КОНСПЕКТ УРОКА МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМА: ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 4 Класс
КОНСПЕКТ УРОКА МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЯ В 4 Б КЛАССЕ МАОУ «ГИМНАЗИЯ №1 Г. ОРСКА» 20.03.2014
ТЕМА: ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Филонова Н. Н.
Цель: расширить знания о падежных окончаниях имен существительных в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
Предметные: обосновывать написание безударных окончаний имён существительных.
Метапредметные:
1.Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2.Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и определение целей и способов взаимодействия; инициативное сотрудничество.
3.Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
4. Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, т.е. ученик должен задаться вопросом о том «для чего мне надо уметь правильно писать падежные окончания существительных?»
I Оргмомент
Целеполагание
Видеоролик «У врача»
Учитель:
-Как считаете, с какой темой сегодня поработаем на уроке? (Падежные окончания имен существительных)
-Это новая для вас тема? (Нет)
-Тогда зачем мы сегодня вновь возвращаемся к ней? (Вызывает много затруднений, много ошибок в контрольных работах).
- Как же нам справиться с этой проблемой? (Еще раз вспомнить и повторить правила, потренироваться).
- Как вы думаете, если мы вспомним и повторим правила, потренируемся сегодня на уроке, сможем ли мы после этого безошибочно решать орфографические задачи в падежных окончаниях имен существительных?
- Мнения разделились. Как узнать кто оказался прав? (Провести исследование).
- Пусть мой вопрос и ваши ответы и станут гипотезой исследования. Гипотеза:
Изучив тему «Склонение имен существительных» сможем ли мы безошибочно решать орфографические задачи в падежных окончаниях?
-Какие задачи будем решать в ходе исследования?
Задачи исследования
Выяснить:
всем ли понятно как правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях существительных?
все ли существительные склоняются?
всё ли мы знаем о склонении существительных?
Проведение исследования
Выясняем всем ли понятно? (приложение)
- Открываем исследовательские проекты и выполняем первое задание в отчете №1.
Проверка (Слайд 1)
Алгоритм:
1. Определить склонение.
2. Выбрать проверочное слово.
3. Решить орфографическую задачу.
- Приступаем к выполнению второго задания. (Два ученика делают задание за компьютером в презентации). Проверяем.
-Возникли трудности в написании падежных окончаний? (нет). Оцените свою работу.
Возвращаемся к плану исследования.
Мы выяснили, всем понятно? (Да.) Убираю этот пункт с доски.
Достаточно было полученных знаний? Гипотеза подтверждается. Ставлю плюс, где подтверждение.
Оцените свою работу и работу партнера.
2.Игра «Правильно и быстро»
-Ребята, хотите играть и экспериментировать одновременно? Тогда поиграем в игру «Правильно и быстро». Распределите данные существительные по типу склонения в три столбика. (Слайд 2).
-Что нужно узнать прежде всего? (Род существительных).
-Ребята, все ли вы знаете значения этих слов? Легко ли вам будет определить род данных существительных? Мнения разделились. Давайте поэкспериментируем. Итак, начинаем игру с экспериментом.
Разделимся на 8 групп. Шесть групп работают со словарем у них по одному слову, а 2 группы будут работать без словаря, опираясь только на те знания, которые они получили при изучении темы «Склонение существительных». Сейчас узнаем, кто справится с заданием правильно и быстро.
Сначала распределяют существительные группы, которые работали без справочного материала (эти слова распечатаны в синем цвете).
Правильность выполнения экспериментальных групп проверяют ребята, которые работали со словарями (у них слова распечатаны черного цвета). Если правильно, то заменяют синий, на черный. Если ошибка оставляем синий.
1 склонение: Женя, умница – существительные общего рода. (Новое понятие, вывешиваю на доске «существительные общего рода»).
2 склонение: водевиль, тюль, толь – м. р.
3 склонение: канифоль, водевиль, вуаль, мозоль – ж. р.
- Имя собственное «Шевченко» какого рода? (Общего) К какому отнесем склонению? Затрудняются.
- Пока это существительное пусть останется на доске в сторонке.
Сколько было ошибок? Почему? Какая группа справилась с заданием правильно и быстро?
Вывод: род некоторых существительных необходимо проверять по словарю. Достаточно было полученных знаний? Нет. Гипотеза опровергается. Ставлю плюс, где опровержение. Что узнали нового? Новое понятие «существительные общего рода»).
- Теперь заполните отчет №2, указав род и склонение существительных.
3. (Слайд 3)
-Найдите лишнее имя существительное: пальто, воротник, карман, рукав, платье.
-Что общего у этих слов? (Значение. Одежда и детали одежды. Лишнее: пальто, т.к. это существительное несклоняемое).
- Что такое несклоняемые существительные? Это существительные, которые во всех падежах имеют одинаковую форму (ед.ч., И.п.)
- А как узнать склоняемое это существительное или нет? Посмотреть в словаре.
-Сейчас предлагаю послушать эксперта, который исследовал эту тему.
Слайд 4.
- К какому склонению отнесем существительное Шевченко? Ни к какому. Это несклоняемое существительное.
Выполните второе задание в отчете №2.
Прочитайте слова. Выпишите в тетрадь только несклоняемые существительные: окно, миссис, письмо, Данте, интервью, Иванов, пони, кофе, Шевченко, Ляшко.
Проверка (Слайд №4)
-Оцените свою работу.
Так все ли существительные склоняются? Нет. Снимаю с доски.
-Достаточно было полученных знаний? Нет. Гипотеза опровергается. Ставлю плюс, где опровержение.
-Предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка
4. - Осталось выяснить, все ли мы знаем о склонении существительных.
Решите орфографические задачи (отчет №3):
Сразу можем решить? Почему? Мнения разделились.
Проведем эксперимент. Одна группа ребят будет решать эти задачи без справочного материала, опираясь только на полученные ранее знания.
Другая группа изучит научный материал по данной теме и попробует решить орфографические задачи, доказывая выбор букв с точки зрения орфографии русского языка. Кто справится успешнее и почему? Сейчас попробуем выяснить. Приступаем к работе.
Класс делится на две команды: эксперты №1, эксперты №2.
Проводится эксперимент.
Эксперты №1 работают за компьютером. Результаты работы - на экране.
Слово экспертам № 1. Как доказали выбор букв? Никак. Можем быть абсолютно уверенными в правильности решения данной задачи? Нет, т.к. нет доказательной базы.
Слово экспертам №2, которые работали со справочниками русского языка.
Слайд 6.
Особенности склонения существительных на -ия, -ий, -ие
-ия
-ий
-ие
Р.п.
-и
-я
-я
лекции
планетария
состязания
Д.п.
-и
-ю
-ю
лекции
планетарию
состязанию
Т.п.
-ей
-ем
-ем
лекцией
планетарием
состязанием
П.п
-и
-и
-и
(о) лекции
(о) планетарии
(о) состязании
-Сравниваем, одинаково ли были решены орфографические задачи? Почему?
Заполняем отчеты исследования.
-Оцените свою работу.
-Так все ли мы знали о склонении существительных? Подтверждаем гипотезу? Нет.
5. -Просклоняйте существительные: время, знамя, племя (устно). Что заметили интересного?
Вывод: в русском языке есть разносклоняемые существительные.
Слово предоставляется эксперту, который изучил эту тему.
Слайд 7.
Р.п.
-и
племени, времени, знамени, имени, темени, пути
Д.п.
-и
племени, времени, знамени, имени, темени, пути
Т.п.
-ем (-ём)
племенем, временем, знаменем, именем, теменем,
путём
П.п.
-и
О племени, времени, знамени, имени, темени, пути
Просклоняйте существительные: время, знамя, племя (письменно, по рядам). Оцените свою работу.
Так все ли мы знали о склонении существительных? Подтверждаем гипотезу? Нет. Гипотеза опровергнута.
6. Проведем еще один эксперимент.
– Три человека у доски, остальные в тетрадях склоняют существительные: рабочий (мужской род), животное (средний род), запятая (женский род)
Им. рабочий, животное, запятая
Р. рабочего, животного, запятой
Д. рабочему, животному, запятой
В. рабочего, животное, запятую
Т. рабочим, животным, запятой (ою)
П. рабочем, животном, запятой
- Проверяем. Что заметили? Склоняются как имена прилагательные.
-Так все ли мы знали о склонении существительных? Подтверждаем гипотезу? Нет. Гипотеза опровергнута.
Но было ли это исследование полезным для нас? Почему и чем?
- Ребята, в конце урока у каждого из вас получился исследовательский проект «Склонение имен существительных». В этот проект включены сказки, которые сочинили ваши одноклассники. Один экземпляр я оставлю для будущих четвероклассников.
А сейчас оцените свою работу. Я потом соберу ваши исследовательские проекты, и добавлю свои оценки.
Рефлексия в исследовательских проектах.
- В конце проекта даны задания, которые я задаю вам сделать дома, № 1,2,8,11 обязательны для всех, кто хочет, может сделать и остальные. Всем я задам их позже.
-Домашнее задания по желанию: сделать карточки с безударными падежными окончаниями существительных, сочинить сказку для сборника, написать этюд «Весеннее настроение» с безударными падежными окончаниями.
- Вы отлично потрудились, и я приготовила для вас свитки с пожеланиями. Правда, они разного цвета. Сейчас каждый из вас выберет для себя свиток того цвета, который ему подходит.
-Если вам было интересно исследовать сегодня, если вы считаете, что вам пригодится исследовательский проект и вы свою работу на уроке оценили на отлично, то вам надо взять свитки красного цвета.
-Если вы думаете, что вы поработали хорошо, но пока ещё не все понятно из того, что было новым и хотелось бы еще исследовать эту тему возьмите свитки синего цвета.
-Если кому-то было неинтересно и скучно на уроке, то возьмите свитки белого цвета.
-А гостям я предлагаю свитки зеленого цвета.
-Спасибо всем за урок!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ