ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» для 1-4 классов
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Возраст обучающихся – 7-10 лет
Срок реализации программы – 3 года
Пояснительная записка
Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего.
В связи с изменениями, происходящими в нашей стране, возникла потребность
пересмотреть имеющийся опыт учебно-воспитательной деятельности, сравнивать запросы
общества с теми результатами, которые даёт современная школа.
Наблюдения показали, что сейчас утрачиваются духовные ценности детей, не
удовлетворяется познавательный интерес к своей малой родине.
Учащиеся, выходя из начального звена, имеют низкий уровень знаний по художественной культуре родного края. Поэтому стало необходимым введение регионального компонента в содержании начального образования.
Исходя из запросов школы, родителей, детей, из проблемы занятости школьников во внеурочное время возникла потребность в создании такой программы, которая отвечала бы всем требованиям. Содержание и методика преподавания народного искусства регионального уровня отражено в программе по внеклассной работе «Устное народное творчество».
Программа рассчитана на возраст 7-10 лет, продолжительность обучения 3 года.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. К каждому занятию учащиеся ведут самостоятельную поисковую работу.
Цели программы:
1. Формирование нравственных и духовных ценностей младших школьников.
2. Воспитание любви к Родине, к своему народу через устное народное творчество.
Данные цели определяют следующие задачи:
1. Формирование интереса к народным обрядам, обычаям, праздникам через освоение нравственных основ национальной культуры.
2. Формирование современных взглядов на место человека в мире в соответствии с народными представлениями.
3.Воспитание трудолюбия, скромности, творчества, понимания коллективного характера народного искусства и причастности к его сохранению и дальнейшему развитию.
4. Формирование умений и навыков по использованию традиций народной художественной культуры в повседневной жизни.
Ценностные ориентиры программы:
1. Формирование духовной культуры личности.
2. Приобщение к общечеловеческим ценностям.
Учебно-тематический план
Теория
Практика
ВСЕГО
Первый год обучения
1. Наш древний Новгородский край
20
18
38
2. Народная календарная поэзия
34
16
50
3. Русские сказки
8
8
16
4. Пословицы, поговорки, загадки
6
8
14
5. Русские народные песни
6
6
12
6. Знакомство с произведениями русского народного
декоративного искусства
6
8
14
Всего
144
Второй год обучения
1. Край мой древний-земля Новгородская
20
10
30
2. Детский фольклор. Поэзия пестования
9
9
18
3. Бытовой фольклор
8
8
16
4. Детская обрядовая поэзия
18
18
36
5. Потешный фольклор
6
10
16
6. Игровой фольклор
4
12
16
7. Русские народные сказки
6
6
12
Всего
144
Третий год обучения
1. Детская обрядовая поэзия
26
16
42
1. Историческое краеведение
34
16
50
3. Легенды, песни, предания, былины
10
16
26
4. Суеверные рассказы, этиологические, басни
12
2
14
5. Русские народные сказки
6
6
12
Всего
144
Содержание программы
Первый год обучения
I. Наш древний Новгородский край.
а). Знакомство с историческим прошлым нашего древнего края.
1. Занятия в классе по теме: «путешествие в старину». «Что было до…».
2. « Где жила Машенька?» Практическое занятие – строим дом.
3. «Как рубашка в поле выросла?»
4. «Во что играли в старину?» Практическое занятие « Моя любимая кукла» (изготовление
кукол из тряпок и мочала).
5. «Бабушкин сундучок» (из истории русского костюма).
6. «Как петух попал на полотенце». Практическое занятие «Вышивка на листе».
б). Экскурсии: В Новгородский Кремль, Ярославо дворище, Юрьево, Вятославицы,
.
Изучение быта, обычаев, песен, игр новгородцев. Знакомство с иконописью, древними новгородскими мифами.
Участие в фольклорных праздниках. Сбор материала о семейных традициях.
Оформление выставки к празднику 8 марта.
II. Народная календарная поэзия. Изучение песен, обрядов, поверий, связанных с земледельческим календарём.
Участие в праздниках в честь осени, зимы, весны и лета:
«Приди, осень золотая!»
«Здравствуй, зимушка-зима».
«Проводы русской зимы».
«Праздник пастушков».
III. Русские сказки.
Знакомясь с русскими сказками мы узнаём истиннорусский язык. Показать богатство, мягкость и чарующую силу русского языка.
Способствовать составлению сказок самими учащимися. Оформить их в общеклассную книгу сказок «Мои первые сказки». Проводить конкурсы рисунков, поделок к изученным сказкам. Инсценировать сказки.
IV. Русские народные песни.
а). Знакомство, разучивание, инсценирование русских песен. Посещение фольклорных праздников, прослушивание грамзаписей. Знакомство с творчеством русских певцов: Ф. Шаляпин, К.Обухова, Л.Русланова. Прослушивание и посещение выступлений русских народных хоров.
V. Пословицы, поговорки, загадки, потешки.
Показать духовный мир, идеалы, взгляды на жизнь наших предков. Способствовать расширению словарного запаса учащихся. Подобрать пословицы, поговорки, загадки по темам.
Составить общеклассный альбом «От желанья к исполнению - приложи уменье» и оформить его рисунками учащихся.
VI. Знакомство с произведениями русского народного декоративного искусства.
Познание художественных особенностей и культурно – исторической значимости произведений:
а). «У нас под ногами клад». Гжель - центр народной керамики.
6
б). «Путешествие в сказочный мир Городца».
VII. Художественная роспись по дереву.
в). «В гости к золотой хохломе». Роспись деревянной посуды.
г). Праздник русской матрёшки. Русский национальный костюм, знакомство с русским костюмом. Выставка рисунков, поделок, матрёшек из ткани, аппликации.
VIII. Практические занятия.
а). « Собирайся детвора, начинается игра» - оформление альбома с описанием изученных игр.
б). Творческие работы. Изготовление мягкой игрушки (сбор лучших поделок).
в). Инсценирование песен, сказок, игр по выбору учащихся. Показ родителям, детям на концертах художественной самодеятельности.
г). Викторина «Мир старины».
д). Выставка поделок «Рукам работа, душе праздник».
К концу 1 года обучения дети должны:
1) знать построение русской избы, её обстановку, научиться делать её из бумаги;
2) знать несколько новгородских традиционных игр. Уметь в них играть.
3) знать элементы росписи золотой хохломы, уметь использовать её в рисунках;
4) знать историю возникновения сказки, научиться самим её составлять и инсценировать.
Второй год обучения
1. Край мой древний – земля Новгородская.
а). История новгородских ремёсел и промыслов, вышивка, плетение из лозы и бересты, ткачество, рыболовство, земледелие).
б). Одежда древних новгородцев. Основные компоненты женского и мужского костюмов.
в). Из истории льна. Обработка льна.
Практическое занятие.
г). основные занятия крестьян.
2. Детский фольклор.
I. а) вступительный урок (что такое фольклор?)
II. б) поэзия пестования (колыбельный период):
1) колыбельные песни;
2) пестушки;
3) потешки;
4) прибаутки;
5) докучные сказки.
III. Бытовой фольклор:
1) детские народные песни;
2) приговоры, заклички;
3) дразнилки и прозвища;
4) страшилки.
IV. Потешный фольклор:
1) словесная игра;
2) молчанки и голосянки;
3) поддёвки;
4) сечки;
5) скороговорки;
6) небылицы, небылицы – перевёртыши;
7) загадки.
V. Детская обрядовая поэзия (проводится и изучается во время народных праздников. Практические занятия).
VI. Игровой фольклор:
1) жеребьёвки;
2) считалки;
3) мирилки.
VII. Русские народные сказки:
1) русские народные сказки;
2) новгородские сказки;
3) практическая работа.
VIII Былины: «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Василий Буслаев и Новгородцы», «Садко», «Исцеление Ильи –Муромца», «Илья Муромец и Соловей – разбойник».
а) чтение былин;
б) обсуждение;
в) конкурс рисунков.
IX. а).Предания:
«Пугач и Салтычиха»;
« ночь на Ивана-купалу» и т. д.
б). Легенды:
«О царе Петре-истинном»,
« О царе Петре-ложном»,
«О Наполеоне».
в). Христианские легенды:
«Никола-угодник и купеческий сын»,
«Николай-чудотворец»,
«Илья пророк и Никола».
V. Суеверные рассказы:
«Пряничная гора»,
«Волга и Кама»,
«Оборотень»,
«Леший» и т. д.
К концу 2 года обучения дети должны:
1) знать основные компоненты одежды древних новгородцев, уметь их различать;
2) знать ремёсла и промыслы (ткачество, рыболовство, вышивка, плетение из бересты), научиться «первым шагам» плетения и вышивки;
3) принимать посильное участие в сборе фольклорного материала (завести фольклорные тетради);
4) научиться различать виды фольклора (детский, бытовой, потешный, игровой).
Третий год обучения
I а) детская обрядовая поэзия (проводится и изучается во время народных праздников): «Покровские посиделки», Рождественские праздники», «Проводы зимы», «Закликание птиц» и т. д.
б) потешный фольклор;
в) игровой фольклор.
II. Историческое краеведение.
1. Изучение истории города В. Новгорода и посёлка Панковка:
а) это было в древнейшие времена. Первобытнообщинный строй;
б) Новгород в IX- XI веках;
в) Новгород и новгородская земля в XII- XIV веках. Образование единого Российского государства. Присоединение Новгорода к Москве;
г) Новгородская земля в XVII –XVIII веках (польско-шведская интервенция; хозяйственное развитие,
культура);
д) современный город В. Новгород.
е) посёлок Панковка (история, развитие, современность);
ж) сбор и оформление материала в виде альбомов, зарисовок, составление рукописного журнала по краеведению «Мой край».
2. Народные промыслы и ремёсла:
а) знакомство с новгородскими промыслами и ремёслами;
б) встречи с интересными людьми. Приглашение художников-любителей, ремесленников. Посещение творческих мастерских;
в) практические занятия – берестой, русской вышивкой, резьбой по дереву (с привлечением специалистов-консультантов), плетением. Составление экспозиций и оформление классных выставок).
III. Русские народные сказки:
чтение сказок Новгородского края, обсуждение, инсценировка.
VII. Фольклорная проза.
Исторические предания и легенды:
1. Киевская и Новгородская Русь:
1.1. Основание Киева.
1.2. Признание Рюрика.
1.3. Поход Святослава на греков.
1.4. Свержение Перуна в Новгороде.
2. Татаро-монгольское нашествие и свержение вражеского ига:
2.1. Евпатий Коловрат.
2.2. Казак Ермачок.
2.3. Про Мамая-безбожного.
2.4. Три Ивана
3. Иван Грозный, Ермак, Кудеяр:
3.1. Воцарение Ивана Грозного, Иван Грозный в Новгороде.
3.2. Ермак и ермаковцы.
4. Степан Разин и разинцы:
4.1. Предание о Степане Разине.
5. Крестьянская война под руководством Е. Пугачёва.
6. А.В. Суворов.
6.1. Суворов и солдаты. Дедушка Суворов в Альпах.
6.2. А.В.Суворов на Новгородчине.
7. ПетрI.
8. И.Кутузов и Наполеон.
9. Народные заступники.
VIII Практические занятия:
а) занятия лепкой из глины, плетение из бересты;
б) участие в конкурсах, выставках, концертах.
К концу 3 года обучения дети должны:
1) принимать посильное участие в народных праздниках «Покровские посиделки», «Рождество», «Проводы зимы», «Масленица»);
2) познакомиться через различные исторические источники с образом жизни древней земли Новгородской, красочной историей края;
3) знать рождение новгородской сказки, её язык, произношение.
знать понятие фольклорной прозы, уметь различать предания и легенды.
Литература:
1. Круглый год: «Русский земледельческий календарь» А.Ф.Некрылова.
2. «Русский детский фольклор» М.Н.Мельников.
3. «Чудесный короб» (русские народныепесни, сказки, игры, забавы) Г.Науменко.
4. «Двенадцать месяцев года» В.А.Миронов.
5. «Берестяная почта столетий» В.Л.Янин.
6. Новгородский край (материал науч. конференции1984г.).
7 Л.А.Мельман, Н.В. Степанова «Устное народное творчество» (Новгород1996г.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»-1год
1. Наш древний Новгородский край. – экскурсия по селу
2. Знакомство с историческим прошлым нашего древнего края.
3. Занятия в классе по теме: «путешествие в старину».
4. «Что было до…».
5.Экскурсия в школьный музей «Крестьянский быт»
6. « Где жила Машенька?» Практическое занятие – строим дом.
7. «Как рубашка в поле выросла?»
8.Экскурсия в музей «Обработка льна»
9. «Во что играли в старину?» Практическое занятие
10 Экскурсия в сельский музей «Самодельные куклы»
11-12.« Моя любимая кукла» (изготовление
кукол из тряпок и мочала).
13. «Бабушкин сундучок» (из истории русского костюма).
14. Экскурсия в школьный музей «История русского костюма»
15. Экскурсия в сельский музей «История русского костюма»
16.Рукоделие.
17. Экскурсия в школьный музей «Вышивка»
18. Экскурсия в сельский музей «Ткачество»
19-22.Практическое занятие «Ткачество на станке»
23. «Как петух попал на полотенце». Практическое занятие «Вышивка на листе».
.24-27. Экскурсии в В.Новгород
28. Изучение быта новгородцев
29. Изучение обычаев новгородцев
30.Изучение песен новгородцев
31.Изучение игр новгородцев.
32. Знакомство с иконописью,
33.Знакомство с древними новгородскими мифами.
34.-35 Участие в фольклорных праздниках.
36-37. Сбор материала о семейных традициях.
38 . Оформление выставки «Моя родословная»
39. Народная календарная поэзия-теория
40.Изучение народных песен,
42-46Сбор фольклора у местных жителей
46-47.Изучение обрядов (теория)
48-51Сбор фольклора у местных жителей
52-53.Изучение поверий, связанных с земледельческим календарём.
54-56. Сбор фольклора у местных жителей
57-60 Подготовка к празднику в честь осени
61.Участие в праздниках в честь осени, «Приди, осень золотая!»
62-65. Подготовка к празднику в честь зимы
66 Участие в праздниках в честь зимы, «Здравствуй, зимушка-зима».
67-71 Подготовка к празднику в честь зимы«Проводы русской зимы».-
72-73.Изготовление чучела зимы
74.Участие в праздниках в честь зимы «Проводы русской зимы».
75-78Подготовка к празднику в честь весны «Прилёт птиц»
79.Участие в праздниках в честь весны «Прилёт птиц»
80-83. Подготовка к празднику в честь лета «Праздник пастушков».
84.Участие в праздниках в честь лета «Праздник пастушков».
85-87.Подготовка к празднику в честь лета «Праздник цветов».
88.Участие в праздниках в честь лета «Праздник цветов».
89.Русские народные сказки (теория)
90.Посещение школьной библиотеки
91. .Посещение сельской библиотеки «Русские сказки» -викторина
92-93.Мои любимые сказки Конкурс рассказчиков.
94-95 Подготовка к .конкурсу рисунков «Русские сказки»-
96.Конкурс рисунков «Русские сказки»-
97-98 Подготовка к .конкурсу поделок «Русские сказки»-
99..Конкурс поделок «Русские сказки»-
100.-104 Подготовка к инсценировки сказок
105. Инсценировка сказок
106 Знакомство с русскими народными песнями
107-108 Разучивание русских народных песен.
109-110.инсценировка русских песен.
111.Посещение фольклорных праздников,
112.прослушивание грамзаписей русских песен.
113. Знакомство с творчеством русских певцов: Ф. Шаляпин,
114. Знакомство с творчеством русских певцов. К.Обухова,
115. . Знакомство с творчеством русских певцов Л.Русланова.
116.Прослушивание выступлений русских народных хоров.
117 Посещение выступлений русских народных хоров.
118.-119 Пословицы по темам (о дружбе, о труде, о природе)
120.Иллюстрации к пословицам
,121-123. Поговорки по темам,
124.Иллюстрации к поговоркам
125-127 Загадки по темам.
128. Иллюстрации к загадкам
129. Потешки
130. Иллюстрации к потешкам
131. Составить общеклассный альбом «От желанья к исполнению - приложи уменье» и оформить его рисунками учащихся.
132 Знакомство с произведениями русского народного декоративного искусства.
133 Познание художественных особенностей и культурно – исторической значимости произведений:
134. «У нас под ногами клад». Гжель - центр народной керамики.
135.Экскурсия в сельский музей «Посуда»
136-137.Роспись посуды
138. «Путешествие в сказочный мир Городца».
139.Декоративная роспись
140 «В гости к золотой хохломе».
141. Роспись деревянной посуды.
142. Праздник русской матрёшки. Русский национальный костюм, знакомство с русским костюмом.
143.Изготовление матрёшек из ткани, аппликации.
144.Выставка рисунков, поделок,
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»-2год обучения
1-2.Край мой древний-земля Новгородская
3-4.Чтение и обсуждение былин «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей».Конкурс рисунков.
5-6. Наш древний Новгородский край. – экскурсия по селу
7-8. Знакомство с историческим прошлым нашего древнего края.
9-10. Занятия в классе по теме: «путешествие в старину».
11-12.Экскурсия в школьный музей «Крестьянский быт»
13-14. Чтение и обсуждение былин «Василий Буслаев и новгородцы».Конкурс рисунков.
.15-16. «Как рубашка в поле выросла?»
17-18.Экскурсия в музей «Обработка льна»
19-20.Из истории русского костюма.
21-22. Экскурсия в школьный музей «История русского костюма»
23-24. Экскурсия в сельский музей «История русского костюма»
25-26.Рукоделие.
27-28. Экскурсия в школьный музей «Вышивка»
29-30. Экскурсия в сельский музей «Ткачество». Практическое занятие «Ткачество на станке»
31-32. Вступительный урок (что такое фольклор)
33-34.Поэзия пестования (колыбельный период)
35-36. Изучение песен новгородцев
37-38. Участие в фольклорных праздниках
39-40.Потешки
41-42.Прибаутки
43-44.Докучные сказки
45-46. Сбор фольклора у местных жителей
47-48. Сбор фольклора у местных жителей
49-50.Бытовой фольклор
51-52.Детские народные песни
53-54.Приговоры, заклички
55-56.Прозвища
57-58.Дразнилки
59-60.Страшилки
61-62. Сбор фольклора у местных жителей
63-64. Сбор фольклора у местных жителей
65-66.Детская обрядовая поэзия
67-68. . Народная календарная поэзия-теория
69-70. Подготовка к празднику в честь осени
71-72.Участие в праздниках в честь осени, «Приди, осень золотая!»
73-74. Подготовка к празднику в честь зимы
75-76Участие в праздниках в честь зимы, «Здравствуй, зимушка-зима».
77-78.Подготовка к празднику в честь зимы«Проводы русской зимы».-
79-80.Изготовление чучела зимы
81-82.Участие в праздниках в честь зимы«Проводы русской зимы».
83-84Подготовка к празднику в честь весны «Прилёт птиц»
85-86.Участие в праздниках в честь весны«Прилёт птиц»
87-88. Подготовка к празднику в честь лета «Праздник пастушков».
89-90.Участие в праздниках в честь лета «Праздник пастушков».
91-92.Подготовка к празднику в честь лета «Праздник цветов».
93-94.Участие в праздниках в честь лета «Праздник цветов».
95-96. . Народная календарная поэзия-теория
97-98..Изучение народных песен,
99-100.Сбор фольклора
101-102.Потешный фольклор
103-104.Словесная игра
105-106.Молчанки и голосянки
107-108.Поддёвки
109-110.Сечки
111-112.Скороговорки
113-114.Небылицы-перевёртыши
115-116.Загадки
117-118.Игровой фольклор
119-120.Жеребьёвки
121-122.Считалки
123-124.Мирилки
125-126.Суеверные рассказы «Оборотень»
127-128. Суеверные рассказы «Волга и Кама»
129-130. Суеверные рассказы «Леший»
131-132. Суеверные рассказы «Пряничная гора»
133-134.Русские народные сказки-теория
135-136..Посещение школьной библиотеки
137-138.Посещение сельской библиотеки «Русские сказки»-викторина
139-140.Мои любимые сказки Конкурс рассказчиков.
141-142.Подготовка к .конкурсу рисунков «Русские сказки»-
143-144..Конкурс рисунков «Русские сказки»-
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»-3 год обучения
1-2.Изучение истории города Новгорода
3-4.Древнейшие времена. Первобытнообщинный строй
5-6. Наш древний Новгород – экскурсия по городу
7-8. Знакомство с историческим прошлым нашего древнего края.
9-10. Занятия в классе по теме: «путешествие в старину».
11-12. Новгород в 9-11 веках
13-14. Новгород и новгородская земля в 12-14 веках
15-16.Образование единого Российского государства
17-18. Присоединение Новгорода к Москве
19-20. Экскурсия в В. Новгород
21-22. Подготовка к празднику «Осенние посиделки»
23-24 .Подготовка к празднику «Осенние посиделки».
25-26.Участие в празднике «Осенние посиделки»
27-28 Подготовка к празднику «Покровские посиделки»
29-30. Подготовка к празднику «Покровские посиделки»
31-32..Участие в празднике «Покровские посиделки»
33-34. Новгородская земля в 17-18 веках
35-36.Польско- шведская интервенция
37-38..Хозяйственное развитие. Знакомство с промыслами и ремёслами
39-40.Экскурсия в школьный музей «Крестьянский быт»
41-42. Культура
43-44. . Экскурсия в сельский музей «Культурное развитие нашего края»
45-46. Современный город В Новгород
47-48. . Экскурсия в В.Новгород
49-50.Село Бронница (история)
51-52 . Экскурсия в сельский музей «История с.Бронница»
53-54.Современность с.Бронница
55-56.Сбор и оформление материала для музея на тему «Мой край»
.57-58. Подготовка к празднику «Новый год»
59-60. Подготовка к празднику «Новый год»
61-62.Участие в празднике «Новый год»
63-64 Подготовка к празднику «Рождество»
65-66. Подготовка к празднику «Рождество»
67-68. Участие в празднике «Рождество»
69-70. Сбор и оформление материала для музея на тему «Мой край»
71-72. Сбор и оформление материала для музея на тему «Мой край»
73-74. Сбор и оформление материала для музея на тему «Мой край»
75-76.Исторические предания и легенды:
77-78. Киевская и Новгородская Русь:
79-80. Основание Киева.
81-82. Признание Рюрика.
83-84. Поход Святослава на греков.
85-86. Свержение Перуна в Новгороде.
87-88. Татаро-монгольское нашествие и свержение вражеского ига:
89-90. Евпатий Коловрат.
91-92. Казак Ермачок.
93-94. Про Мамая-безбожного.
95-96. Подготовка к празднику «Проводы зимы»
97-98.Подготовка к празднику «Проводы зимы
99-100.Участие в празднике «Проводы зимы»
101-102..Подготовка к празднику «Масленица»
103-104.Подготовка к празднику «Масленица»
105-106. Участие в празднике «Масленица»
107-108. Три Ивана
109-110. Иван Грозный, Ермак, Кудеяр:
111-112. Воцарение Ивана Грозного, Иван Грозный в Новгороде.
113-114. Ермак и ермаковцы.
115-116. Степан Разин и разинцы:
117-118. Предание о Степане Разине.
119-120. Крестьянская война под руководством Е. Пугачёва.
121-122. А.В. Суворов.
123-124. Суворов и солдаты. Дедушка Суворов в Альпах.
125-126. А.В.Суворов на Новгородчине.
127-128. ПетрI.
129-130. И.Кутузов и Наполеон.
131-132. Народные заступники.
133-134. Подготовка к празднику «Закликание птиц»
135-136.Подготовка к празднику «Закликание птиц»
137-138..Участие в празднике «Закликание птиц»
139-140Чтение сказок новгородского края.
141-142.Обсуждение и инсценировка сказок
143-144.Обсуждение и инсценировка сказок
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ