Конспект урока в начальной школе "Промыслы и ремесла на Кубани" 3 класс








Голикова Ирина Валентиновна

учитель начальных классов

МБОУСОШ №4

Краснодарский край, успенский район, с.Коноково

3 класс

Тема. Промыслы и ремесла на Кубани




















Тема. Промыслы и ремесла на Кубани


Цель: - познакомить учащихся с народными промыслами и ремеслами Кубани;

- развивать интерес к народному прикладному искусству, творческую активность

учащихся, воображение, внимание, мышление;

- прививать учащимся любовь к родному краю;

- воспитывать уважение к культурным и национальным традициям.


Задачи:

- приобщать детей к историческим и духовным ценностям родного края;

- прививать учащимся любовь к народному искусству;

- воспитывать уважение к труду народных умельцев.


Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, выставка работ мастеров.


Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Повторение пройденного материала.

Краснодарский край

Слайды 1-4

Краснодарский край великий –

Это Родина моя,

Это пашни и равнины,

Реки, горы и моря.


А красавица Кубань,

Ты в нее поглубже глянь.

Величава и быстра

Речка горная она.


А зайдешь в леса густые,

Собирай кизил, фундук,

Облепиха, терн, калина,-

Здесь тебя давно уж ждут.


А какой народ кубанский –

Труженик и весельчак.

Сильный, смелый и могучий

Жил и будет жить он так.


Слайд 4

Экспресс – опрос.

1. Назовите главный город Кубани.

Краснодар

2. Кто является губернатором Краснодарского края?

А. Ткачёв

3. Как раньше назывался город Краснодар?

Екатеринодар

4. Как называется гимн Краснодарского края?

«Ты, Кубань, ты наша Родина!»

5. Какое событие состоится в 2014 году в Краснодарском крае?

Олимпийские игры в г. Сочи


III. Сообщение темы и целей урока.


Слайд 5

На Кубани живет славный, трудолюбивый народ, который прославил свой край. Краснодарский край называют по-разному: «Красавица – Кубань», «Жемчужина России», «Всенародная житница». Но для нас с вами – это, прежде всего Родина, отчий дом, любимый уголок России. Но главное его богатство народ.

Сегодня на уроке мы отправимся в интересное путешествие и узнаем, какими же ремеслами и промыслами славиться кубанский народ. Знать народные ремесла, имена народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ. Народные ремесла важная часть традиционной народной культуры. И чего только не умеют кубанские мастера! Из простых материалов создавались истинные произведения искусства.


IV. Изучение нового материала.

-А знаете ли вы, что означают слова «ремесло» и «промысел»?


Слайд 6

Ремесло - профессиональное занятие, изготовление изделий ручным способом для личного употребления.

Промысел – создание и продажа большого количества изделий с целью получения прибыли (денег).

Промысловики на Кубани появились из более развитых областей России.

Коренные жители станиц – казаки занимались земледелием и скотоводством. Те, кто знал какое-либо мастерство, занимались этим лишь «для своих нужд». Для этих занятий нужно было сырье: животного, растительного или минерального происхождения. Каким сырьем был богат тот или иной район, этим ремеслом и занимались люди.


Слайд 7-8

Кубанские народные ремесла насчитывают около 24 видов народных ремесел.

Это художественная обработка соломы, кукурузной шелухи, кости, камня, стекла, кожи.

Вышивка, мережка, вязание крючком, спицами, лоскутковая техника - печворк, ковроткачество,

ковроплетение, керамика, металлопластика, резьба по дереву, лозоплетение, кузнечное искусство, цветоделание, петриковская роспись.

В средние века ремесленники селились в городах по цехам (ремеслам): гончары, ткачи, кузнецы, сапожники, перчаточники. У каждого цеха было свое знамя, а на домах висели вывески с изображением тех изделий, которые изготавливались в цехах и мастерских: на доме сапожника висел сделанный из металла сапог, перчаточника – перчатка. Улицы тоже называли по роду ремёсел и занятий людей. В Москве до сих пор есть улица Мясницкая, Кузнечный мост. В других городах можно пройти по улице Гончарной, Кузнечной, кварталам Резчиков и Ткачей, Соломенной площади.


  1. Ткачество.

Слайды 9-10

Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия девушки успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, скатерти, рубахи.

В доме наших предков прялка была чуть ли не самым главным предметом: она одевала всю семью. Скромную труженицу-прялку, как бы в благодарность за ее работу, покрывали причудливой резьбой, расписывали затейливыми узорами. Славилось ткацкое полотно станиц Некрасовской, Старощербиновской, Успенской, Казанской. Но и до сих пор многие женщины умеют ткать холст, вязать крючком и спицами. Каждая кружевница превращается в художницу: из обыкновенных ниток у неё получается несказанная красота, которая дарит людям праздник.


2. Вышивка.

В небе солнца золотой клубочек

Сыплет нити лучиков-огней,

Собирают их девичьи руки

И узоры шьют на полотне.


-О каком ремесле говорится в этом стихотворении?

Вышивка - один из наиболее распространенных и любимых видов декоративно-прикладного

искусства. Ее произведения – это мир красоты и фантазии.

История вышивки начинается в глубокой древности.

Дочь великого князя Всеволода, основала в Киеве школу, в которой учила искусству вышивки золотом и серебром. Вышивка на одежде выполняла охранные функции, поэтому располагалась на груди, у ворота, на рукавах. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от дурного глаза и болезни, удара молнии и других несчастий.

Вышивали одежду, предметы быта - скатерти, рушники, наволочки, кошельки, чехлы для мебели. В народном быту имел значение платочек. Он был символом верности и памяти о любимом человеке.


Песня (исполняют ученицы)

Над Кубанью солнце поднималось,

Осыпая золотом кругом.

Девушка казачка расставалась

С молодым красавцем казаком.


Этот подарок всегда сопровождал казака в походах, бедняка в чужой стороне на заработках, странника в далеком путешествии.

Вспоминается стихотворение украинского поэта Т.Г.Шевченко о таком платочке.


Я платочек вышивала,

Вышивая, напевала:

Платочек ты мой вышитый,

Узорчатый ты мой!

Вышиваю для подарка,

Платочек ты мой расписной.

Внутри жилища особое место занимали атрибуты «святого угла», праздничные скатерти, рушники, одежда, предметы, использующиеся при выпечке хлеба. Молодая девушка к свадьбе должна была приготовить не менее 40 рушников. Основным видом вышивки является вышивка гладью и крестом.

-Сегодня вы можете увидеть работы мастеров, проживающих в нашем селе: Шаиновой Марины, Никитиной Елены, Малышевой Лидии.


  1. Резьба по дереву. Слайд 11

- Промысел по обработке дерева является одним из самых распространенных. Сейчас почти все вещи в наших домах из магазина. А во времена наших прадедушек, каждую вещь в доме мастерили сами, да и дом-то возводили своими руками. Русский умелец, построив теплую избу, украшал резьбой наличники окон, ворота. Крышу избы украшал деревянный конек.

-Почему именно конь?

-Кто был у крестьянина первым помощником?

-Кто помогал пахать, боронить, возить сено?

Вот за это и стоит конь на самом верху крыши.

Жилища, хозяйственные постройки, мебель, домашняя утварь, земледельческий инвентарь по традиции изготавливались из дерева. Печенко Николай- его работы украшают храмы нашего района.


  1. Кузнечное ремесло. Слайд 12

Ребята, знаете ли вы, кто такие кузнецы?


Кузнец.

Эй, кузнец, молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

- Отчего не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова, -

Раз, два – и готово!

Рассказывают, что каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Они умели подковать своих коней, ковали оружие и всякую домашнюю утварь. КУЗНЕЧНОЕ дело переходило от поколения к поколению. Прекрасные кузнецы жили в станице Старокорсунской. Они ковали топоры, подковы, вилы, лопаты.


  1. Художественная ковка. Слайд 13

Город Армавир издавна славится художественной ковкой. Ковань – это художественное

оформление из металлической полосы или прута. Тонкая и высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решёток, козырьков, оград, ворот. Для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей.


  1. Гончарное ремесло. Слайды 14

«Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу». ( Глина )


- Может кто-нибудь знает, в каком ремесле используется глина?

- Как назывался мастер по изготовлению глиняной посуды? (Гончар)

- Для ведения личного хозяйства нужна была различная посуда. На помощь пришли ГОНЧАРЫ. Их на Кубани называли горшечниками. Глиняная посуда была очень нужна в хозяйстве. Она стала пользоваться спросом.

ГЛЕЧИК – горшок с широким высоким горлом. В этой посуде и в наши дни хранят молоко, сметану. В КРЫНКАХ хранили варенье. В МАКИТРАХ и КУВШИНАХ больших размеров квасили капусту, солили огурцы на зиму. В кувшинах поменьше хранили молоко, масло, творог.

ГОНЧАРЫ свою посуду развозили по селам и станицам и выменивали за пшеницу. Именно по кувшинам судили об искусстве гончара. Если посуда «дышит», сохраняет воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер – настоящий умелец. Тому, кто видел, как работает мастер за гончарным кругом, надолго запомнится чудесное превращение комка глины в красивый сосуд. Каждый мастер старался создать посуду оригинальной формы, расписать её яркими красками.

Славились гончарным мастерством станицы: Пашковская, Губская, Надежная, Отрадная, Мостовская.

Вскоре гончары стали изготавливать и различные строительные материалы: кирпичи, кровельную черепицу.


7. Плетение из лозы, соломы, листьев початков кукурузы.

Слайды 15-17

Из ЛОЗЫ (прутьев вербы) мастера изготавливали корзины. Какие только не плели: и большие, и маленькие, и крошечные. Из листьев початков кукурузы плели кошельки, корзинки, из соломы – большие шляпы. Плели из камыша, тростника – колыбели для детей, столы, стулья. Мастера плетения живут и работают в станицах Полтавской, Марьинской, Старокорсунской, посёлке Пашковском.

На рынках Краснодарского края можно увидеть изделия на любой вкус: хлебницы, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.

А как прекрасны панно из соломки – настоящее золотое чудо! В селе Успенском живут мастера по изготовлению картин из соломки: Козлов Валерий, Гудкова Надежда.


V. Закрепление изученного материала.

Слайд 18


-. У вас на партах лежат половинки пословиц о ремесле. Вам нужно найти начало и конец пословицы и раскрыть их смысл.

Слайд 19


Всякому молодцу ремесло к лицу.

Не просит ремесло хлеба, а само кормит.

Ремеслу везде почет.


«Хозяин сплел несколько корзин и продает их на рынке. Мальчик выбегает с корзинами, предлагая их купить».

- Промысел это или ремесло? ( Промысел).


«Бабушка сплела красивый кружевной воротник и подарила внучке».

- Промысел это или ремесло? ( Ремесло).


- С какими ремеслами вы познакомились на уроке?

- Кто такие гончары?

- Что плели из лозы, соломы, листьев початков кукурузы?

- Кто такие кузнецы? Что они изготавливали?

- Что можно сказать о людях, которые занимались различными ремеслами?


VI. Итог урока.

Слайд 20

- Сделав вещь своими руками, человек вкладывает в неё всю свою душу. Связывает культуру предков и нынешнего поколения. С помощью ремёсел передаются народные традиции, обычаи, культура.


Слайд 21


Сколько сказочных мест у Кубани!

Городов у Кубани не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь!


И сегодня увидели внуки

То, что дедам не снилось вчера.

Золотые кубанские руки,

В каждом доме живут мастера!




Использованная литература.


1. Трехбратов Б.А.

История Кубани: учеб. пособие. – Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 2000 – 440 с.

2. Жинкин А.

Кубань: история, культура, курорты и туризм: учебное пособие /А. Жинкин,

О. Паламарчук. – 2-е изд., доп. – Краснодар: Периодика Кубани, 2003- 520 с.

3. Краевая детская библиотека имени братьев Игнатовых. «Далёкая и близкая добрая старина». (Материал к беседе о традиционной народной культуре) Краснодар, 1999.

Составитель: Шевченко И.В., главный библиограф-краевед.

4. Паскевич Н.Я.

Любимый уголок земли: учебное пособие по развитию речи учащихся 3-4-х

классов общеобразовательных учреждений. – Краснодар: Образовательный издательско-полиграфический центр «Перспективы образования», 2005 – 80 с. ил.

5. Славянск-на-Кубани и Славянский район. Станицы истории. – Краснодар: Советская Кубань, 1995 –176 с.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ