Интеллектуальная игра для младших школьников «За страницами школьных учебников»
Интеллектуальная игра для младших школьников
«За страницами школьных учебников»
Выполнена учителем муниципальной общеобразовательной средней школы №182 Кировского района г. Новосибирска Тарасенко М. А.
Цели: активизировать познавательную деятельность младших школьников; формировать коммуникативные умения школьников; воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Правила игры:
• принимают участие команды из 6 человек;
• с каждой из команд работает консультант (старшеклассник), который выслушивает ответы и, в случае верного, засчитывается команде соответствующее число баллов;
• по окончании игры, подсчитывается общее количество баллов, набранное каждой из команд, победители награждаются дипломами.
ТУР 1
«Волшебные слова»
Мы живем в мире слов, каждое слово - это маленькое чудо. У слова своя жизнь, оно рождается, растет и умирает.
1. Что такое текст? Это стихотворение, рассказ, повесть или даже большой роман. Но текст это и загадка, и поговорка, и пословица. В таком тексте всего несколько слов. Зато сколько в них мудрости! Иногда и в большой книге не прочитаешь того, о чем точно и выразительно скажет коротенькая пословица. Недаром в народе говорят: «Мал золотник, да дорог».
Объясните значение пословиц:
• Все коту под хвост.
• Знает кошка, чье мясо съела.
• На душе кошки скребут.
2. Подберите русскую пословицу похожую по смыслу на албанскую
пословицу:
«Когда загорелся мой стог, я познакомился со своими друзьями» Варианты ответов:
• Все за одного, один за всех.
• Друг за друга стой - выиграешь бой
• Друзья познаются в несчастье.
(все ответы подходят, команда выбравшая все три пословицы получает 3 балла)
3. Летят друг за другом двенадцать птиц. Каждая со своим особым именем. У каждой птицы четыре крыла. В крыльях по семи перьев. Одна половина пера белая, другая - черная. Махнет птица - станет светлым- светло, махнет другим - станет темным-темно. Отгадайте загадку В. Даля, (за полный ответ: месяцы, недели, дни недели, день-ночь - 4 балла)
4.3-4 тысячи лет назад люди не умели писать буквами и передавали друг другу известия на расстоянии при помощи рисунков. Это было так называемое рисуночное письмо. Представьте себе, что вы и сейчас не умеете писать буквами и получили записку от своего товарища. Что он вам сообщает?
(завтра утром я пойду на речку ловить рыбу удочкой)
5. В старину считалось, что характер и способности человека определяются днем, в который он родился, поэтому и имя ребенку старались выбрать по святцам, чтобы святой покровительствовал ему. А вы знаете, что обозначают ваши имена?
• Александр (мужество, защитник людей)
• Валерий (бодрый, крепкий)
• Михаил (подобный богу)
• Галина (кротость)
• Марина (морская)
• Олег (святой)
6. Что такое автограф?
• рукопись;
• надпись;
• собственноручная памятная надпись.
7. Что такое Гамбург?
• куриная котлета;
• гора;
• город в Германии.
8. Зарубить на носу - значит запомнить крепко-накрепко. Что же значит в этом выражении слово нос?
1) орган обоняния;
• пояс на талии;
• памятная дощечка, бирка для записей.
9. Решить кроссворд
• Учреждение, собирающее и хранящее книги;
• Летательный аппарат с реактивным двигателем;
• Два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда;
• Группа людей объединенных одной работой, общими интересами;
• Орудие для копания земли с широким и плоским концом;
• Подземная городская электрическая железная дорога;
• Вид городского пассажирского транспорта.
ТУР 2
«Букварь природы»
• Какое дерево является символом России?
• Почему у березы ствол белый?
• Найдите лист березы на рисунке?
• Самое сладкое дерево наших лесов?
• Что делают из коры липы?
а) лапти;
б) мочало;
в) лукошки.
• Найдите лист липы на рисунке?
• Листья каких растений изображены на рисунке еще?
• Какая птица в мире самая большая?
• Зачем страус прячет голову в песок?
а) от страха;
б) для уничтожения паразитов;
в) принимает песочные ванны.
10.Мешок этого растения прислал Петр I из Роттердама (Голландия). Но разведение этого растения продвигалось медленно, вследствие суеверного предрассуждения простого народа против этого нового овоща, который считался плодом запрещенным и назывался чертовым яблоком. То это за растение?
11 .Определите с завязанными глазами на вкус
• картофельное пюре;
• картофель жареный;
• картофель отварной.
12.Много разных зверей, птиц, растений истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставляли клочка леса или степи, где они могли бы жить. В конце концов люди поняли: если не помочь природе, животных и растений с каждым днем будет все меньше и меньше. Чтобы этого не случилось, ученые умирающих животных и растений занесли в специальную Красную книгу Новосибирской области.
(кувшинка, венерин башмачок, ковыль, лилия, пион Марьин корень, лебедь-шипун, журавль-красавка, орлан-белохвост, цапля, барсук) за каждое 2 балла.
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Летать в одном полете...
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
ТУР 3
«Там, на неведомых дорожках»
• Никто никогда не видел следы невиданных зверей, но можно предположить, что рядом со следами невиданных зверей были следы нечистой силы. Назовите героев русских сказок – представителей нечистой силы.
• Кого на помощь Герде дала маленькая разбойница? Что это за сказка? Кто автор?
• Сколько дней пролежали деньги Буратино на Поле чудес?
• Какие цветы собирала Падчерица? Что за сказка? Кто автор?
• За что отца Чиполлино посадили в тюрьму?
а) дернул вишенку за косичку;
б) перешел улицу на красный свет;
в) наступил на мозоль принцу Лимону.
• Кому принадлежат эти слова? «Не ешьте руками, для этого есть
вилки о ложки»
• Определить кому принадлежит предмет:
• горошина;
• скорлупа грецкого ореха;
• бумажный кораблик;
• яйцо.
• Указ Ужасного, противного и вредного Кощея Бессмертного:
Отныне, начиная с этого дня, с этого часа, с этой минуты и с этой секунды, и навсегда в этой стране, которая теперь будет называться Ужасолендией, будут происходить только ужасные дела, будет запрещено играть и веселиться. А кто не согласен с этим, заставим согласиться.
Итак, вступил в силу указ. Что ж, мои пренеприятнейшие, постарайтесь для меня. Из какой сказки ужасные, страшные истории:
- И так и этак вертелся волк в котле - все старался вылезти. Наконец поднатужился и выпрыгнул. Да от натуги лопнул.
• ... когда деньги были истрачены, родители загоревали и решили завести детей в лес.
• Как налетит, как вопьется свои длинным носом прямо в черный медвежий нос.
Ну как, напугались? Останемся в Ужасолендии? Или будем делать добрые дела, радоваться, веселиться?
ТУР 4
«Рыцарская вежливость»
А умеете ли вы делать добрые дела? Долой и латы и забрало! Мы рыцари добра. И в этом наша слава!
О, досточтимые рыцари, юные повелители душ! Знатоки вежливости и любезности! Явитесь на зов турнир труб! Турнир рыцарей ждет Вас! Доспехи ваши - вежливость и любезность, внимание и доброжелательность, пусть победит сильнейший!
1. Прибыв в город, участник турнира вывешивал из окна дома, где он остановился, свое знамя и посылал судьям свой меч и шлем, как заявку на участие в турнире. Своему будущему противнику рыцарь бросал к ногам:
а) копье;
б) перчатку;
в) щит.
2. Мальчиков в Древней Греции в возрасте 7 лет отдавали в ученики к опытным воинам. Чему их учили?
• скакать верхом;
• стрелять из лука;
• -метать копье;
• владеть мечом;
• держать слово;
• защищать слабого;
• благородно относится к женщине;
• быть вежливым.
• Какого человека мы называем рыцарем в наши дни?
• В обиходе рыцаря (вежливого, воспитанного человека) есть слова, которые мы называем «волшебными». От каждой команды назвать по одному «волшебному» слову.
• Откуда пришел к нам обычай снимать шляпу, когда входишь в дом?
а) я не опасаюсь тебя;
б) я не знаю тебя;
в) я не угрожаю тебе.
6. Более 200 лет назад в России появилась книга о правилах поведения юношей и девушек за столом. Называлась она «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению». Какие правила были в ней написаны:
• над едою не чавкай, как свинья, и головы не чеши;
• не проглотив куска, не говори;
• -ногами везде не мотай.
• Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал ошибки, какие?
• Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу?
• От каждой команды приглашаются по одному участнику, которому предлагается выпить компот, не нарушая правил хорошего тона, (сначала выпить жидкость, ложечкой достать ягоды, косточку выплюнуть на ложечку, затем положить ее на блюдце)
• Необходимо сервировать стол (поставить на стол тарелку, слева вилку, справа нож и ложку, вогнутой стороной вниз).
Подведение итогов, награждение.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ