Интеллектуальная игра для учащихся 2 класса «Весна – чудесная пора!»

8


Интеллектуальная игра для учащихся 2 класса

«Весна – чудесная пора!»

Автор: учитель начальных классов МБОУ гимназии №161 г. Екатеринбурга Пухальская Светлана Викторовна.

Цель: развивать внимание, память, мышление; пробуждать у детей интерес к знаниям; воспитывать познавательную активность, инициативность, чувство товарищества.

Ход игры

Ведущий:


К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают

Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые

Ноги у весны.
(И. Токмакова)


Здравствуйте, ребята, учителя, члены жюри, гости. Я приветствую вас на нашей игре. И как вы уже догадались, тема игры посвящена замечательному времени года – весне.

Весна – прекрасное и удивительное время года. Из-за хмурых тяжёлых туч, наконец, выглянуло ласковое весеннее солнышко. Маленькие пичуги, пережив суровую зиму, запели как-то по-особенному: громче, звонче, веселее. Всюду слышны музыка капели и журчание ручейков. На проталинах пробивается зелёная травка, и распускаются цветы-первоцветы.

Тема сегодняшней игры «Весна – чудесная пора!» Сегодня мы определим лучших знатоков этого времени года. В игре принимают участие ребята 2 «А», 2 «Б», 2 «В» классов. Желаю всем удачи и хорошего настроения!

I тур. Домашнее задание. Образ весенних месяцев.

Каждый класс представляет образ одного из весенних месяцев.

На выступление отводится по 3-5 минут. Оценивание – 1-3 балла. За выступление детям вручается Орден Шёлкового Умника.

Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горласгый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? Это…
(Март)

Месяц МАРТ представляет 2 «А» класс.



Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Месяц к нам пришел...(Апрель)


Месяц АПРЕЛЬ представляет 2 «Б» класс.


Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май)


Месяц МАЙ представляет 2 «В» класс.



Слово жюри.

II тур. Разминка. «Весенний ручеёк»

Каждый класс по очереди отвечает на три вопроса. Ошибиться можно только один раз. Если второй ответ неправильный, то на вопрос может ответить другой класс. Ответившие верно, получают Орден Шёлкового Умника.

Ручеёк весенний

Весело беги!

Правильно ответить

Ребятам помоги!



Вопросы классам:

  • На ветках -
    плотные комочки.
    В них дремлют
    Клейкие листочки.
    (Почки)



  • Как называются участки земли, которые первыми освобождаются из-под снега. (Проталины)



  • Солнце пригревает,
    Лед на речке треснул.
    Речка зашумела,
    Льдины подгоняет.
    Как это явление 
    Весною называют.
    (Ледоход)



  • Что растет вниз вершиной? (Сосулька)

  • Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются? (Майские жуки)

  • Когда чаще всего бывает первая гроза? (Обычно в мае, реже – в конце апреля.)



  • Какого числа день равен ночи и является днём весеннего равноденствия?(20-21 марта)

  • Когда весной отмечают День Земли? (22 апреля, 20-21 марта)

  • Какой день является Международным днём птиц? (1 апреля)

III тур. «В народе говорят…»

Наши предки были очень внимательными и мудрыми. С давних времён они изучали признаки природы . Это помогало им вырастить богатый урожай. Знания помогали сочинять пословицы и поговорки, которые дошли и до наших дней.

Сейчас мы посмотрим, команда какого класса лучше всего знает весенние признаки, пословицы и поговорки.

От каждого класса приглашается по одному человеку. Каждый участник тура встаёт на дорожку определённого цвета:

Красная – два сложных вопроса.

Жёлтая – три вопроса средней сложности.

Зелёная – четыре простых вопроса.

За правильные ответы на все вопросы участник получает Орден Шёлкового Мудреца. Если участник даёт неправильный ответ, то класс может помочь, ответив только один раз. За правильный ответ вручается Орден Шёлкового Умника.

Зелёная дорожка:

  • Где быстрее тает снег – в лесу или в поле? (В поле)

  • Как по народному календарю называли месяц март? (Берёзень, берёзозол, протальник, капельник, ветронос, грачевник, зимобор, сухий,)

  • Продолжи поговорку. Март с водой, апрель с травой, а май… (с цветами).

  • Как называется народный праздник встречи весны? (Масленица)

Жёлтая дорожка:

  • Если весной из березы течёт много сока — то лето будет… (дождливым)

  • Загадка. Один льет, другой пьет, третий растет. (Дождь, почва, растение)

  • Месяц апрель – в переводе с латинского языка обозначает "открывать". Почему? Что открывает, а точнее что раскрывается в этом месяце? (Месяц, когда открываются почки; вскрываются реки, освобождаясь ото льда)

Красная дорожка:

  • Что означало выражение - "плач" березы весной? Когда это бывает? (Сокодвижение. В средней полосе России бывает в апреле.)

  • Как звали богиню, в честь которой был назван месяц май? Что обозначает её имя? (Назван по имени римской богини Майи, матери Меркурия, олицетворявшей расцветающую природу и плодородие).

Слово жюри.

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.



Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.



IV тур. «Весна с улыбкой шлёт привет, проснувшейся природе…»

С наступлением весны природа оживает. Как ведут себя растения и животные с приходом весны?

Следующий тур нашей игры посвящён весенним изменениям в жизни растений и животных.

Приглашаем представителей каждой команды на свою дорожку.

Зелёная дорожка:

  • Что за весенняя черная птица
    Любит за плугом ходить и кормиться?
    (Грач)

  • На что похож корень тюльпана? Почему? (На луковицу, в ней он сохраняет питательные вещества до следующей весны)

  • Почему весной охота запрещена? (Потому что весной появляется потомство)

  • Какой цветок-первоцвет без листьев цветет? (Мать-и-мачеха – листья появляются после цветения.)



Жёлтая дорожка:

  • Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков -красная ягода. Не бери ее в рот - она ядовита. Что это за цветок? (Ландыш).

  • Какие птицы изображены на слайде? (Грач, журавль, скворец)

  • Пушистые комочки
    Расселись на пруточке.
    Весною зацветает,
    И Пасху зазывает.

О каком растении идёт речь? (Верба)

Красная дорожка:

  • Какое растение-первоцвет называют "цветок-букетик"? Какого цвета могут быть его цветки? (Медуницу. Сначала у нее все цветки розовые, через несколько дней на стебельке можно увидеть голубые, синие и фиолетовые цветки. Отцветая, они меняют окраску.)

  • Куда деваются из скворечен скорлупки разбитых птенцами яиц? (Скворцы в клювах уносят из гнезда разбитые птенцами яйца и бросают скорлупки далеко от скворечен)

Слово жюри.

V тур. По страницам «Лесной газеты» Виталия Бианки.

Известный детский писатель Виталий Бианки очень любил природу и все его произведения о природе. «Лесная газета» - самая известная книга писателя. Вся возможная и невозможная информация о жизни животных и птиц, все самое доброе, самое каждодневное и обычное, но скрытое от глаз человеческих лесными далями, и все удивительно необычное, что происходило и происходит из века в век, изо дня в день в мире животных, описано на страницах "Лесной газеты".

Последний тур проверит ваши знания произведений о весне из «Лесной газеты» Виталия Бианки.

Приглашаем представителей каждой команды на свою заключительную дорожку.

Зелёная дорожка:

  • Как называется рассказ В. Бианки: «Три сестры», «Три медведя», «Три весны» («Три весны»)

  • На какую «весеннюю хитрость» пустились заяц беляк и белая куропатка, чтобы стать незаметными? (Сменили свою окраску. Заяц стал серым, а куропатка – бурого и ржавого цвета. Рассказ «Весенняя хитрость»)

  • О каком весеннем явлении говорится в рассказах: «Заяц на бревне», «Белка в лодке»? (О наводнении)

  • Какие птицы устраивают весной танцы на болоте? (Журавли устраивают танцы на болоте. Сперва ничего – только подпрыгивают долгими ногами. Дальше больше: пускаются в широкий пляс и такие коленца выкидывают – помрёшь со смеху! И кружатся, и прыгают, и вприсядку – ну точь-в-точь трепака откалывают на ходулях! А те, что кругом стоят, равномерно, в такт, хлопают крыльями. Рассказ «Игры и пляски»)



Жёлтая дорожка:

  • Какое название дал В. Бианки каждому месяцу весны. Соотнеси на слайде месяц с его названием. (Март – месяц пробуждения, апрель – месяц возвращения на родину, май – месяц песен и плясок.)

  • Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки и строчки. Рассказ «Кто ещё проснулся?»)

  • Как называются булочки с изюмом, которые по старинному русскому обычаю пекли 21 марта? (Жаворонки)

Красная дорожка:

  • Как называлась каждая весна в рассказе «Три весны»:? (Первая – весна полевая, вторая – весна речная, третья – весна лесная)

  • Где и как зимовал тритон? (На зиму он уходил из пруда в лес и там спал, зарывшись в сырой мох. Рассказ «В пруду»)

Итак, игра закончилась. Время подвести итоги.

Слово жюри.










Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ