Конспект урока для 3 класса "Лягушка путешественница"

Филиал Новочановской СОШ – Сизёвской ООШ























Урок литературного чтения в 3-м классе

по сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница" (2 ч.)





Цели: Познакомить учащихся с литературной сказкой.

Планируемые результаты:

  • обеспечение целостного восприятия и понимания текста;

  • осмысление заглавия произведения;

  • формирование коммуникативных умений: выделять главную мысль текста и каждой части, озаглавливать части текста, отвечать и задавать вопросы по тексту,

  • давать характеристику героини произведения;

  • развитие творческих способностей, связной речи, памяти;

  • содействовать воспитанию нравственных качеств: находчивости сообразительности, смелости, правдивости.


Ход урока

I. Организационный момент.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Будем мы трудиться,
Грамотно читать учиться,

К вершинам знаний стремиться.


Пьедестал

«Радости»



УЧИТЕЛЬ: выполнив каждое задание, будете оценивать работу свою и товарища, поднимаясь на ступеньки пьедестала «Радости» - точкой.

II. Побуждение

-Сегодня мы будем читать новое произведение.

-Отгадайте загадки и скажите, о ком мы будем читать. (Текст с загадками у каждого ученика.)

  1. Выпуча глаза сидит,
    По-французски говорит,
    По-блошьи прыгает.
    По-человечьи плавает. (Лягушка.)


2. На лугу по кочкам

Прыгают листочки!

Выпуклые глазки

И кривые лапки.

Только где же ушки?! Кто это? (Лягушка)





-А что вы знаете о лягушках?.











Рассказы детей о лягушках.

Уч-ль:

Лягушки относятся к крупнейшему отряду земноводных – бесхвостые. Их существует тысячи разновидностей, но мы хотим рассказать вам о 10 самых странных лягушках в мире.




Презентация с комментированием ученика

1. Радужная лягушка , она постоянно меняет свой окрас, считается богом в Индии.

2. Прозрачная лягушка – также называемая стеклянной из-за своей прозрачной кожи, сквозь которую можно увидеть ее внутренности. К сожалению, это вымирающий вид .



3. Лягушка-арлекин известна под названием, как, лягушка-клоун. Сейчас этот вид занесен в Красную Книгу, лягушки этого вида обитают только в Панаме.

4. Леопардовая лягушка считается необычным видом, достигающим в длину до 9 см. Спина её бывает цвета от коричневого до темно-зеленого, а круглые пятна выделяются белой линией.

5.. Самая маленькая в мире лягушка обитает в южном Перу на высоте 3 и более метров.

6. Красящий древолаз который обитает в Америке. Все древолазы ядовиты, находятся в опасности вымирания.

7. Лягушка-голиаф – крупнейший вид жаб на Земле. Ее размеры достигают 33 см в длину, а весит она до 3 кг. Обитает она в западной Африке. Может жить до 15 лет. Питаются они скорпионами, насекомыми и маленькими лягушками.

8.Вьетнамская болотная лягушка. Ее можно найти во Вьетнаме и, возможно, в Китае. Лягушку также часто называют моховой из-за того, что ее кожа напоминает мох. Стоит она примерно 45-75 долларов.

9. Лягушка Мантелла имеет красный/оранжевый окрас. Это маленькие лягушки, достигающие в длину до 2,5 см.

10. Рогатая лягушка может дорасти до 15 см в длину. Она обитает в Бразилии. Она похожа на лепешку (или подушечку для иголок), она очень быстро реагирует, когда мимо пробегает ящерица, мелкий грызун, лягушка или пролетает птица.


Учитель:

- Лягушки и жабы живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и озерах. Зимой они спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут кожей. Взрослые лягушки скачут по земле. Ловко лазают по деревьям. А маленькие живут в воде, их зовут головастиками.

В Париже у института воздвигнут памятник лягушке на средства, собранные студентами-медиками, а второй памятник
лягушки – в Токио.

Приметы про лягушку:

-Вместе с лягушкой в дом входит удача.

-Лягушка, выскочившая на дорогу перед путником, обещает неудачу.

- Если лягушки в болоте и речке сильно квакают — к дождю.

- Если убить лягушку, то дождь пойдет.

-Лягушки квакают к сильному ненастью.

Пословицы и поговорки про лягушку

В своём-то болоте и лягушка поёт.

Лягушка и та хочет, чтобы её болото самым большим было.



III. Реализация.

Знакомство со сказкой “Лягушка-путешественница”

-Сегодня мы будем читать об одной очень интересной лягушке. Написал это произведение Всеволод Михайлович Гаршин, а сказка называется «Лягушка путешественница»

Ребята, прочитайте название сказки, вдумайтесь в него. Разве лягушки бывают путешественниками? И как это может быть? (Предположения детей.)

-Кого мы называем путешественником?

Ученик по словарю находит толкование слова - путешественник.

(Человек, который открывает новые места. Человека, который едет в новое неизвестное место.)

-Чем привлекательны путешествия? (В путешествиях узнаёшь что-то новое.)

Ученик рассказывает о писателе. (На доске портрет.)

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 г.)

Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в семье военного. С раннего детства ему пришлось много странствовать, побывать в разных местах России! Грамоте научился он на пятом году и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки. Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.

Сказка “Лягушка– путешественница” написана в 1878 году.

-К какому жанру можно отнести это произведение? (Это сказка.)

-Докажите, что это сказка. Какие части можно выделить в этой сказке? (В сказке есть зачин и концовка, животные разговаривают и т.д.)

-Что ещё вы можете сказать об этой сказке? (Это литературная или авторская сказка.) Докажи.

-Почему её можно отнести к литературной сказке? (Эту сказку написал автор, писатель.)

-Кто написал эту сказку? (Всеволод Михайлович Гаршин)

-Вы правы. Сказку «Лягушка-путешественница» можно назвать литературной, авторской. Автором этой сказки является Всеволод Михайлович Гаршин. Её он написал в 1878 году. Сегодня на уроке мы будем работать над этой сказкой.

Сформулируйте и дополните цели урок

(часть слов закрыты).

Познакомимся с ….. (литературной сказкой)

Учиться составлять…..(план сказки)

Выделять главную… текста и … части (главную мысль текста и главную мысль каждой части)

Озаглавливать…. (части сказки)

Отвечать на… и … их своим товарищам (на вопросы и задавать их своим товарищам)

. Словарная работа

(на столах индивидуальные листы)- соедени слово с его пониманием.


Ү. Первичное чтение (учитель – ученик)

«Чтение с остановками»

Чтение сказки по частям

а) Чтение первой части учителем.

1 часть. Жила– была на свете лягушка – квакушка.

Ответьте на вопросы:

-Где жила лягушка? (Лягушка жила в болоте)

-Как жилось лягушке в болоте? (Жила благополучно, ловила комаров и мошку.)

-О чём думала, когда сидела на сучке? (выразительное чтение слов лягушки)

-Чем наслаждалась лягушка? (Наслаждалась тёплым мелким

дождиком.)

-В чём было счастье лягушки? (Она жила на болоте беззаботно, наслаждалась всем вокруг.)

-Что самое главное в этой части? (Главное – это жизнь лягушки в болоте.)

б) Чтение второй части хорошо читающими детьми.

2 часть. Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.

-Кого увидела лягушка на болоте? (Лягушка увидела уток.)

-Куда летели утки? (На юг.)

-Что интересного рассказали утки лягушке про юг? Выберите и прочитайте ответ на мой вопрос. (выборочное чтение)

-Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками? (Она очень хотела побывать на юге?)

-Почему? (ей было скучно на болоте; она была очень любопытна; ей хотелось посмотреть на огромный мир, который не смогла бы увидеть, сидя в болоте)

-Какую черту характера мы увидели в лягушке? (Она любознательная.)

-Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет крыльев? (Нет.)

-Как это её характеризует? ( Она настойчивая.)

-Попробуйте сформулировать главную мысль этой части. О чём в ней рассказано? (Лягушка встретилась с утками. Она много узнала о юге и решилась лететь вместе с утками.)

-Подберите заголовок ко 2 части. (Решение лягушки лететь с утками..)

Как вы думаете, что будет дальше?


в) Чтение третьей части детьми по “цепочке”

3 часть. И она шлепнулась с сучка, на который было, снова влезла.

-Что же придумала лягушка? Объясните способ её передвижения.

-Как отреагировали утки на её предложение? (Утки назвали лягушку самой умной.)

-Что придумала лягушка, чтобы видеть всё вокруг?

(Лягушка прицепилась спинкой и головой вперёд, а брюшком назад.)

-Какую черту характера вы бы отметили у лягушки? ( Это находчивость, сообразительность.)

-Что главное в этой части? (Лягушка придумала способ передвижения. Утки взяли её с собой.)

-Придумайте заголовок.(Сообразительность лягушки.)


г) Чтение четвертой части в группах.

4 часть. На следующем отдыхе она сказала: “Нельзя ли нам лететь не так высоко?”

-Почему она просила уток лететь ближе к земле? (У неё кружилась голова. Она боялась свалиться.)

-Что слышала наша героиня, когда летела? (Люди удивлялись. Называли это чудом.)

-Сформулируйте заголовок этой части. (Восхваление лягушки.)

Как вы думаете, что произойдет в сказке дальше?


д) Чтение пятой и шестой части самостоятельно про себя.

5 часть. Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи.

Найдите главную мысль части. Озаглавьте её.

Д. 5 часть. Результат хвастовства.

6 часть. Она скоро вынырнула из воды и тот час же опять сгоряча закричала во все горло.

6 часть. Хвастливые рассказы путешественницы.

Проверка самостоятельной работы

-Какие вопросы вы задавали своим товарищам?

Почему закричала лягушка?

Что с ней произошло, когда она закричала?

Куда упала лягушка?

Кого она встретила там?

Что рассказывала лягушка?

Кого ждала лягушка весной?

Почему утки не вернулись?)


5 часть: Главная мысль этой части в том, что утка закричала и упала в грязный пруд. Эту часть можно озаглавить так: результат хвастовства.

6 часть: В шестой части говорится, как утка в пруду хвасталась своим умом, своей находчивостью, смекалкой. Заголовок: хвастливые рассказы путешественницы.

Составленного картинного плана по слайдам .

1

Беззаботная жизнь лягушки.

2

Решение лягушки лететь с утками.

3

Сообразительность лягушки.

4

Восхваление лягушки.

5

Результат хвастовства.

6

Хвастливые рассказы путешественницы.


IV. Рефлексия.

Рассказать от 1-го лица эпизод-отрывок из сказки..


V. Итог урока.

-Почему так печально закончилась удивительная история лягушки? (Лягушка не смогла долго молчать и поэтому открыла рот. Она хотела всем рассказать о своей находчивости и сообразительности.)

-Кто виноват в том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран? (Виновата сама лягушка, её хвастовство.)

-Какая черта характера этому соответствует? (Любознательность.)

- что ещё можно рассказать о поведении лягушки? (Лягушка не побоялась полететь вместе с утками.)

-Охарактеризуйте тогда героиню. (Смелая.)

-Какие высказывания лягушки оказали решающее значение и поэтому, она не добралась до юга? Найдите эти слова в произведении.

(-Это я! Я!

И с криком она полетела вверх тормашками на землю.)

-Как вы думаете, какая черта характера лягушки помешала окончить путешествие вместе с утками? (Лягушке помешала такая черта характера, как хвастовство.)

-Можно ли сказать, что люди тоже обладают отдельными достоинствами и недостатками, которые характерны для главного действующего лица сказки – лягушки? (Люди тоже имеют такие черты характера, как сообразительность, смелость, но и хвастливость.)

-Прочитайте пословицы и выберите ту, которая отображает главную мысль этой сказки

На доске пословицы:

1.Смелость города берёт

2.Хвастовство само себя наказывает

3.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

(Главной мысли этой сказки соответствует вторая пословица. Главная героиня не смогла достичь юга, потому что она хотела похвастаться и рассказать всем о себе. Так она себя наказала.)

-Чему нас научила эта сказка? (Хвастовство не приводит к добру. Хвастовство само себя наказывает. Хвастовство мешает в достижении целей, мешает совершать хорошие поступки. Надо быть скромным и сдержанным. Лягушка была умная и изобретательная, и могла бы долететь до юга)

-Давайте посмотрим , что мы знали о лягушке в начале и чем мы можем дополнить нашу схему.

Что нового узнал на уроке?

Чему научился?

Достиг ли цели урока?

Что у тебя получилось?

Над чем еще надо поработать?

Выставление оценок

Самооценка своих знаний по пьедесталу «Радости»


Д/З: Придумайте продолжение сказки с благополучной концовкой.















Материал для наглядности

Словарная работа

Объясните значение слов и выражений.



1. Уронить достоинство


Авторитет, честь и т. п.

2. Захватило дух


Стало трудно дышать от резких движений, волнений, страха, а так же от холода и ветра


3. Присутствие духа


Полное самообладание, уверенность в себе


4. Бумажный паяц


Старинное название клоуна (паяц)

5. Скирды


Большой, обычно продолговатый стог сена

6. Стук цепов


Ручное орудие для молотьбы (цеп)

7. Полетела вверх тормашками


Головой вниз

8. Закричала во все горло


Слишком громко

9. Верста

Старинная русская мера равная

1 км. 6 м.





Почему так говорят?

1.Смелость города берёт

2.Хвастовство само себя наказывает

3.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь


_____ ______ ______ ____ _____ ____

Мы :

Познакомимся с ….. (литературной сказкой)

Учиться составлять…..(план сказки)

Выделять главную… текста и … части (главную мысль текста и главную мысль каждой части)

Озаглавливать…. (части сказки)

Отвечать на… и … их своим товарищам (на вопросы и задавать их своим товарищам)


















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ