Внеклассное мероприятие «Турнир знатоков русского языка»
ГУ «Средняя школа №13 города Рудного»
Иванова Ю. В, учитель начальных классов 1 категории
Внеклассное мероприятие «Турнир знатоков русского языка»
Задачи:
расширить и обобщить знания обучающихся по лексике и фразеологии, грамматике и орфографии;
развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности детей; умение работать в коллективе;
способствовать воспитанию культуры общения, повышению мотивации к изучению предмета.
Оборудование: оформление доски, раздаточный материал, музыкальное сопровождение, медали.
Ход мероприятия
(Звучат фанфары)
- Дорогие ребята, сегодня у нас не совсем обычная встреча. Нас ждет увлекательный турнир знатоков русского языка. Сколько хороших слов сказано о русском языке! Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
В нашем турнире принимают участие 2 команды: команда 3 «А» класса и команда 3 «Б» класса.
- А что такое турнир? (состязание, соревнование)
Наши команды покажут свои знания и умения в области русского языка, проверят себя на внимание, творчество, быстроту. Сегодня будут звучать самые необычные, самые запутанные, самые весёлые вопросы.
- Оценивать конкурсы будет справедливое и уважаемое жюри. Сегодня в составе жюри … (представление каждого члена жюри)
- Предлагаю каждой команде представиться:
1 команда: «Всезнайки»
Мы смекалку очень любим,
Ей готовы жизнь отдать.
На вопросы все мы будем
По порядку отвечать.
2 команда: «Непоседы».
Кто весел, тот смеется,
Кто хочет, тот добьется.
Кто ищет, тот всегда найдет.
- Итак, предлагаю начать наш турнир.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнованье:
Успех решает не судьба,
А только ваши знания!
1 конкурс
Расшифруйте слова, найдите «лишнее» слово (каждой команде предлагается набор букв на карточке). Время – 2 минуты.
Жыил
Ански
Кьионк
Нолс
2 конкурс «Наборщик»
Составьте как можно больше слов из букв слова «грамотей». Время – 3 минуты.
- Кто такой грамотей? (грамотный человек)
(герой, атом, тема, море, рота, март…)
В это время для болельщиков загадываются «Логические загадки»
Что стоит посередине земли? (Буква «М».)
Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой «О».)
Сколько солнц светит в середине ночи? (Ночью солнце не светит.)
В городе увидишь, а в селе - никогда. В море, озере, даже в болоте увидишь, а в реке - никогда. (Буква «О».)
Что находится в начале книги? (Буква «К».)
Что мы слышим в конце урока? (Букву «К».)
Сколько орехов находится в пустом стакане? (Ни одного.)
Что у зайца впереди, а у цапли позади? (Буква «Ц».)
Чем кончается всё? (Буквой «Ё».)
Что находится в середине капусты? (Буква «У».)
Сколько жирафов плавает в Черном море? (Жирафы не плавают.)
Если бросить в Черное море красный камень, каким он станет? (Мокрым.)
3 конкурс «Шарады»
- Что такое шарада? (загадка о словах).
Каждой команде предлагается разгадать по 2 шарады:
Со звуком «с» я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С «м» берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто.
С «к» я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне,
С «п», от вас не утаю,
Тоже в классе я стою.
Хоть и мала я, но взгляни –
Весь мир в себе я отражаю.
Но «к» на «ц» перемени –
Я по болоту зашагаю.
С «б» мучительной бываю,
С «м» одежду пожираю,
С «р» актеру я нужна,
С «с» для повара важна.
4 конкурс «Собери слова»
Из данных половинок нужно собрать целые слова:
СЛЕД
СОЛЬ
ЗАЛ
ДОК
ГАЗ
ЕЛЬ
ФА
РОТ
ГРАД
ЕЖИ
ОСА
ОПЫТ
ШТУКА
ТУР
БАНК
КОН
БУЙ
ВОЛ
БАЛ
УС
Каждой команде предлагается набор данных половинок слов. Время – 3 минуты.
Во время этого конкурса проводится игра с болельщиками «Слова-матрешки»
- В нашем языке есть слова, похожие на матрешку. Прочитаешь их, и кажется, что перед тобой одно слово, а присмотришься повнимательней, и увидишь, что внутри спрятаны другие слова. Прочитайте слова на карточках и найдите в них другие, затаившиеся: победа, бусы, тапочки, тумбочка, удочка, рыбак, осадки, машина, черёмуха, господин, дрожь, атом.
5 конкурс «Математический»
Русский язык очень дружен с другими предметами, например, с математикой. Он перенял у нее многое из ее словарных запасов. Больше всего ему понравились числа 100 и 3. Попробуйте записать как можно больше имен существительных (в ед. числе), где встречаются эти числа. Время – 3 минуты.
6 конкурс «Фразеологические загадки»
- В народе говорят: «Хорошую речь хорошо и слушать». Одним из ярких украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения – фразеологизмы. Я предлагаю вспомнить некоторые из них.
Каждой команде предлагается 2 фразеологизма.
- Отгадайте, о чем идет речь:
Его вешают, приходя в уныние,
Его задирают, зазнаваясь,
Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (нос)
Не цветы, а вянут,
Не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают,
Не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (уши)
Её набирают в рот, когда молчат,
Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.
В неё прячут концы несчастные люди,
Иногда выходят из неё сухими. (вода)
Его проглатывают, упорно не желая говорить,
Он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко.
За него тянут или дергают, заставляя высказаться,
Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (язык)
Наш турнир окончен.
Вы постарались, как смогли.
А теперь предоставим слово уважаемому жюри.
Жюри подводит итоги.
Команды-участницы награждаются медалями.
-Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите русский язык и хорошо его знаете. Вы показали, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы просто – молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ