Как узнать, друг он мне или нет? (Что такое дружба?) 4 Класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Магистральнинская средняя общеобразовательная школа № 2»
Урок по курсу «Учусь учиться» в 4 классе
Как узнать, друг он мне или нет? (Что такое дружба?)
Леонтьева И.Н.,
учитель начальных классов
Магистральный, 2014 г.
Цель: формировать у выпускника начальной школы стереотипы экологически безопасного поведения в повседневной жизни, умение управлять собой и оценивать с точки зрения требований экологической культуры свои мысли, чувства, дела.
Задача: определить истинные мотивы дружбы, учиться распознавать настоящего друга.
Прогнозируемые результаты:
Предметные: обучающиеся дадут определение понятию «дружба», научатся распознавать настоящего друга, определять истинные мотивы дружбы.
Метапредметные: на основе устного народного творчества и примеров из жизни обучающиеся узнают о том, как рождается настоящая дружба.
Личностные: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование адекватной, позитивной самооценки и самовосприятия.
Регулятивные: формировать умение выполнять и контролировать свои действия по правилу, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, усвоено детьми и того, что неизвестно.
Познавательные: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, логически рассуждать и доказывать, моделировать; развивать умение использовать информацию.
Коммуникативные: умение работать в паре, группе; слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Организационный момент.
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Прочитайте эпиграф нашего урока:
«Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
М. Пляцковский».
Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? Как вы понимаете эти слова?
Как вы думаете, почему эта тема для нас важна?
Дети настраиваются на работу.
Высказывания детей.
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные: управление своей деятельностью.
Коммуникативные: развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем.
1 этап. Мотивационный (самоопределение к деятельности)
Цель: мотивация к учебной деятельности.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы понимаете слово «дружба»?
- Какой он настоящий друг?
- Что значит «дружить» по-настоящему?
- Есть ли определенные правила дружбы?
- Как узнать, друг он мне или нет?
Высказывают предположения о том, на какие вопросы предстоит ответить и что обсудить.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу урока, волевая саморегуляция.
Коммуникативные: умение формировать своё мнение и позицию.
2 этап. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.
Цель: обеспечение готовности обучающихся к включению в продуктивную деятельность, повторение изученного материала, необходимого для "открытия нового знания".
Ребята, давайте выясним, что такое дружба? Для этого обратимся к народной мудрости.
- Какие пословицы о дружбе вы знаете? (ответы детей).
- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах (3 группы).
Учащиеся трех групп получают конверт с пословицами о дружбе. Надо собрать пословицу из отдельных слов (на листочках) и прикрепить на доске.
1-я группа. «Друг за друга стой – выиграешь бой».
2-я группа. «С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде».
3-я группа. «Без друга на душе вьюга».
- А теперь найдите в толковом словаре определение слову «дружба»
«Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
Физминутка.
Работа в группах.
Составление пословиц о дружбе.
Дети прикрепляют карточки к доске.
Поиск информации в толковых словарях.
Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать тему урока, познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, сравнение, классификацию.
Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу, , волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: умение регулировать свою деятельность, проявлять активность во взаимодействии, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
Личностные: применять правила делового сотрудничества
3 этап. Введение в тему.
Цель: спроектировать ход учебных действий, необходимых для решения обозначенной проблемы.
- Ребята, а сейчас вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий друг.
- Какие качества вы выбрали? Почему?
Как вы думаете, кого можно назвать настоящим другом?
Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстные, доброта, отзывчивость.
Вы уже так хорошо разбираетесь в понятии «дружба», «настоящий друг», что уже можете, на мой взгляд, давать ценные советы и легко ответить на вопрос: «что значит дружить?» Я предлагаю вам поработать консультантами. Каждая группа получает конверт. В нем вы найдете описание той или иной ситуации. Задача вашей группы – прокомментировать ее, дать ценный совет как правильно поступить.
1-я группа. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия.
2-я группа. Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.
3-я группа. Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя. Твои действия.
(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромный, доброжелательный, общительный, отзывчивый, завистливый, злой, равнодушный, хвастливый, добрый, жадный.)
Учащиеся в группах обсуждают, затем предлагают свои комментарии всеобщему вниманию.
Познавательные: умение выделять и находить нужную информацию, анализировать, рассуждать, применять на практике.
Личностные: умение выражать свои чувства, мысли.
Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Коммуникативные: умение слушать, задавать вопросы, аргументировать свою позицию.
4 этап. Самостоятельная работа. Закрепление.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что знает и умеет, организация самоконтроля и взаимоконтроля.
А теперь откройте тетради и найдите задание № 14. Самостоятельно прочитайте задание. Обсудите в парах. Выполните задание.
Проверьте друг у друга.
Какое открытие мы сделали сегодня на уроке?
Я предлагаю дома написать письмо другу. В классе можно зачитать (по желанию) или просто передать ему. Письмо можно писать любому однокласснику с предложением о дружбе.
Самостоятельная работа.
Обсуждение в парах.
Взаимопроверка работы.
Дети сами делают вывод.
Познавательные: анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
5 этап. Рефлексия.
Цель: сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение результата работы.
Вот и подходит к концу наш разговор о дружбе. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных друзей. Дайте не будем ссориться и скажем друг другу слова известного кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» Давайте будем чаще улыбаться друг другу.
Поднимите карточку с весёлым человечком те, кому сегодня было легко работать на уроке. А те, кому было сложно – карточку с грустным человечком.
Спасибо за работу! Урок окончен.
Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность.
Познавательные: делать вывод, обосновывать выбор.
Коммуникативные: достижение общего решения в совместной деятельности.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ