Открытый урок по теме «Зима»
Автор Наумкина Наталия Георгиевна,
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 463 г. Москва
Открытый урок по теме «Зима»
Цели урока: познакомить детей с жизнью и творчеством Саши Черного, отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать память, речь, внимание, умение работать в группах.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта, объяснять лексическое значение некоторых слов, рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним.
Организационный момент.
Начинаем наш урок литературного чтения. Я хочу начать наш урок с загадки.
Дел у меня немного –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня … (зима)
- Перечислите признаки, по которым вы узнали зиму. Какие еще признаки зимы вы можете назвать?
– Наш урок посвящён русской зиме. Называется он «Зима – волшебница». Сегодня мы поговорим о зиме, послушаем стихи русских поэтов об этом времени года, а в конце урока сами попробуем написать рассказ о зиме. Итак, мы начинаем.
- А сейчас, отгадайте загадки и назовите зимние месяцы. (слайд)
а) Назовите-ка, ребятки,
месяц в этой вот загадке.
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей, короче ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт -
Мы встречаем Новый год.
На Руси декабрь называли студень. Как вы думаете, почему? Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает (слайд)
б ) Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду - упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится:
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это?
Январь называли сечень, т.к. он рассекает зиму на две половины (слайд)
в) Снег мешками валит с неба,
с дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
на деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это?
Февраль называли лютый, лютень т.к. выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели (слайд)
- Наша зима у поэтов, музыкантов, художников – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон. Давайте послушаем стихи о зиме, которые подготовили ребята.
Приготовьтесь ответить на вопрос: «как представляют поэты зиму?»
Дети читают стихи о зиме.
Иван Саввич Никитин “Встреча зимы”.
– Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам –
Песни севера петь
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас
Где угодно, гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша юная кровь на морозе горит.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам –
Песни севера петь
По лесам и полям.
Оцените, как читала … . Какой описывает зиму Никитин?
(зима – гостья, жительница севера, строит мосты, расстилает ковры)
Пётр Андреевич Вяземский
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи.
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа.
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка-зима!
Оцените, как читала …. Какой описывает зиму Вяземский? (Молодая, весёлая, зима – красавица, нарядная).
Фёдор Иванович Тютчев
Чародейкою Зимой
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опушан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Оцените, как читал …. Какой описывает зиму Тютчев?
( Зима – волшебница, зима - чародейка. Она околдовывает всех, кто подвластен её чарам).
- Как читали ребята стихи? Чье чтение вам понравилось больше?
Мы послушали стихи русских поэтов о зиме. Каждый поэт и каждый человек представляет зиму по – своему.
– Кто-то скажет: «Холодная и снежная», а кто-то возразит: “Вовсе не холодная и не вьюжная”. “Красивая, пушистая и белоснежная!” – восхищённо воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем. И день зимой разный! Утро раннее – тихое, неслышное. А вечер – длинный-предлинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки. И сказка приходит, заглядывая в окна домов.
Сегодня мы поговорим о творчестве поэта Саши Черного.
Биография
Саша Чёрный ( Александр Михайлович Гликберг)
Родился в Одессе 1 октября 1880 года.
Саша Чёрный родился в многодетной еврейской семье провизора(Аптечный работник), агента торговой фирмы. Чтобы дать ребёнку возможность поступить в гимназию, родители крестили его. В гимназии Александр проучился недолго. Мальчик сбежал из дома, стал нищим - попрошайкой.
О его горестной судьбе написали в газете, и житомирский чиновник, растроганный этой историей, взял мальчика к себе. Чиновник, много занимавшийся благотворительностью и любивший поэзию, оказал на Александра большое влияние. Позднее Александр служил рядовым, работал в таможне. Известность ему принесли сатирические, ироничные стихи. Некоторое время поэт жил в Германии, где продолжил образование в университете.
В годы Первой мировой войны Саша Черный служил в армии рядовым при полевом лазарете и работал как прозаик. В 1929 году приобрёл участок земли на юге Франции, построил свой дом, куда приезжали и где подолгу гостили русские писатели, художники, музыканты.
Умер он от сердечного приступа, но сердце прихватило не на ровном месте: Александр Михайлович помогал соседу тушить опасный пожар, перегрелся, перенапрягся – и вот. Было ему всего пятьдесят два года. Его фокстерьер Микки, поняв, что хозяина не стало, лег к нему на грудь и тоже испустил дух.
- ИРОНИЯ: тонкая, скрытая насмешка
И. судьбы. ”перен. : странная случайность”.
Сатира. Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.
- И, конечно, кроме красоты, которую мы видим, есть и удивительные зимние забавы. Какие?
- В мягкий зимний день, когда снег чуть тает, можно лепить из снега фигурки снеговиков, играть в снежки.
Фланель Лёгкая или бумажная шерстяная ткань, обычно с пушистым редким начёсом
Чтение стихотворения «Снежная баба». … .
Саша Черный
Снежная баба
Воробьи в кустах дерутся.
Светит солнце, снег - как пух.
В васильковом небе вьются
Хороводы белых мух.
Гриша дома, у окошка.
Скучно в комнате играть!
Даже, вон, лентяйка кошка
С печки в сад ушла гулять.
Няня гладит маме юбку...
"Гриша, Гриша, ты - куда?"
Влез он в валенки и в шубку,
Шапку в руки и айда!
Руки в теплых рукавичках,
Под лопатой снег пищит...
Снег на лбу и на ресничках,
Снег щекочет, снег смешит...
Вырос снег копной мохнатой,
Гриша бегает кругом,
То побьет бока лопатой,
То, пыхтя, катает ком...
Фу, устал. Еще немножко!
Брови - два пучка овса...
Глазки - угли, нос - картошка,
А из елки - волоса.
Вот так баба! Восхищение.
Гриша пляшет. "Ай-да-да!"
Воробьи от удивленья
Разлетелись кто куда.
В тихой детской так тепло,
Стекла снегом замело.
Синеглазая луна
Вылезает из окна...
Ветер прыгает по крыше...
Отчего не спится Грише?
Встал с кровати босиком
(Ай, как скользко на полу!)
И по комнате бегом
Поскорей - скорей к стеклу:
За окном - сосульки льду...
Страшно холодно в саду!
Баба, бедная, не спит,
Посинела и дрожит.
Раз! Одеться Грише - миг.
В угол шмыг,
Взял в охапку
Кофту, дедушкину шапку,
Старый коврик с сундука,
Два платка,
Чью- то юбку из фланели
(Что тут думать в самом деле!)
И скорей - скорее в сад,
Через бревна и ухабы,
Через дворницкую Шавку,
Через скользкую канавку.
Добежал и сел у бабы:
"Вот! Принес тебе наряд...
Одевайся... Раз и раз!
Десять градусов сейчас"...
Ветер смолк. В саду светло...
Гриша бабу всю закутал,
Торопился, перепутал -
Все равно, ведь ей тепло:
Будет юбка на груди
Или кофта позади...
"До свиданья! Спи теперь".
Гриша марш домой - и в дверь,
Пробежал вдоль коридора,
Вмиг разделся, скоро-скоро,
И, довольный, - хлоп в кровать,
Спать!
Оцени, как ты читала.
- Понравилось стихотворение? Почему?
- какие чувства вызывает стихотворение?
- Как Саша Черный описывает погоду?
- как описывает автор снежную бабу? Прочитайте.
- Объясните поведение мальчика.
- А у вас случались похожие ситуации. Вы не могли заснуть, волновались. Переживали?
- Какими качествами характера обладал Гриша?
(впечатлительный, ответственный, неравнодушный, заботливый, трепетный, трогательный)
Чтение текста еще раз. Тесты с.36 – 37. (см. Приложение)
Гриша.
С пухом.
Лопатой.
Снежную бабу.
Пожалел снежную бабу, которая мерзла во дворе.
Дедушкину.
10.
Лег спать.
Проверка тестов. + Оцените свою работу.
Вот такая она зима. Чудесная и удивительная. Художники передают красоту природы красками, карандашами, а мы попробуем передать свои чувства, эмоции с помощью слова.
Дети распределяются по группам. Им дается задание. По опорным словам (см. слайд) придумать и записать свой рассказ о зиме. В представленном ниже тексте опорные слова выделены. После составления и записи текста каждая группа выбирает одного человека, который читает текст. Составленные рассказы обсуждаются.
Зимний лес.
Падает снег. Это значит, скоро наступит зима. Через несколько дней будет белым- бело. Под деревьями лежат белые, чистые сугробы. Солнце греет мало, дни стали короче, а ночи длиннее. Зимой в лесу очень тихо, только слышно как "лесной доктор" дятел долбит дерево.
В зимнем лесу снег так покрыл землю, что не осталось ни одного черного пятна. Белый пушистый снег лежит на деревьях, укрыл маленькие кустарники.
На самой верхушке деревьев снег точная белая шапка. А вечером когда светит луна, снег блестит как - будто это не снег, а драгоценные камни рассыпаны по земле.
Хорошо в зимнем лесу!
Рефлексия:
Выберите и продолжите любое предложение
- На сегодняшнем уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- После урока мне захотелось…
- Сегодня я сумел.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ