Конспект родительского собрания на тему: «Аспекты готовности ребенка к школе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №50" города Калуги













Конспект родительского собрания на тему:

« Аспекты готовности ребенка к школе»















подготовила

Соколова Лариса Валерьевна

учитель начальных классов





Калуга 2014

Цель: информирование слушателей о понятии "психологическая готовность к обучению в школе"

Задачи: 

1.формировать у слушателей представление о проблемах психологической готовности к обучению в школе и путях их решения;

2. активизировать интерес родителей будущих первоклассников на сотрудничество со школой при решении проблем эффективной адаптации будущих первоклассников к обучению в школе


Ход собрания


Одной из наиболее актуальных проблем в современном образовании является проблема подготовки детей к школе.

В настоящее время установлено, что около 16% первоклассников не готовы к школьному обучению, у 30 – 50% детей выявляется функциональная незрелость без признаков умственной отсталости.

При отсутствии у родителей правильных представлений о готовности к школьному обучению дети приходят в школу с навыками чтения и счета, но у 35 – 40% из них не развита мелкая моторика , у 60% -устная речь, у 70% первоклашек не сформировано умение организовать свою деятельность. Слайд №2

Готовность к школьному обучению не означает высокий уровень развития умения читать, считать и писать, а означает готовность первоклассника всему этому научиться.

Готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование. Гораздо большее значение для успешного школьного старта имеют три аспекта: физиологический, психологический и социальный или личностный. В структуре психологической готовности, как правило, принято выделять следующие аспекты:

Слайд №3

  1. Интеллектуальная готовность

  2. Мотивационная (личностная) готовность

  3. Волевая готовность (уровень развития произвольности)

Личностная готовность

Слайд №4

Отношение к сверстникам. Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, починяться при необходимости, чувство товарищества - качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, способствуют созданию благоприятных условий для его дальнейшего развития.

Ситуация. Саша (6 лет) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.

Как могут сложиться отношения Саши в школьном классе?

Решение. Попадая в коллектив класса, Саша столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом.

То, что учитель к Саше будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения.

Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение, свои способности, свою деятельность и ее результаты, т.е. иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д.

Общительность, открытость, активность, находчивость обычно свойственны детям с адекватной самооценкой. Повышенная ранимость, обидчивость, пассивность, трудности в установлении контакта характерны для детей с заниженной самооценкой. Ребенок с завышенной самооценкой всегда и во всем хочет быть лучше других. Об этом можно судить и по частоте употребления в разговорах фраз, вроде: «Я – самый умный (сильный, добрый)».

Мотивационная готовность

Слайды №5,6

Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок (“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.

Волевая готовность

Слайд №7

Слайд №8

Посредником в процессе воспитания воли всегда является взрослый человек, он направляет и учит контролировать поведение.

Слайд №9,10

Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца - при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т.д.

Надо приучать ребенка думать и о результате, не побыстрее разделаться, дописать, дочитать, добежать и все забыть.

Воспитывать детей можно и нужно при каждом удобном случае. К примеру, сын увлеченно рисует, но через 10 минут бросил - надоело. Воспользуйтесь ситуацией. "Покажи-ка мне, что у тебя получилось? Нет, так не годится: смотри, домик у тебя как у Бабы-Яги: без окон, без дверей. И труба набок, вот-вот упадет. Как ты думаешь, какую оценку поставила бы тебе учительница?" Постарайтесь, чтобы ребенок закончил рисунок, но не забудьте похвалить за работу... Помогите своим детям усвоить важнейшую формулу успеха: начатое дело нужно доводить до конца.

Ситуация. Петя (6 лет) неорганизованный. Начатое дело до конца не доводит, берется за другое. Не умеет сосредоточиться. Мама беспокоится, как он будет учиться в школе.

Как родители могут помочь ребенку в воспитании необходимых качеств для учебы?

Решение. Только научив ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата, можно будет в дальнейшем с него спрашивать, проверять, отмечать успехи (поощрять). Например, необходимо собрать картинку из пазлов. С этой целью перед предстоящим действием задается вопрос: "Как ты будешь это делать?" Таким и подобными вопросами взрослый может побуждать ребенка к планированию разных действий. Так, перед уборкой игрушек: "Что куда убирать и в какой последовательности?", перед конструированием: "Что построить и какие материалы для этого потребуются?" Подобные вопросы взрослый должен поставить перед ребенком, когда он приступает к какой-либо деятельности.

Подведение итогов действия - очень важный этап. По возможности надо демонстрировать другим членам семьи или знакомым, гостям успехи ребенка: как построен из кубиков замок или нарисован рисунок, сделана аппликация, убрана комната.

Важно и то, чтобы действия планирования и его завершение, подведение итогов было доведено до автоматизма. Очень важно, обратить внимание на то,а умеет ли исправлять, то что сделал неправильно? А умеет ли попросить помощи? (Я не понял)

Если вы видите беспомощность и отсутствие интереса к достижению ребенком цели – с ним нужно работать.

Привычка к труду благородная

Слайд №11

Игра «Режим и порядок»

  1. Изготовьте из ватмана полоску с желобком, куда вставьте кружочек цветной бумаги, который можно передвигать пальцем.

  2. Прикрепите полоску на видное место на стене. Объясните ребенку: сделал дело - передвинь кружочек к следующей метке. Дошел да конца - получи приз, сюрприз, что-то приятное.

Так можно приучать ребенка к порядку: убирать разбросанные игрушки, одеваться на прогулку и др. Правило, последовательность действий благодаря внешним ориентирам из внешних превращается во внутреннее, в правило к самому себе.



ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - одно из важнейших условий успешного вхождения ребенка в школьную среду.

Слайд №12

К моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.

Школа начинается с раздевалки. Через месяц учебы в школе родителям предложат ограничить проводы ребенка у дверей класса. Значит, справляться с пуговицами, завязками от шапки, мешком для сменной обуви малышу предстоит самому, да еще и в коллективной сутолоке. А ведь важно не опоздать на урок, правильно приготовить вещи на парте, ничего не забыть! Конечно, этому учатся "в процессе". Но стартовыми навыками в виде завязывания шнурков и расстегивания пуговиц надо обладать.

Существует и еще одна проблема, о которой почему-то не принято говорить, - это проблема школьного туалета.

Многие родители знают, что посещение туалета даже в детском саду может быть связано с определенными сложностями. К счастью, в нашей школе существуют отдельные туалеты для малышей. Старшеклассники их не посещают. Но ведь этим общественным туалетом надо уметь пользоваться! Надо, между прочим, уметь справляться со штанами, попадать куда надо, спускать за собой, пользоваться туалетной бумагой, мыть руки.

Это "жалкая проза", крайне далекая от высоких мотивов обучения чтению или иностранному языку, но она является важной составляющей готовности к школе.

Ситуация. Дима (7 лет) - мальчик, как казалось маме, вполне самостоятельный. Но вот в школе он рассеян, несобран, ждет на каждом шагу указаний. В чем дело?

Может быть, житейская самостоятельность и учебная - разные явления?

При подготовке ребенка к школе обратить особое внимание на развитие самостоятельности, связанной с познавательной деятельностью. Это должно выражаться в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждений извне ("Я хочу это сделать..."), проявлять инициативу ("Я хочу сделать это по-другому") и творчество ("Мне хочется сделать это по-своему").

Для формирования такой самостоятельности нужны специальные усилия взрослых.

Ребенок должен:

  1. Работать самостоятельно, без присутствия взрослого.

  2. Работая, ориентироваться на получение результата, а не только чтобы избежать неприятности.

3.Проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности, стремясь к личным достижениям

Интеллектуальная готовность

Слайд №13

Развитие мелкой моторики руки

Слайд № 14

Детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых  зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции

Критерии готовности ребенка к обучению в школе .

Математика Слайд №15

Чтение, развитие речи. Слайд №16, 17

Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях и о окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться. ( Слайд №18)

Помните - обученность и умственное развитие – это отнюдь не синонимы!

Например, ребенок на момент поступления в школу читал хуже одноклассников, но при этом умеет играть в шахматы, т.е. обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через несколько месяцев легко их догнал.

Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится - на старых запасах долго не проедешь. Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость.

Для того чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, предлагаю вам короткий тест. Готов ли ребенок к школе?

  1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

  2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

  3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

  4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых людей нисколько не стесняется?

  5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

  6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений ?

  7. Умеет ли он изменять существительные по числам?

  8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

  9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

  10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

  11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

  12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

  13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

  14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

  15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

  16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?

  17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно — рисовать, собирать мозаику и т.д.?

  18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Подсчитайте свои положительные ответы на эти вопросы. Если результат составляет:

  • 15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолены;

  • 10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

  • 9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.





































Интернет- ресурсы

1.http://1sentyabrya.ru/start/psyhology/2006/08/30/article-011_172.html

2.http://festival.1september.ru/articles/527708/

3.http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_01b.shtml

4.http://forum.littleone.ru/showthread.php?t=3959789

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ