Конспект урока развитие устной речи по теме «Овощи: лук, морковь» для 2 класса



Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида № 86»






Конспект урока развитие устной речи по теме «Овощи: лук, морковь»




Тип урока: комбинированный.

Класс: 2 Б




учитель начальных классов : ПОТАШОВА Н.Е.








Нижний Новгород





Тема урока: «Овощи: лук, морковь»

Цель: формировать понятие «овощи» на основе знакомства с особенностями строениями лука и моркови.


Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять представления учащихся об овощах.

  2. Формировать умения составлять описательный рассказ с опорой на

графическую схему.


Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие навыков словообразование на основание упражнений в образовании относительных прилагательных; коррекция зрительного, слухового внимания, операций сравнения.


Воспитательные:

  1. Воспитывать мотивацию к учению и общению.


Оборудование: набор предметных картинок с изображением овощей; натуральные предметы (лук, морковь) , сигнальные карточки, карточки для самостоятельной работы.
































Структура урока

Хронометраж

I. Организационный момент


II. Логопедическая работа

а)упражнения на развитие дыхания.

б)упражнения на развитие мышц языка,губ.

в)игра «Доскажи словечко».


III. Работа с календарем природы


IV. Введение в тему


V.Повторение.

1. Игра « Угадай предмет»

YI. Новый материал.

1.Работа с загадками.

2.Рассказ учителя о свойствах овощей.


VII. Физкультминутка


VIII. Закрепление нового материала

1)Игра «Найди по признаку овощ».

2)Работа по таблице.

3)Упражнение в образовании относительных прилагательных.

4)Самостоятельная работа.

5.Игра « Угадай на вкус»

IX.Сообщение домашнего задания.


X.. Оценка и итог урока



1мин.


2 мин.






1 мин.


1 мин.


4мин.


15мин.




2 мин.


12 мин.







1 мин.


1мин.




















Ход урока

Содержание

Обоснование

  1. Организационный момент.

Ребята посмотрите: у каждого из вас на парте лежит картинка с изображением овоща. Кто правильно назовет, тот садиться.

Долгожданный дан звонок - начинается урок.

Мы тихонечко сидим.

Смело, четко говорим.

II. Логопедическая работа (дифференциация звуков «р-л»)

Для того, чтобы красиво, правильно говорить необходимо подготовить речевой аппарат к работе: сядем правильно; повторяем упражнения за мной:

  1. упражнения на развитие дыхание:

-вдох через нос, выдох через рот

-вдох через рот, выдох через нос

2) упражнения на развитие мышц языка, губ:

А) «Свои губы прямо к ушкам,

Растяну я, как лягушка»; (губы в улыбке, рот закрыт)

Б) «Вкусное варенье» (облизать кончиком языка губы, движения выполняем по часовой стрелке);

В) «Качели» (рот открыт, язык поднимаем к верху, за зубы, затем отпускаем за нижние зубы);

Г) «Лошадка».

3) Игра «Доскажи словечко» в (досказанном слове называем 1-й звук);

Есть одна игра для вас:

Я прочту стихи сейчас,

Я начну , а вы кончайте.

Хором дружно добавляйте.

А) Помогает деду внук-

Собирает с грядок…(лук) Делим слово на слоги,

Выделяем первый звук.


Б) Надо поклонится низко

Чтобы вытащить …(редиску)

В) Сидит на грядке крепко

Желтая …(репка)

Ребята, с какими звуками мы сейчас работали? Дайте их характеристику.

III Работа с календарем природы.

- Какое сейчас время года?

- Сколько всего осенних месяцев?

-Какой сейчас идет месяц?

-Какой сегодня день недели?

Рассказать о погоде сегодняшнего дня:

- Какое сегодня небо?

- Есть ли на улице ветер?

- Какой он?

- Расскажите о сегодняшней погоде.




IV. Введение в тему.

  1. «Вот и осень!

В огороде

Собирается народ.

Зрел все лето урожай

Что собрали? Угадай?»

а) Золотая голова велика и тяжела,

Золотая голова на грядку прилегла.

Голова велика. только шея тонка.

(тыква)

б) Летом в огороде- свежие, зеленые,

А зимою в бочке- хрустящие, соленые.

(огурцы)

в) В огороде вырастаю,

А когда я созреваю-

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят.

(помидор)


- Ребята о чем эти загадки?

- Где растут овощи?

- Когда они поспевают?

Сегодня на уроке мы будем говорить про овощи. Познакомимся со свойствами овощей, узнаем их признаки сходства и различия, их пользу для человека. Каждый из вас будет иметь возможность высказываться.

V. Повторение.

Игра «Угадай предмет»

Вот в этой корзинке лежат овощи, а какие вы угадаете сами.

Вы будете задавать мне вопросы, я на них отвечу, кто догадается о каком овоще идет речь, поднимите руку.

Вопросы, которые задают дети:

-Какого цвета?

-Какой формы?

-Кислый, горький или сладкий на вкус?

VI. Изучение нового материала.

1.Работа с загадками.

а) Скинули с Егорушки

Золотые перышки.

Заставил всех Егорушка

Плакать и без горюшка». (лук)

б) «Сидит девица в темнице,

А коса на улице». (морковь)

Чтение темы урока учащимися.

2. Рассказ учителя о свойствах овощей.

Ребята послушайте меня внимательно. Чтобы ответить на мои вопросы правильно, надо попробовать овощи, они у вас у каждого лежат на тарелочке.

- Какого цвета лук?

Лук золотистого цвета.

Прочитаем слово «золотистый» хором: по слогам, целым словом.

По размеру лук бывает маленький и большой.

Посмотрите, у вас есть лук большой или маленький?

Какой формы лук? Круглый.

Ребята, а теперь попробуйте лук на вкус.

- Правильно, он горький.

- А если я надавлю на него сильно, что капает из лука?

(сок). Значить какое свойство есть свойство у лука?

- Он сочный.

А сейчас назовите мне цвет моркови.

Она по цвету оранжевая. Прочитаем слово: по слогам, хором, каждый произнесет целым словом. Андрей Бурнаев – проговорит его громко по слогам.

- Какая морковь бывает по размеру (у детей на партах морковь различного размера).

- Бывает большая и маленькая.

- Какой формы морковь?

- Она «длинная, вытянутая» по форме, прочитайте по слогам, целыми словами.

Дима Жданкин – только отчетливо по слогам.

- Попробуйте морковь и скажите о ее вкусе.

- Сладкая.

- Проверим, есть ли у моркови сок. Давайте натрем ее через терку, посмотрите сколько сока. Значит морковь какая? (сочная).

Ребята, а что можно приготовить из этих овощей?

- Правильно, эти овощи очень нужны человеку. Без них не обходится ни одно блюдо. Из моркови выжимают сок, он очень полезен для здоровья. Лук – защита от многих болезней, особенно от простуды. «Лук от семи недуг».

Лук и морковь полезны для здоровья. В них много витаминов. Это овощи – защита от простуды и других болезней.

VII. Физминутка.

Выполнение движений с речевым сопровождением.

«Мы картошку накопали (ходьба)

Огурцы с гряды нарвали (приседания)

Выдернули всю морковь (наклоны вперед)

Срезали капусту ловко (махи руками «мельница»)

И в корзине от земли

Вам в подарок принесли (руки через стороны вверх, потянуться, опустить руки)».

А сейчас тихонько сели и продолжаем работу.

VIII. Закрепление.

1) Игра «Найди по признаку овощ»

- Учитель читает утверждение, учащиеся поднимают соответствующую карточку: если речь пойдет о моркови – карточка с изображением моркови, если о луке – карточка с изображением лука.

Это сочный горький овощ.

У него длинная вытянутая форма.

Цвет золотистый.




По вкусу сладкий.

Это очень полезный овощ.

- Ребята похожи эти овощи друг на друга внешне?

(Нет они отличаются по цвету и по форме)

- Что общего у лука и моркови?

- Лук и морковь сочные, полезные. Они растут в огороде

2) Работа по таблице.

Ребята вам нужно к слову, называющему овощ подобрать слово, обозначающее признак.

Морковь-?

Лук-?

Слова: Оранжевая, желтая, сочная, горький, круглый, золотистый.

3)Упражнение в образовании относительных прилагательных. ( Игра «мяч»)

Суп из лука- луковый суп.

Сок из лука-………….

Салат из лука- ………..

Сок из моркови- ……..

Пирог из моркови- …….

Салат из моркови-……….

4) Самостоятельная работа ( задания дифференцированы по уровню сложности)

Учащиеся составляют предложения с опорой на графические схемы . В результате получается рассказ.(Слабые учащиеся получают карточку , по которой составляют простое предложение. Сильные уч. составляют весь рассказ)

Это …. .

… горький , сочный.

Саша ест ... суп.

Это … .

… сладкая, сочная .

Оля пьет … сок.

5.Игра «Угадай на вкус»

2команды. По очереди выходят к доске. Глаза закрывают, пробуют овощ на вкус и угадывают его. Составляют предложение.

IX. Сообщение домашнего задания.

Стихотворение про овощи.

Сильные - выучить наизусть.

Слабые - выразительное чтение.

X.Оценка и итог урока.

-С какими овощами познакомились?

-Какие новые слова изучили?

-Что понравилось на сегодняшнем уроке?

-Что было самым интересным?

Выставление оценок (оцениваем активность каждого, правильность ответов, самостоятельность)

Настрой детей на деятельность.









Подготовка органов артикуляции к работе; закрепить знания о звуках «р-л»; коррекция слухового внимания. речи.










Развитие фонематического слуха; формирование интереса к изучаемому предмету.













Активизация внимания, речи; коррекция мыслительной деятельности ( развитие операций сравнения).








Активизация познавательной деятельности,

формирование интереса

к изучаемой теме.






Работа над коррекцией обобщения.

Подготовка к восприятию нового материала















Формирование познавательного интереса, работа над развитием речи.Актуализация опорных знаний.










Применяю предметный уровень учебной деятельности.




Коррекция речи, обогащение словаря учащихся.




Объяснение ведется с опорой на различные анализаторы.











Формирование знаний на основе наблюдения, опыта, социальная адаптация, расширение жизненного опыта учащихся.








Обобщение учащиеся делают самостоятельно.



Смена видов деятельности, коррекция двигательной сферы учащихся, повышение

интереса к уроку.






Использование сигнальных карточек, как обратная связь; коррекция слухового внимания, развитие концентрации внимания и переключаемости с одного предмета на другой.




Развитие операций



обобщения.

интереса к уроку.


Развитие речи на уровне словосочетания.

Развитие внимания.







Расширение словарного

запаса, умения правильно строить фразу. Подготовка к работе с предложениями.


Формирование навыков самостоятельной работы. Дифференциация по степени самостоятельности и по уровню сложности.
















Даю инструктаж по выполнению дом. задания; Дифференциация по степени сложности, уровню речевого развития.



Еще раз дети вспоминают этапы урока, делают выводы.



Самоанализ урока.



Данный урок был проведен 28 ноября 2008 года. Тема урока «Овощи: морковь, лук» соответствует программе данного класса. Тип данного урока – комбинированный, поэтому структура урока, содержание и методы были выбраны в соответствии с программой и поставленными целями.

Основной целью урока было формировать понятие «овощи» на основе знакомства с особенностями строения лука и моркови.

Частая смена видов деятельности, (игры, загадки), использование дифференцированного подхода к учащимся (при самостоятельной работе, при объяснении нового материала) были применены, чтобы обеспечить достаточно быстрый темп урока, активность класса и сохранить произвольное устойчивое внимание. С этой же целью на уроке использовались следующие методы: объяснительно-иллюстративный (беседа, таблица, натуральные предметы), частично-поисковый (формирование знаний на основе наблюдения, опыта), развивающие игры, загадки, а также фронтальные и индивидуальные формы работы, организацию обратной связи через сигнальные карточки.

Повторение пройденного материала было проведено в форме игры, цель которой – воспроизведение в памяти учащихся уже имеющихся знаний. Такая форма работы повышает интерес учащихся к уроку.

Объяснение нового материала начиналось с отгадывания загадок, что способствовало определенному эмоциональному настрою. Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.

Объяснение нового материала было конкретным, доступным и наглядным, с применением ИКТ.

Следующим логическим этапом урока являлось закрепление полученных знаний. На этом этапе урока были проведены различные игры, самостоятельная работа. В целях коррекции мышления детей задания отличались постепенно нарастающей трудностью, а также последовательным повышением самостоятельности в работе школьников. При этом учитывались индивидуальные особенности мышления, памяти учащихся, и задания были индивидуализированы.

Для самостоятельной работы учащихся был подобран материал различной трудности и использовались карточки.

Положительные эмоции, стремление к активной познавательной деятельности вызывалось у детей также системой поощрений.

Домашнее задание было дифференцированно по степени сложности и уровню речевого развития детей.

Подводя итог урока, учащиеся еще раз вспоминают этапы урока, делают выводы. Работа учащихся на уроке оценивается учителем.

На данном уроке хотелось больше внимания уделить расширению словарного запаса учащихся, умению правильно строить фразу, формированию мотивации к общению и учению.

Считаю, что урок построен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, что также повлияло на его продуктивность.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ