Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему "Казахский героический эпос. "Ер - Торгын".

4 класс

Литературное чтение.

Тема: Казахский героический эпос. «Ер Таргын»

Цель: формирование представлений о героическом эпосе казахского народа и его главном герое батыре - освободителе народа. Освоение содержания произведения «Ер Таргын», главной идеи произведения, воспитание чувства гордости за народ, который не дрогнул перед завоевателями.

Планируемые результаты (задачи урока): предметные: понимание содержания произведения героического эпоса, его темы и основной мысли, умение давать портретную характеристику героя; личностные: понимание силы и непобедимости героя-батыра в борьбе против врага; системно-деятельностные: развитие памяти, мышления, умения отвечать на вопросы и соблюдать логику при пересказе текста; находить слова, выражающие основную мысль в произведении, умение работать в коллективе; производить языковой анализ текста.

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный момент.

Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами ,
И вперед, за новыми знаниями!

2.Слово учителя. Казахский героический эпос - это произведения о борьбе казахского народа с чужеземными захватчиками за свободу родной земли. К героическому эпосу относятся произведения «Алпамыс», «Кобланды батыр», «Ер Таргын» и др. По данным исследователей, произведения героического эпоса относятся к периоду Золотой Орды (конец XIV - нач. XV вв.). Главный герой произведений героического эпоса - батыр, вокруг которого разворачиваются все события. Он сильный, отважный, справедливый, преодолевает все препятствия в борьбе за счастье народа, освобождая его от захватчиков. Он - патриот своей Родины. Таким предстает перед читателем Ер Таргын.

Сообщение темы и цели урока.

  1. Освоение содержания произведения «Ер Таргын».

  1. Слушание текста в исполнении мастеров художественного слова (см. электронный вариант учебника).

  2. Чтение произведения и его анализ.

Характеристика главного героя. Представителем какого народа является Ер Таргын? Кто такие «ногайцы»? От кого они защищали свою землю?

О чем говорит особенность рождения Ер Таргына у престарелых родителей? Какая судьба была уготована мальчику? Чем он отличался уже в детстве от сверстников? Какие черты характера являются главными для героя? (Физическая сила, доброта, спокойная уверенность, отзывчивость, храбрость, любовь к Родине.) Какие качества характера проявил Ер Таргын в борьбе с франками? (Мог скрутить, как ягненка, огромного волка, а спокойствием - усмирить дракона; разбить палицей каменные засовы ворот.)

Почему Ер Таргын пристал к воинам Акша-хана, когда они отправлялись на войну? С каким врагом воевали ногайцы? Как описана мощь и сила франков? (Сильны, храбры, умелые организаторы, не уступают в смелости ногайцам, многочисленны.) Найдите слова, подтверждающие данную характеристику франков. Почему Ер Таргын не сразу вступил в борьбу с врагом? (Как умный воин, он знал, что одной силой врагов не победить.) Как Ер Таргын пробился в стан врагов? Опишите одежду батыра, его коня. Почему так много внимания уделяется коню героя? Какое значение имеет конь для победы батыра? Как смелый прорыв Ер Таргына повлиял на исход боя? С чем сравниваются войска ногайцев во время штурма крепости?

Как Ер Таргын управлял соплеменниками после победы? Кто были его помощниками? Почему бедные и обездоленные люди хотели попасть в улус к Ер Таргыну?

Языковой анализ. Что такое метафора? Метафора — переносное значение слова, когда одно явление или пред мет уподобляется другому на основании их сходства или контраста. Привести приметы метафор, используемых в тексте: тяжелое войско - войско в тяжелых железных доспехах; кровавая битва — бойня, где все залито кровью; закованная в серое железо рать - с головы до ног, закованная в тяжелую броню одного цвета рать.

  1. Составление плана пересказа произведения:

1. Сын Мергена Таргын.

2. Вынужденный побег.

3. Поход и осада крепости.

4.Первый бой Таргына.

5. Кровавая битва.

6. Поражение франков.

7. Ер Таргын - военачальник улуса.

  1. Работа в тетради. Ответы на вопросы и тесты .

  2. Подведение итогов урока. Предметные результаты: дает определение героическому эпосу, его герою; знает содержание, определяет тему и основную мысль, дает характеристику главному герою, находит метафоры; личностные: высказывает свое отношение к поступку героя, называет положительные качества личности героя, которые нужно воспитывать в себе; системно-деятельностные: понимает прочитанное, анализирует содержание и языковые особенности произведения, находит слова для характеристики главного героя и его врагов, формулирует тему и основную идею рассказа.

  3. Рефлексия.



На уроке я работал…

активно

пассивно
 

Своей работой на уроке я…

доволен

не доволен

Урок для меня показался…

коротким

длинным

За урок я

не устал

устал

Материал урока мне был

понятен

не понятен

 

 

 





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ