Конспект урока в начальной школе "Развитие железной дороги на Кубани" 3-4 класс

Тема: «Развитие железной дороги на Кубани»

3-4 класс

Автор: учитель начальных классов МАОУ СОШ №1 ст. Новопокровская

Сёмочкина Татьяна Николаевна

Цель:

  • формировать  представление об исторически значимых событиях в жизни кубанцев;

  • расширить знания учащихся об истории создания железной дороги на Кубани;

  • познакомить с некоторыми профессиями железнодорожников;

  • воспитывать любовь к своей малой родине.



Оборудование: мультимедийная презентация, карта Кубани 1900-1914 г.г., карточки с историческими фактами, заготовки с номерами для «вагончиков».

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня первый день осени, начался новый учебный год. Промчались каникулы. Вы отдохнули, загорели.

Чтобы узнать, о чём пойдёт речь на первом уроке этого учебного года, отгадайте загадки. (Спайд №2, №3)

-Чем отличаются поезда от другого транспорта? Они ездят по железной дороге.

- А вы знаете, сколько лет исполнилось железной дороге в этом году?

125 лет. Это юбилей.

- Кто путешествовал по нашему Краснодарскому краю этим летом? (Ответы детей).

- А вы знаете, сколько лет исполнилось в этом, 2012 году, со дня образования нашего края?

- В этом году, 13 сентября, наш край отмечает юбилейный день рождения – 75 лет. Это ещё один юбилей.

Совпали два таких юбилея, мы отправимся с вами сегодня в путешествие в историю возникновения железной дороги на Кубани. Поедем на поезде.

- Из чего состоит поезд? Из локомотива и вагонов. Локомотив – это транспортное средство, к которому цепляют вагоны. Он скоро прибудет. А мы пока пронумеруем наши вагончики. (Дети уже сидят по группам, на каждый стол учитель ставит номер.)

- Нумерация вагонов завершена, в путь!

-Как называется железнодорожная станция в нашей станице? Станция ЕЯ. (Слайд №4) Отправляемся от нашей станции. (Слайд №5)

II. Станция «Историческая» .

- Наш поезд прибыл на станцию «Историческая». (Слайд №6)

Информаионный калейдоскоп об истории развития ЖД на Кубани.

Учитель: Развитие экономки на Кубани в начале 20 века требовало расширение транспортной сети.

У учащихся на столе - «вагончике» лежат карты и карточки с историческими фактами. В процессе чтения карточек, идёт работа с картой. Учащиеся знакомятся с развитием транспортной сети Кубани и Черноморья, определяют важнейшие пути сообщения.

После знакомства с карточками, каждый вагончик читает свои карточки.

На экране карта

Учитель: (Слайд №7) В 1887г стала действовать Тихорецко –Екатеринодарская линия и в 1888г открывается Новороссийская ветвь Владикавказской дороги.

Вагончик 1: Исключительно благодаря энергичной инициативе самих кубанцев удалось осуществить проект Черноморско-Кубанской железной дороги. Не случайно именно она получила на Кубани название «казачьей» и наибольшую поддержку местной администрации. Идея сооружения такой дороги принадлежит известному общественному деятелю Кубани, учителю

К. Т. Живило. (Слайд №8)

Вагончик 2: В 1909 году К.Т. Живило берется за сложную задачу – постройку Черноморско-Кубанской железной дороги, которая должна была соединить хлеборобные станицы с портами Азовского и Черного морей. В том же году по его инициативе в станице Брюховецкой собрались представители черноморских станиц, где было принято решение о строительстве железной дороги. (Слайд №9)

Вагончик 3: Весной 1913 года был введен в эксплуатацию первый участок железнодорожного пути Екатеринодар - Тимашевская. Полностью Черноморско-Кубанская железная дорога открылась в сентябре 1916 года.

Вагончик 4: Самую активную поддержку оказал строительству Черноморско-Кубанской железной дороги начальник Кубанской области и наказный атаман Кубанского казачьего войска генерал М. П. Бабыч. (Слайд №10)

Ребята, мы вспомнили сегодня о К. Т. Живило, М.П. Бабыч, но ещё очень многие люди в то время, не жалели сил, времени, здоровья для стрительства железной дороги. Мы гордимся ими. Помним о том, что они делали всё, чтобы родная сторона развивалась, крепла, процветала. Железная дорога строилась быстрыми, для того времени, темпами.

Вагончик 5: В 1910 г. Вводятся в эксплуатацию участки Армавиро-Туапсинской железной дороги.

Вагончик 1: В 1911 г. начинает функционировать железная дорога Ейск – Староминская.

Вагончик 2: В 1913 г. откравается движение по линии Екатеринодар – Ахтари.

Вагончик 3: В этом же году к строительству новой линии от ст. Туапсе приступило Общество по сооружению Черноморской железной дороги.

Вагончик 4: Строительство сети железных дорог способствовало развитию как внутренней торговли края, так и торговли с другими странами; увеличило количество товаров поступающие в Черноморские и Азовские порты, способствуя, тем самым, их развитию.

Вагончик 5: Строительство железных дорог привело к созданию новых рабочих мест, а после окончания строительства необходимы были рабочие для обслуживания железной дороги, причем уровень мастерства многих железнодорожных рабочих был достаточно высок.

- Хотите увидеть, какие поезда были раньше?

Просмотрите слайды. (Слайды №10, №11)

III.Физминутка. Клип песни «Голубой вагон» (Слайд №12)

сл. М. Матусовского, муз. О. Фельцмана

IV. Станция «Современность».

- Мы с вами отдохнули и на поезде из мультфильма прибыли на станцию «Современность».

Просмотр слайдов с изображением современных поездов. (Слайды №13, №14)

Пускай им лёгким будет путь, (Слайд № 15)
Ведь их всегда с надеждой ждут.
Кому любовь они несут,
Кому-то встречу.
А вот других - наоборот,
Уносят вдаль, где их не ждёт
Никто, а просто манит поворот.
Пускай и летом, и зимой
Нас поезда несут стрелой
За сокровенною мечтой,
Что в людях вечна.

V. Станция «Профессиональная». (Слайд №16)

Поездами управляют специально обученные люди. Мы прибыли на станцию «Профессиональную»

Богат наш край.

Моря и горы на Кубани есть,

Но самый главный капитал Кубани

Простой и скромный труженик – народ.

На железной дороге работает очень много людей.

- Ребята, кто хотел бы, когда вырастет, тоже работать на железной дороге?

Какие профессии вы знаете, связанные с железной дорогой?

а) Машинист локомотива управляет поездом, ведёт его в правильном направлении; (Слайд №17)

б) Проводник - это тот человек, от которого в немалой степени зависит уют, комфорт и безопасность пассажиров в дороге. Проверяет билеты, выдаёт постель, напоминает пассажирам о приближающейся станции, следит, чтобы пассажиры вышли на нужной станции. (Слайд №18)

VI. Станция Ея (Новопокровская) (Слайды №, 19, №20)

Вот мы и прибыли на станцию Ея. Мы вернулись с вами домой.

Выступление гостя, работника РЖД. - 1 вариант

2 вариант

Учитель: Железнодорожный комплекс сегодня – это развитая сеть железных дорог, современные, удобные поезда для пассажиров, надёжная перевозка грузов. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов, а также является самым доступным транспортом для многих граждан.

Железнодорожники активно участвуют в подготовке к 2014 году. Что произойдёт в этом году?

Интересные факты и цифры о строительстве ОАО "РЖД" в рамках подготовки к Олимпийским Играм 2014 года:

  • Общая протяженность дорог, создаваемых ОАО "РЖД" в районе проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних Игр 2014года - 157 км.

  • Общее количество новых тоннелей – 17

  • Движение поездов по маршрутам Адлер – Красная Поляна и Адлер – Аэропорт "Сочи" будет осуществляться каждые 15 минут.

  • Во время проведения Олимпийских игр на вокзале Адлера поезда дальнего следования будут прибывать и отправляться с 10-минутными интервалами.

VI. Итог урока.

Пройдёт время, вы подрастёте, закончите школу. Станете выбирать кем быть. Кто-то из вас, возможно, выберет профессию, связанную с железной дорогой, будет дальше развивать эту отрасль. Ведь именно вы – наследники нашей кубанской земли: её истории, её культуры, всех тех бесценных богатств, которые созданы руками старших поколений. Вам приумножать богатства родного края, учиться, трудиться, совершать научные открытия, сочинять стихи и песни о родной земле.

Растёт год от года богатство народа,

И всё здесь, на что ты не глянь,

Мы создали сами – своими руками,

Чтоб стала счастливой Кубань.

Литература:

Автор-составитель Е.Н. Ерёменко «Кубановедение». Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. 3 класс. Краснодар, 2006 г.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ