Конспект урока на тему "Праздник осени"
Праздник осени.
Задачи:
образовательные
Закрепить знания времен года, месяцев по сезонам
Знакомить с сезонными изменениями в природе
Знакомить с фольклором, произведениями поэтов, художников по осенним мотивам
воспитательные
Воспитать любовь к природе;
Содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
Содействовать профилактике утомляемости учащихся;
развивающие
Развивать умение анализировать;
Развивать наблюдательность;
Развивать и обогащать речь учащихся;
Развивать логическое мышление;
Способствовать развитию эмоциональной сферы.
Оборудование.
Выставка осенних даров природы, репродукция И.И.Левитана «Золотая осень», листья для игры-соревнования, картина таблица «Перелетные птицы, водяная картина, вода, кисточка, музыка;
Учитель читает сказку «Старик-годовик»
- … Махнул старик-годовик первый раз и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз, посыпался снег, завалил сугробами землю, леса, поля, дома.
(1 или 3 ученика выходят к картинке и водой красят первые 3 картинки, называют времена года и месяцы).
- Верно, это зима. Зимние месяцы: декабрь, январь и февраль.
- … Махнул старик-годовик второй раз и полетела вторая тройка . снег стал таять, травка показалась подснежники, ландыши появились.
(1 или 3 ученика выходят к картинке и водой красят следующие 3 картинки, называют: весна: март, апрель, май).
- Махнул третий раз. Полетела третья тройка. Стало жарко, поспела земляничка и виктория, а там и вишня заалела…
(Красят: лето; июнь, июль, август).
- В четвертый раз махнул старик-годовик … Природа преобразилась; (картина Левитана «Золотая осень») зарумянились клены; заалели осинки; березы, липы покрылись золотом; медную броню одел дуб, а потом подул холодный ветер, птицы засобирались в дальние теплые края; медведь стал подыскивать себе берлогу; зайчики, белочки сменили шубки на более теплые; посыпал холодный дождик, залегли туманы.
(Красят картинку осень: сентябрь, октябрь, ноябрь).
На доске появляется запись: осень: сентябрь, октябрь, ноябрь.
- Есть в природе (звучит тихо музыка) пора, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля начинает светиться. Идешь по лесу, думаешь солнечные лучики спрятались в деревьях. А это стоят два клена межу темно-зелеными елочками. Теплый красный цвет идет от осины, в золотых листьях утопают липы, березы. Шуршат под ногами опавшие листья.
Все восхищаются этой волшебной красотой. Композиторы пишут о ней песни, музыку, художники - картину.
На доске репродукция И.И. Левитана «Золотая осень».
А поэт слагают стихи.
1-й ученик . И.Бунин.
Лес точно терем расписной
Зеленый, золотой, багряный.
Стоит над солнечной поляной,
Завороженной тишиной.
2-й ученик.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные тихие дни.
- Однако в этой красоте не услышишь радостных песен птиц. Многие из них улетают в теплые края, потому что здесь им найти корма.
( Таблица: Перелетные птицы: ласточки, стрижи, трясогузки, соловьи, кукушки, скворцы, гуси, утки, журавли.)
- Одни летят стаей, другие косяком, третьи клином…
3-й ученик. А.Фет.
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали,
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
- Ой, посмотрите-ка и к нам залетели осенние листья.
Игра в парах или тройки.
У каждого участника по два листочка. На один встают другой берут и перекладывают вперед. Кто раньше добежит до условленного места, та команда победит.
- А теперь присядем и отдохнем и поиграем в молчанку. Кто первым скажет словечко, тому и рассказать стихотворение…
- Много изменений в природе происходит осенью. На многие из них указывают в стихах авторы.
А.С.Пушкин.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу...
- Какие изменения называет автор?
- А теперь отгадайте русские народные загадки: отгадками будут приметы осени:
Ученик. Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле
Только ноги на земле.(дождик)
- Да это дождик. Нам скучно, грустно. Но природе они очень нужны напоить влагой почву, чтобы летом урожаи были лучше.
Ученик. Без крыльев, а летает,
Никто ее не бьет, а она плачет. (туча)
- Да осенью часто свинцовые тучи затягивают небо.
Ученик. Молоко над рекой плыло
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно хорошо.
- Туман – это маленькие частички воды. В народе говорят «Грибные туманы» берут корзины и отправляются на тихую охоту.
Ученик. Без рук без ног, а в избу лезет. (холод)
- Чтобы не замерзнуть, включают отопление, заклеивают окна. Ну а сейчас еще раз вместе поиграем.
Я скажу: «Туман»,- вы присядете.
«Туча», - потянетесь и раздвинете ее.
«Зонтик»,- сожметесь под зонтиком.
(Убыстрять слова, похвалить внимательных учеников).
- на смену золотой осени приходит поздняя. Вот как о ней написал поэт Николай Некрасов.
Ученик.
Поздняя осень,
Грачи улетели,
Лес обножился,
Поля опустели.
- А почему поля опустели?
(выставка овощей, ягод, фруктов)
- На нашей выставке найдите отгадку.
Читает 1-й уч.
Вырастает он в земле
Убирается к зиме.
Головой на лук похож,
Если только пожуешь
Даже маленькую дольку
Будет пахнуть очень долго.
Читает 2-й уч.
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Читает 3-й уч.
Не бьет, не ругает, а от него плачут.
Читает 4-й уч.
Расселась барыня на грядке
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
Читает 5-й уч.
Растут на грядке зеленые ветки,
А на них красные детки.
Читает 6-й уч.
Что копали из земли, жарили, арили,
Что в золе мы испекли, ели да хвалили.
Читает 7-й уч.
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост наружу вылез.
Читает 8-й уч.
Уродилась я на славу, голова бела, кудрява
Кто любит щи, меня ищи.
- Объявляется заячья минутка, всем по кусочку капусты и в это время игра (словесная)
1. Бабушка варила борщ, в борщ она положила – капусту
2. Бабушка варила борщ, в борщ она положила – капусту, лук
3. Бабушка варила борщ, в борщ она положила – капусту, лук, помидоры
4. Бабушка варила борщ, в борщ она положила – капусту, лук, помидор, соль
5.Бабушка варила борщ, в борщ она положила – капусту, лук, помидор, соль и петрушку и т.д. кто больше слов друг за другом запомнит. (для начала можно крепить картинки на доске последовательно).
В заключение игра для всех «капуста» (народная).
Рисуют круг – огород. В него кладут дети свои какие-то вещи, можно осенние листья. В середине сидит хозяин рядом с капустой имитирует работу:
Я на камушке сижу, мелки камушки тешу
Огород свой горожу, чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали: волк и лисица,
Бобер и куница, заинька усатый, медведь лохматый.
По окончании слов дети набегают, хватают капусту и убегают. Кого хозяин поймал выбывает из игры.
Победитель (по сигналу учителя) тот у кого больше всего капусты.
Подведение итогов:
Классифицировать овощи, фрукты, ягоды.
Назвать времена года, перечислить месяцы.
Перечислить приметы осени из стихов и загадок.
Рефлексия:
- Было ли что – то новое?
- Будем еще проводить такие занятия?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ