Конспект урока на тему "Жизненные ценности нашего класса"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №4»

618554, г. Соликамск Пермский край, ул. Калийная, 146, тел./факс 5-13-83 / 5-32-70

E-mail: school4-solkam@yandex.ru

_________________________________________________________________









Разработка родительского собрания на тему:

«Жизненные ценности нашего класса».





учитель биологии МАОУ «ООШ №4»

Белкина Надежда Владимировна

педагогический стаж 19 лет,

II категория, 12 разряд.











Ученическо - родительское собрание.

Тема: «Жизненные ценности нашего класса».

Цель: определение важных ориентиров в жизни.

Форма проведения: ученическо – родительское собрание. 2 ролевые группы: родители и ученики.

Оформление класса.

  • На доске тема собрания: «Ценности нашего класса».

  • Эпиграф (на доске): «Счастье быть вместе…»

  • Фотогазета, оформленная руками детей: «Я хочу, чтобы лето не кончалось…»

(о летнем отдыхе пятиклассников).

  • Выставка рисунков учащихся класса«Вот оно какое наше лето!»

  • Выставка выращенных овощей и цветов, детских поделок «В гостях у Самоделкиных».

  • Аппликация под эпиграфом из цветной бумаги:

- трава, ромашка, василёк, бабочка, а на этом фоне – дом (с трубой, окнами, дверью, крыльцом), а рядом – 3 фигурки – папа, мама, малыш (взявшиеся за руки).

Инвентарь:

1. Красивая ваза для цветов.

2. Почва.

3. Роза (можно искусственную).

4. Гранулированное удобрение.

5. Песок.

6. Вода.

Подготовка:

  1. Проведение анкеты для учащихся:

Что для меня самое важное в жизни?

Семья,

Здоровье,

Друзья,

Учёба,

Отдых.

Обозначьте цифрами по мере значимости.

  1. Снять видеоролик «Интервью о жизненных ценностях нашего класса». Особенности интервью и вопросы: съёмка должна быть в разных местах (порою неожиданных): в классе, в столовой, на улице, на стадионе, у входа в школу…

Вопросы для интервью.

Представиться.

Продолжить фразу: «В жизни много интересного, но для меня самым важным является…»

Что бы тебе хотелось провести в классе? Где побывать? Кому помочь?..

Анкета для родителей (заполняется по ходу родительского собрания).

Отметьте цифрами по мере значимости.

Важные ценности Вашей жизни:

Семья, дети,

Любовь,

Здоровье,

Друзья.

Лично важные для Вас вещи:

o Труд,

o Дом,

o Автомобиль,

o Отдых.


Ход собрания.

I этап. Организационный.

1. Приветствие.

2. Осмотр фотогазеты, рисунков и поделок детей. Общение детей, родителей и классного руководителя.

3.Объявление темы и цели собрания, эпиграфа: «Счастье быть вместе…» (на доске)

4. Проведение анкеты среди родителей (остаётся у них).

5. Вступительное слово учителя.

Наши дети закончили начальную школу и начали учёбу в старшем звене, в 5 классе. Постепенно они привыкнут к своему положению в старшей школе, к учителям, классному руководителю. Пять долгих лет им идти рука об руку до 9 класса. Дети станут подростками, потом юношами и девушками, делающими первые самостоятельные шаги по дороге с названием ЖИЗНЬ. Как сделать правильный выбор? Как не совершить ошибку?

Известный поэт в одном из своих стихотворений рассуждал о том, что вся наша жизнь – коридор, по обе стороны которого находится множество дверей. На одних дверях написано: «Знаю!», на других: «Верю!». Мы идём по нашему коридору, и перед нами всё время встаёт выбор: в какие двери войти?.. За какими дверьми – истинное, верное, а за какими – ложное? Мы мучаемся, гадаем и, увы, часто ошибаемся, входим не в те двери!.. А потом удивляемся и сокрушаемся: как же так?! Ведь я точно знал, что поступаю правильно! Отчего же все получилось неладно? Загадка, да и только!

«И загадка останется вечной, - соглашается поэт. – Не помогут ученые лбы. Если верим – сильны бесконечно. Если знаем – ничтожно слабы». Каждый раз, когда перед вами встаёт выбор: как жить? – спросите ответ у своего сердца. Ум лукав, а сердце всегда знает правду».

Много нужно учесть разных обстоятельств. Не менее важно научить детей с детства умению оценивать то, что они имеют с позитивной точки зрения.

  1. О позитивной точке зрения на жизнь (учитель).

Сегодня общество резко полярно разделилось на богатых и бедных. Многие гонятся только за деньгами, презирая духовные ценности.

Предлагаю выслушать небольшую притчу «Богатство и бедность». Вдумайтесь в историю.

Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню, чтобы показать ему, насколько бедными могут быть люди. Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына:

- Как тебе понравилось путешествие?

- Это было замечательно, папа!

- Ты увидел, насколько бедными могут люди? – спросил отец.

- Да.

- И чему ты научился из этого?

Сын ответил:

- Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них четыре пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них – бухта, которой не видно края. Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звёзды. У нас чудесный вид на заднем дворе, а у них – целый горизонт.

Отец лишился дара речи.

А сын добавил:

- Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.

Не правда ли, всё зависит от того, с какой точки зрения смотреть на мир? Имея любовь, друзей, семью, здоровье, хорошее настроение и позитивное отношение к жизни, вы получите всё! Но вот купить что – либо из перечисленного невозможно. И если ваша душа не наполнена, сколькими бы материальными благами вы ни обладали, – у вас нет ничего!

7. Беседа.

- Как вы считаете, прав ли мудрец, описавший это наблюдение? (Родители отвечают.)

- Может, у вас в жизни был случай, когда дети оказались мудрее взрослых? Поделитесь с нами! (Рассказы о детях).

8. Раздумья о вечных ценностях.

Недавно в довольно – таки популярном журнале «1000 советов» описывалось подобное. История такова.

Сыну надоело ухаживать за больным отцом. Он решил его живого отвезти в овраг и бросить туда.

С ним увязался сынишка лет шести – семи.

Он схватил саночки, на которых везли дедушку. Отец спросил: «Зачем тебе старые санки, у тебя есть новые!»

Мальчик невозмутимо ответил: « А на чём я тебя повезу, когда ты будешь стареньким?»


Одумался его отец, посадил дедушку мальчика на санки и ухаживал за ним до конца его жизни.


Известный английский философ и экономист Адам Смит писал: «Счастье

посещает нас в разных видах и почти неуловимо, но я чаще видел его среди маленьких детей, у домашних очагов и в деревенских домиках, чем в других местах.

Задумайтесь и над этими словами!


II этап. Опыт

Давайте теперь перейдём к конкретному схематическому примеру жизненных ценностей.

Перед вами прекрасная ваза. Представим, что нам надо вырастить в ней чудесный цветок, допустим,розу.

- Что необходимо для этого?

Верно, нужна почва, но- прежде – камушки, керамзит, чтобы для корней поступал воздух.

- Без чего ещё не вырастет роза? Верно, без удобрений. Это питательные вещества её роста.

- Какое ещё условие необходимо для роста? Конечно, тепло, воздух, свет. (керамзит, землю, светлое гранулированное удобрение перемешать).

- Полна ли теперь наша ваза? Вы считаете, что полна. Похоже, между комочками земли войдёт песок.

- А что ещё можно и нужно добавить, чтобы роза наша не погибла? Верно, воду!

Классный руководитель говорит и пишет на доске.

Ваза – наша жизнь. Роза, (а их может быть 3 и 5 и больше) – семья, дети.

Почва – труд, а это – здоровье!

Удобрение – это питательные вещества для розы, это материальное начало.

ВОДА – это любовь! Это то, на чём стоит и семья, и земля наша! Это первооснова жизни! Вода обладает великой мудростью! Мир без воды – пустыня, хаос, война, разрушение, зависть, эгоизм. Вода – одна из вечных истин!

И, наконец, как тепло, воздух и свет, растению, нам нужны друзья. Без них мир из весёлого разноцветья радуги превратился бы в серый нудный осенний денёк.

Запись на доске.

Жизнь (ваза).

Семья, дети (розы).

Здоровье (труд, почва). Деньги.

Любовь (вода).

Друзья (тепло, свет, воздух).

И в нашей жизни, и в жизни наших детей есть важнейшие вещи (прочесть левый столбик записи), есть и материальное начало – деньги.

Жизнь должна быть полной, даже если что – то другое потеряется!

Удобрение (гранулы) – это вещи, которые лично для нас важны: работа, дом, автомобиль, отдых.

А вот песок (его могло и не быть, а роза бы выросла!) – это мелочи! Из – за них порою жизнь становится невыносимой. Не стоит на них тратить силу и жизненную энергию!

Наша задача: определить жизненные приоритеты, помочь и детям нашим сделать это правильно, чтобы наши дети выросли прекрасными цветами, радующими нас в жизни!

Маленький жизненный опыт у маленького человека, ему надо помочь!

III этап. Просмотр видеоролика, беседа.

Давайте посмотрим видеоролик и узнаем, что же дорого нашим детишкам?

Беседа.

- Чьи высказывания вам понравились больше?

- Кто из детей дал самое интересное, на Ваш взгляд, интервью?

- Может, Вас удивил Ваш собственный ребёнок? Поделитесь. Родители беседуют с классным руководителем, делятся опытом воспитания.


IV этап. Деловая игра.

  1. Подготовка. Родители и дети составляют 2 разные команды. Возможны и смешанные команды.

Задача озвучена.

Каждой команде выдаётся большой трафарет вазы и трафареты роз (у одной команды – красного. У другой - розового цвета). Это самые важные жизненные ориентиры. Всем – кружки (небольшого размера) – это горошки от удобрений – вспомогательные ценности.

  1. Отцы и дети о ценностях жизни.

Уместно озвучив итоги предварительного анкетирования учащихся, родителям выдаются анкеты детей, которые сравниваются с ответами на те же вопросы взрослых. Ответы сейчас пригодятся. Команды заполняют на розах – важные, на горошках – вспомогательные жизненные ценности.

В командах идёт жаркое обсуждение.

Итоги.

Жизненные ценности.

Давайте подведём итоги нашего общего труда и сделаем выводы о жизненных ценностях.

Родители диктуют, а классный руководитель записывает на доске:

ЛЮБОВЬ, КРАСОТА, ДОЛГ, РАДОСТЬ, СОВЕСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ПРОЩЕНИЕ,

СМИРЕНИЕ, САМОСОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, МУДРОСТЬ, ЖИЗНЬ В МИРЕ, ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА, СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ, УДОВОЛЬСТИЯ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ, БОГАТСТВО, ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ, КРАСОТА ПРИРОДЫ, ДРУЖБА, ВЗАИМОПОМОЩЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ, КРАСОТА И СИЛА ИСКУССТВА, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁНОСТЬ…
Важные и вспомогательные ценности сортируются в процессе обсуждения.

На магнитной доске 2 больших вазы с розами красного или розового цвета. Горошки – под вазами.

V этап. Заключительный.

Вот и закончилась наша ролевая игра. Всем спасибо за работу.

Мы подошли к решению нашей задачи о жизненно важных приоритетах.

Все дела, о которых сегодня было сказано и которые записаны на силуэтах роз, а также на горошках, могут включать в себя следующие виды деятельности:

  • познавательная деятельность (нет пределов её диапазонам!);

  • трудовая, спортивная, туристическая деятельность;

  • художественное творчество (сегодня оно представлено фотографиями, рисунками и поделками).

Самыми высшими ценностями для человека остаются:

  • ЖИЗНЬ

  • ЛЮБОВЬ

  • СОВЕСТЬ

  • ДРУЖБА

  • ЧЕСТНОСТЬ

  • ТРУДОЛЮБИЕ…

Несомненно, для того, чтобы жизнь человека была полной, надо уметь отличить

главное в жизни от мелочей и строить жизнь семьи и детей правильно.

В основе жизни лежит Любовь. Ещё И.С. Тургенев писал, что любовью, только любовью движется жизнь.

И семья, и дети, и здоровье, и друзья, и работа, и отдых, и развлечения нужны в жизни, где есть ЛЮБОВЬ.

Естественно, что и дом, и дача, и автомобиль, и мебель, и многое другое появляются у того, кто умеет любить, учиться, работать и отдыхать.

Благодарности.

Позвольте выразить благодарность родителям, чьи дети активно готовили материалы к сегодняшнему собранию: Фоменко Михаилу, Батуеву Владимиру, Голикову Игорю, Бадалову Роману, Мясникову Ивану, Бегалиеву Роману, Попову Владимиру. Благодарности будут записаны в дневники.

В дальнейшей работе мы будем опираться на эти 3 вида деятельности (назовём их 3 кита) с учётом тех жизненных ценностей и ориентиров, о которых все вы говорили сегодня.

Конец собрания.

Спасибо за работу!


На мой взгляд, подобная работа учащихся и родителей была эффективна и решила важные задачи:

  1. Возможности планирования направлений воспитательной работы на 5 лет

(5 - 9 класс).

  1. Изучение родителей и учащихся в процессе коллективной игры (для учителя – ценнейший опыт).

  2. Живое общение даёт возможности сравнения различных точек зрения на будущие жизненные приоритеты учащихся в процессе совместной работы по воспитанию школы и семьи.






Использованная литература.

Л.С. Гурьянова «365 советов вашего ангела – хранителя».

Москва, издательство «Сова» 2008 г.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ