Конспект «Три склонения имён существительных» 4 Класс


Конспект учебного занятия с использованием ЦОР


Город: Магнитогорск

ОУ: МОУ «СОШ № 36»

Учитель: Сенчило Валентина Николаевна

Класс: 4

Тема учебного занятия: «Три склонения имён существительных»

Продолжительность учебного занятия: 45 минут


Тип учебного занятия: изучение нового материала


Цели урока:


1. Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных. Познакомить с распознаванием типа склонения по роду

и окончанию в именительном падеже.

2. Развивать внимание, память, речь, орфографическую зоркость, умение сравнивать, сопоставлять, находить оптимальные решения.

3. Воспитывать сотрудничество, коллективизм, общительность, коммуникативность.


Оборудование: компьютерный класс, презентация к уроку.

Для учащихся: учебник, тетрадь, листы с заданиями для работы в группах, листы с названием склонения для рыбаков, фигурки рыбок с именами существительными для игры «Рыбалка».


Дидактические материалы к учебному занятию:

  1. Желтовская, Л. Я. Обучение в 4 классе по учебнику «Русский язык» Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой : программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – Москва : АСТ : Астрель, 2013.

  2. Минаева С. С., Рослова Л. О., Кочурова Е. Э., Булычев С. А. и др. Математика и конструирование. Электронное учебное пособие для начальной школы. Фирма «ДОС», 2004.

  3. Репкин В. В., Восторгова Е. В., Некрасова Т. В., Чеботкова Л. В. Комплект цифровых образовательных ресурсов (1 и 2 четверти) к учебнику «Русский язык. 4 класс» (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007.


Ход учебного занятия



Этап учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые цифровые образовательные ресурсы

1. Организационный





Позитивные установки






Сообщение

темы урока

- Каким хотите видеть сегодняшний урок?


- Пусть он будет интересным, неожиданным, новым, увлекательным, мудрым, добрым. Урок-открытие, урок-поиск новых знаний!

- Мы знаем:

падежи, падежные вопросы, предлоги.

приёмы распознавания падежей.

- Мы умеем:

склонять имена существительные,

определять падеж существительных.

- Как будем работать? (Читают хором)


- Прочитайте тему урока. Почему склонений имён существительных только три? Как их распознавать? На эти вопросы мы будем знать ответы!





Ответы детей.






Ответы детей. Затем чтение на слайде №2.




-Дружно, увлечённо!


Слайд №1.





















2. Подготовка к изучению нового







Работа в группах

(по 4 человека)


Формирует у учащихся способность принимать мнение других людей, находить способы согласования




Проблемная ситуация



Постановка вопросов в форме, предполагающей воз­можность размышления





3. Усвоение новых знаний и способов действий














4. Этап первичной проверки понимания изученного












Физминутка


Положительные эмоции

На слайде слова: конь, вода, земля, Юра, дочь, море, дядя, стол.

- Прочитайте слова. Что в них общего?





- Чем различаются слова?

- Разделите имена существительные на группы. По каким признакам будем группировать слова?

(выполняют на листах, смотреть приложение)

Проверка.










- Как вы думаете, все имена существительные, которые есть в русском языке можно отнести к одной из данных групп?

- Называйте любые существительные и проверяйте. Дети придумывают существительные, находят их в учебниках по разным предметам, в словарях и убеждаются, что все они принадлежат одной из групп.


- Какой вывод можно сделать?



- По каким признакам сгруппировали существительные?



- Существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже единственного числа относятся к 1 склонению.

- Какие существительные относятся ко 2 склонению? К 3 склонению?










- Прочитайте правило в учебнике.


- Проверим память. Читаем на слайде «Проверь себя» вопрос и отвечаем.














- Если существительное 1 склонения, хлопаем в ладоши 1 раз, 2 склонения – 2 раза, 3-его склонения – 3 раза.

Мудрость, радость, мама, счастье, успех, победа, речь, папа, друг, здоровье.

Можно вызвать помощника.




- Все слова существительные, в именительном падеже единственного числа


- Разные окончания, род

- По роду и окончанию



Представители групп зачитывают слова в столбиках, остальные учащиеся показывают жестом знаки «+» (согласие), « – » (несогласие), аргументируют свой ответ. Затем правильный ответ смотрят на экране.


Дети придумывают слова, определяют род, называют окончание и относят существительное к той или иной группе.



- Все существительные принадлежат одной из групп.

- По роду и окончанию.






- Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е в именительном падеже единственного числа относятся ко 2 склонению.

Существительные женского рода с ь на конце в И. п. ед. числа относятся к 3 склонению.



Дети отвечают. На экране появляется правильный ответ для самоконтроля.













Хлопки в ладоши – это эффективный вибромассаж, способствующий усилению кровообращения в руках.

Слайд №3.








Слайд №3

Ж. р. –а, -я

М. р. –а, -я

Ср. р. –о, -е

М. р. ь

Ж. р ь





Слайд №3
































Слад №4





Этап учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые цифровые образовательные ресурсы

5. Этап закрепления новых знаний и способов действий



Проблемная ситуация




Организация активной мыслительной творческой деятельности учащихся










Сотрудничество учителя и ученика, соучастие, сотворчество



5. Этап применения знаний и способов действий


Учебно-познавательная игра


Атмосфера свободного и радостного творчества



Физминутка


Танцетерапия


6. Этап обобщения и систематизации знаний

Работа в группах (2 человека)


«Обучая других, обучаешься сам»

Я. А. Коменский



7. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

8. Домашнее задание


Самостоятельный выбор, самостоятельное принятие решения





9. Этап подведения итогов урока





10. Рефлексия


- Что надо знать, чтобы определить склонение?






- Петя и Маша тоже быстро поняли, как определять склонение имени существительного. А вот задание, которое вы видите на экране, вызвало у них затруднение. На вопрос: «К какому склонению относится существительное на стене

Петя ответил: «Ко 2-му склонению, так как в слове на стене окончание –е. А Маша сказала: «К 1 склонению, так как существительное стена женского рода. Но ведь к 3-ему склонению тоже относятся существительные женского рода.

Получается, что сущ. на стене относится и к 1-ому и к 3-ему склонению?» Ребята совсем запутались, и тут появился учитель...

- Как вы думаете, что сказал учитель?








- К какому склонению относится существительное «на стене»?

- Давайте составим памятку «Как определить склонение имени существительного».


- Прочитайте памятку в учебнике.

- Отправляемся на рыбалку. Три рыбака ловят рыб, на которых написаны существительные. Первый с существительными 1-ого склонения, второй – с существительными 3-его склонения и третий – 3-его склонения.


Проверка. Рыбаки «оценивают» свой улов, откладывают чужих рыбок. Все используют для проверки жесты «согласие», «несогласие».

Правильный ответ на экране.

Для проверки внимания среди правильных ответов «ловушка» (неверный ответ).




Танцевальные движения под песню «Любитель-рыболов»




Работа по учебнику. Упражнение №___. Можно советоваться с соседом.

- Какие вопросы возникли? Как решили проблему?









Задание «Найди ошибку». У учащихся листы с записанными в 3 столбика по склонениям именами существительными.

Найти и исправить ошибки.


- Придумать и записать в три столбика по 6 существительных каждого склонения с ударными окончаниями.

- Для тех, кто не боится трудностей! Употребить существительные в разных падежах.







- Как ответите на вопросы, которые были поставлены в начале урока?

1. Как различать склонения имён существительных?

2. Почему склонений три?




- Каким был урок?

- Что можете сказать о своей работе на уроке?






- Род и окончание существительного в И. п. ед. числа.














-Чтобы определить склонение имени существительного, его нужно поставить в именительный падеж единственного числа.

- Стена – она, моя, женский род, окончание –а, 1-е склонение


Коллективно составляется памятка. На экране появляется правильный ответ для самоконтроля.









На партах рыбки (приложение), а у рыбаков таблички с названием склонения (приложение).

Дети самостоятельно определяют склонение и приносят рыбку нужному рыбаку.






Проверка в парах.











Самостоятельная работа.


Коллективная проверка.















- По роду и окончанию.





Ответы учащихся.








Слайд №5




















Слайд №6






Слайд №7




















































Слайд №8






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ