Литературно - музыкальная композиция, посвящённая Великой Отечественной войне «Свет родных берёз»

Рыбакова Наталия Алексеевна

МБОУ «СОШ № 20» г. Энгельса, Саратовской области

Учитель начальных классов



«Свет родных берёз»

Литературно- музыкальная композиция,

посвящённая Великой Отечественной войне.

Звучит фрагмент песни В. Баснера «С чего начинается Родина»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.


С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

Ведущий.

С чего начинается Родина? Наверное, с этих белых берез.



Ученик. Берёза – любимое дерево всех русских людей. Берёзку милую, родную издавна считают символом России.



Ученик. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда на Руси сравнивали с нежной и красивой девушкой. Ей посвящали свои лучшие произведения поэты и художники. Она гордость и символ нашего народа.

(На экране слайды – картины, на которых изображены берёзы)

Ведущий.

Русскую берёзку запечатлели на своих картинах художники Левитан «Берёзовая роща», Саврасов «Грачи прилетели», Куинджи создал целую серию картин о берёзах. Её воспевали в своих стихах поэты С.Есенин, Цветаева, Фет, Прокофьев, Рубцов, и многие другие.

Глядя на картину «Грачи прилетели» писатель Гаршин назвал её «чудом природы: звонкая капель, дымка и тонкие берёзки, такие знакомые и родные»

Ученик. Ты до того, берёзонька, красива!

И в полдень жаркий, и в часы росы.

Что без тебя немыслима Россия

И я немыслим без твоей красы.

Под фонограмму песни «То берёзка, то рябина….» девочки–берёзки в сарафанах и с ветками берез выполняют танцевальную композицию. (Ветки берёз сделали на уроках труда)



Видио «Начало ВОВ. Грамзапись слов Левитана об объявлении войны. Звучит призыв: «Вставай, страна огромная….»



Ведущий. В годы войны берёза была символом непобедимости России. Вот как пишет об этом М.Бубеннов в своём романе «Белые берёзы»:

«…Всё поле было сплошь изрыто снарядами и минами…. Всюду по полю чернели груды металла…, был кровавый горячий снег.
А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где всё было пропитано смертью, на небольшом, голом пригорке, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая берёза. Сама природа даровала ей бессмертие…»

Ученик в солдатской гимнастёрке и пилотке на фоне песни «Берёзы»

«Я трогаю русые косы, ловлю твой задумчивый взгляд, над нами весь вечер березы  о чем-то чуть слышно шумят. Березы, березы, родные березы не спят..

Быть может, они напевают знакомую песню весны, быть может, они вспоминают суровые годы войны. Березы, березы, родные березы не спят..

читает стихотворение М. Селезнёва:

За селом, вдали, на перекрестке
Полевых, едва заметных троп
Я узнал солдатские березки,
У которых рыл себе окоп.
И невольно вспомнил, как стонали 
Ветки от их взрывов и огня... 
Возле тех березок подобрали 
Чуть живым товарищи меня. 
С той поры с любовью о березках 
"Говорили часто мне бойцы:
"Ты бы злую смерть не пересилил, 
Ты бы тяжких ран не перенес, 
Если б мы тебя не напоили 
Светлыми слезинками берез".

(На экране слайд солдатской могилы, около которой растёт берёза)

Ведущий.


Ученик. Тихо стоят берёзы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии ВОВ. Лучших свидетелей не найти.

(Видиоролик «Солдатские могилы» «Вечный огонь», можно слайды.)



Ученик. Стоят три березки у вечного огня в любом уголке России, потому что каждый четвёртый человек погиб на войне.

Звучит куплет песни В. Баснера - Сл: М. Матусовского «Берёзовый сок»

«Лишь только подснежник распустится в срок, лишь только приблизятся первые грозы, на белых стволах появляется сок,- То плачут березы, то плачут березы..» 



Ученик. Неизвестно, кто давал позывные фронтовым радиостанциям, но не было полка, дивизии, корпуса, где молоденькая, стройная, как березка, радистка не кричала бы в трубку полевого военного телефона: «Я – береза! Я – береза! Отвечайте!»



Ученик. Сколько приказов и сводок передала она. Сколько сообщила радостных вестей, что маленький населённый пункт, которого и на карте нет, наконец, взят.

Но слышала фронтовая рация и другие слова нашей русской березы…



Аудиозапись « Я – БЕРЁЗА» (Записан монолог на диск или магнитофон на фоне разрывающихся снарядов)

«Я – береза! Наш контрольный пункт окружили немецкие танки! Все ушли в атаку. Нет, никто не вернулся! Я одна! Я одна! Я не успею сжечь документы! Давайте огонь на меня!

Верка, подружка моя дорогая, кончится война, если вернешься домой, позвони моим! Телефон 55- 24 -20. Повторяю: 55- 24 -20! Если подойдет бабушка, ей не говори, у неё слабое сердце. Маме скажи, что ваша Женька не вернётся, она осталась на войне.

- Товарищи, они уже идут! Огонь на меня! Я –берёза! Я –берёза!»



Ученик. Растёт в Волгограде берёзка, растет на той самой земле, которая пережила 200 огненных дней и ночей. Она помнит разрушенный город, взрывы бомб, реки крови, стоны умирающих. Здесь насмерть стояли советские солдаты, выстояли и победили.



Звучит песня «РАСТЕТ В ВОЛГОГРАДЕ БЕРЕЗКА».

Музыка Г. Пономаренко, Слова М. Агашиной

Ты тоже родился в России, краю полевом и лесном. У нас в каждой песне – береза,
Береза под каждым окном. На каждой весенней полянке - Их белый живой хоровод...
Но есть в Волгограде березка, – Увидишь - и сердце замрет.

Ее привезли издалека в края, где шумят ковыли. Как трудно она привыкала
К огню Волгоградской земли! Как долго она тосковала о светлых лесах на Руси…
Лежат под березкой ребята, об этом у них расспроси.


Трава под березкой не смята – Никто из земли не вставал. Но как это нужно солдату,
Чтоб кто-то над ним горевал. И плакал светло, как невеста, и помнил – навеки, - как мать!
Ты тоже родился солдатом – Тебе ли того не понять!



Ученик.

Для меня ты часть России, есть она и будет, и была.

Вот березку росы оросили и стоит она белым бела.



Ученик.

Сколько раз осколки били в каску, но живым я вышел из огня.

Верил я не в присказку, не в сказку, а в берёзку, ждущую меня.



(На стендах вдоль стены или на столах оформлена выставка книг о войне, литература из школьного музея военных лет)


Ведущий.

Ребята, посмотрите на нашу выставку. Это только маленькая частица, написанная о войне. Трудно поверить, но книги, очерки, военные газеты играли большую роль на войне. Библиотекари и сестрички в госпиталях читали книги и газеты раненым солдатам, отдаляя на время их боль. В освобожденных селах учителя дарили солдатам книги. Во время войны на фронт было послано множество книг, брошюр, походных библиотек.

Постоянно выпускались фронтовые газеты. Но не всегда для этого была бумага. И вот береста сослужила ценную службу советским патриотам.

В 1942 году в одной из лесных типографий на березовой коре печаталась газета «Партизанская правда». Некоторые номера её до сих пор бережно хранятся в архивах

г. Минска.



Звучит фонограмма песни «День победы» (Один куплет)

Ученик.

Затихли военные грозы, свинцовый не цокает град.

Но горькие раны берёзы как память о прошлом хранят.

Летела б во мраке планета, и трудно бы людям жилось

Без этого доброго света исконных российских берез.



Ученик.

Русь, Россия. Испокон века была страной, где сочетались труд и нужда, горе и радость. Люди приходили к березе и делились с ней самым сокровенным.

Видеофрагмент из к/ф «Калина красная»,где В.М.Шукшин среди берёз.



Ученик.

Стволы старых берез напоминают трудовые мозолистые крестьянские руки, которые делают любую работу. А молодые, тоненькие, прямые березки похожи на стройных русских девушек.



Девочки исполняют танец «Во поле береза стояла»

Ученик.

Многое могут люди. И посадить березку, и вырастить её, и даже послать земную русскую красавицу в заоблачную высь. Брали в свои

звездные рейсы наши космонавты фотографии родных, значки, вымпелы, флажки и книги. А Борис Волынов взял с собой веточку подмосковной березы. Выдержала она невесомость, атмосферное давление и вернулась на Землю, приживили её снова к родному стволу и приросла она, зацвела на радость людям!

Ведущий.

И больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево.



Ученик читает стихотворение

В весенний день мальчишка злой пронзил ножом кору березы.

И капли сока, точно слезы, текли прозрачною струей.

И вот она, от муки холодея, увянет к будущей весне.

Иссохнет ствол, и ветви онемеют, и помертвеют корни в глубине.



Ведущий. Я думаю, что ни один из вас не поступит так, как этот мальчишка. Мы не дадим завянуть и умереть живому. И пусть распустятся листочки на березке, которая у нас в гостях. Сейчас вы раскрасите свои листочки и прикрепите на нашу берёзку.



На магнитной доске нарисован ствол березы с ветками, дети под фонограмму песни Прокофьева.А. и Э.Ханока «Вы шумите, шумите надо мною берёзы» прикрепляют листочки на ветки березы.



Заключение

Ученик

Где бы ни росла береза – всюду она приносит радость и свет,

Она символ России, символ Родины.





Ученик

Опять о них, кудрявых и белёсых, а что тут делать,

Если на Руси, у всех дорог встречаются березы,

Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.



Ученики хором скандируют текст на слайде:

Россия – шепчут нам березки.

Россия – шепчут камыши.

Россия – ключ журчит в ложбинке,

И я им тихо вторю «Русь»

Заканчивается композиция песней «Березы» в исполнении группы «Любе» «Отчего так в России березы шумят..» (2 куплета)







Приложение.

Можно затем на классном часе провести небольшую викторину по содержанию, раскрасить листочки, написать на обратной стороне ответы и прикреплять листочки, отвечая на вопросы.

Вопросы викторины.

1.Кто написал картину «Грачи прилетели»? ( Саврасов)

2. Как назвал эту картину писатель Гаршин? (Чудо природы)

3. Кто написал стихотворение «Белая береза»? (Есенин

4. Кто написал картину «Березовая роща» ( Левитан»

5. Когда началась ВОВ? (22 июня 1941г)

6. Сколько дней шли бои под Сталинградом? (200)

7. В каком году печаталась газета на бересте и как она называлась? (В 1942, «Партизанская правда)

8. Когда закончилась ВОВ. (9 мая 1945г.)

9. Кто брал в космос веточку березы? ( Волынов)

10. Чем считают на Руси березу? (Символом России)



7



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ