"ЛЕСНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКА" СЦЕНАРИЙ УТРЕННИКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
филиал в селе Новокленское
ЛЕСНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКА
СЦЕНАРИЙ УТРЕННИКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Подготовила
учитель русского языка и литературы
МУХОРТОВА РИММА ВЛАДИМИРОВНА
ЛЕСНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКА
СЦЕНАРИЙ УТРЕННИКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Звучит музыка, выходят герои сказки.
КОЛОБОК:
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешен.
Да в масле пряжен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Куда же я пришел?
ЛЕСОВИЧОК: Добро пожаловать! Куда ты катишься, Колобок?
КОЛОБОК: Куда глаза глядят. А ты кто такой?
ЛЕСОВИЧОК: Я — хозяин леса, Старичок-лесовичок.
КОЛОБОК: О! Я думал, что Старичок-лесовичок существует только в сказках да на картинках.
ЛЕСОВИЧОК: Ты не удивляйся. Я ведь не всем показываюсь. А только тем, кто верит в меня.
КОЛОБОК: А где ты живешь?
ЛЕСОВИЧОК: В лесу. А ты знаешь, что такое лес?
КОЛОБОК: Нет, я еще ничего не знаю, я только из печи.
ЛЕСОВИЧОК: Давай спросим у детей. Ребята, объясните Колобку, что такое лес!
Школьники рассказывают.
ЛЕСОВИЧОК: Нет, друзья, ответ не совсем точный. Деревья растут не только в лесу, но и в поле, и на лугу. В лесу деревья стоят словно солдаты в строю, потому что им тесно. Все они дружно тянутся к солнцу. Но деревья — лишь часть леса. Кроме них, там есть еще кусты, мхи, травы и лишайники. В лесу растут грибы и водятся животные. Они тоже жители леса. Без грибов, зверей и птиц — и лес не лес.
КОЛОБОК: Ой, как интересно, и откуда ты это, Лесовичок, знаешь?
ЛЕСОВИЧОК: Я-то все знаю, а тебе предлагаю познакомиться с книгой В. Морозова «Рассказы о русском лесе».
КОЛОБОК: Ну, а что же ты делаешь в лесу?
ЛЕСОВИЧОК: Вот те на! Да забот у меня полон рот. Я должен обойти весь лес, посмотреть: все ли в порядке?
КОЛОБОК: Лесовичок, возьми меня с собой.
ЛЕСОВИЧОК: Возьму, если ты будешь мне помогать. Бери корзинку, пошли!
КОЛОБОК: А корзинка зачем?
ЛЕСОВИЧОК: В корзинку будем собирать лесные сказки и интересные истории.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
СОРОКА: Караул! Караул! Мокро, сыро, холодно, все перья намочила.
ЛЕСОВИЧОК: Чего трещишь, сорока?
СОРОКА: Ну как же, ну как же: весна в лес пришла, а никто ничего не знает. Всем надо сообщить, всех разбудить. Медведь-соня еще спит, а ведь есть лесная примета: как медведь перевернется на другой бок, так солнце повернется на весну. Эй вы, звери, собирайтесь! Весна на дворе, пора медведя будить.
СЦЕНКА «КАК МЕДВЕДЯ ПЕРЕВОРАЧИВАЛИ» (по произведениям Н. Сладкова)
ЛОСЬ: Эй, медведь, пора! Зима всем надоела. По солнышку мы соскучились. Переворачивайся, переворачивайся, пролежни уж небось у тебя.
СОРОКА: Эх, долбануть бы его в затылок! Сразу бы зашевелился.
ЛОСЬ: Нет, с ним надо почтительно, уважительно. Ау, Михайло Потапыч! Услышь ты нас, слезно просим и умоляем — перевернись на другой бок. Тяжко нам, лосям, стоять в глубоком снегу.
МЕДВЕДЬ: А мне какое дело до вас, лосей. Мне снег глубокий только на пользу: и тепло, и спится спокойно.
БЕЛКА: Ах ты, тюфяк мохнатый, перевернуться ему, видишь ли, лень! А ты бы попрыгал по веткам можжевеловым, лапы до крови ободрал бы, как я. Переворачивайся, лежебока, до трех считаю: раз, два, три!
МЕДВЕДЬ: Четыре, пять, шесть. Вот напугала! А ну — кыш отседова. Спать мешаете.
МЫШКА: Да разве с ним, куцехвостым, так разговаривать надо? Я его сейчас по-мышиному разбужу.
МЕДВЕДЬ: Ой, не могу! Ой, перевернусь, только не щекоти! Охо-хо-аха-ха-ха!
МЫШКА: Перевернулся, как миленький...
ВСЕ: Весна пришла!
КОЛОБОК: Ах, как весело в лесу весной. Мне так хочется танцевать!
Танец Колобка.
ЛИСА: О, старый знакомый. Как ты сюда попал?
КОЛОБОК: А мы шли по следам на снегу.
ЛИСА: Нет, я за собой следов не оставляю, я их хвостом заметаю.
КОЛОБОК: А чьи же это следы?
Конкурс следопытов проводит Лесовичок. На земле или на бумаге нарисованы следы зверей и птиц. Дети должны угадать, чьи они.
ВОРОБЕЙ: Чик-чирик.
СОРОКА: Чему, воробей, возрадовался, чего расчирикался?
ВОРОБЕЙ: Крылья зудят, нос чешется, страсть драться хочется.
СОРОКА: Что драться без пользы! Пришла пора трудиться. Слышишь, вон дятел за работу принялся. (Стук дятла.) Лес от древоточцев и короедов спасает, растолстел даже. Синицы листогрызов истребляют. Вороны по- летели на пашню собирать корнеедов и корнегрызунов.
ВОРОБЕЙ: А я что, хуже других? Полечу своих птенцов комарами, слепнями да мухами кормить.
СИНИЦА - ЛАЗОРЕВКА: Как я рада, как я рада, что родители мои не просто птицы, а синицы-лазоревки. Бедные человеческие птенцы, их кормят всего три раза в день. Мои папа и мама кормят нас 600 раз в день. Нас, птенцов, у них пятеро, каждому в день достается по 120 порций: 40 завтраков, 40 обедов, 40 ужинов.
КОЛОБОК: Ой, какие птицы прожорливые...
ЛЕСОВИЧОК: Но птицы приносят огромную пользу. Обратись вот к этим книгам: Бианки «Птичьи разговоры», Снегирев «Про птиц», Сладкое «Птичьи хлопоты», и ты узнаешь много интересного. Тише, Колобок, слышишь, птицы поют?
Запись птичьих голосов. Конкурс «Птичьи голоса» (угадать, чей голос).
СОРОКА: Ой, беда, ой, беда! Птенцы вывалились из гнезда.
ЛЕСОВИЧОК: Поспешим туда, Колобок. Поможем птенцам вернуться к своим мамам.
КОЛОБОК: А как же мы определим, где их мамы?
ЛЕСОВИЧОК: А в этом нам помогут дети.
Конкурс «Птенцы и мамы». Нарисовать на плакате птиц, а на карточках птенцов. С помощью кнопок ребята должны «прикрепить» птенцов к своим родителям.
КОЛОБОК: А где же мама кукушонка?
ЛЕСОВИЧОК: А мама кукушонка по лесу летает, она за своими детенышами не ухаживает, а только твердит: «Ку-ку,— кому помочь». Эта ленивая птица не хочет вить себе гнездо, а подбрасывает свои яйца в чужие гнезда, и их высиживают другие птицы, поэтому кукушат зовут подкидышами. Вот книжка Скребицкого «Хитрая птица», прочитав ее, узнаешь о кукушке.
БЕЛОЧКА:
Я белочка-красавица,
Меня милее нет.
И всем зверятам нравится
Пушистый рыжий мех...
Прическа очень модная
И праздничный наряд,
И выгляжу сегодня' я
Отлично, говорят.
Ой, уже появились первые грибочки. Хорошо, если лето будет урожайным на грибы, значит, на долгую зиму я обеспечена.
А вы знаете, какие грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки.)
СМОРЧОК:
Я сморчок, сморчок,
От рожденья старичок.
Вырос на опушке,
Шапка на макушке.
Дунул ветер, и сморчок
Повалился на бочок,
Весь в морщинах старичина.
Белочка проводит викторину о грибах со следующими вопросами: Какие птицы едят грибы? (Глухари.) Может ли гриб съесть дом? (Может. Это домовый гриб.)
У этого гриба много названий: дедушкин табак, галкина баня, чертов табачок. Каково его настоящее название? (Гриб-дождевик.) А вы видели поющие грибы? Не видели, не слышали? Так слушайте!
Три грибочка поют частушки:
Шоколадная папаха,
Белый шелковый мундир.
Посмотрев, опенок ахнул:
Настоящий командир!Не играйте вы, опятки,
Дотемна с Ванюшей
в прятки.
Окажите Ване честь —
В Кузовке местечко есть.
3. Сколько лет тебе,
сморчок?
Ты по виду — старичок.
Удивил грибок меня:
Возраст мой — всего два дня.
БЕЛОЧКА: А какие грибы пели, мы должны с вами отгадать по их шляпкам.
Учащиеся отгадывают.
БЕЛОЧКА: Какие растения могут заменить мясо?
Ребята отвечают: «Грибы».
КОЛОБОК: Ой, а я и не знал, что в лесу можно прожить, питаясь грибами.
ЛЕСОВИЧОК: Но не все грибы съедобны, а чтобы не отравиться, я подарю тебе книгу Куликовой «Грибной дождь»,
РОМАШКА С БУКЕТОМ ТРАВ:
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
ТРАВЯНАЯ ВЕДЬМА:
Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет еще цветок. (Дает дурман.)
РОМАШКА:
Разгадала твой обман!
Посмотрите: вот дурман —
Ядовитая трава —
Разболится голова
От подарка твоего,
Забирай назад его!
Ох уж эта Травяная Ведьма! Так и норовит сделать гадость. То порошок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.
ТРАВЯНАЯ ВЕДЬМА:
Я одумалась, ребята. Лучше вместе в лес пойдем. Соберем шалфей и мяту. Нежных ландышей нарвем. Дома их поставим в воду.
РОМАШКА:
Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел ее.
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов,—
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку:
Из даров лесного царства
Люди делают лекарство.
ЛЕСОВИЧОК: Вот, Колобок, мы с тобой и вышли на поляну. Но что это?
ПОЛЯНКА:
Была я красивая, была я
пригожая.
Стала сама на себя
не похожая!
Траву ребята на мне вытоптали, кусты повыломали. Березку на дрова срубили, елочку — на подстилку. Забросали меня пустыми банками, грязной бумагой, щепками, тряпками. Жалуюсь тебе, Лесовичок, Была я лесной полянкой, стала лесной помойкой.
КОЛОБОК: Ой, я, кажется, поранил ногу.
ЛЕСОВИЧОК: Давай зайдем в лесную лечебницу и приложим тебе след белого человека.
КОЛОБОК: А что это такое? Ребята, вы знаете?
ЛЕСОВИЧОК: А я тебе сейчас расскажу одну легенду. Когда белые люди заселяли Америку, то на подошвах своей обуви они занесли семена подорожника. И «заселилось» это растение вдоль дорог, а индейцы, увидев его, говорили — это след белого человека, а позже все узнали его полезные свойства. Сейчас мы приложим тебе лист подорожника и остановим кровотечение.
Кто поранил пятки?
Подходи, ребятки!
Подорожник выручит!
Подорожник вылечит!
У него листок —
Доктор с ноготок!
БЕЛОЧКА вбегает: Лесовичок, у меня живот разболелся, решила первых сморчков отведать. Помоги мне. Дети, давайте определим, какие травы дать белочке.
ЛЕСОВИЧОК: Вот тебе лекарство: пижма, тысячелистник, ольха, подорожник.
ЗАЯЦ: Ой, убегал от лисы, сердечко выпрыгивает. Скорей помогите.
Дети показывают травы.
ЛЕСОВИЧОК: И для тебя есть лекарство: боярышник, валерьянка, пустырник.
СОРОКА: Помогите, спасите! Совсем голос пропал, пока в лесу летала, новости разносила, голос потеряла!
Дети называют лекарственные травы.
ЛЕСОВИЧОК: А тебе, Сорока, поможет шалфей.
КОЛОБОК: Лесовичок, спасибо тебе, я даже не чувствую своей раны.
ЛЕСОВИЧОК: Спасибо надо говорить не мне, а матушке-земле. Это она растит для нас зеленую аптеку. Знакомьтесь с этими растениями.
Вручает книгу о лекарственных растениях.
Пошли, Колобок, дальше проверять лесные владения.
МУРАВЕЙ:
Все тащу, тащу я ношу.
Тяжела она, но я ее не брошу.
Я себе построю дом.
Буду жить прекрасно в нем.
До чего ж соломинка
большая,
Запыхался я, ее таская!
ЛЕСОВИЧОК: Может, вместе ношу потаскаем, а потом немножко поиграем?
МУРАВЕЙ:
Никому соломинку не дам,
Дотащу ее до дому сам.
А играть мне с вами некогда теперь,
Я спешу построить в доме
дверь.
КОЛОБОК: Вот упрямый труженик.
ЛЕСОВИЧОК: Муравьи - самые трудолюбивые жители леса. В доме, построенном их силами, живут до 25 тысяч муравьев. Муравьи-то бывают разные по величине: от 1 мм до 6 см, а на Земле живет до 10 тысяч видов муравьев. Жители одного муравейника уничтожают от 5 до 8 млн. вредных насекомых. А, например, один древесный муравей может доставить за лето в муравейник 5 литров сладкого молока от тли. Муравейник — это дружная семья, где у каждого свои обязанности. В ней есть разные муравьи — строители, рабочие, воины и даже царица.
КОЛОБОК: Интересно, а книжка о муравьях есть у тебя, лесовичок?
ЛЕСОВИЧОК: Конечно. Вот книга Н. Романовой «Муравей Красная точка». Пойдем дальше знакомиться с лесными жителями.
КИКИМОРА: Ах, вот вы где. Весне радуетесь? На солнышке греетесь? А я не люблю ясную погоду. Люблю мрак, сырость, гниль, слякоть. Не люблю, когда всем весело. Люблю, когда все чихают, болеют. Я вас заколдую: «Абра-кадабра-апчхи...»
Все звери, птицы, цветы и пр. опускаются и замирают.
ЛЕСОВИЧОК: Освобождай, Кикимора, наших друзей.
КИКИМОРА: Ладно, ладно.
СЦЕНКА «ЛИСА И ЕЖ»
ЛИСА: Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.
ЕЖ: А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
ЛИСА: Да не то чтоб некрасивый. ..
ЕЖ: Может, я с колючками неуклюжий?
ЛИСА: Да не то чтобы неуклюжий. ..
ЕЖ: Так какой же я такой с колючками-то?
ЛИСА: Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный. А я вот тебя в лужу сейчас столкну, и ты станешь съедобным!
ЕЖ: Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, а от тебя, Лиса, и подавно уйду.
КОЛОБОК: Кто это мою песенку поет? Значит, колобки и в лесу живут?
ЛЕСОВИЧОК: Это лесной ежик по тропинке бежит, всех мышей, змей пугает, осиные гнезда разоряет.
КОЛОБОК: Так он вред приносит лесу?
ЛЕСОВИЧОК: Да, вред от ежа есть, но и польза большая, а какая — узнаешь из книжек Скребицкого «Пушок» и «Колючая семейка». Колобок, я слышу, деревья плачут! Поспешим туда! (Подходят к деревьям.) Березонька, что с тобой?
БЕРЕЗА: Полвека прожила я на свете и все думала, что я береза, но прошлой весной подошел ко мне турист и на боку у меня вырезал «Ваня». Летом дачник подошел и вырезал «Леня». Осенью грибник присел отдохнуть в тени и вырезал на коре «Миша», а сегодня за соком березовым пришел мальчик, вытащил огромный ножище и вырезал «Эдуард». Так что же я, наконец, береза или Эдуард? И почему все кому не лень тычут в меня ножами?
КОЛОБОК: А я и не знал, что на свете есть такие жестокие люди.
ЛЕСОВИЧОК: Ребята, а вы так не поступаете? Ой, рябина-рябинушка, что взгрустнула ты?
РЯБИНА: Была я тонкой рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня ребятишки как липку, разделали под орех. Ни ягод на мне, ни сучков, ни веток — хоть в костер головой. Хоть бы ты, дуб, меня защитил.
ДУБ: Что ты, что ты! Я сам теперь, голубушка, такой, что краше в дровяной сарай кладут. Всю-то осень с меня желуди сшибали. Камнями да палками по голове колотили, всю душу вытрясли. Был я дубом, стал дубиной...
ЛЕСОВИЧОК: Бедные вы мои деревья. Ведь деревья — это наша жизнь, и какую огромную пользу они нам приносят! Ребята, а вы об этом знаете?
Конкурс «Угадай, какое дерево, чем полезно»: Береза — лечебные почки, сок, листья, березовые веники. Кедр — шишки, орехи, смола. Ель — иголки, шишки, древесина. Дуб — желуди, кора, дубильные вещества. Осина — бумага, спички, сахар, зайцы едят кору, дятлы в ней строят гнезда. Клен — мебель, музыкальные инструменты, медонос.
ЛЕСОВИЧОК: Ну, что, Колобок, пора нам заглянуть в избушку, передохнуть, лесного чая попить. Кто это там стучит, входите!
ДЕРЕВЬЯ: Мы, молодые дубки, липки, клены, елочки, жалуемся на людей! Они топчут нас, ломают, портят. Для них шуточки, а мы на всю жизнь калеки. Просим понимания и защиты.
КОЛОБОК: Какая беда! А мне в лесу так нравится, здесь прохладно, свежо, красиво.
ЦВЕТЫ: Обрадовались мы солнцу, зацвели на свою голову. Кто пройдет — букет наломает. Стоим ободранные — сами себе противны, а зацвели, думали, сами радоваться будем и других радовать. А сейчас — ни себе, ни другим. Ветер, ветер, разнеси по земле наши печали!
ГРИБЫ: Что хотите с нами делайте: на куски режьте, жарьте, варите, даже маринуйте. Но только не выдирайте с корнем, не разрывайте вокруг лесную подстилку, не портите нашу грибницу! А не послушаетесь, так и вообще расти перестанем!
СОРОКА: А птицы жалуются на коллекционеров, да не на тех, кто собирает жуков, бабочек, а на тех, кто коллекционирует птичьи яйца. Сколько из-за этого погибает в лесу гнезд, а ведь каждое яйцо — это будущая птица.
ЛЕСОВИЧОК: Все так изранено в лесу, как после войны. Здесь уцелевших не найти ни ели, ни сосны. Березу ножиком пырнул какой-то живоглот. Мне кажется, из-под коры моя слеза течет. От этой черствости людской болит душа моя. Под искалеченным дубком не ветер стонет — я. Вот муравейник подожжен кощунственной рукой... Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой! Земля в ожогах и рубцах, как в дни большой беды... Хмельного ухарства следы, беспечности следы. Ушли, увидев красоту, смутив лесной уют, не услыхав, что за спиной все листья слезы льют.
КНИГА плачет: Ой-ой-ой!
КОЛОБОК: Вот никогда не видел, чтобы книги ходили. Ну, а ты на что жалуешься?
КНИГА:
Я люблю побродить
по зеленой стране.
Здесь друзей заводить
очень нравится мне.
На сюрпризы горазд
Молчаливый народ
И за то, что отдаст,
Ничего не берет.
В той стране — благодать,
Удивительный свет.
Вот бы нам разгадать,
В чем тут главный секрет.
Загляни-ка со мной
В эту славную жизнь,
И с зеленой страной
Навсегда подружись.
Танец цветов.
ЛЕСОВИЧОК: Вот и подошло к концу наше путешествие, Колобок. Загляни в корзинку, много ли ты набрал лесных историй?
КОЛОБОК: Да, тяжела моя корзина. Пойду-ка я к бабушке и дедушке, прочитаю все эти книги и стану таким же умным, как ты, Лесовичок.
ЛЕСОВИЧОК: А вам, ребята, я советую разобрать этот муравейник из книг, прочитать их и узнать много нового и интересного для себя.
Звучит музыка.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ