«Осеннее настроение в произведениях музыки и литературы» 2 Класс

Урок во 2а классе на тему «Осеннее настроение в произведениях музыки и литературы» .

Учитель: Зайченко Н.В.

Урок обобщения знаний.

Цель : показать, при помощи каких художественных средств музыканты и поэты создают свои произведения.

Задачи:

  • Показать детям красоту русской осени на примере музыкальных и литературных произведений.

  • Учить сравнивать средства музыкальной выразительности и средства выразительности в литературе.

  • Понимать учебную задачу урока и стремится её выполнить, оценивать результаты своей работы на уроке, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

  • Учить вступать в учебный диалог, работать в паре.

  • Развивать у детей образную память, эмоционально – эстетическую отзывчивость.

  • Осуществлять межпредметные связи в музыке и литературе.

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности учащихся.

Музыкальное приветствие.

- Здравствуйте, ребята (можно в двух ладах).

- Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите, сколько гостей сегодня к нам приехало. Повернитесь и поздоровайтесь (муз. приветствие). В одном уроке мы с вами соединим музыку и литературу. Давайте посмотрим на доску. Что вы видите? Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем разговаривать? (об осени осеннем настроении). Художники, музыканты создают много произведений об осени и это чудо. Давайте попробуем сформулировать тему урока:(открываем тему) « Осеннее настроение в произведениях музыки и литературы».

2.Постановка цели и задач урока.

-Как же поэтам и композиторам удаётся передать настроение (при помощи художественных средств).

- Какова же будет цель нашего урока?( Нашей целью будет приоткрыть тайну и попробовать понять, при помощи каких художественных средств музыканты и поэты создают свои произведения?).

- Найти общие и отличительные черты между средствами выразительности в литературном чтении и музыке.

- Поставим задачи :

1.Определить , какие средства музыкальной выразительности используют композиторы для передачи настроения в своих произведениях.

2. Определить, какие средства выразительности используют поэты в литературе для передачи настроения в своих произведениях.

3. Сравнить, чем же похожи между собой музыкальные и литературные произведения.

4. Найти различия в средствах выразительности в музыке и поэзии.





3.Актуализация знаний.

- Перед вами два окна в природу. Какое время года на них изображено? (осень).

- Сейчас мы послушаем осеннюю песню П.И. Чайковского, а затем пластически проинтонируем. Но сначала мы составим план:

1.Подготовка к прослушиванию.

2.Слушание.

3.Беседа.

4.Интонирование фрагмента.

5.Вывод.

Какую картину осени рисует Чайковский в своей музыке? Давайте встанем, приготовим руки, расправим тело и руками поможем выразить музыку. (Слушание и пластическое интонирование. 5 мин.)

- А теперь расскажите, какой характер музыки вы пытались выразить? О чем эта музыка?

- Спасибо. Что вы сейчас пытались изобразить жестами? ( Беседа).

- Какие средства музыкальной выразительности помогли создать музыкальную картину?( минорный лад, грустная интонация, тихая динамика).

Появляются карточки на доске.

4.Обобщение и систематизация знаний.

А сейчас давайте подберём стихи к осеннему настроению первой картины из учебника. Работа с учебником .

К картине с унылой серой осенью стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…», К. Бальмонта «Поспевает брусника...», А. Фета «Ласточки пропали»:

А. Плещеев «Осень наступила…»:

- Какое настроение у тебя создают картины природы, описанные поэтом? (Грустное, печальное, хочется плакать).

- Как Мира читала это стихотворение: в каком темпе, с радостью или с грустью.

(Неторопливо, с грустью, с печалью).

- Какие средства выразительности использовал поэт в своём стихотворении? (олицетворения).

- Найдите олицетворения. (Кусты глядят, туча небо кроет, ветер в поле воет, воды зашумели).

(На доске появляется запись: олицетворения).

- Для чего Алексей Николаевич Плещеев использовал так много олицетворений? (Чтобы показать осень живой, передать настроение осени).



К. Бальмонт «Поспевает брусника…»:

- С какой интонацией было прочитано стихотворение?( С печальной, тревожной).

- Почему? Найдите строки, подтверждающие это настроение. (И от птичьего крика в сердце только грустнее, осень заплачет, солнце реже смеётся).

- Найдите олицетворения. (Солнце реже смеётся, скоро осень проснётся и заплачет спросонья).

- Как вы понимаете, что значит заплачет? (Пойдут дожди, солнца не будет и т.д.).

- Какие ещё средства выразительности вы ещё увидели? (Эпитеты: синее море, деревья в разноцветном уборе).

(На доске появляется запись: эпитеты).

- Какой осень показана в этом стихотворении? (Печальной, серой, грустной и т.д.)



А. Фет «Ласточки пропали»:

- По каким признакам мы узнали, что в стихотворении изображена осень? ( Ласточки пропали, лист сухой валится, журавли к югу летят, лучше б снег да вьюгу…)

- Найди строки, в которых изображаются картины, живописно рисующие осеннее замирание природы. (Ласточки пропали, на дворе темно, журавли улетают).

- Какие средства выразительности использовал поэт в этом стихотворении?

(Олицетворения: ночью ветер злится, стучит в окно).

- Ещё какие средства выразительности вы увидели?(Сравнения: грачи как сеть мелькали, словно как с испугу журавли летят).

- Почему автор говорит так о грачах, что значит, как сеть мелькали? (Их очень много).

- Какие птицы с нами прощаются последними? (Журавли).

- Как они с нами прощаются? Найдите строки в стихотворении.(Словно как с испугу раскричавшись, к югу журавли летят).

- Они действительно чего-то испугались?(Нет).

- А почему же поэт нашёл такое сравнение? (Потому что журавли громко и беспокойно кричат).

- Как вы думаете, Афанасий Афанасьевич Фет какую осень описывает в своём стихотворении?( Позднюю).

- Какое настроение создаёт это стихотворение?(Печальное, грустное, унылое).

- Рад ли осени поэт? (Нет).

- Почему? Найдите строки, подтверждающие ваше предположение. (Лучше снег да вьюгу встретить грудью рад).

- Какой новый приём мы увидели в этом стихотворении?(сравнения).

(На доске появляется запись: сравнения).

- Давайте сделаем вывод, при помощи каких средств поэты передают настроение осени?(При помощи олицетворений, эпитетов и сравнений, а также интонации)

- Для чего нам нужны олицетворения, эпитеты и сравнения?(Для выразительности, точности и образности передачи настроения).

- А сейчас я предлагаю вам вспомнить знакомую песню, которая соответствует настроению грустной, печальной осени. Вы догадались о какой песне пойдет речь? (Скворушка)

- Какой характер у этой песни? (грустный, печальный, минорный) Какие музыкальные инструменты подойдут для оркестровки этой песни? Что мы выберем? (выбирают музыкальные инструменты из предложенных).

Выбрали треугольник.

-Почему? Его звуки похожи на капельки дождя. Давайте исполним эту песню. На что мы будем обращать внимание при исполнении песни? Чего будем добиваться? За чем следить?(плавность исполнения, акценты). Что нам может помочь при исполнении песни? (Руки).(Исполнение Скворушки)

- Но всегда ли осень печальная, грустная? (Нет).

- Давайте посмотрим на второе окно. Какая осень изображена в нем?(Радостная, золотая) .

- Какими красками изобразил художник эту картину? (яркими, светлыми, мажорными).

- А сейчас давайте вспомним , какая песня подходит к настроению радостной, веселой осени? «Дождик – дождик» или «листопад».(?)

- Что помогло создать картину радостной, веселой осени?( темп быстрый , от этого пьеса стала весёлой) .

Исполнение весёлой песни.

- Давайте прочитаем стихотворения из учебника , подходящие к настроению радостной осени. Какие средства художественной выразительности помогли создать картину радостной осени? (Работа с учебником. Чтение стихотворений).

К картине с яркой торжественной осенью стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», С.Есенина «Закружилась листва золотая».



С.Есенин «Закружилась листва золотая».

- Какие чувства при чтении вызвало это стихотворение? (Радость, лёгкость, удивление, спокойствие).

- С помощью каких средств Сергей Есенин передал это настроение?(При помощи эпитетов: листва золотая, вода розоватая; сравнений: листва, словно бабочек лёгкая стая; олицетворений: листья летят с замираньем.)

- Посмотрите, как в таком маленьком стихотворении поэт сумел собрать так много средств для передачи настроения. С какой интонацией надо читать это четверостишие?( Торжественной, величественной и т.д.) .



- Давайте послушаем стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Есть в осени первоначальной…»:

- Как поэт называет осень, какая это пора? Прочитайте. (Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора).

- Что значит дивная пора? (Удивительная, необыкновенная, необычная).

- Найдите, пожалуйста, в стихотворении эпитеты и метафоры. (День хрустальный, вечера лучезарны, борозда праздная, тёплая и чистая лазурь).

- Почему поэт говорит день хрустальный? (Хрусталь хрупкий, день хрустальный – значит он прозрачный, чистый, солнечный, но в любой момент могут налететь тучи , пойдёт дождь ).

- Как вы понимаете выражения лучезарны вечера?( Вечером всё залито лучами заходящего солнца, всё сверкает и сияет).

- Что значит бодрый серп? (Это инструмент, с помощью которого убирали урожай, бодрый – значит им работали быстро, с удовольствием).

- Праздная борозда – это какая борозда?( Убранная, чистая).

- Почему поэт говорит отдыхающее поле? ( До весны поле не будут засеивать, оно будет всю зиму отдыхать).

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Что ты чувствуешь при чтении стихотворения? (Радость, спокойствие).



- Скажите, что же объединяет все стихотворения, прочитанные на уроке? (Они все об осени, везде присутствуют эпитеты, , сравнения, олицетворения).

- А чем же они различаются?( Настроением, интонацией, темпом прочтения).

- Какие средства художественной выразительности помогли создать картину радостной осени?

5.Применение знаний и умений .

(вспомнить правила работы в группах и парах).

Работа в парах: На каждый стол карточки с набором фраз для стихотворений(минорного и мажорного).Надо собрать стихотворения.

-Итак, что же вы должны сделать:

1. Собрать стихотворение – 1 балл

2. Выразительно прочитать – 1 балл

3. Определить настроение, характер произведения – 1 балл

4. Подобрать музыкальный инструмент - 1 балл

5. Соотнести стихотворение с нужным окном – 1 балл.

Кто справится со всеми пунктами, получает 5. Если допускает одну ошибку – 4 и т. д. (Идёт самостоятельное оценивание своей работы).

6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Итог: Какие поставленные задачи мы смогли реализовать? Какие нет? Какие средства художественной выразительности используются в музыке для создания настроения осени? Какие в литературе?

Средства музыкальной выразительности

Средства выразительности в литературе

темп

темп

тембр

тембр

лад

эпитеты, сравнения, олицетворения

интонация

интонация

динамика

динамика

мелодия




- Что общего между средствами выразительности в музыке и литературе?(Интонация, темп, динамика).

- Какие различия вы увидели? (В музыке есть мелодия и лад, в литературе – эпитеты, сравнения, олицетворения).

7.Рефлексия:

Что понравилось на уроке? Чему научились? Что запомнилось?

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ