Конспект урока в начальной школе "Казачья хата"

Тема: «Казачья хата».

Цели и задачи урока:

- знакомство с историей и культурой Кубани, бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты;

- развитие словарного запаса, интереса к прошлому родного края;

- воспитание любви к родному краю;

- развивать речь и мышление учащихся;

- развивать творческие способности детей;

- продолжать обучать детей работать в группах.


Оборудование:

Мультимедийное оборудование, презентация.

Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации, карточки с заданиями.


Ход урока:


I. Организационный момент

Дети сидят группами по 4-5 человек.

Столы сдвинуты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу.

Учитель:

Покажите мне свои красивые глазки. Теперь я вижу, что вы готовы к уроку. Присаживайтесь.


II. Актуализация знаний

Учитель: Любили казаки свой край

И превратили его в рай.

Пахали, строили, служили.

Обычаи и веру сохранили.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Сегодня в прошлое мы с вами попадём,

Дом казака увидим и в него войдём.

О том, как жили, многое узнаем.

Итак, готовы? Мы начинаем.


III. Самоопределение к деятельности

Учитель:

- Скажите, как называется жильё казаков? (хата)

- Сегодня мы узнаем, как и из каких материалов казаки строили свое жильё, «побываем» внутри хаты и узнаем, как она устроена.


- Сформулируйте тему нашего урока. (Казачья хата.)


IV. Работа по теме урока

  1. Рассказ учителя: «Как казаки строили себе жильё»

Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины.

- Почему именно эти материалы были выбраны для строительства домов на Кубани? (ответы детей)

Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша.

По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой.

Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой).

Крыли ее  путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь Технология  сооружения такой хаты  перенесена с Украины. 

Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности.


Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабыцу. Над ней ставили легкий навес. 

Казачья  хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.


- Как назывались такие хаты ? (турлучные)


- А из чего еще строили казаки свое жилище? (из самана)


Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы.

На строительство собирались всем селом.

Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены.


- Послушайте отрывок из стихотворения кубанского поэта Карпенко


«Бабы Моти сказ про реку Челбас».


Строить дом в степи –

Тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи:

То камыш коси,

То саман меси,

То формуй да расставь его к ночи.

Леса нет вокруг,

Всё поля да луг.

В дело шла солома и глина,

И сухой камыш

Для шатровых крыш,

И для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той

Всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло,

В ясный день светло,

А уж летом прохлада какая!



  1. Беседа: «Устройство и убранство хаты»


Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата.


Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница».

«Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных цветами, вышитыми рушниками. Под «божницей» стоял длинный стол с лавками, за которым собиралась вся семья казака.

Царицей в доме считалась печь (груба).

- Как вы думаете почему?

- Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой.

- Какие приспособления использовали казачки во время приготовления пищи? (Ухват, чугунок, кочерга)

- Вспомните, какая посуда была в казачьей хате? (макитра, кринка, кувшин, салатовка)


-В великой (большой) комнате вдоль стен стояли широкие лавы, скрыни (сундуки), в которых казаки хранили одежду, этажерки, на стенах висели шкафы «горки» («угольники»).


-Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавах - самотканые коврики (половыци), окна украшали вышитыми занавесками.


Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.



V. Физкультминутка

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


Присели на свои места.


VI. Закрепление изученного материала


Работа в группах.

  1. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2.Им покрывали жилище сверху. 3.Жилище казака.

По вертикали: 4.Этот плетень использовали для строительства стен дома. 5. Кирпич из глины с примесью соломы.


КРОССВОРД




4






1




















5














2









3
















т






г

р

у

б

а






р








л


с






у


а






к

а

м

ы

ш





х

а

т

а






н





  1. «Проверь себя»

  • Как называется жильё казака?

  • Из чего казаки делали хаты?

  • Какими были первые хаты - саманные или турлучные?

  • Как строили саманные хаты?

  • Как строили турлучные хаты?


  1. Выставка рисунков и поделок учащихся.


VII. Рефлексия

  • Я узнал...

  • Я научился...

  • Я понял, что могу...

  • Мне понравилось...

  • Для меня стало новым...

  • Меня удивило...

  • У меня получилось...

  • Я приобрёл...

  • Мне захотелось...

  • Меня воодушевило...


VIII. Подведение итогов урока.

  • Что у вас получилось очень хорошо?

  • Что не получилось?

  • Чем был полезен для вас урок?


Домашнее задание:

Подготовить рассказ, сообщение о предметах кубанского быта.

















Домашнее задание: выполнить задание в тетради на стр.45 – по возможности принести предмет или его фотографию для выставки в классе.














Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ