Урок по окружающему миру в 3 классе "Русская трапеза"

Русская трапеза



урок по окружающему миру

3 класс

Мозгачёва Вера Петровна

Учитель начальных классов

1 категория

МОУ «СОШ с.Ново-Захаркино»

Духовницкого района

Саратовской области

2014г



















Урок по окружающему миру в 3 классе

Тема: Русская трапеза.

Цель: знакомство учащихся со старинными русскими блюдами, с традиционной и обрядовой культурой русского народа, воспитание уважения и интереса к культуре и истории своего народа.

Оборудование: кроссворд, компьютер, проектор, слайдовая презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

II. Повторение пройденного и проверка знаний.

Кроссворд:

По горизонтали:

1. Предмет (или заклинание), оберегающий от бед и несчастья.

2. Зимняя одежда крестьянина.

З. Зимняя обувь крестьян.

4. Обувь, которую плели из лыка.

По вертикали:

1. Длинная широкая полоса ткани, наматывалась вместо чулка.

2. Один из самых древних предметов одежды.

(Ответы: по горизонтали – оберег, тулуп, валенки, лапти; по вертикали: онучи, рубаха)

III. Знакомство с новым материалом.

  1. Вводная беседа сопровождается показом презентации.

Кто знает значение слова «трапеза». А хотите узнать?

Как вы думаете, чем питались крестьяне в течение дня? Что они ели на завтрак, обед и ужин?

Как вы считаете, отличалось ли питание крестьян от питания князей и бояр?

Меню русских людей состояло прежде всего из ржаного, реже пшеничного хлеба, каши, овсяного киселя, различных овощей. Мясная пища была обильной и доступной для всех: кроме домашних животных и птиц употреблялась всякого рода дичь, которой было полно в лесах. Реки и озера изобиловали вкусной рыбой. Ели также мясо медведей и белок, но против этого сильно восставало духовенство (служители церкви), считая этих животных «нечистыми». Оно еще запрещало есть «давленину», то есть тех птиц, которые не были зарезаны или застрелены, а удавлены силками. Во время праздников большим почетом пользовались пироги и блины.

Из напитков русские люди употребляли в основном различные сорта кваса, пива, меда. Заморские же вина были доступны только очень состоятельным людям. Такие привычные для нас напитки, как чай и кофе, впервые появились в России во второй половине ХVII века.

2. Чтение и анализ текста «Русская трапеза».

Какие блюда могли быть на столе у наших предков?

Что заготавливали на зиму славяне?

Знаете ли вы такие блюда: драчена, омлет, пельмени, каша «Дубинушка», ботвинья? Как выглядел праздничный стол славянина? (устные сообщения учащихся, подготовленные заранее)

Из чего готовят знакомые вам блюда?

3.Чтение и анализ текста в рубрике «Жил на свете человек…»

А вы знаете, что «кашей» на Руси называли свадебный пир? Кашу обычно устраивали в доме у отца невесты. В том случае, если по своему положению будущий тесть был ниже жениха, то последний посылал за невестой гонцов, а сам сидел дома. Поэтому на княжеских свадьбах, бывало, возникали спорные ситуации. Так, когда Дмитрий Московский женился на дочери Дмитрия Нижегородского, свадьбу играли в Коломне, поскольку ни Московский, ни Нижегородский князья не желали уступать друг другу.

4. Выполнение заданий 79,83 в рабочей тетради № 1.

5. Просмотр рубрики «Картинная галерея».

Что значит хлебосольный дом?

6. Загадки (первые буквы ответов составляют слово: трапеза):

1.Я расту и все расту,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

В печь скорей сади меня. (Тесто.)

2.То, про что загадка эта,

Хорошо с чайком поесть.

С виду он как батон,

Но с начинкой сладкой он. (Рулет.)

3. Кафтан на мне зеленый,

А сердце как кумач,

На вкус как сахар сладок,

А сам похож на мяч. (Арбуз)

4. Он бывает с толокном,

Рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог)

5.Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка.

Куст в колючках будто еж,-

Вот и назван … (ежевика.)

6. На полянке у дорожки

Красные горошки

Кто мимо пройдет-

В рот себе кладет. (Земляника)

7. Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой,

Не с конфетной фабрики

Из далекой Африки. (Апельсин)


IV. Итог урока. Рефлексия.

Что нового и интересного вы узнали на уроке? Что особенно понравилось?

Какое настроение у вас после урока, покажите кружками.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ