Классный час "Необходимая вежливость. Культура речи" 4 класс

Муниципальное образовательное учреждение « Дунаевская СОШ № 57» Учитель начальных классов Лиханова Галина Николаевна

Классный час. 4 класс

Тема: Необходимая вежливость. Культура речи.

Цель: закрепление у учащихся основных требований к культуре речи.

Задачи:

-развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи;

-дать понятие слова "деликатность "; мотивировать детей на добрые поступки;

-развивать коммуникативные способности, умение общаться в обществе;

Ход классного часа.


Вступление. Мотивация.

На доске написана часть темы нашего классного часа ( Необходимая…)

Для того чтобы догадаться о чём пойдет речь надо отгадать загадку.

«Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. Что это?»

-О чём сегодня пойдет речь ? О чём поговорим и поспорим? ( предположения детей)

-Мы будем говорить о нашем родном языке, о культуре речи, о вежливости и деликатности.

Высказывания « Чем лучше ты владеешь языком, тем больше у тебя права называться человеком»

Народ сложил мудрые поговорки о роли языка , слова в человеческих взаимоотношениях.

«От одного слова да навек ссора»

«Бритва скребёт, а слово ранит»

«Ласковое слово- это вешний день»

-Как вы понимаете? Приведите примеры.

- Со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день?( дома, в школе, магазине, библиотеке…) Трудно сосчитать: с одними поздороваешься, с другими поговоришь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься. Человек постоянно находится в общении с другими людьми. Все мы знаем, что приветливо или грубо сказанное слово оставляет в душе след часто на целый день. Хорошее настроение человека зависит от того были ли с ним приветливы, доброжелательны при обращении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. ( повторное обращение к пословицам)

-Жизнь в обществе требует, чтобы люди выполняли правила обязательные для всех. Для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых. Для всех! Их надо выполнять всегда. Какие это правила?

-Правила вежливости: вежливо обращаться, уметь слушать, уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.

- Бесцеремонное или грубое обращение, бестактные, обидные прозвища больно ранят. Некоторые считают, что это пустяки, мелочи… Но это не так, вы сами можете это доказать (высказывания детей)

-Вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим проявляется и в поступках, и в словах, а также в тоне разговора.

-Здравствуйте- как можно произнести это слово?

-Как он рисует.

-Минуточку.

( Произносим по- разному: доброжелательно, радостно, обидно, пренебрежительно…)

-Много ситуаций создаёт жизнь и не всегда знаешь как поступить. Были ли у вас такие ситуации?

Разыгрывание ситуаций.

  1. Незнакомый человек спрашивает тебя как пройти к аптеке, а ты не знаешь…Твой ответ.

  2. Ты хочешь пригласить на день рождения ребят. Как ты это сделаешь?

  3. К тебе пришли товарищи, а мама в это время дала тебе поручение. Как ты поступишь?

ДЕЛИКАТНОСТЬ- что это такое?

-Давайте попробуем разобраться. Ситуация.

1. Ты помог товарищу решить задачу. Твои действия:

- расскажешь родителям, в школе учителю;

-примешь благодарность от товарища;

-обыденно, так и надо;

-Давайте поговорим о деликатности, как вы понимаете смысл этого слова? ( высказывания)

Вывод. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчёркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь вы оказывали помощь не для того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, если это нужно, не думать что ты лучше всех.

-Культура речи. Как вы понимаете?

Чтение рассказов Дорохова «Ух, и здорово!» « Приятно ли быть барбосом?»

-О чём заставил вас задуматься наш разговор?

-Какие для себя закладки в памяти сделаете?

Литература.

Дорохов «Это стоит запомнить»

Розенталь «Культура речи.»

Чуковский «Живой, как жизнь»

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ