки 2 названия?

-Какая это сказка? (авторская)

- Одно дело смотреть мультфильм, а другое дело читать сказку, беседовать с автором сказки.

Сегодня нам предстоит встретиться с новыми сказочными человечками. Одного из них вы все знаете очень хорошо.









3 этап. Постановка задач урока с учётом общей готовности учащихся к работе: (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической).

-А теперь давайте попробуем организовать свои дела на уроке.

-Чем будем заниматься на уроке?



-Познакомимся с содержанием сказки.

-Побеседуем с автором сказки «Золотой ключик или приключения Буратино».

-Сверим прогнозы.

-Выясним основную мысль

главы сказки (ядрышко главы).

-Выполним творческое задание.

-Познакомимся с биографией

А. Н. Толстого.






4этап.Первичное чтение

1.Работа с текстом во время чтения. Чтение продуктивное ( изучающее).

Учитель задаёт вопросы детям,

а дети делают предположения.


1. Что же случилось накануне ( вчера)?


2.От чего девочка могла поморщиться?


3.Чего испугался Буратино?


4. Почему с завистью подумал Буратино?


5.Почему эта фраза волшебная? (палиндром-перевёртыш)

6. Интересно, а что будет ночью?



Попутно словарная работа –чернильница (показ слайда№3)


Далее идёт проверка прогнозов.


- Совпали ли наши предположения при изучающем чтении?


Что мы можем о себе сказать, если сделали неверные прогнозы?

( Молодцы, жили вместе с героями сказки, переживали за них)





5этап.Беседа по содержанию в целом.

- Где можно найти ядрышко сказки?

( в названии главы сказки)


-Чему хотела Мальвина научить Буратино?

- Получилось ли у неё?

Почему Буратино не мог решить задачу? Не мог писать?

-Кому завидовал Буратино?





6этап. Краткое знакомство с жизнью и творчеством писателя. Презентация.

Писатель хотел помочь детям стать людьми, научить их жить, заинтересовать сказкой, которую сам любил.



7 этап. Творческая работа в группах

( 2 группы)

Задание группе девочек:

Дать советы Буратино, в которых он нуждался

Задание группе мальчиков:

Написать письмо Мальвине

о прощении









Итог урока.)

Оценка и самооценка. ( по алгоритму)


Как вы считаете, все ли у каждого из вас получилось хорошо? Попробуйте оценить себя сами с помощью «ключиков». Выберите ключик определенного цвета.

Зелёный-отлично

Жёлтый-были проблемы, трудности

Красный-ничего не понял.









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ