Конспект открытого занятия "Истоки" 2 класс
Конспект открытого занятия
Учитель: Потапова Марина Николаевна
Образование: высшее
Педагогический стаж: 28 лет.
Квалификационная категория: первая.
Предмет: Истоки.
Дата проведения: 30.10.2012г
Класс: 2
Тема: Деревня.
Тип занятия: Изучение нового материала.
Цели занятия: 1.Образовательные:
- социокультурное наполнение категории « Деревня»
2.Развивающие:
- развивать лексикон детей;
- развивать познавательные умения
(наблюдательность, память, мышление, речь)
- развитие целостного восприятия и единого
контекста;
3.Воспитательные:
- воспитание духовно-нравственной личности;
-воспитание любви к малой родине, к русским
традициям.
Ход урока
I.Организационный момент
- Встали, ребята.
- Сегодня у нас гости . Посмотрите на них, улыбнитесь им, мне, друг другу.
- Садитесь.
II. Присоединение.
Дорогие ребята, сегодня мы снова отправляемся в увлекательное путешествие к нашим истокам, продолжим говорить о родном очаге.
Послушайте стихотворение.
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернули санки ,
И я на бок –хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья мальчишки,
стоя надо мной,
весело хохочут
над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех.
- О чём это стихотворение?
Деревня для человека - маленькая, добрая родина- мать, которая и поругает и пожалеет, примет и простит.
Как радостно на душе, когда видишь родные просторы- крыши домов, золотой купол церквушки и слышишь перезвон её колоколов. А перезвон этот перекликается с кукареканьем, мычанием, стуком топора.
Итак, ребята тема нашего урока « Деревня» ( слайд 1)
III. Слово учителя.
Ребята наша страна огромная. В ней очень много деревень. И конечно мы не можем с вами знать и видеть их все. Но можем про некоторые услышать, хотя бы просто их название.
А название деревень очень разные и порой необычные.
Но в каждом названии скрыт какой-то смысл.
Алексеево - носит имя её первого жителя. ( слайд 2)
Зарецкая- деревня расположена за рекой.
Кабачино-от имени Кабача, которое означает толстый ,пухлый.
-А кто догадается, почему так названы деревни: Горка, Пески, Березняк,
-А как называется наша маленькая родина?
Давайте вспомним историю нашего села. Когда –то наше село имело название Сунилово. И по одной из версий после пожара наше село стало носить название –Пожарки.
Обычно деревни располагаются на высоких берегах рек или озёр. Есть деревни, протянувшихся вдоль дорог. Дома построены так, чтобы окна смотрели на солнечную сторону. Они стоят в ряд, а иногда в два или три. Тогда в деревне есть улицы и проулки.
А красоту домов можно увидеть только в деревне. ( слайды 3,4,5)
У домов- сады и огороды. Неподалёку – бани, колодцы, погреба.
Деревня стоит так, чтоб за лесом или за полем была видна соседняя. А ближнем угоре белеет храм.
Давайте, поговорим о нашей малой родине. Что вы можете рассказать о наших Пожарках.
- На берегу, какой реки стоит наше село?
А кто назовёт улицы нашего села? А почему они так названы?
А как называется наш храм? ( слайд )
- Послушайте, какое стихотворение сочинили про наше село.
Вдоль красавицы Пьяны,
На высоком холме.
Там, где травы духмяны
В бирюзовой росе.
Устремились Пожарки
В изумрудный простор
Всех встречает в нём яркий
Наш Никольский собор!
Что вы чувствуете, когда идёте по нашему селу?
-В деревне не услышишь городского шума. Здесь говорит природа.
Шелестит листва на деревьях, гудят пчёлы, поют птицы, плещется вода у берегов реки.
Что можете ещё увидеть в деревне?-
-Полюбуемся молча красотой деревенской природы. ( слайд 6,7,8,9,10,11 ) - до ромашек
IV. Физкультминутка
V. Беседа по книге Льва Кузьмина « Сельские дорожки» с показом презентации.
- Вьются от деревни в разные стороны дорожки. ( слайд 12)
Одна ныряет к синей речке. ( слайд 13)
Другая уходит к берёзовой роще. ( слайд14)
Третья широко и гладко накатана в поле. ( слайд 15)
В деревне люди рано встают, спешат по утрам на сельскую свою работу, отчего эти дорожки не зарастают никогда.
Про деревню говорят- кормилица. В ней живут земледельцы, хлеборобы.. Это давнее и почётное занятие людей. Они разводят скот, пашут землю и выращивают хлеб. А хлеб – всему- голова!
Вот ферма. Громкие голоса доярок, звон и стук фляг. По всему двору идёт тёплый запах парного молока. ( Слайд 16)
-Кто из вас был на ферме? Расскажите.
Вот луг. ( слайд 17)
Сено убирают. Взрослые мужчины косят траву косой. Женщины граблями собирают. Тут и дети помогают. Надо успеть сложить его в стога. А то налетит ливень с грозой, тогда всё пропало. Чем тогда кормить животных?
- Кто может поделиться своим участием в сенокосе?
-Но все же самая-то славная пора начинается с такой вести: « Хлеб поспел!»
И вот торопятся к комбайнам комбайнёры, к грузовикам - водители.
И закипела работа в поле. (Слайд 18)
Вся железная техника катит по большой дороге. И вот падает на поле под ножами комбайнов густая рожь и едут до верху наполненные зерном грузовики.
Много походили люди за лето стёжек- дорожек, много переделали всякой работы, но уборка урожая- наиважнейшая.
Уборку урожая сами крестьяне называют по- другому- страда, а хлеб- выстраданным.
- Почему? Как вы думаете?
VI. Слово учителя.
Поэт Николай Рубцов написал « В деревне виднее природа и люди»
- Как вы понимаете эти слова?
В деревне все знают друг друга в лицо и по имени. При встрече здороваются даже с незнакомыми людьми. Для решения общих дел идут на деревенский сход..(cлайд 19)
Здесь горе и радость на виду. Самым распространенным в старину обычаем было помогать тем людям, у которых случилась беда.
Помнят и другое : « Бедного обижать – себе добра не желать»
В деревне трудолюбивых уважают, а лентяев и пьяницу осуждают.
VII. Работа в группах.
- Представьте ,что вы жители одной деревни. В этом году в некоторых семьях случилась беда.
- Какие вопросы можно решить на сходе, а какой беде можно помочь без схода.
1) беда – неурожай. Град побил весь хлеб. Трудно семье. Мало запасов.
2) Несчастье- остались больные старики одни. Нет у них никаких помощников.
3) Вот болезнь унесла в могилу матушку, а отца летом убила молния. Остались дети сиротами.
4) Несчастье. Пожар. Деревня-то вся из дерева! Сгорело много изб.
VIII. Работа в тетради. Работа в паре.с.16
IX. Прослушивание песни « Деревенька моя»
- Какие слова тронули сердце?
Ребята как вы думаете, какая же деревня дороже всех для человека?
X. Ресурсный круг.
- Чтобы вы сделали для того, чтобы облегчить жизнь жителей деревни?
XI. Показ презентации. « Моя малая Родина»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ