Классный час «Жили – были»


МБОУ « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32» г.Курска













Классный час «Жили – были»





















Учитель Татаренкова Ирина Анатольевна











Курск 2012



Классный час «Жили – были»



Цель: формировать интерес к прошлому, к происхождению своей фамилии, своего имени.

Задачи:

- познакомить с такими понятиями как род, родство, семейная реликвия;

- прививать любовь и уважение к семейным традициям, к родным и близким;

- продолжить формирование классного коллектива, привитие коммуникативных

способностей учащихся;

- воспитывать доброе отношение друг к другу, уважение к младшим и старшим.



Оформление класса:

Выставка старинных вещей.

Выставка « Старые фотографии», «Страницы старого альбома».

Таблицы с именами детей.







Литература:

  1. Книга – дар бесценный детям. Курск 2008 г.

  2. Колейдоскоп юбилейных дат ( Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках.) Москва. 2007 г.

  3. Сценарии детских праздников .Эскизы костюмов. В.Кузнецова, В.Шанин.

Ростов –на - Дону. «Феникс» 2003 г.





















Учитель:

- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Мы рады видеть вас на классном часе «Жили – были».

- Где вы встречали такие слова? Так начинаются многие русские народные сказки. Значит речь пойдёт о старине.

- Угадайте , о чём мы будем сегодня говорить на классном часе?

Мой первый слог

Средь цифр найдёте.

Конец – ищите в алфавите.

А целое нетрудно отгадать,

Взирая на детей, на их отца и мать. Семья.

- Как коротко записать слово «семья»? «7 - я» (Ребус на доске)

Послушайте стихотворение «Когда появилось слово «семья?»

Когда появилось слово «семья»?

Когда -то о нём не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам –

- Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

-Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева всё также ответила: «Я».

-Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Поддержит огонь и украсит жильё?

«Я, я»- тихо молвила Ева, - «Я, Я»…

Сказала она знаменитых семь «я»

Вот так на земле появилась семья.




Учитель: Вы знаете, как раньше называли родителей?

Отца называли «Большак», т.к. он был главой семьи, а мать «Большухой», потому что она считалась хранительницей семьи, распоряжалась работой в доме. Говорили так: «Отец - голова, мать – шея, куда голова повернётся, туда и шея», - так что друг без друга они никуда.

На свете можно всё найти, кроме отца и матери, вот почему старинная книга «Домострой» учила: «Любите отца своего и мать свою, слушайте их и повинуйтесь во всём, и их старость чтите…»

- Кто является самыми близкими в семье после матери и отца? (Бабушка и дедушка)

- Какие вы знаете поговорки и пословицы о бабушках? (Выступление детей)

1.Баба, бабушка; золотая сударушка!

Бога молишь, хлебцем кормишь,

Дом бережёшь,

добро стережёшь.

2. Бабушке только один дедушка не внук.

3. Был бы дедуся, никого не боюся, дед – щиток, кулак - молоток.



Учитель: Дети, расскажите о своей семье, о своих бабушках и дедушках.

(Выступления детей , 3 -4 человека)

Ковалёва Настя о своей семье споёт песню «Радость моя».

Радость моя.

Ветер стучится в стекло

Звёзды дрожат за окном.

В доме тепло и светло

Вся семья за столом.

Вся семья за столом

Мамы улыбка моей

Мне всех дороже наград.

Ярче горящих свечей

Папин ласковый взгляд. - 2 раза

Припев:

Будем шутить, будем играть

И говорить и вспоминать.

Это наш дом, наша семья.

Счастье моё, радость моя.

Проигрыш.

День беспокойный прошёл.

Вечером дома сейчас

Вместе нам хорошо.

Вместе нам хорошо

Время торопит свой век

Будет дорога своя

Но в моём сердце навек

Папа, мама и я,

Папа, мама и я.

Припев. Проигрыш. Припев - 2 раза.

Учитель: Ребята, вы, наверно, не раз слышали такие поговорки:


-Мы из знатного рода.

- Без роду, без племени.

- Это у нас в роду.


А что означает слово «Род»?

Это несколько поколений , у которых один общий предок. Вы из одного рода со своей двоюродной сестрой, тётей, бабушкой.

Оказывается, очень давно, когда люди верили в то, что существует множество богов: бог Солнца, бог Земли, Неба, Травы – самым главным считали бога по имени Род. Древние люди думали, что Род дал жизнь всему живому, поэтому в языке так много слов ,в которых содержится корень -род- .

- Назовите слова, в которых встречается корень – род- (род, родители, родственники, родные и т.д.) Дети на доске прикрепляют слова .

Род, Родители, родственники, родные, Родина.


Учитель: А сейчас послушаем, как вы знаете свою родню.

  1. Две матери, две дочки и бабушка с внучкой, сколько всех? (Трое: бабушка, мама, дочь)

  2. У семерых братьев по одной сестрице. Сколько всего сестёр? (1)

  3. У вас есть родной брат, у него – дочка. Как вы будете называть её и она вас? (Племянница, дядя или тётя).

  4. Как назвать сестру вашей мамы? (Тетя).

  5. Что принадлежит тебе, а пользуются этим другие? (имя).

- Как вы думаете, для чего человеку, когда он рождается , дают имя?


Учитель: Каждого человека называют по имени, чтобы отличить его от других. Благодаря имени, человек и становится известным.

Как вы думаете, что такое Первуня, Молчун? Это имена. Много лет назад можно было встретить людей с такими именами. Первому ребёнку в семье давали имя – Первуня, второму - Вторуня.

Если мальчик родился темноволосым – его называли Черныш, маленького ростом называли Малюта.

А потом на Руси ввели календарь, в котором у каждого дня были свои имена. Если малыш родился 2 августа – в Ильин день, ему давали имя Илья. 12 июля –Пётр или Павел, 21 ноября – Михаил. Такие имена называют календарными.


- А как появились ваши имена? Что они означают?

Рассказы детей об именах ( Олеся, Анастасия, Павел, Александра, Антон, Татьяна, Никита)

(Имена написаны на листах)

_ А как вас ласково называют дома?

Давайте вспомним ласковые имена ребят, присутствующих здесь. (Дети называют)


Учитель: Итак, у каждого человека есть имя. Но в классе у нас несколько девочек с одинаковым именем Настя. Как узнать , какая из них нужна?

Тут на помощь приходит фамилия – второе имя человека.

- А откуда появились фамилии?

Одни фамилии возникли от имён : Иванов, Фёдоров; другие - от прозвищ; Говорухин, Белов; есть фамилии, которые указывают, откуда родом наши предки: Москвин, Рощин. Много фамилий, которые говорят о том, чем занимались дедушки наших дедушек: Ткачёв, Мельников, Рыбаков.

Фамилии переходят от старших к младшему, из рода в род, поэтому люди гордятся своей фамилией. Опозорить фамилию – означает проявить неуважение к старшим , к родным, которые её носят.

Послушайте стихотворение о русских фамилиях (Г.Граубин «Прадеды»)


Прадеды

Кто был твой прадед на Руси –

Свою фамилию спроси.

Есть в каждой школе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов.

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярёва – дёготь гнал,

В дегтярне гробил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не может сладить,

А прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи.

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.


Но говоря об имени и фамилии, надо помнить поговорку: «Не имя славит человека, а человек – имя!» Вы уже прославляете свои имена отличной учёбой, достижениями в спорте, в музыке .

Сейчас вы получите музыкальный подарок от семьи Секериных, Даниил с мамой Ириной Евгеньевной исполнят песню.


Учитель: В каждом доме есть вещи, которые связаны с историей семьи, передаются из поколения в поколение и свято хранятся семейные реликвии. Это может быть полотенце, которое соткала и вышила прабабушка, подвенечное платье мамы, дедушкин самовар, у которого собиралась вся семья. Всё это можно найти в бабушкином сундуке.


Обзор выставки «Старинные вещи», которую подготовили ученики.


Учитель: - Что ещё может рассказать нам о семье? Что помогает запечатлеть самые значительные события в жизни семьи? (Фотографии)

Это глаз – особый глаз.

Быстро глянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

- Фотографии появились сравнительно недавно(1839 г.), чуть более ста лет назад. Сначала их делали на металлических пластинках, и чтобы получить всего один снимок, перед камерой приходилось позировать целый час. Позже фотографии стали делать на плотном картоне.

(Показ старых фотографий)

Во многих семьях фотографии собраны в семейные альбомы.

Давайте пролистаем семейные альбомы.

- Выступление детей «Листаем семейный альбом» (5 -6 человек, показ и краткий рассказ)


Учитель: Сегодня вы узнали, что такое семья, кто такой Род, как произошли имена, фамилии, мы заглянули в бабушкин сундук, пролистали страницы семейного альбома.

- Что вы спросите у своих родителей после классного часа?

-Что вы захотели узнать о своей семье?

Я благодарю всех за хорошую работу и приглашаю вас на выставку в наш «Исторический музей».















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ