Открытый урок в 3 классе С.Есенин «Сыплет черёмуха снегом»





Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 »




Открытый урок в 3 классе




Тема урока : С.Есенин «Сыплет черёмуха снегом»








Учитель высшей квалификационной категории : Прокопович Римма Анатольевна

























2012-2013 учебный год













Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

С.А. Есенин


Цели урока: образовательные:

  • познакомить с жизнью и творчеством С.А. Есенина;

  • показать обучающимся яркий, неповторимый талант русского поэта, его большую любовь к родине, раскрыть особенности его лирики.

развивающие:

  • развивать навык чтения, мышление, творческие способности;

воспитательные:

  • воспитывать трепетное, нежное отношение чувство к родной земле, к своему Отечеству, к окружающей природе.


Оборудование : презентация, карточки для обучающихся., аудиосредства


Ход урока

  1. Организационный момент .

Видеоролик «С добрым утром!»

Учитель: Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,

Чтобы времени зря не терять

О том, как потрудились дома

Поспешите вы нам рассказать.

  1. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения Плещеева «Шаловливые ручонки»


  1. Сообщение темы урока.

- Послушайте другое стихотворение и вспомните, кто автор этих строк.


Белая берёза

Под моим окном.

Принакрылась снегом

Точно серебром…

- Конечно же, это С.А. Есенин. Кто не знает его строки. Наверное, только те, кто ещё в школу не ходит.

Презентация ( слайд 1, 2)

Ученики ( из биографии С. Есенина)

Сергей Александрович Есенин ( 1895-1925 г.г.) родился под Рязанью, в селе Константиново. Родители были бедными крестьянами. С двух лет он был отдан на воспитание деду, отцу матери. В это семье и прошло почти всё детство поэта.

Ещё в раннем возрасте С.Есенин полюбил родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. Наверное, поэтому, как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о ней. Стихи полны звуков, запахов, красок.

Сергея Есенина называют певцом русской природы. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших настроений, которые возникали в его душе. Также он сумел понять, что всё живое вокруг нас страдает, чувствует как и мы.

(слайд 3)

Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха. Поэт был влюблён в поля и леса, в своё деревенское небо, в животных и цветы. Ещё в детстве он мог часами сидеть у реки, смотреть в небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.

Учитель

- Внимательно посмотрите на лицо этого человека. ( читаются стихи) (слайд 4)

Есенин – нежное имя,

Соловьиный звон.

Кудрями золотыми

Звенел весёлый клён.


Из солнечного ливня,

Весеннее лицо,

Овеял ветер нивный

Цветочною пыльцой.


Образ чист и ясен,

Весь в кликах журавлей.

Ты- осиянный ясень

Над синевой полей.

В этом стихотворении Михаила Герасимова мы видим чистый, нежный образ поэта, как сама природа, о которой он пишет. Сергей Есенин - поэт Руси, он взял у её природы даже характерные черты своей внешности6 чарующую синеву очей – у бездонных озёр и голубых небес; мягкие кудри – у крон родных берёз, золото волос – у российских нив. А главное, он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую и необъятную душу.

«Душа моя - поле безбрежное…» - так он говорил о себе.

Есенин очень любил свой край, его природу. Для него природа – это вечная красота .

Сегодня мы окунёмся ещё раз в чудесный, неповторимый мир, в мир поэзии Есенина и познакомимся с одним из его стихотворений, которое называется «Сыплет черёмуха снегом»

-Кто знает, что такое черёмуха?

- Да, это кустарник от 2 до 15 метров высотой.

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

Слайд 5

-Королевой весны называют эту душистую белоснежную цветущую красавицу.

Сейчас ребята расскажут нам об этом загадочном дереве.

Ученики

- Черёмуха открывает дивное весеннее цветение деревьев и кустарников весной, известное в народе как «зелёный шум».


- Черёмуха распространена по всей Европе, на Кавказе, в Средней Азии и Западной Сибири.

- В плодах черёмухи содержится много полезных веществ: дубильные вещества, сахар, кислота ( в основном яблочная и лимонная), минеральные вещества, а ядра косточек богаты жирным маслом.

- Свежие плоды, цветки, листья, кора и почки черёмухи содержат такие вещества, которые убивают не только микробы, но и вредных насекомых.

- В домашней кулинарии из свежих плодов готовят сок, варенье, желе.

- Плоды и другие части растения используют в народной медицине как вяжущее и потогонное средство при многих заболеваниях.

- Примечательно, что в природе много событий по срокам совпадает с цветением черёмухи. Например, непродолжительный возврат холодов в мае приходится на цветение этого растения. Поэтому, эти холода так и называются «черёмуховые».

Учитель

- За красоту и поэтический облик о черёмухе сложено немало стихов. К ней относятся с нежностью и любовью, её воспевают в стихах и песнях.

Например, И.С. Никитин в стихотворении «Черёмуха» писал: (слайд 6)

На черёмухе весной

Много листьев красовалося.

Гостей перебывалося

Вплоть до осени сырой.

А . Барто так описывает черёмуху в произведении «Весенняя гроза»: ( слайд 7)

Черёмуха, черёмуха

В овраге расцвела.

Черёмуха, черёмуха

Стоит белым-бела.

Образ черёмухи неразрывно связан со снегом у С. Есенина в стихотворении «Сыплет черёмуха снегом»

  1. Ознакомление со стихотворением С. Есенина .

Анализ стихотворения.

Прослушивание фонограммы ( слайд 8 )

Учитель

  1. Какие строки стихотворения вам особенно понравились, запомнились?

  2. Какой вы представляете себе черёмуху? ( как невесту…)


- Неторопливо перечитайте стихотворение Есенина.

- Какая картина возникает в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение?

А может ли черёмуха сыпать снегом?

- Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, что когда поэты хотят, чтобы читатели ощутили особое настроение, они часто подбирают слова, в которых повторяются звуки З-С.

- Воспользовался ли таким приёмом Есенин?

Попробуем прочитать первые восемь строк, выделяя эти звуки.


Видите, и слова, и звуки помогли поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька.

Всё богатство словесной живописи у Есенина подчинено цели – дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природу.

( Неторопливо, с любованием)

Дети работают с карточками ( цветопись ) и определяют настроение каждого четверостишия. (Методика Лутошкина )

( слайд 9)


1.

3.


восторженное


радостное, тёплое


светлое, приятное

2.

4.


спокойное, ровное


грустное, печальное


тревожное, тоскливое


полный упадок


Итак, поэт написал о красках, запахах и звуках. Чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведёт речь о черёмухе и ручейке.

( Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь)

- Весна напоминает поэту о любимой девушке. Автор неслучайно видит её образ.

- А с чьим образом он её сравнивает? ( с образом весны)

- Чем наслаждается автор? ( пеньем птиц, оживлением весны)

Поэзия Есенина многоцветна, но она не просто наделена красками, а органически слита музыкой и цветом и внутренним миром поэта.

- Какова насыщенность цвета? ( зелень, цвета радуги )

Учитель: ( слайд 10 )

Все русские поэты горячо любили и любят свою Родину. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов и многие другие писали о родине с грустью и нежностью, с восхищением и любовью. Сегодня мы увидели, что С.А. Есенин принадлежит к их числу. Огромная любовь к Родине дала С.Есенину право сказать:

Но и тогда,

Когда на всей планете

Пройдёт вражда племён,

Исчезнет ложь и грусть,-

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Все стихи Есенина согреты безграничной любви к Родине. Они поражают своей яркостью и задушевностью. Многие стихи положены на музыку. Лирический, плавный мотив чувствуется в песне на стихотворение «Сыплет черёмуха снегом».

Я предлагаю вам послушать эту песню. ( слайд 11 )

- Очень хочется верить, что вы ещё не раз в течение жизни откроете томик со стихами С.Есенина.

V. Итог ( слайд 12)

- Урок наш подошёл к концу.

- Что интересного вы сегодня узнали?

- Что нового узнали?

- Что вас взволновало, заставило задуматься?



  1. Домашнее задание.

- Подготовить выразительное чтение стихотворения.

- Желающим выучить стихотворение наизусть.







Литература:

О.Джежелей . Учебник по литературе 3 класс, Дрофа, 2009 г.

С.Котёночкин Златой посев, Воениздат, 1976 г.

Любовь и смерть С.Есенина, М., 1992 г.






Приложение:


Карточки для обучающихся


1.

3.


восторженное


радостное, тёплое


светлое, приятное

2.

4.


спокойное, ровное


грустное, печальное


тревожное, тоскливое


полный упадок



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ