Конспект урока на тему "Праздник осени"

Праздник осени.



Задачи:

образовательные

  • Закрепить знания времен года, месяцев по сезонам

  • Знакомить с сезонными изменениями в природе

  • Знакомить с фольклором, произведениями поэтов, художников по осенним мотивам

воспитательные

  • Воспитать любовь к природе;

  • Содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

  • Содействовать профилактике утомляемости учащихся;

развивающие

  • Развивать умение анализировать;

  • Развивать наблюдательность;

  • Развивать и обогащать речь учащихся;

  • Развивать логическое мышление;

  • Способствовать развитию эмоциональной сферы.

Оборудование.

Выставка осенних даров природы, репродукция И.И.Левитана «Золотая осень», листья для игры-соревнования, картина таблица «Перелетные птицы, водяная картина, вода, кисточка, музыка;

Ход занятия:

Учитель читает сказку «Старик-годовик»

- … Махнул старик-годовик первый раз и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз, посыпался снег, завалил сугробами землю, леса, поля, дома.

(1 или 3 ученика выходят к картинке и водой красят первые 3 картинки, называют времена года и месяцы).

- Верно, это зима. Зимние месяцы: декабрь, январь и февраль.

- … Махнул старик-годовик второй раз и полетела вторая тройка . снег стал таять, травка показалась подснежники, ландыши появились.

(1 или 3 ученика выходят к картинке и водой красят следующие 3 картинки, называют: весна: март, апрель, май).

- Махнул третий раз. Полетела третья тройка. Стало жарко, поспела земляничка и виктория, а там и вишня заалела…

(Красят: лето; июнь, июль, август).

- В четвертый раз махнул старик-годовик … Природа преобразилась; (картина Левитана «Золотая осень») зарумянились клены; заалели осинки; березы, липы покрылись золотом; медную броню одел дуб, а потом подул холодный ветер, птицы засобирались в дальние теплые края; медведь стал подыскивать себе берлогу; зайчики, белочки сменили шубки на более теплые; посыпал холодный дождик, залегли туманы.

(Красят картинку осень: сентябрь, октябрь, ноябрь).

На доске появляется запись: осень: сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Есть в природе (звучит тихо музыка) пора, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля начинает светиться. Идешь по лесу, думаешь солнечные лучики спрятались в деревьях. А это стоят два клена межу темно-зелеными елочками. Теплый красный цвет идет от осины, в золотых листьях утопают липы, березы. Шуршат под ногами опавшие листья.

Все восхищаются этой волшебной красотой. Композиторы пишут о ней песни, музыку, художники - картину.

На доске репродукция И.И. Левитана «Золотая осень».

А поэт слагают стихи.

1-й ученик . И.Бунин.

Лес точно терем расписной

Зеленый, золотой, багряный.

Стоит над солнечной поляной,

Завороженной тишиной.

2-й ученик.

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно - покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные тихие дни.

- Однако в этой красоте не услышишь радостных песен птиц. Многие из них улетают в теплые края, потому что здесь им найти корма.

( Таблица: Перелетные птицы: ласточки, стрижи, трясогузки, соловьи, кукушки, скворцы, гуси, утки, журавли.)

- Одни летят стаей, другие косяком, третьи клином…







Обезьяна Флора и Фауна Земли





3-й ученик. А.Фет.

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали,

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

- Ой, посмотрите-ка и к нам залетели осенние листья.

Игра в парах или тройки.

У каждого участника по два листочка. На один встают другой берут и перекладывают вперед. Кто раньше добежит до условленного места, та команда победит.

- А теперь присядем и отдохнем и поиграем в молчанку. Кто первым скажет словечко, тому и рассказать стихотворение…

- Много изменений в природе происходит осенью. На многие из них указывают в стихах авторы.

А.С.Пушкин.

Уж небо осенью дышало,

 Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу...

- Какие изменения называет автор?

- А теперь отгадайте русские народные загадки: отгадками будут приметы осени:

Ученик. Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле

Только ноги на земле.(дождик)

- Да это дождик. Нам скучно, грустно. Но природе они очень нужны напоить влагой почву, чтобы летом урожаи были лучше.

Ученик. Без крыльев, а летает,

Никто ее не бьет, а она плачет. (туча)

- Да осенью часто свинцовые тучи затягивают небо.

Ученик. Молоко над рекой плыло

Ничего не видно было.

Растворилось молоко,

Стало видно хорошо.

- Туман – это маленькие частички воды. В народе говорят «Грибные туманы» берут корзины и отправляются на тихую охоту.

Ученик. Без рук без ног, а в избу лезет. (холод)

- Чтобы не замерзнуть, включают отопление, заклеивают окна. Ну а сейчас еще раз вместе поиграем.

Я скажу: «Туман»,- вы присядете.

«Туча», - потянетесь и раздвинете ее.

«Зонтик»,- сожметесь под зонтиком.

(Убыстрять слова, похвалить внимательных учеников).

- на смену золотой осени приходит поздняя. Вот как о ней написал поэт Николай Некрасов.

Ученик.

Поздняя осень,

Грачи улетели,

Лес обножился,

Поля опустели.

- А почему поля опустели?

(выставка овощей, ягод, фруктов)

- На нашей выставке найдите отгадку.

Читает 1-й уч.

Вырастает он в земле

Убирается к зиме.

Головой на лук похож,

Если только пожуешь

Даже маленькую дольку

Будет пахнуть очень долго.

Читает 2-й уч.

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Читает 3-й уч.

Не бьет, не ругает, а от него плачут.

Читает 4-й уч.

Расселась барыня на грядке

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

Читает 5-й уч.

Растут на грядке зеленые ветки,

А на них красные детки.

Читает 6-й уч.

Что копали из земли, жарили, арили,

Что в золе мы испекли, ели да хвалили.

Читает 7-й уч.

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост наружу вылез.

Читает 8-й уч.

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява

Кто любит щи, меня ищи.

- Объявляется заячья минутка, всем по кусочку капусты и в это время игра (словесная)

1. Бабушка варила борщ, в борщ она положила – капусту

2. Бабушка варила борщ, в борщ она положила – капусту, лук

3. Бабушка варила борщ, в борщ она положила – капусту, лук, помидоры

4. Бабушка варила борщ, в борщ она положила – капусту, лук, помидор, соль

5.Бабушка варила борщ, в борщ она положила – капусту, лук, помидор, соль и петрушку и т.д. кто больше слов друг за другом запомнит. (для начала можно крепить картинки на доске последовательно).

В заключение игра для всех «капуста» (народная).

Рисуют круг – огород. В него кладут дети свои какие-то вещи, можно осенние листья. В середине сидит хозяин рядом с капустой имитирует работу:

Я на камушке сижу, мелки камушки тешу

Огород свой горожу, чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали: волк и лисица,

Бобер и куница, заинька усатый, медведь лохматый.

По окончании слов дети набегают, хватают капусту и убегают. Кого хозяин поймал выбывает из игры.

Победитель (по сигналу учителя) тот у кого больше всего капусты.



Подведение итогов:

  1. Классифицировать овощи, фрукты, ягоды.

  2. Назвать времена года, перечислить месяцы.

  3. Перечислить приметы осени из стихов и загадок.

Рефлексия:

- Было ли что – то новое?

- Будем еще проводить такие занятия?







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ