ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ для 3 класса НА ТЕМУ: "ШКОЛЬНЫЙ РАНЕЦ"




Муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района «Общеобразовательная средняя (полная) школа №1 г. Белоярский »





ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

НА ТЕМУ:



ШКОЛЬНЫЙ РАНЕЦ



Выполнили ученики 3 в класса,




Руководитель:

Никитина Светлана Михайловна,

учитель начальных классов


















2014г.





Содержание


  1. Введение

1.1. Почему мы стали заниматься этим проектом?

  1. Школьный ранец и правильная осанка ребёнка

2.1. Этимологический анализ слова «портфель», «ранец»

2.2. Ортопедическая оценка ранца

2.3 Как грамотно выбрать портфель

2.4. Правда о школьных портфелях

3. Результаты исследований и выводы

3.1. Акция1. Выводы

3.2. Акция 2. Выводы

3.3. Акция 3. Выводы

4. Заключение

4.1. Сочинение- рассуждение «Портфель будущего»

5. Список литературы

6. Приложение






















1.Введение

Правильная осанка - залог твоего здоровья».

И.П. Павлов

Проблема: как влияет выбор школьного портфеля на формирование правильной осанки тела.


Объект: школьный ранец


Цель: узнать влияние школьного ранца на здоровье школьников


Задачи:

  1. Раскрыть историю возникновения слова «ранец»

  2. Дать ортопедическую оценку ранца.

  3. Как правильно выбрать ранец.

  4. Исследовать портфель учеников 1 и 4 классов в соответствии предельной норме.

  5. Сделать выводы соответствия веса портфеля и его содержимого норме.

Гипотеза : существует прямая связь между школьным ранцем и здоровьем


Практическая значимость работы заключается в возможности её использования на уроке «Окружающий мир»


1.1.Почему мы стали заниматься этим проектом?

На современном этапе актуальной проблемой здоровья у детей стала проблема формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки тела. Эту проблему поднимают не только врачи, но и учителя, она беспокоит самих детей и их родителей. Проблема рассматривается широко на телевидении и в печати. Частично изучается в школе, но мы считаем, что этого не достаточно, чтобы знать о том, как сохранить свое здоровье и красивую фигуру на долгие годы.

Одной из причин формирования неправильной осанки является наш школьный портфель. Министерство образования нашего государства создаёт новые правила, разрабатывает новые методики, но никогда не занимается исследованиями по физическим нагрузкам. Вес школьных ранцев часто является непосильной ношей для неокрепших детских плеч.

Извечный вопрос школьной системы: «Сколько должен весить школьный ранец?»

На этот вопрос взрослые отвечают обычно себе сами, определяя вес рюкзака на вскидку. Если ребёнок не скорчился, поднимая его с пола, а взрослый человек поднял его как пушинку – ещё не значит, что вес школьного портфеля приемлем для ребёнка.

Нам хотелось выяснить, как простой школьный ранец влияет на здоровье детей и на формирование красивой фигуры и правильной осанки.

Для своих исследований мы взяли самых маленьких учеников школы (1класс) и 4класс. Мы проверили умение пользоваться портфелем и соответствие веса портфеля и его содержимого по норме согласно возрасту ребёнка.

























2.Школьный ранец и правильная осанка ребёнка.


2.1. Этимологический анализ слова «ранец»


Что же такое портфель, ранец? Нам пришлось обратиться к словарю.


ПОРТФЕЛЬ

Новый дом несу в руке,

Дверцы дома – на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

(Портфель, книги, тетради).


Очень много слов, заимствованных нами из французского языка, начинается с этого порт- : портсигар («сигаронос»), портмоне («деньгонос»), портфель («листонос»).

Слово портфель образовано от двух французских: potter – «носить» и feulle – «лист».

Теперь можно догадаться, что портфель назвали так потому, что в нём носят листы бумаги, тетради, книги. А вообще в него можно положить всё что угодно, но от этого название , когда-то данное ему, уже не изменится.

Кстати, все французские слова имеют ударение в конце. Это пришло к нам без изменений, и не в коем случае нельзя его произносить с ударением на первом слоге – это грубая ошибка.


РАНЕЦ

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог,

Я б такой исполнил танец!

Да нельзя, я – школьный … Ранец


Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» - Ranzen наемные немецкие солдаты московских царей в XVII веке. Лет через 150—200 слово перешло на ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), также носимую на спине.







2.2.Ортопедическая оценка ранца.

Специалисты в один голос утверждают: носить школьные принадлежности лучше в рюкзаке или ранце. Сумка или портфель дают ассиметричную нагрузку на позвоночник и формируют у ребёнка неправильную осанку. В этом возрасте формируется скелет, и малейшие оплошности позднее исправить будет практически невозможно – а это на всю жизнь. Позвоночник несёт на себе весь наш организм и его правильное развитие отразиться на общем здоровье.

Главное отличие ранца – это фиксированная спинка, которая поддерживает спину ребёнка во время нагрузки в прямом состоянии. А это очень важно для предотвращения развития искривления неокрепшего детского позвоночника. Врачи не советуют переходить на мягкие рюкзаки раньше четвёртого класса.

Врачи – травматологи одной из детских больниц сделали анализ обращения детей в травмпункт. Оказалось, что 23% травм были получены, когда дети носили, поднимали или снимали ранец. По мнению учёных, это означает, что нужно грамотно выбрать ранец и научиться регулировать вес ранца.

    1. Как грамотно выбрать ранец.

Прежде чем купить ранец, положите в него что-нибудь и примерьте его на ребенка. Ранец должен плотно прилегать к спине и не давить на бедра. Ребенку должно быть удобно в ранце, он ни в коем случае не должен тянуть ему спину, а ремни не должны врезаться и давить. . Они должны быть не менее 8 см шириной. Неправильно подобранные ремни могут передавливать нервные окончания на плечах и руках, и вызывать их онемение.

По размеру ширина ранца не должна быть больше ширины спины ребенка. Что касается длины, то ранец не должен быть выше уровня плеч ребенка и ниже линии бедер. Ученику младших классов лучше приобрести рюкзак со специальной ортопедической спинкой.

Хорошо, если на ранце есть светоотражающие элементы. Очень удобно, если в ранце будет много отделений: пара больших - для учебников и тетрадей, и несколько мелких карманов - для кошелька, очков и т.д. В этом случае ученику будет проще содержать свой ранец в порядке, и вы избежите ненужных упреков. Это позволит более равномерно распределить нагрузку. Вес пустого ранца для учащихся начальных классов должен быть не более 600 г ( Санитарные правила и нормы 2.4. 16-26 – 2005 «Гигиенические требования к ранцам, рюкзакам, портфелям ученическим»), а нагруженного тетрадками и книжками- двух килограммов.







2.4. Правда, о школьных портфелях.

По статистике ВОЗ, если среди первоклассников 78-80% малышей имеют проблемы с осанкой, то к окончанию школы это число вырастает до 97%. Для школьника рекомендуется специальный ученический ранец.

Нельзя заменять его сумкой, портфелем, дипломатом или столь модным сегодня рюкзаком с одной лямкой, который носится на одном плече. Желательно приобрести ранец с двумя лямками и поясом на талии. Ведь именно в период начальной школы позвоночник ребёнка особенно восприимчив ко всяким ненормированным нагрузкам.

Американские врачи, проводившие исследования в начальных и средних классах, пришли к выводу, что вес портфеля не должен превышать 10% массы тела ребёнка. Если ребёнок , допустим, весит 27 кг, то вес ранца с содержимым не должен быть больше 2,7 кг! В противном случае, ребёнок будет страдать от болей в спине, испортит осанку и походку.

Опыт показывает, что собирая учебники, тетрадки и другие школьные принадлежности для очередного учебного дня, ребенок забывает выложить из ранца принадлежности, которые были необходимы для учебного дня предыдущего; в конце концов, ранец становится для него почти что неподъемным - ребенок носит в школу практически все учебники и тетрадки, что у него есть.

Наши специалисты подсчитали, что ученик ежедневно может носить в школу тяжести согласно возрасту, а именно:


Возрастная категория

Вес школьного портфеля

начальные классы

2 – 2,5 кг

4 – 5 классы

2,5 – 3,2 кг

6 – 7 классы

3,5 – 4,2 кг

8 – 11 классы

4,5 – 5,2 кг

Как воплотимы эти «идеальные» цифры в жизнь в нашей школе? Проверим это у самых маленьких учеников нашей школы, у первоклассников и у учеников 4 класса.

Заглядывая в будущее хочется сказать, что компьютерная ассоциация TCA из Тайваня создала группу, цель которой

способствовать распространению в стране и за рубежом электронных школьных ранцев - компьютеров, которые должны объединить в себе школьные учебники, тетради, дневники и все другое, необходимое школьнику для учебы. Многие эксперты, и не только на Тайване, предсказывают, что эти устройства постепенно заменят традиционные печатные книги. Их преимущества не столько в малом весе (10-дюймовый планшетный ПК имеет массу лишь чуть больше 1 кг), но и в том, что переход на них создаст новую, с несравнимо большими возможностями среду обучения. Кроме того, что в таком компьютере можно хранить несколько десятков учебников с картинками, учителя могут централизованно проверять выполненные на них работы и раздавать материалы и домашние задания или, используя электронные доски, передавать свои лекции. Да и сами ученики смогут легко и быстро обмениваться между собой любой сохраненной в «рюкзаке» информацией (учитывая это, задания им придется давать только индивидуальные).

3.Результаты исследований и выводы.

3.1. Акция 1.

Тема: «Портфель первоклассника».

Цель: - Проверить

-умение первоклассников пользоваться портфелем,

-соответствие веса портфеля и его содержимого норме.

Ход акции.

Время проведения акции: 26 марта 2014 года. В этот день расписание уроков следующее:

- чтение;

- русский язык;

- математика;

-физическая культура

- изобразительное искусство.

Следовательно, в этот день в портфеле должны находиться вещи: учебник по русскому языку, учебник по математике, цветные карандаши, 4 тетради, альбом для рисования, акварельные краски, ёмкость для воды. А также пенал, дневник, сменная обувь. И всё это должно весить не более 2 – 2,5 кг!

Что показывают цифры данных взвешивания? (приложение )


Имя ученика

Общая масса портфеля

Масса лишних вещей

Масса пустого портфеля

Саша

2кг600г

200г

600кг

Лиана

3кг

400г

600г

Настя Комарова

3 кг

400г

400г

Алина

2 кг500г

-

600г

Данил

2кг

-

400г

Виталик

2кг

200г

500г

Настя Гурина

2кг600г

-

600г

Максим

2кг800г

200г

700г

Серёжа

2кг800г

300г

500г

Средние показатели

2кг300г

280г

500г








Вывод.

По внешнему виду у 100% учеников школьный ранец соответствует норме. Вес портфеля , в среднем соответствует норме.

У детей, превышающий норму вес ранца, мы рассмотрели внутреннее содержание. Мы увидели, что помимо необходимых согласно расписанию уроков вещей в нём находится куча дополнительных . В ранце лежат раскраски, игрушки, с которыми можно играть на перемене, невыложенные учебники, прошедшего учебного дня.

Мы рассмотрели самые тяжёлые ранцы, ранцы Насти и Лианы. Общий вес 3 кг, при росте 1м17см. Затем отобрали в одну кучку самые необходимые к урокам вещи, а в другую кучу ненужные вещи для уроков.

Взвесили обе кучки. Ранец с самыми необходимыми вещами весил 1кг800г. А вес ненужных вещей оказался равным 1кг200г. Вес пустого ранца составил 500г, вполне с допустимой нормой.

Хочется отметить, что учащиеся начальной школы все принадлежности необходимые для уроков технологии, рисования и физической культуры, оставляют в классе.

Мы проанализировали перспективы облегчения ранца первоклассника и предложили:

- рассказать первоклассникам, почему в школу нельзя брать лишние вещи и какие вещи необходимо брать в определённый день.

- научить правильно собирать ранец (Более тяжёлые предметы должны находиться в отделении, расположенном ближе к спине).

- активно участвовать в мероприятиях школьного проекта «Отличная осанка – путь к успеху».

3.2. Акция 2 .

Тема: «Портфель выпускника начальной школы».

Цель: - Проверить

-умение учеников 4 класса пользоваться портфелем,

-соответствие веса портфеля и его содержимого норме.

Ход акции.

Время проведения акции: 24 марта 2014 года. В этот день расписание уроков следующее:

- русский язык;

- математика;

- информатика;

-чтение

-музыка

Следовательно, в этот день в портфеле должны находиться вещи: учебник по русскому языку, учебник –тетрадь по информатике, учебник по математике, по чтению,5 тетрадей. А также пенал, дневник, сменная обувь. И всё это должно весить не более 2,5 кг!

Что показывают цифры данных взвешивания? (Приложение )


Имя ученика

Общая масса портфеля

Масса лишних вещей

Масса пустого портфеля

Даша

2кг

-

500кг

Вика

2кг400г

200г

500г

Женя

2кг800г

400г

400г

Полина

1кг500г

-

400г

Айсылу

2кг500г

200г

400г

Юля

2кг400г

200г

500г

Айнур

2кг400г

-

600г

Глеб

2кг

-

700г

Кирилл

3кг200г

500г

500г

Артём

2кг500г

-

500г

Рустем

2кг

-

500г

Юра

2кг200г

-

500г

Дима

1кг500г

-

500г

Веня

1кг500г

-

600г

Илья

2кг

-

500г

Средние показатели

2кг200г

300г

500г



Вывод.

Вес портфеля в среднем соответствует норме.

У детей, превышающий норму вес ранца, мы тоже рассмотрели внутреннее содержание. Помимо необходимых вещей в ранце лежали невыложенные учебники и тетради, прошедшего учебного дня.

Мы проанализировали перспективы облегчения ранца и

предложили:

- носить учебные принадлежности строго по расписанию

- активно участвовать в мероприятиях школьного проекта «Отличная осанка – путь к успеху».

3.3. Акция 3.

Тема: «Анализ нарушения осанки младших школьников в нашей школе».

Цель: Узнать о нарушениях осанки младших школьников.

Сделать сравнительный анализ по классам.

Ход акции

По школьным медицинским картам мы провели сравнительный анализ по классам о нарушениях правильной осанки среди учащихся младших классов. (Приложение)


Вывод:

У 38% детей младшего школьного возраста имеется нарушение осанки. А в этом возрасте формируется костная система. Всё эти нарушения связаны с малоподвижным образом жизни, дети почти всё время проводят за компьютером или телевизором, и с неправильным выбором и пользованием школьного портфеля.

4.Заключение

Своим исследованием мы подтвердили выдвинутую гипотезу: между школьным ранцем и здоровьем существует прямая связь.

Красивая фигура и правильная осанка тела – это необходимое условие для нормального развития организма.

Для того чтобы иметь правильную осанку, необходимо заниматься спортом, вести здоровый образ жизни. Одной из причин нарушения осанки является школьный ранец.

В ходе решения поставленной перед нами проблемы были сделаны следующие выводы:

- Портфель или сумка через плечо вместо ранца или рюкзака, является одной из причин неправильной осанки, вызывающая искривление позвоночника.

- Выбирая школьный ранец, нужно знать, что он должен быть не только лёгким, но и вес ноши в нём должен равномерно распределяться по спине. Лучше приобрести рюкзак с специальной ортопедической спинкой.

- Вес школьных ранцев, в исследуемых классах, соответствует норме. Принадлежности, которые необходимы для уроков технологии, изобразительного искусства и физической культуры, дети оставляют в классе. А причиной превышения нормы является невыложенные школьные принадлежности, которые были необходимы для прошедшего учебного дня.



4.1.Портфель будущего

Сочинение – рассуждение


Всё в мире меняется и совершенствуется. Уже сегодня школьники обучаются по новым программам, которые нацелены на развитие личностных качеств учеников. Мы считаем, что школьный портфель тоже не должен отставать от прогресса.

Школьный портфель, во– первых, должен быть безопасным как для учеников, так и для окружающих. Он должен быть сделан из лёгких гигиенических материалов и оснащён специальными сигналами.

Световой сигнал предупреждает об избыточной массе портфеля. Если при вскидке масса портфеля превышает норму, то предупредит об этом сигнальная лампочка.

Звуковой сигнал сообщает ученику о неправильной осанке при ношении портфеля. Если ученик скривил позвоночник – тут же срабатывает звуковое предупреждение, требующее распрямиться.

Следующий сигнал находится на внешней стороне портфеля в виде вставки, которая светится. Это для того, чтобы водители автотранспорта увидели пешехода – ученика даже в тёмное время суток.

Во-вторых, школьный портфель должен быть удобным по форме: в виде ранца – папки, раскладывающегося влево, вправо, вниз: то есть должен состоять из четырёх отделов. Разные отделы нужны для того, чтобы правильно раскладывать вещи для удобного пользования.

В первом отделе будут находиться учебники, словари, справочники, энциклопедии, но не в печатном варианте, а на электронных носителях. Это очень удобно – не придётся носить тяжести в виде больших книг.

Во втором отделе портфель будет иметь в себе калькулятор, сотовый телефон, часы, электронный дневник, из которого портфель будет выдавать информацию об успеваемости, оценках, общественных делах, домашних заданиях.

В следующем отделе будут находиться всего несколько тетрадей, карандаши, ручки, линейки и прочие мелкие школьные вещи.

В последнем отделе будет находиться облегчённая спортивная форма для ежедневных спортивных занятий по интересам.

В-третьих, портфель будущего – это красивый по дизайну, современный и привлекательный предмет. Он должен быть оснащён специальными ремнями для ношения за спиной. Важно, чтобы в портфеле были удобные и прочные замки, иначе вещи могут просто выпасть из него.

Таким образом, портфель будущего – это надёжный, практичный, удобный помощник эрудированного ученика. Жаль, что сейчас ещё нет такого супер– портфеля. Но мы надеемся, что ещё успеем походить с ним в школу.


























5.Список литературы


1.Васильева З.А. «Резервы здоровья» Санкт-Петербург, изд.»Медицина»

2. Вилков А.С. «Глазами ортопеда» газета «Здоровье» 2005г.

3. . Вишневский В. А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии). — М., 2002.

4. Медико-педагогический контроль за организацией учебно-воспитательного процесса в начальной школе: методические рекомендации / К.С. Фарино [и др.]. — Мн., 2003.

5. Касаткина «Педагогика здоровья» - М., 1999

6. Коростелев Н.Б. «Воспитание здорового школьника» М., 1986

7. Петровский Б.В. «Большая медицинская энциклопедия»

8. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии

и типология здоровья в школе. — М., 2005.

9. «Этимологический словарь слов»






























6.Приложение



Класс

Средний показатель массы портфеля

Средний показатель массы лишних вещей

Средний показатель массы пустого портфеля

1 класс

2 кг300г

300г

500г

4 класс

2кг200г

200г

500г




Сравнительная диаграмма веса школьного ранца

учеников 1 класса и 4 класса





Рекомендации первокласснику:


Чтобы спина не была кривой,

Носи портфель свой за спиной.

Ранец тяжёлый не надо носить,

Чтоб сколиоз не получить












Диаграммы нарушения осанки детей по начальной школе

(данные медосмотра октябрь 2013год)








2


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ