Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине "История Иркутской области"
Министерство образования Иркутской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Иркутской области
«Братский промышленный техникум»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СПО БПромТ
_________ В.Г. Иванов
« ___ » _______________ 2014 г.
Комплект контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
История Иркутской области
образовательной программы среднего профессионального образования
по профессиям 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», 270843.04 «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования», 270802.08 «Мастер сухого строительства»
2014 г.
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессиям 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», 270843.04 «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования», 270802.08 «Мастер сухого строительства» базовый уровень программы учебной дисциплины История Иркутской области
Разработчик: Зиннатуллина Э.Р., преподаватель истории Иркутской области
Рецензент от учебного заведения
Утверждено на заседании ЦК
Протокол №___________________
От «_____»_______________2014 г.
Председатель цикловой комиссии
___________________
Общие положения
В результате освоения учебной дисциплины История Иркутской области обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», 270843.04 «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования», 270802.08 «Мастер сухого строительства» умениями, знаниями, которые формируют общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У1. Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
У2. Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых
системах (текст, таблица, карта, схема);
У3. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
У4. Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулируя собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
У5. Представлять результаты изучения исторического материала в формах реферата, исторического сочинения, исследовательского проекта, публичной презентации;
У6. Определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
У7. Использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З1. Основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность и системность истории родного края;
З2. Современные версии и трактовки важнейших событий и проблем развития Иркутской области;
З3. Взаимосвязь и особенности истории России и региональной истории;
З.4. Основные этапы исторического развития региона.
Формой аттестации по учебной дисциплине является зачет.
1.Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
1.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Таблица 1.1
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции
Показатели оценки результата
Форма контроля и оценивания
Уметь
У1. Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Поиск информации в научных текстах, исторических источниках, СМИ, Интернете
Практические работы, проверочные работы, составление плана, конспекта
Наблюдение, оценка результатов деятельности
У2. Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, таблица, карта, схема).
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Производить анализ исторической информации, интерпретировать текст, таблицу, карту, схему
Практические работы, проверочные работы, тесты.
Наблюдение, оценка результатов деятельности
У3. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Отвечать на вопросы, предполагающий анализ причинно-следственных связей явлений и процессов, локализовать событие во времени и пространстве.
Практические работы, проверочные работы, тесты.
Наблюдение, оценка результатов деятельности
У4. Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулируя собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Дискутировать, отвечать на вопросы, формулировать собственные вопросы, высказывать собственную позицию, аргументировать ее, используя исторические сведения
Дискуссия, эссе, проверочная работа
Наблюдение, оценка результатов деятельности
У5. Представлять результаты изучения исторического материала в формах реферата, исторического сочинения, исследовательского проекта, публичной презентации.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Писать реферат, историческое сочинение, создавать исследовательский проект, презентацию в соответствии со всеми правилами оформления научных работ
Реферат, историческое сочинение, исследовательский проект, презентация, проверочная работа
Наблюдение, оценка результатов деятельности
У6. Определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Высказывать собственную позицию по отношению к явлениям из прошлого и настоящего Иркутской области, формулируя ее грамотно, с учетом исторической обусловленности
Дискуссия, эссе, проверочная работа
Наблюдение, анализ
У7. Использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
Анализировать историческую информацию, критически воспринимая ее
Дискуссия, эссе, проверочная работа
Наблюдение, анализ
Знать:
З1. Основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность и системность истории родного края;
В ходе выполнения практических, проверочных, тестовых работ, рефератов, презентаций верно указаны факты, процессы, явления, характеризующие целостность и системность истории родного края;
Практические, проверочные, тестовые работы, реферат, историческое сочинение, исследовательский проект, презентация
З2. Современные версии и трактовки важнейших событий и проблем развития Иркутской области;
В ходе выполнения практических, проверочных, тестовых работ, эссе верно указаны факты, процессы, явления, характеризующие целостность и системность истории родного края;
Практические, проверочные, тестовые работы, реферат, историческое сочинение, исследовательский проект, презентация
З3. Взаимосвязь и особенности истории России и региональной истории;
В ходе выполнения практических, проверочных, тестовых работ, эссе, рефератов, презентаций указана взаимосвязь и особенности истории России и региональной истории
Практические, проверочные, тестовые работы, реферат, историческое сочинение, исследовательский проект, презентация
З.4. Основные этапы исторического развития региона.
В ходе выполнения практических, проверочных, тестовых работ указаны основные этапы развития региона
Практические, проверочные, тестовые работы
2. Оценка освоений умений и знаний учебной дисциплины
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные программой по дисциплине История Иркутской области, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
2.1. Типовые задания для оценки знаний и умений З1, З2, З3, З4, У1, У2, У3, У6, У7 (рубежный контроль)
1) Задание в тестовой форме.
1). Выберите верный вариант ответа. Как давно люди живут на территории нашего края?
1. 40 000 лет 2. 4000 лет 3. 20 000 лет 4. 2 000 лет
2). Выберите верный вариант ответа. Какой строй, по мнению ученых, был характерен для палеолита в Иркутской области (стоянок Мальта и Буреть)?
1. патриархат 2. матриархат 3. родоплеменной строй 4. капитализм
3). Выберите верный вариант ответа. Кто из землепроходцев основал Братский острог?
1. Василий Бугор 2. Пантелей Пянда 3. Максим Перфильев 4. Иван Похабов
4). Вставьте пропущенное слово.
… было самым влиятельным сословием Иркутской земли в XVIII-XIX вв.
1. крестьянство 2. купечество 3. казачество 4. дворянство
5). Сколько раз возводился Братский острог в XVII веке?
1.1раз 2. 2 раза 3.3 раза 4. 4 раза
6). Выберите верный вариант ответа. Кто управлял присоединенными братскими землями?
1. воевода 2. казачий атаман 3. архиепископ
7). Соотнесите дату основания и название острога.
1. Иркутский острог А). 1630
2. Братский острог Б) 1661
3. Илимский острог В). 1631
8). Выберите верный вариант ответа. Первая школа в нашем крае была открыта
1. в Илимске 2. в Братске 3. в Иркутске 4. В Бодайбо
9). Выберите верный вариант ответа. Подать, которую платили казне народы Сибири.
1. дань 2. налог 3. оброк 4. ясак 5. барщина
10). Каковы были главные причины освоения и присоединения «брацкой землицы»? (несколько верных ответов)
1. получение дани пушниной с местного населения
2. создание буферной зоны
3. овладение богатыми ресурсами края
4. пополнение войска представителями местных племен
5. распространение идей христианства среди местного населения.
Эталоны ответов
1). 1
2). 2
3). 3
4). 2
5). 3
6). 1
7). 1Б 2В 3А
8). 3
9). 4
10). 13
Критерии оценивания
9-10 правильных ответов – 5
7-8 правильных ответов – 4
5-6 правильных ответов – 3.
2). Проверочная работа
Ответьте развернуто на следующие вопросы.
1). Оцените значение присоединения Восточной Сибири к России. В чем состояло его значение? Какие последствия оно имело для местного населения и для населения России?
2).Какой след оставили декабристы в развитии культуры и хозяйства сибирского населения?
Эталоны ответов
1). В ответе должны содержаться следующие моменты: Восточная Сибирь – край, богатый природными ресурсами, с обширной территорией; переселявшиеся сюда крестьяне осваивали территории, занимались земледелием; Россия стала державой с огромной территорией; местное население вошло в состав России, платило ясак, власть не посягала на традиции народов; произошел культурный взаимообмен у русских и местных племен (традиции кузнечного ремесла, земледелия, охоты, рыбалки).
2). В ответе должны содержаться следующие моменты: декабристы способствовали культурному просвещению местного населения; они занимались лечением; становились учителями в местных школах; благодаря декабристам улучшилась культура земледелия (парники, цветники, сады, новые культуры).
3). Практическая работа
Прочитайте текст.
Народы Прибайкалья до присоединения к России
Бурятские племена обитали в нашем крае с глубокой старины. Первоначально имели название «баргуты», т.е. «лесные люди», позднее это слово превратилось в «буряты». В XIV – XVII вв. основным занятием бурят было скотоводство. Бурятские племена постоянно кочевали в поисках пастбищ для скота, удобных мест для охоты и рыбной ловли. Лошадь давала мясо и молоко, служила основным источником передвижения. Богатые семьи владели многочисленными табунами. Земледелии велось примитивно и находилось в зачаточном состоянии, умели выращивать ячмень, просо. С помощью лука, стрел и рогатин охотились на крупных и мелких зверей – изюбрей, медведей, коз, лис, бобров, соболей, устраивали коллективные охоты (зэгэтэ-аба), в которых принимали участие иногда до сотни охотников.
У бурят было развито кузнечное мастерство, они хорошо обрабатывали железо, делали из него оружие и хозяйственные вещи. Сохранились ножи, украшения для седел, сделанные с необычайным мастерством. Жили в юртах с деревянным остовом, покрытых войлоком. Посредине юрты была яма, в которой разводили огонь, над ямой – железный треножник с котлом. За огнем в бурятской юрте всегда следила женщина, если огонь гас, это считалось плохим знаком. Традиционной одеждой бурят был халат. Зимний шили из меха (овчины), летний – из ткани.
Ко времени прихода русских в Восточную Сибирь бурятские племена расселялись по реке Ангаре и ее притокам, по верховьям Лены, по Иркуту, на побережье Байкала, на о. Ольхон. Все бурятские племена находились на стадии перехода от первобытнообщинного строя к феодальному. Жили родами, род объединял несколько улусов, во главе его стоял князек. Его власть переходила по наследству, опирался он на богатую верхушку. Земля была в общем пользовании, а сенокосные угодья разграничивались между улусами.
Буряты были сильнейшими в военном отношении. Могучая конница насчитывала до 20 тысяч всадников.
У бурят существовала кровная месть. В XVII веке за убийство взимался штраф в пользу родственников убитого.
Традиционной религией бурят был шаманизм – форма общественного сознания, реализуемая в поведении людей и образующая особую систему обрядовых действий. Главное и характерное в этой религии – обоготворение сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов и с помощью шаманов можно влиять на них для обеспечения счастья, благополучия и здоровья, отвращения беды.
Эвенки – коренные обитатели Восточного Прибайкалья. В нашем крае они расселялись по берегам Байкала, Лены и Ангары. Вторые по численности после бурятов, эвенки занимались оленеводством, охотой, рыбной ловлей. Орудия охоты эвенка – рогатина, лук, колчан и стрелы, охотились на лося, дикого оленя, кабаргу, косулю.
В этот период добыча стала принадлежать отдельной семье, а не роду, как это было раньше. У эвенков-скотоводов была частная собственность на скот, выделялись богатые люди. Большую роль в управлении родами играли шаманы. Они вместе с богатыми людьми руководили родовыми собраниями, считавшимися высшим органом управления.
Эвенки очень легко передвигались и расселялись, они очень наблюдательны, выносливы, сильны. Знали все тонкости охоты на зверя. Одежда их была тонкой, легкой и удобной (их меха и кожи). Передвигались они на оленях верхом или на нартах. Жили в чумах, сделанных из жердей, обтянутых оленьими шкурами и берестой. Наверху чума оставляли отверстие для дыма и света, посредине чума складывали очаг, чум устанавливался очень быстро, причем дели это почти всегда женщины.
Любимым лакомством была кровь животных в свежем и вареном виде, свежий костный мозг, сердце и печень животного.
Эвенки была шаманистами, они верили в то, что мир наполнен добрыми и злыми духами, контакт с которыми поддерживает шаман. Само слово «шаман» происходит от эвенкийского «саман», что означает «знахарь». Шаманами становились наиболее одаренные, харизматичные личности, умеющие наблюдать, запоминать, а затем угадывать явления, происходящие в природе. Члены общины верили им, как пророкам и беспрекословно выполняли их предсказания.
Шаманов эвенки почитали особо. Они помогали лечить больных, давали согласие на брак молодым, предсказывали будущее.
Тофалары (тофы) - очень древняя народность, живущая на склонах Восточных Саян. Численность их была невелика (не более 500). Жили родами, земли каждого рода делились между семьями и назывались они урочищами. Занимались охотой и оленеводством. Охотились на соболя, белку и рысь.
Один раз в год, в самые январские морозы, собирался сулган, собрание всех представителей мужского пола. Сулган всегда был праздником, шили новую одежду и мужчины, и женщины. Здесь платили дань, крестили детей, венчали молодежь, пили вино, пели песни, танцевали. На сулган приезжали семьями, на дорогу уходило до двух недель, с собой везли юрты. Здесь закупали все необходимое, меняли на пушнину муку, соль, сахар.
Тут же выбирали главу всех тофов - шуленгу (в переводе «великая голова») и судью. На сходе делали расклад общественных расходов и судили за неуплату долгов.
Жилище тофов – конической формы юрта, летом покрытая берестой, зимой – шкурами оленя. Олень для тофов был всем: и средством передвижения, и пищей, из шкур его шили одежду и обувь, жилы шли вместо ниток, кости и рога – на поделки.
Тофы считали, что главным хозяином всего является старик Кудай, добрый, но распустивший злых духов. С Кудаем умеют говорить шаманы, они умеют успокоить разгневанного духа, для этого надо угостить шамана, а духам принести жертву. Особенностью религиозного культа у тофаларов является то, что шаманами могли быть не только мужчины, но и женщины.
Таким образом, до прихода русских племена и народности нашего края имели свою культуру и историю, ставшие частью мирового прогресса.
1. Заполните таблицу.
Племя
Территория расселения
Занятия
Особенности родового строя
Религия
2. Найдите на карте границы расселения изучаемых народов. Какой из народов на карте не обозначен?
3. Что было общего в жизненном укладе бурят, эвенков и тофаларов к моменту прихода русских, какие существовали различия?
Эталоны ответов
1).
Племя
Территория расселения
Занятия
Особенности родового строя
Религия
1. Буряты
по реке Ангаре и ее притокам, по верховьям Лены, по Иркуту, на побережье Байкала, на о. Ольхон
скотоводство, охота, рыбная ловля, примитивное земледелие
на стадии перехода от первобытнообщинного строя к феодальному. Жили родами, род объединял несколько улусов, во главе его стоял князек
шаманизм.
2. Эвенки
по берегам Байкала, Лены и Ангары.
оленеводство, охота, рыбная ловля
выделилась семья, была частная собственность на скот, выделялись богатые люди. Большую роль в управлении родами играли шаманы. Они вместе с богатыми людьми руководили родовыми собраниями, считавшимися высшим органом управления
шаманизм, шаманы играли очень важную роль.
3. Тофалары
на склонах Восточных Саян
охота, оленеводство
Сулган, собрание всех представителей мужского пола, где выбирали главу всех тофов - шуленгу («великая голова») и судью. На сходе делали расклад общественных расходов и судили за неуплату долгов
шаманизм, старик Кудай, главный хозяин всего.
2. На карте не обозначены эвенки, фактически границы расселения народов пересекались.
3. В жизни народов следующие сходные черты: все они занимались скотоводством и охотой, все были шаманистами. У эвенков и тофаларов был сходный орган управления – собрание, где решались важнейшие вопросы. Буряты были более развитым плменем, они владели кузнечным мастерством, у них было хорошее войско, они занимались в отличии от других племен земледелием (хоть и примитивным).
2.2. Типовые задания для оценки знаний и умений З1, З2, З3, З4, З5, У1, У2, У3, У4, У5, У6, У7 (рубежный контроль)
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного опроса, тестовых, практических и проверочных работ, а также выполнения обучающимися самостоятельных работ (в том числе докладов, сообщений, рефератов, презентаций).
Требования к зачету по учебной дисциплине:
– положительные результаты по самостоятельным работам;
- положительные оценки за тестовые, практические и проверочные работы;
- положительные текущие оценки за работу на занятиях.
1) Задание в тестовой форме
1). Выберите верный вариант ответа. Адмирал, в годы гражданской войны стал лидером белого движения, в 1920 г. был захвачен красными и расстрелян в г. Иркутске.
1. А.И. Деникин 2. А.В. Колчак 3. Л.Г. Корнилов 4. П.Н. Врангель
2). Выберите верный вариант ответа. Процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях промышленности.
1. коллективизация 2. национализация. 3. приватизация 4. индустриализация
3). Соотнесите города и промышленные объекты, построенные в 1945-1985 гг.
1. Братск
А. первая ГЭС ангарского каскада
2. Усть-Илимск
Б. вторая ГЭС ангарского каскада, лесоперерабатывающий комбинат, алюминиевый завод
3. Иркутск
В. третья ГЭС ангарского каскада, лесоперерабатывающий комбинат
4). Расшифруйте аббревиатуры
А. БАМ
Б. БЛПК
В. ТПК
5). Напишите аббревиатуру, означавшую Главное управление лагерей и мест заключения, подразделение НКВД СССР, осуществлявшее руководство системой мест массового принудительного заключения и содержания в 1934—1960 годах.
6). Выберите верный вариант ответа. И.И. Наймушин –
1. главный инженер Братскгэсстроя 3. первый мэр города Братска
2. первый начальник Братскгэсстроя 4. декабрист
7). Выберите верный вариант ответа. Строительство Братской ГЭС началось в
1. 1949 г. 2. 1951 3. 1955 г. 4. 1961 г.
8). Выберите верный вариант ответа. Западный участок БАМа строили в
1. 1934-1974 гг. 2. 1974-1984 гг. 3. 1964-1974 гг. 4. 1964-1984 гг.
9). Выберите верный вариант ответа. Рабочий поселок Братск стал городом в
1. 1951 2. 1954 3. 1955 4. 1957
10). Выберите верный вариант ответа. Первым губернатором Иркутской области в РФ стал
1. Б.А. Говорин 2. Ю.А. Ножиков 3. С.В. Ерощенко
Эталоны ответов
1). 2
2). 4
3). 1Б 2В 3А
4). А Байкало-Амурская магистраль
Б. Братский лесопромышленный комплекс
В. Территориально-промышленный комплекс
5). ГУЛАГ
6). 1
7). 3
8). 2
9). 3
10). 3
Критерии оценивания
9-10 правильных ответов – 5
7-8 правильных ответов – 4
5-6 правильных ответов – 3.
2). Проверочная работа
Ответьте развернуто на следующие вопросы.
1). В чем значение строительства Транссибирской магистрали в начале XX в.? Почему, несмотря на то, что уже был сооружен Транссиб, стали строить БАМ? Каковы были цели его строительства?
2). Как вы считаете, почему в послевоенные годы люди ехали в Иркутскую область из Москвы, Ленинграда и других крупных городов, а сейчас, наоборот, массово уезжают отсюда?
Эталоны ответов
1). Транссиб связал Сибирь с европейской частью России, был самым крупным промышленным предприятием, способствовал развитию торговых связей, переселению людей, развитию поселков, где располагались железнодорожные станции. Но были и минусы строительства Транссиба. Не выдержали конкуренции заводы – Николаевский завод, сократилось производство железа, так как в европейской части железо дешевле.
Строительство БАМа было вызвано следующими обстоятельствами: Транссиб не справлялся с нагрузкой в связи с тем, что увеличился грузопоток и пассажиропоток в 1950-1960-х гг. в связи с форсированным индустриальным освоением региона; необходима была железная дога, расположенная подальше от границы с Китаем; необходимо было осваивать природные ресурсы Сибири.
2). В 1950-е гг. люди ехали в Восточную Сибирь в целом и Иркутскую область в частности по следующим причинам: ударные стройки привлекали специалистов большими возможностями, власть всячески привлекала людей для переезда в Иркутскую область, здесь зарплаты были в среднем выше, проще было получить жилье, люди ехали сюда за романтикой, строить новые города. После развала СССР и свертывания политики индустриального освоения Сибири наметился экономический спад как в целом по стране, так и в Иркутской области. Предприятия закрывались, рабочих мест не было. Сейчас многие переезжают в другие города в поисках лучшего места, более высоко1 зарплаты, более благоприятного климата. Любовь к малой родине не всех сейчас удерживает в нашем крае. Не осталось ни моральных, ни материальных стимулов (за исключением северного и районного коэффициента к зарплатам). Необходимо проводить целенаправленную политику по реабилитации Иркутской области и привлечению сюда населения.
3). Практическая работа
1). Проанализируйте данные диаграммы «Коллективизация в Приангарье». Напишите все возможные выводы. Вспомните цели и методы этого процесса. Подумайте, какова взаимосвязь коллективизации в Приангарье и в СССР в целом, каковы сходства и отличия?
2). Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
В феврале 1929 г. в Братском районе была организована сельскохозяйственная коммуна «Ударник (коммуна – это сельскохозяйственное предприятие, где обобществлялись все средства производства), в том же году были организованы первые колхозы в селе Илир, Ключи-Булак. Комсомольцы были инициаторами коллективизации.
Не везде процесс создания колхозов прошел безболезненно. Очень часто партийные работники злоупотребляли властью, притесняли крестьян, в принудительном порядке проводили обобществление имущества.
В 1930 г. в селе Дубынино восстали крестьяне, недовольные коллективизацией. Они арестовали 8 комсомольцев и расстреляли их на глазах у односельчан на Ангаре, по которой шел лед. Население поддерживало восставших. Власти узнали о восстании, сотрудники ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление, было создано для укрепления государственной безопасности) заговорщиков арестовали – всего 65 человек (кулаки, середняки и бедняки). У них конфисковали имущество, а самих вместе с семьями выслали за пределы района.
В 1933 г. начальника ОГПУ Н.А. Вдовина и комсомольца П. Муратова, отправившихся следить за повстанцами, убили с особой жестокостью, четвертовав, отрубив головы и сбросив в прорубь.
Руководитель восставших Балакирев был бывшим полковником генерального штаба царской армии, он собирался поднять против советской власти все ближайшие к Братску села. В истории сохранился случай: 16-летний комсомолец Павел Филиппов во время расстрела активистов в селе Громы был ранен, его успел заслонить отец. Когда юноша очнулся, то был добит своим же односельчанином – двоюродным дядей.
Но, несмотря на упорное сопротивление крестьян, к 1933 г. 77,5% крестьянских хозяйств вступили в колхоз.
1. О чем идет речь в тексте? Дайте ему заголовок.
2. Выпишите основные даты и события.
3. Кто больше всего возражал против нее и почему?
4. Подумайте, чем вызвана жестокость восставших крестьян. Можно ли было ее избежать, обсудите эту проблему с одногруппниками.
Эталоны ответов
1. В соответствии с данными диаграммы в 1928 г. менее 1% (0,8%) крестьян вступили в колхозы. С 1928 г. начинается целенаправленная кампания по сплошной коллективизации крестьянских хозяйств. Уже в 1930 г. заметна динамика – 28% хозяйств. К 1934 г. уже 62%, к 1938 г. – уже 93%, к 1940 г. уже все 95% крестьянских хозяйств вошли в колхозы, совхоз, то есть указание партии были выполнено. Цели коллективизации были таковы: эффективное организация сельского хозяйства, проще изымать хлеб, отсутствие частной инициативы в сельском хозяйстве. Методы были следующими: конфискация и обобществление скота, конфискация продовольствия, пропаганда, привлечение рабочих из городов, опора на бедноту, террор, раскулачивание.
От коллективизации в целом по СССР данный процесс в Иркутской области отличался. В нашем крае коллективизация развивалась медленно. Здесь не было помещиков, и крестьяне были в массе своей более зажиточны, чем в европейской части России. Не такое сильное расслоение крестьянства, часто сибирский бедняк имел землю, хозяйство.
Нередко крестьяне поднимались на борьбу за свои интересы, в Братском и Тайшетском районах были крупные крестьянские восстания. Государство подавляло эти выступления. В колхозы вступила большая часть крестьянских хозяйств, выбора иного не было.
2). 1. Речь идет о коллективизации в Братском районе. Тексту можно дать следующие заголовки: «Кровавая коллективизация в Братском районе»; «Беспощадная борьба», «Отголоски Гражданской войны» и т.п.
2. В феврале 1929 г. в Братском районе была организована сельскохозяйственная коммуна.
В 1930 г. в селе Дубынино восстали крестьяне, недовольные коллективизацией. Они арестовали 8 комсомольцев и расстреляли их. Сотрудники ОГПУ арестовали 65 заговорщиков, у них конфисковали имущество, а самих вместе с семьями выслали за пределы района.
В 1933 г. начальника ОГПУ Н.А. Вдовина и комсомольца П. Муратова, отправившихся следить за повстанцами, убили с особой жестокостью, четвертовав, отрубив головы и сбросив в прорубь.
К 1933 г. 77,5% крестьянских хозяйств вступили в колхоз.
3. Больше всего коллективизацией были недовольны зажиточные крестьяне (кулаки), которые не желали расставаться со своим имуществом. Также были недовольны середняки, хоть и в меньшей степени, чем кулаки: меньше теряли в процессе коллективизации. Кроме того, противники советской власти, сочувствовавшие белому движению, использовали это недовольство для организации выступлений, восстаний.
4. Здесь могут быть представлены следующие позиции:
1. Жестокость восставших крестьян была вызвана перегибами политики коллективизации, была ответной мерой на жестокость власти. Этого можно было бы избежать, проводя коллективизацию более мягко или отказавшись от принудительной коллективизации.
2. Жестокость восставших была вызвана нежеланием терять свое имущество. Этого невозможно было избежать, так как в переломные эпохи всегда происходят столкновения между людьми с разными идеологическими установками. СССР на рубеже 1920-1930-х гг. находился в сложной ситуации: необходимо было решить множество социальных, политических и экономических проблем, и власти вынуждены были действовать жестко.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ