Классный час "Правда и ложь в жизни"

Тематический классный час

Тема: «Правда и ложь в жизни»

Разработала: Жизненко С.А.

Цели:

  1. формировать у детей нравственные понятия «правда» и «ложь»,

  2. совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, скороговорки, пословицы,

  3. воспитывать такие нравственные качества как «честность», «справедливость»,

  4. познакомить с синонимами слов «правда» и «ложь».

Оформление доски:

  1. Плакаты с пословицами

  2. Сочинения – миниатюры детей на тему «Когда мне помогла правда, и подвела ложь».

  3. Синонимы слов

Ход мероприятия.

- Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о правде и лжи, научимся отличать одно от другого и примем решение как лучше жить с правдой в сердце или с ложью и обманом.

- Послушайте сказку, приготовьтесь отвечать на мои вопросы после прослушивания.

Сказка «Не выпускай в сердце ложь»

За высокими горами, за зелеными лесами жили – были две сестры. Одну звали Правда, другую Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала им честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесет».Честный человек ее не слушает, знай себе трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст да и занесет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не его поле. А это голод для народа.

Стал народ думать, как от Лжи избавиться. Уж и Правда ее корила и стыдила, а

ей – хоть бы что, знай себе врет да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живет она с нами и никто не знает, как ее изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится и очень трудно будет от нее тогда избавиться.

- А вы ребята, может быть знаете, как уберечь себе от этой лжи?

- Что значит «распахнуть свое сердце для лжи?»

- Какой вы представляете себе правду? А ложь?

(Дети рисуют словесный портрет этих понятий)

- На доске два чистых листа бумаги, давайте выразим свое отношение к этим понятиям в портретах.

(Дети рисуют портрет правды яркими цветами, лжи - черным клубком)

- Почему для лжи выбрали черный цвет?

- Почему правда получилась разноцветной? Яркой?

- Давайте подберем синонимы к этим словам.

ПРАВДА ЛОЖЬ (Дети называют, учитель

ИСТИНА ОБМАН вывешивает картинки с

ЧЕСТНОСТЬ НЕПРАВДА синонимами)

ИСКРЕННОСТЬ ВРАНЬЕ

ДОБРО ЗЛО

- Что для вас значит быть честным?

(Отвечают дети. Вывод: Честный человек никогда не обманывает, говорит только правду. Быть честным – значит не лгать, не врать, не воровать).

-Какого человека называют лживым?

(Вывод общий: такого, кто обманывает, скрывает плохой поступок, берет чужое скрытно, говорит неправду)

- Русский народ сложил множество поговорок и пословиц на эту тему:

  1. Кто правдой живет, тот добро наживет. (Читают вслух, объясняют

  2. Красива ложь, да от правды не уйдешь. значение пословиц).

  3. Правда в воде не тонет и в огне не горит.

  4. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.


- Да, часто дети поступают неправильно, совершают плохие поступки, а потом пытаются это скрыть, обманывают, боясь наказания, но как показывают ваши сочинения наказывают вас не за поступок, а за его скрытия, за обман.


(Читает учитель сочинения, не называя фамилий).

Например:

  1. Я разбил красивую чашку из дорогого сервиза. Когда пришла мама с работы, я честно рассказал ей об этом. Хотя маме было жаль чашки, она меня даже не поругала, а похвалила за честность и порядочность.

  2. В 1 классе получила двойку по математике.

Но маме не призналась. Мама позже узнала и наказала меня. В следующий раз я получила тройку по математике и сказала маме. Она мне объяснила эту тему, и у меня больше не было плохих отметок. Вот так правда помогла мне, а ложь – подвела.

Вывод: Ребята нашего класса выбирают горькую правду, а не сладкую ложь.

- Послушайте рассказ Валентины Осеевой «Что легче?»

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы. Ягоды. Птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой – боятся.

- Попадет нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет бранить.

- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, -говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идет.

- Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идет. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, за ложь вдвое.

А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него тетка да и простила.

- Почему были наказаны два мальчика?

- Как им надо было поступить, чтобы избежать лжи?

- Какая пословица подходит к этому рассказу?

Учитель читает стихотворение.

На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С тобою правда рядом

Иль вкрадчивая ложь.

Как в этом разобраться?

Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом,

А с ложью не дружить?

Бывает ложь красива,

А правда так горька,

Но человеку честному

Так горечь не страшна!

Давайте мы ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а только,

Правду говорить!

- Подводя итог нашему разговору, мы выбираем ПРАВДУ!

Возьмите листочки на парте и нарисуйте свой портрет того понятия, которое вам ближе.

(Дети рисуют портреты правды)

На доске вывешивается из рисунков выставка – она яркая с улыбками.

Вывод: Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Пока вы еще школьники и не совсем полно осмысливаете эти понятия. Радостно то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, ложь обходите стороной.

Хором читают с доски:

«Тайное всегда становится явным».


- Всем спасибо, до свидания.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ