Интеллектуальная игра для младших школьников «За страницами школьных учебников»

Интеллектуальная игра для младших школьников

«За страницами школьных учебников»

Выполнена учителем муниципальной общеобразовательной средней школы №182 Кировского района г. Новосибирска Тарасенко М. А.

Цели: активизировать познавательную деятельность младших школьников; формировать коммуникативные умения школьников; воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Правила игры:

•  принимают участие команды из 6 человек;

•  с каждой из команд работает консультант (старшеклассник), который выслушивает ответы и, в случае верного, засчитывается команде соответствующее число баллов;

•  по окончании игры, подсчитывается общее количество баллов, набранное каждой из команд, победители награждаются дипломами.

ТУР 1

«Волшебные слова»

 

Мы живем в мире слов, каждое слово - это маленькое чудо. У слова своя жизнь, оно рождается, растет и умирает.

1. Что такое текст? Это стихотворение, рассказ, повесть или даже большой роман. Но текст это и загадка, и поговорка, и пословица. В таком тексте всего несколько слов. Зато сколько в них мудрости! Иногда и в большой книге не прочитаешь того, о чем точно и выразительно скажет коротенькая пословица. Недаром в народе говорят: «Мал золотник, да дорог».

Объясните значение пословиц:

•  Все коту под хвост.

•  Знает кошка, чье мясо съела.

•  На душе кошки скребут.

2. Подберите русскую пословицу похожую по смыслу на албанскую
пословицу:

«Когда загорелся мой стог, я познакомился со своими друзьями» Варианты ответов:

•  Все за одного, один за всех.

•  Друг за друга стой - выиграешь бой

•  Друзья познаются в несчастье.

(все ответы подходят, команда выбравшая все три пословицы получает 3 балла)

3. Летят друг за другом двенадцать птиц. Каждая со своим особым именем. У каждой птицы четыре крыла. В крыльях по семи перьев. Одна половина пера белая, другая - черная. Махнет птица - станет светлым- светло, махнет другим - станет темным-темно. Отгадайте загадку В. Даля, (за полный ответ: месяцы, недели, дни недели, день-ночь - 4 балла)

4.3-4 тысячи лет назад люди не умели писать буквами и передавали друг другу известия на расстоянии при помощи рисунков. Это было так называемое рисуночное письмо. Представьте себе, что вы и сейчас не умеете писать буквами и получили записку от своего товарища. Что он вам сообщает?

 

(завтра утром я пойду на речку ловить рыбу удочкой)

5. В старину считалось, что характер и способности человека определяются днем, в который он родился, поэтому и имя ребенку старались выбрать по святцам, чтобы святой покровительствовал ему. А вы знаете, что обозначают ваши имена?

•  Александр (мужество, защитник людей)

•  Валерий (бодрый, крепкий)

•  Михаил (подобный богу)

•  Галина (кротость)

•  Марина (морская)

•  Олег (святой)

6. Что такое автограф?

•  рукопись;

•  надпись;

•  собственноручная памятная надпись.

7. Что такое Гамбург?

•  куриная котлета;

•  гора;

•  город в Германии.

8. Зарубить на носу - значит запомнить крепко-накрепко. Что же значит в этом выражении слово нос?

1) орган обоняния;

•  пояс на талии;

•  памятная дощечка, бирка для записей.

9. Решить кроссворд

•  Учреждение, собирающее и хранящее книги;

•  Летательный аппарат с реактивным двигателем;

•  Два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда;

•  Группа людей объединенных одной работой, общими интересами;

•  Орудие для копания земли с широким и плоским концом;

•  Подземная городская электрическая железная дорога;

•  Вид городского пассажирского транспорта.

ТУР 2

«Букварь природы»

•  Какое дерево является символом России?

•  Почему у березы ствол белый?

•  Найдите лист березы на рисунке?

•  Самое сладкое дерево наших лесов?

•  Что делают из коры липы?

а) лапти;

б) мочало;

в) лукошки.

•  Найдите лист липы на рисунке?

•  Листья каких растений изображены на рисунке еще?

•  Какая птица в мире самая большая?

•  Зачем страус прячет голову в песок?

а) от страха;

б) для уничтожения паразитов;

в) принимает песочные ванны.

10.Мешок этого растения прислал Петр I из Роттердама (Голландия). Но разведение этого растения продвигалось медленно, вследствие суеверного предрассуждения простого народа против этого нового овоща, который считался плодом запрещенным и назывался чертовым яблоком. То это за растение?

11 .Определите с завязанными глазами на вкус

•  картофельное пюре;

•  картофель жареный;

•  картофель отварной.

12.Много разных зверей, птиц, растений истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставляли клочка леса или степи, где они могли бы жить. В конце концов люди поняли: если не помочь природе, животных и растений с каждым днем будет все меньше и меньше. Чтобы этого не случилось, ученые умирающих животных и растений занесли в специальную Красную книгу Новосибирской области.

(кувшинка, венерин башмачок, ковыль, лилия, пион Марьин корень, лебедь-шипун, журавль-красавка, орлан-белохвост, цапля, барсук) за каждое 2 балла.

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Летать в одном полете...

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

ТУР 3

«Там, на неведомых дорожках»

•  Никто никогда не видел следы невиданных зверей, но можно предположить, что рядом со следами невиданных зверей были следы нечистой силы. Назовите героев русских сказок – представителей нечистой силы.

•  Кого на помощь Герде дала маленькая разбойница? Что это за сказка? Кто автор?

•  Сколько дней пролежали деньги Буратино на Поле чудес?

•  Какие цветы собирала Падчерица? Что за сказка? Кто автор?

•  За что отца Чиполлино посадили в тюрьму?

а) дернул вишенку за косичку;

б) перешел улицу на красный свет;

в) наступил на мозоль принцу Лимону.

•  Кому принадлежат эти слова? «Не ешьте руками, для этого есть
вилки о ложки»

•  Определить кому принадлежит предмет:

•  горошина;

•  скорлупа грецкого ореха;

•  бумажный кораблик;

•  яйцо.

•  Указ Ужасного, противного и вредного Кощея Бессмертного:

Отныне, начиная с этого дня, с этого часа, с этой минуты и с этой секунды, и навсегда в этой стране, которая теперь будет называться Ужасолендией, будут происходить только ужасные дела, будет запрещено играть и веселиться. А кто не согласен с этим, заставим согласиться.

Итак, вступил в силу указ. Что ж, мои пренеприятнейшие, постарайтесь для меня. Из какой сказки ужасные, страшные истории:

- И так и этак вертелся волк в котле - все старался вылезти. Наконец поднатужился и выпрыгнул. Да от натуги лопнул.

•  ... когда деньги были истрачены, родители загоревали и решили завести детей в лес.

•  Как налетит, как вопьется свои длинным носом прямо в черный медвежий нос.

Ну как, напугались? Останемся в Ужасолендии? Или будем делать добрые дела, радоваться, веселиться?

ТУР 4

«Рыцарская вежливость»

А умеете ли вы делать добрые дела? Долой и латы и забрало! Мы рыцари добра. И в этом наша слава!

О, досточтимые рыцари, юные повелители душ! Знатоки вежливости и любезности! Явитесь на зов турнир труб! Турнир рыцарей ждет Вас! Доспехи ваши - вежливость и любезность, внимание и доброжелательность, пусть победит сильнейший!

1. Прибыв в город, участник турнира вывешивал из окна дома, где он остановился, свое знамя и посылал судьям свой меч и шлем, как заявку на участие в турнире. Своему будущему противнику рыцарь бросал к ногам:

а) копье;

б) перчатку;

в) щит.

2. Мальчиков в Древней Греции в возрасте 7 лет отдавали в ученики к опытным воинам. Чему их учили?

•  скакать верхом;

•  стрелять из лука;

•  -метать копье;

•  владеть мечом;

•  держать слово;

•  защищать слабого;

•  благородно относится к женщине;

•  быть вежливым.

•  Какого человека мы называем рыцарем в наши дни?

•  В обиходе рыцаря (вежливого, воспитанного человека) есть слова, которые мы называем «волшебными». От каждой команды назвать по одному «волшебному» слову.

•  Откуда пришел к нам обычай снимать шляпу, когда входишь в дом?

а) я не опасаюсь тебя;

б) я не знаю тебя;

в) я не угрожаю тебе.

6. Более 200 лет назад в России появилась книга о правилах поведения юношей и девушек за столом. Называлась она «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению». Какие правила были в ней написаны:

•  над едою не чавкай, как свинья, и головы не чеши;

•  не проглотив куска, не говори;

•  -ногами везде не мотай.

•  Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал ошибки, какие?

•  Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу?

•  От каждой команды приглашаются по одному участнику, которому предлагается выпить компот, не нарушая правил хорошего тона, (сначала выпить жидкость, ложечкой достать ягоды, косточку выплюнуть на ложечку, затем положить ее на блюдце)

•  Необходимо сервировать стол (поставить на стол тарелку, слева вилку, справа нож и ложку, вогнутой стороной вниз).

Подведение итогов, награждение.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ