Логопедическое занятие по развитию речи для детей 5 – 6 лет

Васильева Надежда Андреевна

Учитель-логопед

ГБДОУ № 35 комбинированного вида Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Логопедическое занятие по развитию речи

для детей 5 – 6 лет

(Предполагается участие родителей)

Птичкин день


Цели: Развитие предметного словаря по теме «Птицы»; закрепление классификации перелётных, зимующих, домашних и других птиц, обитающих на территории нашей страны; развитие психических функций – мышления, фантазии, воображения, памяти в игровых заданиях; развитие звуко – слоговой структуры слова; упражнять в составлении звуковой схемы слова и чтении слов; развитие лексико – грамматического строя речи; автоматизация звуков в речи; закрепление умения определять количество слогов в слове; упражнять в дифференциации твёрдых и мягких звуков; пальчиковая гимнастика «Птичка».

Оборудование: Зимующие (синица, сорока, сова, дятел, голубь, клёст) и перелётные (грач, соловей, скворец, стриж, кукушка, трясогузка) птицы; три скворечника с одним, двумя и тремя окнами; изображения птиц, состоящих из одного, двух, трёх и четырёх слогов (грач, журавль, лебедь, ласточка, кукушка, соловей, трясогузка); синий и зелёный мячики; картинки с изображением птиц, имеющих мягкие и твёрдые звуки (чайка, грач, утка, ворона, сова, сорока; свиристель, дятел, скворец, лебедь, клёст, воробей, соловей, синица); картинки других птиц – удод, коршун, чайка, снегирь, аист, дрозд, щегол; две магнитные доски (мольберты); ковролин; дерево; птицы - поделки (птенец в гнезде, синица, ворона, ласточка, гусь, курица, цыплёнок); стол; персонаж Незнайка; конверт; зелёные и синие квадраты; красные кружочки; магнитофон с записью «Голоса птиц».


1. Игра «Встреча птиц».

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

- Пришла весна, прилетают перелётные птицы и встречаются с зимующими. Помогите этим птицам (картинки лежат на полу) разделиться на две команды. Догадайтесь, как правильно прикрепить птиц на магнитные доски.

Перелётные птицы – кукушка, грач, скворец, трясогузка, стриж, соловей.

Зимующие птицы – сорока, клёст, дятел, сова, синица.

- Как же перелётные птицы находят дорогу домой? (Ответы детей).

- Есть предположения – по звёздам, по магнитному полю. Точного ответа нет, поэтому пока для нас это тайна.

- Какие ещё бывают птицы? (Домашние, дикие, водоплавающие и другие).

- Поиграем в игру «Найди свой скворечник».


2. Упражнение «Найди свой скворечник».

- На столе лежат картинки с изображениями птиц, а на ковролине вы видите три птичьих домика с одним, двумя и с тремя окнами.

-В скворечнике с одним окном живут птицы, у которых слово состоит из одного слога; с двумя окнами – из двух слогов; с тремя окнами - из трёх слогов.

- Птицы перепутались. Помогите им найти свой домик.

(Дети находят картинку с птицей, называют её и находят её домик).

Первый скворечник – грач;

Второй скворечник – журавль, лебедь;

Третий скворечник – ласточка, кукушка, соловей.

Для трясогузки домика нет. (В слове четыре слога).


3. Незнайкины задания «Путаница».

- К нам пришёл Незнайка, принёс конверт. Посмотрим, что там.

- Какой красивый конверт и на нём Незнайка что-то написал: «Детям группы «Светлячки». Мои любимые выражения».

- Что? Разве такое бывает? Послушайте!

- Червяк склевал скворца. Как правильно сказать? (Скворец склевал червяка).

- Песня спела соловья. (Соловей спел песню).

- Мохнатая гусеница съела кукушку. (Кукушка съела мохнатую

гусеницу).

- Птица высидела птенцов и отложила яйца. (Птица отложила яйца и высидела птенцов).


- Посмотрим, что в конверте. А здесь какие-то птицы. (Разложить перевёрнутые картинки на столе). Вы выбираете наугад и составляете звуковую схему слова.

Птицы – щегол, дрозд, аист, снегирь, чайка, коршун, удод.

- Эх, Незнайка! Посмотри, как мы будем играть в игру «Умный мячик».


4. Игра «Умный мячик».

- Кто получит синий мяч, назовёт птицу, в названии которой есть твёрдый звук. Кто получит зелёный мяч, назовёт птицу, в названии которой есть мягкий звук. На ковролине вы видите картинки-подсказки.

Твёрдый звук – чайка, грач, утка, ворона, сова, сорока.

Мягкий звук – свиристель, дятел, скворец, лебедь, клёст, воробей, соловей, синица.

-Пойдёмте играть. Вставайте в полукруг. (Дети передают мяч друг другу и называют слово).


5. Игра «Умники и умницы». Пословицы и поговорки.

- Вы любите фантазировать, придумывать, узнавать что-нибудь удивительное? Тогда следующая игра для вас! Называется она «Умники и умницы».

- Вы услышите пословицы и поговорки, где людей сравнивают с птицами и попробуете придумать к ним объяснение. А все удивятся: «Вот это да!», « Молодец! (Называя пословицу, прикреплять соответствующую птицу на дерево).

- Первая ласточка. (Первый, выполнивший задание, поручение).

- Считать ворон. (Быть невнимательным, отвлекаться. Ротозейничать, смотреть по сторонам, бездельничать).

- Лучше синица в руках, чем журавль в небе. (Лучше иметь мало, но сейчас, чем много и неизвестно когда).

- Желторотый птенец. (Малознающий, маловидящий в жизни).

- Как с гуся вода. (Говорят о тех, кто воспринимает происходящее с беспечностью, равнодушием, безразличием).

- Цыплят по осени считают. (Не говори о результате, пока его не получишь).

- Может быть наши гости знают другие пословицы и поговорки? – (Ответы гостей).

- А некоторые гости задумались и «смотрят сычом» - мрачно и угрюмо. А вот ещё поговорка: «Пух и перья летят».

- Когда так говорят? (Когда кто-то громко кричит и спорит).

- После такой игры, настроение у всех замечательное! Хочется летать!

- Повернитесь, покружитесь – подумайте в каких птичек превратитесь.


6. Пальчиковая гимнастика «Птичка».

- Поверните ладони к себе, перекрестив. Большие пальцы цепляются друг за друга. Остальные сомкнутые пальцы – крылья.

Большие пальчики – голова птиц,

Скрещённые ладони – крылья.

Помашите ладошками – «крыльями» и, когда вы услышите пение птиц - «полетайте», представляя себя выбранной птицей (фонограмма «В мире животных»).


Логопедическое занятие проводится в игровой форме. Для успешности выполнения в каждой части используется наглядный материал, представленный в разделе «Оборудование». Ценность занятия в том, чтобы картинки с изображениями птиц не повторялись, имели разный размер и материал. Структура занятия состоит из фонетико – фонематических и лексико – грамматических заданий и предполагает умение читать, знание гласных и согласных звуков, классифицируя их по твердости – мягкости. Радость и удовольствие доставит детям участие родителей в игре «Умники и умницы» о пословицах и поговорках.

Литература:

  1. О. И. Крупенчук «Научите меня правильно говорить».

Санкт – Петербург «Литера», 2001г.

  1. В. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь.

Санкт –Петербург «Лань», 1997 г.

  1. Андрей Усачев «Великий могучий русский язык».

Москва «Полиграф – Проэкт», 2011 г.



















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ