Звуки [н, н’]. Буквы Н,н
Тема: Звуки [н, н’]. Буквы Н,н
Цели урока
Познакомить детей со звонкими согласными звуками [н, н,], буквами Н,н.
Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой.
Продолжить ознакомление детей с морфемами слова.
Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Выполнять систему упражнений направленных на релаксацию.
Формы работы: Фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая, разноуровневая.
Методы: Наглядный, беседа, диалог, практический, упражнение, самостоятельная работа.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель. Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.
II. Актуализация опорных знаний.
Цель. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.
Продолжим путешествие в город Букварск. По дороге будем узнавать что-то новое, делать открытия. Напомните, пожалуйста, особенности «открытия». (Мы должны сами понять, чего мы еще не знаем, и сами должны «открыть» новое знание, способ.)
-Какие буквы мы уже поселили в город? - Назовите. (ы, а, о, и, э, у, м, с)
- На какие две группы они делятся? (гласные и согласные)
- Почему их так называют?
- Какими бывают гласные? (ударными и безударными)
- Что такое ударение?
- Каким цветом обозначают гласные на схеме? (красным)
- Какими бывают согласные? (твердыми и мягкими)
- Каким цветом обозначают согласные на схеме? (синим и зеленым)
III. Формулирование учащимися темы и задач урока.
Цель. Самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока (реализация идеи педагогического сотрудничества).
На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность.
Выделение звуков [н], [н’].
- В дороге нас будут сопровождать двое животных. Каких – вы сейчас отгадаете.
Загадка.
– Кто один имеет рог ?
Отгадайте ?................... ( Носорог )
- Какой звук вы слышите в начале слова « носорог»? Он гласный или согласный ? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем обозначать его на схемах?
Загадка.
– Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный
Любит снежные луга. ( Олень )
- Какой звук вы слышите на конце слова «олень»? Он гласный
или согласный? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем его обозначать на схемах?
- Кто может сказать. Какая тема урока?
( тема сегодняшнего урока – «Звуки [н, н,] и буква, которая их обозначает».)
IV. Усвоение новых знаний.
Цель. Познакомить детей с согласными звуками согласными звуками [н, н,], буквами Н,н.
Знакомство с новыми звуками
Цель. Артикулирование новых звуков.
Назовите слова в которых есть звуки [н, н,].(Учащиеся называют слова сначала с твёрдым, затем с мягким звуком.)
Работа по учебнику
Откроем учебник «Азбука»
Почему в азбуке напечатаны две буквы Н, н?
(Большая буква пишется в начале предложений, в названиях городов, именах, кличках.)
Встаньте, пожалуйста, из-за парт и изобразите букву Н.
- А на что ещё похожа буква Н?
Почему художник изобразил букву Н в виде ниток? Какие звуки обозначает буква н? ([н], [н’].)
- Какие рисунки изобразил художник в рубрике «Читаем сами»
разбор слов (ножницы, нитки)
1) Выделение звуков [н], [н’].
– Проговариваем слово ножницы целиком дважды.
– Делим на слоги, скандируем
нож-ни-цы
– Теперь слово надо позвать (ножницы)
– Выделяем ударный слог.
– Производим вычленение звуков из слова.
Дети: [н-н-н-н-н-но]
[Н] – согл., твёрд., парн. по мягк. [ н’], сон., непарн. по глух.
[О] – гласн., удар.
[Ж] – согл., твёрд., непарн. по мягк., звон., парн. по глух. [ш]
[Н’] - согл., мягк., парн. по твёрд.[н], сон., непарн. по глух.
[И]– гласн., безуд.
[Ц] – согл., твёрд., непарн по мягк., глух., непарн. по звонк.
[Ы] – гласн., безуд.
Сколько в слове звуков? Сколько букв?
Произнесём ещё раз первый звук.
– При произнесении звука [н] губы растянуты в стороны. Между верхними и нижними рядами зубов небольшое расстояние. Язычок упирается в краешек нёба.
– Произнесите слово ножницы по слогам
нож-ни-цы
– Произнесите второй слог, выделяя согласный звук.
Дети: [н-н-н-н-н-ни]
– В чём сходство и различие звуков [н], [н’]
Дети: Сходство в том, что звуки [н], [н’] – согласные, сонорные, звонкие.
Различие: [н] – твёрдый, [н’] – мягкий.
Знакомство с новой буквой
Цель. Познакомить учащихся с графическим изображением изученных звуков.
– Мы поработали с новыми звуками. Скажите, с чем мы будем знакомиться сейчас? (С новой буквой, которая обозначает звуки [н, н,].)
– Я буду показывать разные буквы, если вы увидите новую букву, то хлопаете в ладоши, если нет, то качаете головой.
– Кто знает, как правильно называется новая буква? (Варианты ответов детей.)
– Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся.)
Физминутка.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет.
V. Закрепление новых знаний.
Чтение слогов, слов, текста с новой буквой
На этапе чтения слияний, слов, связного текста организована дифференциация обучения по уровню подготовки к чтению.
Цели. Формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали, совершенствование этого навыка у читающих детей, развитие интереса к чтению и желания читать.
чтение слогов
на ни
но
ню
ны
ну
- Какие из слогов придут в гости к мягкой [н,], какие к твёрдой [н].
2. Работа по рисунку.
- Как назван рисунок? (Мы сами.) Почему?
- Кого нарисовал художник? Что произошло с девочкой?
3. Чтение слов с буквой н.
она Анна с ними
они Нина сними
- Как вы понимаете с ними, сними? (с ними это с кем то, а сними обозначает действие.)
4. Фразеологизмы со словом «нос».
- Слово «нос» мы иногда используем в «переносном» значении. Например:
Зарубить на носу – запомнить
Вешать нос – унывать
Задирать нос – зазнаваться
Водить за нос – обманывать
Говорить под нос – тихо говорить
Увести из-под носа – украсть с видного места
С гулькин нос – очень мало
Высунуть нос – показаться
Нос не дорос – мал ещё
Совать под нос – донимать
Утереть нос – доказать
Соваться со своим носом – вмешиваться
Уткнуть нос – делать вникая
Тыкать носом – уличать
Комар носа не подточит – очень точно
5. Упражнение в определении на слух звуков [н], [н’].
- На нашем пути встретился небольшой пруд. А кто в нём обитает – отгадайте .
Загадка. – Скачет в траве, глаза на голове,
Скользкая и мокрая, зелёная квакушка,
А зовут её - ….. ( Лягушка ).
- Лягушка любит и зелёную травку, и ледяную воду, поэтому она предлагает вам сыграть в игру «Лёд и трава». Я буду называть слова со звуками [н], [н’], а вы должны услышать твёрдый это звук или мягкий и показать мне синюю или зелёную карточку. Если в слове вообще нет этих звуков, значит вы показываете красную карточку.
а) Слова : танк, день, команда, кони, комар, батон, пеньки, мошка, насос, лень, орден.
- Как вы думаете, почему лягушка предложила нам 2 слова – «комар» и «мошка», в которых нет звуков [н], [н’]? (Она питается комарами и мошками, поэтому не могла пропустить такие «важные» для неё слова).
VII. Подведение итогов урока.
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.
- Какова же всё-таки была тема урока?
- Что вы узнали нового?
- Какие виды работы на уроке вы сегодня выполняли?
VIII. Самооценка работы учащихся.
- Как вы считаете, вы хорошо работали на этом уроке?
- Кто был самым активным?
- Чьи ответы были самыми полными и чёткими?
- Спасибо всем, кто не ленился на этом уроке. Урок окончен.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ