Классный час «Путешествие к звездам»
МОУ «Зыковская средняя школа»
«Путешествие к звездам»
Подготовила:
учитель начальных классов
Вдовина Е.С.
Саранск 2014
Цели:
Расширить знания детей о космосе, известных космонавтах;
познакомить с историей создания ракетной техники;
развивать любознательность, мышление;
воспитывать гордость за свою страну, патриотические чувства;
пробудить интерес к изучению литературы на тему «Космос»;
расширять словарный запас детей.
Ход праздника:
Ученик 1
Мчатся ракеты к дальним мирам,
К подвигам сердце рвется...
Кто верит крылатым, как песня, мечтам,
Тот цели своей добьется!
Ученик 2
Человек, как звезда рождается,
Средь неясной тревожной млечности,
Бесконечностью начинается
И кончается бесконечностью.
Поколениями созидается
Век за веком Земля нетленная...
Человек, как звезда рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.
Ученик 3 Великий день! Низверглись небеса.
Для человека занавес приподнят.
Все смотрят вдаль, рукой прикрыв глаза, –
Открыт путь в космос человечеству сегодня.
«Восток» взлетел, оставлен Байконур,
«Поехали!..» в сердцах людей застыло,
Когда с улыбкой он махнул,
Когда корабль к звездам уносило.
Ученик 4
Полет апрельский небо озарил,
Рывок Земли в космические дали.
Гагарин первым подвиг совершил,
Приблизив то, о чем мы лишь мечтали.
Великий день! Не будет он забыт,
Лишь первый шаг в глубины мирозданья.
И подвига отцов не умалит
И не уменьшит временное пламя...
Учитель. О чем сегодня пойдет разговор?
Дети. О космосе, о космонавтах.
С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. (слайд 2)
Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд. (слайд 3)
С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля - шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год. (слайд 4)
Потом люди построили самолеты и стали летать в воздушной оболочке Земли (атмосфере). Но люди не останавливались на достигнутом, их манил космос.
Учитель
В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Место нахождения космодрома - Байконур.
Основоположники космонавтики - Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев.
Эти два человека положили начало освоению космоса.
Ученик 5.
Одним из первых о полете в космос задумался русский ученый Константин Эдуардович Циолковский. Судьба и жизнь Циолковского необычны и интересны.
Первая половина детства у Кости Циолковского была обычной, как у всех детей. Уже находясь в преклонном возрасте, Константин Эдуардович вспоминал, как ему нравилось лазить по деревьям, забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать чувство свободного падения. Второе детство началось, когда заболев скарлатиной, почти полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые неудобства и моральные страдания. Она грозила замедлить его физическое и умственное развитие.
Костю постигло еще одно горе: умерла его мать. В семье остались отец, младший брат и неграмотная тетка. Мальчик остался предоставленным сам себе.
Лишенный из-за болезни многих радостей и впечатлений, Костя много читает, постоянно осмысливая прочитанное. Он изобретает то, что изобретено давно. Но - изобретает сам. К примеру, токарный станок. Во дворе дома крутятся на ветру построенные им ветряные мельницы, бегают против ветра парусные тележки-самоходы.
Он мечтает о космических путешествиях. Запоем читает книги по физике, химии, астрономии, математике. Понимая, что его способного, но глухого сына не примут ни в одно учебное заведение, отец решает отправить шестнадцатилетнего Костю в Москву для самообразования. Костя в Москве снимает угол и с утра до вечера сидит в бесплатных библиотеках. Отец ежемесячно присылает ему 15 - 20 рублей, Костя же, питаясь черным хлебом и запивая его чаем, тратит в месяц на еду 90 копеек! На остальные деньги покупает реторты, книги, реактивы. Последующие годы также были нелегкими. Он много натерпелся от чиновничьего равнодушия к его трудам и проектам. Болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты, писал книги.
Теперь мы уже знаем, что Константин Эдуардович Циолковский - гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый. И с удивлением многие из нас узнают, что великий ученый не учился в школе, не имел никаких научных степеней, последние годы жил в Калуге в обыкновенном деревянном доме и уже ничего не слыша, но во всем мире теперь признан гением тот, кто первым начертал для человечества путь к иным мирам и звездам.
Все самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил Сергей Павлович Королев - конструктор ракетных систем. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в космос.
4 октября 1957 года стал знаменательной датой. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Началась космическая эра. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик - диаметром 58 см, весом - 83,6 кг.
Перед учеными стояла задача - вывести на орбиту живое существо. И дорогу в космос для человека проложили собаки. Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых "космонавтов" набирали в подворотнях. Это был первый отряд собак. Всего отловили 32 собачки.
Собак в подопытные решили взять, т.к. ученые знали, как они себя ведут, понимали особенности строения организма. Кроме того, собаки не капризны, их легко тренировать. А дворняг выбрали потому, что медики считали: они с первого дня вынуждены бороться за выживание, к тому же неприхотливы и очень быстро привыкают к персоналу. Собаки должны были соответствовать заданным стандартам: не тяжелее 6 килограммов и ростом не выше 35 см.
Помня, что собакам придется "красоваться" на страницах газет, отбирали "объекты" покрасивее, постройнее и с умными мордашками. Их тренировали на вибростенде, центрифуге, в барокамере: Для космического путешествия была изготовлена герметическая кабина, которая крепилась в носовой части ракеты.
Слайд 7. После того, как на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, Главный Конструктор решил отправить на втором спутнике собаку. Второй советский спутник был запущен 3 ноября 1957 года. Он нес на своем борту научную аппаратуру и маленький островок жизни - герметическая кабина с собакой – Лайкой. Было ясно, что собака на Землю не вернется: спускаемого аппарата на корабле не было. Из трех кандидаток - их звали Альбина, Лайка и Муха - выбрали спокойную и ласковую Лайку. Было рассчитано, что собака проживет на борту неделю. Именно на этот срок и были предусмотрены запасы пищи и кислорода. А чтобы животное не мучилось после того, как воздух закончится, конструкторы придумали шприц, с помощью которого будет сделан усыпляющий укол. Но в невесомости собака прожила всего несколько часов, корабль сильно нагрелся, и Лайка погибла от жары.
20 августа I960 года запущен космический корабль, на борту - собаки Стрелка и Белка. Популярности вернувшихся на Землю собачек позавидовала бы любая сегодняшняя кинозвезда. Их фотографировали для журналов и газет, возили по школам и детским садам на «встречи» с детьми.
Также полетели в космос морские свинки, обезьяны, попугаи, мыши, кролики – все они честно послужили великой мечте. Пройдут годы, будет создан грандиозный общечеловеческий музей завоевания космоса, и в одном из залов этого музея обязательно поставят памятник четвероногим друзьям космонавтов – самоотверженным и преданным.
И вот наступил долгожданный день12 апреля 1961года. С космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток» с человеком на борту.
Ученик 6.
Живём мы на нашей планете
В такой замечательный век,
И первый из первых в ракете
Российский летит человек!
Ученик 7.
Не с целью разведки военной
На сверхскоростном корабле
Летел он один по Вселенной,
Чтоб снова вернуться к Земле!
Ученик 8.
Не зря потрудились умелые руки
Во славу народа, во славу страны.
Рабочие люди и люди науки
Содружеством мирным сильны!
12 апреля 1961 года космический корабль «Восток» с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту совершил 1 виток вокруг нашей планеты и благополучно доставил космонавта на Землю. Полет проходил в автоматическом режиме и длился 1 ч 48 мин.
Цель первого полета: изучение переносимости человеком условий космического полета (наблюдение за параметрами, характеризующими функциональную деятельность организма космонавта: пульс, дыхание, электрокардиограмма и другие физиологические характеристики).
Задача первого космонавта: оценка своего состояния, исследование устойчивости вестибулярного аппарата, психофизических возможностей человека в полете.
После одного витка вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку в Саратовской области. На высоте нескольких километров Гагарин катапультировался и совершил мягкую посадку на парашюте недалеко от спускаемого аппарата.
Первому космонавту планеты было присвоено звание Героя Советского Союза, а день его полета стал национальным праздником.
РАССКАЗ О Ю.А. ГАГАРИНЕ
У. Как вы думаете, каким был этот человек?
Ученик
– Юра Гагарин пошел в школу 1 сентября 1941 года, в год, когда началась Великая Отечественная война с фашистской Германией. Беззаботное детство оборвалось. В деревню Клушино, где жила семья Гагариных, ворвались фашисты и почти два года хозяйничали в ней. Юра ненавидел врагов и, как мог, вредил им: разбрасывал на дороге, по которой ездили вражеские машины, осколки бутылок, кривые гвозди. Машины на полном ходу наскакивали на эти «мины» и протыкали себе шины.
И наступил счастливый день. Советские солдаты прогнали врагов. Взрослые начали строить, восстанавливать разрушенные дома, школы, заводы. Рабочих рук не хватало – ведь у многих отцы и старшие братья не вернулись с войны. И Юра пошел учиться на рабочего. Днем работал, вечером шел в школу. Юра много читал. Однажды ему попалась книга о ракетах. Ему представились космические корабли и неудержимо захотелось самому летать.
Ученик 9
Сказал «Поехали!» Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась –
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса, мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это – навсегда.
Ученик 10.
Наступят дни, когда пространство
Кто хочет, сможет бороздить!
Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!
Никто не сможет запретить!
Но будет жизнь! Но все же вспомним,
Что кто-то первым полетел...
Майор Гагарин, парень скромный,
Открыть эпоху он сумел.
Ученик 11.
Рассвет. Еще не знали ничего.
Обычные "Последние известия".
А он летит через созвездие.
Земля проснется с именем его.
Учитель. Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: "Гагарин," "Юрий", "Россия". Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звездам.
А как вы думаете, космонавт – это мужская профессия?
Оказывается, ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. Первая женщина космонавт – Валентина Владимировна Терешкова.
А 18 апреля 1965года пилот космического корабля «Восход-2», лётчик-космонавт Алексей Леонов, в специальном скафандре совершил выход из космического корабля в открытый космос и провёл там целый комплекс исследований и наблюдений. Он доказал, что вне корабля в космическом пространстве, человек тоже может передвигаться и действовать.
После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите.
Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты.
Конкурсная программа.
У. Сейчас мы с вами в центре Солнечной системы. Солнечная система – это семья, в которой живет и наша планета Земля. В центре ее раскаленный газовый шар – это Солнце. Земля получает лишь малую часть солнечного тепла. Вокруг Солнца вращаются 9 планет, тысячи астероидов и комет.
– Эй, Земля, а с кем ты дружишь?
Иль одна вкруг Солнца кружишь?
– Я в компании приличной –
Братьев семь, одна сестричка.
Мы горды своей почтенной
Нашей Солнечной системой.
Конкурс «Планеты»
Расположить в порядке возрастания все планеты. Чья команда выполнит быстрее и правильнее
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Конкурс «Загадочный»
– В полёте космонавты в свободное время не только рисуют, но и сочиняют стихи. Потренируемся и мы. Вам надо закончить четверостишия.
Не в первый раз, не в первый раз
В огне и звуках грома
Ракета в космос поднялась
С земного (космодрома).
Уходит в небо экипаж,
Отныне знаменитый.
Мы будем слушать репортаж
С космической (орбиты).
Уже оставил луноход
Следы на лунной пыли:
На ближнем спутнике Земли
Тропинку (проложили).
С друзьями в небо ты глядишь,
Конечно, твердо веря,
Что подрастешь – и полетишь
К загадочной (Венере).
У нас сбываются мечты:
Покажут в телекадре,
Как по Сатурну ходишь ты
В космическом (скафандре).
Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится. (Луноход.)
Чудо-птица – алый хвост
Прилетела в стаю звезд. (Ракета.)
Рассыпалось ночью зерно,
А утром – нет ничего. (Звезды.)
Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце.)
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит. (Космонавт.)
Конкурс
1. Имя первого космонавта. (Юрий Алексеевич Гагарин)
2. Дата его полета в космос. (12 апреля 1961 года)
3. Каким собакам-космонавтам поставили памятники? (Лайке и Звездочке)
4. Как назывался космический корабль, на котором человек впервые полетел в космос? («Восток»)
5. В каком году люди впервые высадились на Луну? (В 1969-м году)
6. Как называется прибор, с помощью которого наблюдают за звездами? (Телескоп)
7. Как называется самая большая звезда? (Альдебаран)
8. Как называется спутник Земли? (Луна)
9. Как звали первую женщину-космонавта? (Валентина Терешкова)
10. Сколько минут длился полет Ю.А. Гагарина? (1 час 48 минут, или 108 минут)
11. Сколько планет в Солнечной системе? (9)
12. У каких планет есть кольца? (У Урана, Сатурна, Юпитера.)
13. Назовите спутники Марса. (Деймос и Фобос.)
14. Какую планету называют Красной? (Марс.)
15. В каком году на орбиту Земли был выведен первый искусственный спутник? (4 октября 1957 года.)
16. Что такое звезда? (Светящийся газовый (плазменный) шар.)
17. Какой ученый доказал, что Земля обращается вокруг Солнца? (Николай Коперник.)
18. Кем была впервые теоретически разработана конструкция космической ракеты? (Константином Эдуардовичем Циолковским.)
19. Назовите имена женщин-космонавтов. (Валентина Терешкова, Светлана Савицкая, Елена Кондакова)
20. Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? Когда это произошло? (Алексей Леонов в 1965 году.)
21. Как звали американских астрономов, впервые высадившихся на Луну? Когда это произошло? (Нил Армстронг, Эдвин Олдрин, Майкл Коллинз. 21 июля 1969 года.)
22. Как назывался космодром, с которого был произведен запуск первой космической ракеты с человеком на борту? (Байконур.)
23. Кто был дублером первого космонавта, готовым тоже лететь в космос? (Герман Титов.)
24. Когда родился первый космонавт? (9 марта 1934 года.)
25. Выдающийся конструктор ракетно-космических систем. (С.П. Королев.)
Конкурс «Выход в космос
Учитель:
Итак, вот они, наши таинственные незнакомцы. Что ждет нас на этих, неизведанных пока еще, планетах? В иллюминаторе – кромешная тьма, а тут еще, как нарочно, неполадка с осветительными приборами. Так что придется в полной темноте выйти из ракеты, взять пробу грунта и вернуться обратно. Но отважному космонавту смогут помочь члены его экипажа, подавая команды «вперед», «назад», «налево», «направо».
С завязанными глазами, руководствуясь только подсказками членов команды, участник должен собрать 3 предмета и вернуться на место.
Конкурс «Портрет инопланетянина» Пока наши космонавты брали пробу грунта, другие члены экипажа, глядя на экраны мониторов, сделали самое главное открытие: эта планета обитаема. Как жаль, что мы забыли взять с собой камеру и фотоаппарат! Теперь придется взять в руки карандаши и самим нарисовать портрет обитателя планеты. Каждый экипаж выбирает художника, а остальные члены команды подсказывают ему детали, которые им удалось разглядеть.
Задание - нарисовать портрет обитателя планеты.
Подчеркни «лишнее».
1. Луна
Венера
Земля
(Луна, так как это спутник, а не планета)
2. Сатурн
Марс
Юпитер
(Марс, так как у него нет кольца)
3. Земля
Сатурн
Меркурий
(Земля, так как на этой планете есть жизнь)
4. Солнце
Луна
Сатурн
(Сатурн, так как это планета)
5. Гагарин Ю.А.
Терешкова В.В.
Циолковский К.Э.
(Циолковский К.Э., так как он не космонавт)
6. Деймос
Луна
Солнце
(Солнце, так как это звезда, а не спутник)
Ученик 16:
Космонавтики День – ты совсем еще молод!
Мы сегодня Гагарина вспомним опять.
Наша память согреет космический холод,
Ведь о подвиге этом нельзя забывать.
Не забыты Отчизной они – люди долга,
Вот стоит наш Гагарин, такой молодой,
Комаров, Добровольский, Пацаев и Волков –
Подвиг ваш не забыт нашей Русью родной.
Ученик 17:
Космонавтики День – наша радость и гордость.
День, когда человек устремился в полет.
Люди космоса – в вас есть характера твердость,
Она с верой в успех вас к победе ведет.
Даже те, кто сегодня уже не летает,
Вы, как прежде, Отчизне любимой нужны!
Космонавты родные, вас Русь обожает,
Ей любые дела космонавтов важны.
Вас, герои Земли, разрешите поздравить,
Счастья вам в этот праздничный день пожелать:
На планете далекой автограф оставить,
И улыбку на Землю оттуда послать!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ