«Открой талант» дополнительная образовательная программа социокультурной направленности

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

с. Медяны Юрьянского района Кировской области


Согласовано Утверждаю

________________________ Директор школы_____________

« «__________2011г. Мерлинкина Ирина Митрофановна

« «_______________2011г.









«Открой талант»

дополнительная образовательная программа

социокультурной направленности

(изобразительное и декоративно-прикладное искусство)













Возраст детей – 6,5-7 лет.

Срок реализации программы – 1год.

Учитель начальных классов

Бакина Валентина Евгеньевна,

1 категория.





2011 год

с.Медяны

Юрьянского район

Кировской области




Содержание программы



Введение

Пояснительная записка

1. Программа 1 ступени обучения «Изо - малышам»

1.1.Задачи

1.2.Учебно-тематический план 1 ступени обучения «Изо - малышам»

1.3.Содержание программы 1 ступени «Изо - малышам»

1.4.Прогнозируемый результат 1 ступени «Изо - малышам»

1.5.Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся

2. Методическое обеспечение программы

3. Формы организации образовательного процесса по программе

4. Методика организации контроля за освоением программы

5. Условия реализации программы

6. Список литературы


Введение


«Творчество создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей» (С.И.Ожегов).

Творчество деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Эта единственность, неповторимость и составляет основную ценность как самого процесса творчества, так и полученного результата.

Творить человек начинает с первых дней жизни: постигая мир, он по-своему отображает его в своей душе. Извлекая звуки, создавая свои цветовые «композиции» из окружающих его предметов или пятен, наполняет своим пониманием сущего, поэтому для педагога чрезвычайно важно сохранить в ребенке творческое восприятие мира, уберечь его восприятие от стандартности, монотонности. Сегодня мы живем в мире массовой культуры и стандартизации взглядов, чуждых порой русскому образу жизни и мышления. Зачастую происходит подмена идеалов, разрушение традиционных взглядов, сформированных предшествующими поколениями. От таких перемен особенно страдают дети и молодежь, т.е. те, кто ищет себя и определяет свое отношение к миру.

Ведущую роль в становлении личности ребенка и формировании его духовного мира играет эмоциональное воздействие, потому так велика сила воздействия искусства на ребенка.

Основой цивилизованного общества всегда является культура, которую принято рассматривать как поиск, нахождение, изменение, разрушение, критику, взаимопроникновение смыслов (А.И. Арнольдов), что зачастую происходит через восприятие произведений искусства, окружающего мира, в ходе практической творческой деятельности.

Ведь только творческие натуры способны взглянуть по-особому на привычные для ординарного взгляда вещи или ситуации, создать нечто свое, неповторимое, и тем внести свой вклад в общественный прогресс.

Поскольку, каждый человек индивидуален, творческое начало может проявляться в разных сферах: музыкальное, изобразительное, интеллектуальное, вербальное или хореографическое творчество, изобретательская, исследовательская деятельность и т.д.


Изобразительное и декоративное искусство одно из наиболее ярких, эффектных и продуктивных сторон деятельности творческих натур. Эти виды искусства комплексные по своей сути. Они используют материалы с самыми разными свойствами (глина или пластилин и металл, бумага, холст или камень и т.д.), требующие разнообразнейших приемов работы с ним. Одни требуют физических усилий, другие кропотливой тонкой работы и т.д.

Изобразительная деятельность стимулирует развитие таких способностей человека, как: память, цветоощущение, восприятие формы, наблюдательность, интеллект. Человек, занимающийся изобразительным творчеством, способен понять особенности изображаемого явления, соотношение основного и второстепенного, развить воображение, сопереживание, спрогнозировать способности, представить мысленно несуществующее изображение, форму и т.д.


Занятия изобразительным и декоративным искусством представляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей. Встречи с искусством на каждом возрастном уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от осознания красоты все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Известно, что художественно-творческие способности, умения и навыки необходимо развивать как можно раньше, ибо занятия эстетического цикла способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей, естественно при условии правильного руководства их эстетическим развитием, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные особенности. А это означает, что, развивая интерес к изобразительной деятельности, следует придерживаться личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, помогать ему, поддерживать стремление хорошо выполнять работу, объективно оценивать его старания. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.

Изобразительная деятельность интересна и увлекательна для школьников. Она позволяет отобразить, передать свои впечатления об окружающем мире. Процесс передачи впечатле­ний с помощью карандаша, красок и других художественных материалов вызывает у ребенка чув­ство радости и душевного равновесия.

Художественное образование помогает подросткам в самоопределении, способствует реализации сил и знаний, которые они получают в школе, а главное помогает удовлетворять индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе, организовывать свое свободное время. Если ребенок полноценно живет, социально реализует себя, готовится к освоению профессии, то у него больше шансов достичь успехов в будущем.



Пояснительная записка


«Изобразительное и декоративное искусство» как целостный курс включает в себя: живопись, графику, пластику малых форм, роспись по дереву, стеклу, ткани, а также традиционное декоративно-прикладное творчество (Гжель, Хохлома, Городец и др.). Такой разнообразный комплекс предметов позволяет всесторонне развиваться творческим способностям детей (воображению и фантазии, пространственному мышлению, колористическому вкусу и т.д), а также дает возможность детям приобрести умения и навыки в работе с художественными материалами.

Рисование, лепка, моделирование из бумаги, роспись по дереву, стеклу, глине, ткани, работа с природным материалом в любом возрасте помогают ребенку познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов; развивает моторику, зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению; учит точности расчета, помогает познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. Язык различных видов искусства делает художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития ребенка.

Основанием для организации подобного комплексного обучения служит и тот факт, что многим детям, занимающимся на кружке по традиционным типовым программам в течение нескольких лет, занятия в рамках одного направления подчас становятся недостаточными для реализации своих творческих потребностей. А это ведет к потере интереса к творчеству или к «нераскрытию» способностей и возможностей ребенка в другом направлении изобразительной деятельности.

Для решения этих вопросов и разработана программа по изобразительному и декоративному творчеству «Открой талант». Содержание программы оправдывает ее название. Дети по крупинкам овладевают знаниями, умениями, опытом для открытия своего индивидуального таланта. Данная программа разработана для детей, не имеющих специальную начальную подготовку в области изобразительного и декоративного искусства, опирается на концептуальные идеи, методики и технологии ряда авторов: Неменского Б.М., Комаровой Т.С., Шпикаловой Т.Я., Величко Н.А., Алексахина Н.Н., Полуянова Ю.А., Флериной Е.А., Саккулиной Н.П. и др.


Программа «Открой талант» предназначена для обучения изобразительным видам деятельности (рисунок, живопись, батик, композиция) и декоративно - прикладному творчеству (лепка, роспись по дереву, стеклу, глине, оригами, аппликация, работа с природным материалом) детей с 6,5 до 7 лет, т.к. каждому ребенку можно раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать, создавать своими руками. Обучающиеся по данной программе получают комплексную подготовку, которая включает освоение следующих предметов: рисунок, живопись, композиция, лепка, холодный батик, оригами, аппликация, декоративное творчество.

Дети с 6,5-7 лет обучаются предметам: рисунок, живопись, лепка, аппликация, добавляются предметы: батик, композиция, оригами, декоративно-прикладное творчество. Актуальность программы заключается в том, что она отличается от аналогичных по профилю тем, что в ней сочетаются разные направления деятельности, и дети могут попробовать себя, свои силы в различных видах изобразительного и прикладного творчества, приобщиться к лучшим образцам народного декоративно-прикладного искусства (Гжель, Хохлома, Северная Двина и др.), получить знания по изобразительной грамоте (цвет, форма, колорит, свойства различных художественных материалов и т.п.)

Дети обучаются не только классическим приемам рисования и прикладного творчества, но и овладевают методами современного творчества, такими как батик, лепка из соленого теста, гризайль с гелевой ручкой и др.

Программа направлена на воспитание у детей художественного вкуса, развитие творческой инициативы, самостоятельности, приобретение навыков и опыта при изготовлении простых, а затем и более сложных изделий. Процесс усвоения программного материала происходит не только по принципу от простого к сложному, но и путем смены занятий, их разнообразия.

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Она призвана получить и дополнить знания, развить умения и на­выки ребенка в области художественного творчества; вызвать у детей интерес к творчеству, познакомить с различными художественными техниками, приемами, материалами, повысить эстетиче­ский уровень ребенка, привить любовь к творческому процессу.

Обучение детей по программе строится на следующих положениях:

Личностно-ориентированный подход (обращение к опыту собственной жизнедеятельности детей).

Природосообразность (учитывается возраст обучающегося, уровень его подготовленности, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).

Культуросообразность (приобщение к современной мировой культуре, ориентирование учащихся на вечные культурные ценности).

Сознательность (осознанное усвоения учащимися учебного материала).

Систематичность, последовательность и наглядность обучения.




Цель программы развитие художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, обучение детей применению различных художественных материалов, техник, приемов.

Реализация данной цели способствует повышению творческой активности, расширению кругозора. Попробовав многое, ребенок имеет возможность выбора для дальнейшего творческого роста в конкретном, интересующем его направлении.

1 ступень: ознакомительно-обучающая - «ИЗО-малышам» (для детей 6,5-7 лет)- адаптация воспитанников в объединении, знакомство с различными видами изодеятельности, первичное вбирает в себя обучение навыкам работы с художественным материалом, с инструментами для различного творчества, овладение азами культуры труда, знакомство с различными направлениями изодеятельности.

Следует также отметить, что программа не имеет жестких рамок и может корректироваться в зависимости от умений и пожеланий учащихся. Это не значит, что дети управляют педагогом. На занятиях педагог осуществляет индивидуальный подход к каждому учащемуся, поэтому может корректировать и изменять в процессе работы уровень сложности и даже видоизменять тему занятия (если понятно, что ребенок хорошо усвоил заданную на занятии тему). Такой подход к работе активизирует творческую активность учащихся, создает благоприятную и комфортную для всех присутствующих на занятии обстановку, повышает интерес к работе.


Программа способствует не только освоению учащимися различных техник и умению использовать различные материалы, но и развивает самостоятельность и гибкость мышления. Дети постоянно находятся в ситуации выбора, что определяет индивидуальность в решении поставленной задачи. Приобретенные знания и умения в различных техниках и материалах позволяют более свободно ориентироваться и наиболее точно реализовывать творческие замыслы.

Программа имеет прикладную направленность. На занятиях дети изготавливают различные изделия для себя и подарки своим близким. Дети учатся наблюдать, видеть необычное в обычном, нужное в ненужном, использовать в своих работах все, что есть под рукой, самостоятельно включать дополнительные материалы. Подобная свобода видения и мышления необходима не только в творчестве, но и в жизни.

Комплектование учебных групп проводится дифференцированно, учитывается мнение родителей, уровень подготовленности детей, их индивидуальные особенности. Формирование учебных групп по ступеням обучения зависит от результатов входного тестирования. При наличии организационно-педагогических условий может осуществляться добор детей в группы в течение учебного года.

Режим занятий: в группах школьников одновременно может заниматься 6-10 человек, что связано с психофизиологическими особенностями детей данного возраста и необходимостью большого внимания каждому ребенку. Для детей 6,5-7 лет занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут, объем за год 34 часа. Допускается присутствие на занятиях родителей.

Форма занятий групповая. Программа предусматривает посещение музеев, выставочных залов, участие в организации выставок работ учащихся. Предполагается участие воспитанников в различных конкурсах изобразительного и декоративно-прикладного творчества.




























1. Программа 1 ступени обучения «Изо - малышам»

1.1.

Задачи:

знакомство детей с правилами и приемами пользования различными материалами для изобразительного творчества: красками, кистями, стэками, ножницами, бумагой, пластилином, глиной и т. д.;

формирование навыков держать в порядке ин­струмент и рабочее место;

формирование первоначальных умений и навыков в области рисования и декоративно-прикладного искусства, работы с природным материалом;

воспитание у детей умения замечать характерные признаки предметов и явлений, определять их сходства и различия; видеть красивое в окружающем, богатство цветов и форм, разнообразие их сочетаний;

формирование умения самостоятельно различать и подбирать цвета, смешивать краски;

воспитание на занятиях таких качеств, как аккуратность, усидчивость, настойчивость.


1.2. Учебно-тематический план 1 ступени обучения «Изо малышам»


п/п


Наименования темы занятия

Теория

Практика

Всего часов

1

Вводное занятие.

0,5

0,5

1

2

Рисунок.

1.Зарисовки геометрических форм.

2. Рисование птиц и животных.

3. Пейзаж

4. Наброски фигуры человека.


0,5

0,5

0,5

0,5


0.5

0,5

0,5

0,5


1

1

1

1


Итого:

2,5

2,5

5

3

Живопись.

1. Начальные понятия о цветовой гамме. Техника работы с кистями, красками.

2. Рисование фруктов, овощей.

3. Пейзаж, времена года

4. Зарисовки растений.


0,5



0,5

0,5


0,5



0,5

1,5


1



1

2


Итого:

1,5

2,5

4

4

Лепка.

1. Навыки работы с пластилином. Геометрические формы

2. Сказочные персонажи из геометрических форм.

3. Дымковские игрушки (глина).

4. Изделия из соленого теста.


0,5


0,5


0,5

0,5


0,5


1,5


1,5

1,5


1


2


2

2


Итого:

2

5

7


5

Композиция.

1. Тематические композиции.

2. Композиции с использованием гербария.

3. Юный дизайнер одежды.


0,5



0,5


0,5

1


0,5


1

1


1


Итого:

1

2

3

6

Оригами, аппликация.

1. Плоская аппликация.

2. Мозаичная аппликация.

3. Сюжетные аппликации

4. Оригами.


0,5

0,5



0,5

0,5

1

1


1

1

1

1


Итого:

1

3

4

7

Батик.

1. Искусство росписи ткани.

2. Цветочные композиции в круге.

3. Сюжетные композиции в круге.


0,5


0,5

1

1


1

1

1


Итого:

0,5

2,5

3

8

Декоративно- прикладное творчество.

1. Роспись по дереву « Городец».

2. « Хохлома» - ложка.

3. « Пасхальное яйцо».

4. « Русская матрешка».

5. « Папье - маше».





2

1

1

1

2


Итого:

0

0

7


Итоговое занятие.

1

1


Всего:

8,5

18,5

34








1.3. Содержание программы 1 ступени «Изо - малышам»


1. Вводное занятие.

Знакомство с кружком и педагогом. Беседа о направленности деятельности в кружке, планах на год. Организация рабочего места. Показ иллюстраций художников, лучших работ воспитанников. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с правилами поведения учащихся в кружке. Задания-тесты.

2. Рисунок.

Теория: геометрические формы и методы применения их в рисунке.

Практика: зарисовки геометрических форм в плоскости. Зарисовки растений, птиц, животных с образца. Заштриховка предметов на рисунке. Изображение деревьев, элементов пейзажа. Наброски лица и фигуры человека, состоящие из элементарных геометрических форм: круг, овал, треугольник.

Материал для работы: бумага, карандаши, восковые мелки, пастель.

3. Живопись.

Теория: начальные понятия о цветовой гамме. Техника работы с кистями и красками. Понятия: цвет, тон, цветовые отношения.

Практика: Зарисовки овощей и фруктов на плоскости. Зарисовки времен года. Цветовое решение. Зарисовки растений с натуры.

Материалы для работы: бумага, гуашь, акварель.

4. Лепка.

Теория: Работа с пластилином, глиной, соленым тестом.

Практика: Изготовление дымковской, каргопольской, филимоновской игрушки. Изготовление различных панно и композиций с последующей росписью гуашью.

Материалы для работы: глина, пластилин, соленое тесто, планшеты, гуашь.

5. Композиция.

Теория: приемы выполнения работ с применением различного художественного материала.

Практика: Тематические рисунки с использованием карандашей, красок, приемов оригами. Поделки с использованием природного материала (шишек, веток, желудей, скорлупок, перьев, ваты, ракушек и т. д.)

6. Оригами, аппликация.

Теория: Приемы работы с ножницами, бумагой, клеем.

Практика: Работа с цветной бумагой и картоном. Плоские и объемные формы. Мозаичные композиции. Тематические аппликации к праздникам.

Материалы для работы: цветная бумага, картон, клей, ножницы.

7. Батик.

Теория: Различные приемы росписи ткани в стиле «Батик». Общие

понятия о смешивании красок.

Практика: Композиции в круге.

Материалы для работы: специальные краски, шелк, хлопчатобумажная ткань, пяльцы.

8. Декоративно- прикладное творчество.

Теория: декоративно-прикладное творчество как вид искусства. Приемы и технологии.

Практика: Роспись по дереву: «Городец», «Хохлома», «Пасхальное яйцо», «Русская матрешка». Простые композиции. Тычковая роспись с использованием ватных палочек.

Материалы для работы: деревянные заготовки (доска, ложка, шкатулка, яйцо, матрешка), гуашь.

Папье маше: Изготовление тарелки, маски, лодки по технологии с использованием газеты и клея ПВА.

9. Итоговое занятие.

Подведение итогов за полугодие и за год обучения. Проведение выставки работ учащихся. Награждение. Присвоение звания «Юный художник».

В последующие годы обучение на данной ступени идет по такому же учебно-тематическому плану, но на более сложном уровне.


1.4. Прогнозируемый результат 1 ступени «Изо - малышам»


По итогам обучения на первой ступени учащиеся должны уметь:

- правильно пользоваться кистями, красками, карандашами;

- уметь содержать рабочее место в порядке;

- уметь самостоятельно различать цвета, смешивать краски;

- уметь лепить из пластилина несложные формы;

- пользоваться инструментами: стэками, ножницами;

- клеить аппликации, состоящие из геометрических форм;

- складывать простые фигуры способом «оригами»;

- зарисовывать с натуры фрукты и овощи;

- создавать несложные композиции из природного материала.

По итогам года и каждого полугодия проводятся отчетные выставки - просмотры работ учащихся, обсуждаются результаты работы, анализируется личный рост каждого воспитанника, присваивается звание «Юный художник».

Предполагается участие в тематических выставках «День пожилого человека», «Новый год», «8 Марта», «День Победы» и т.д. детям. Такая деятельность приучает ребенка к более ответственному отношению к изобразительному творчеству и к самому себе.







1.5. Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся

1 ступень обучения


Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1. Неуверенное обращение с художественным материалом. Путает инструменты.

2. Неумение смешивать краски для получения нужного цвета, слепить простую фигуру из пластилина, вырезать бумагу ножницами по заданному контуру.

1. Знает предназначения, но неуверенно пользуется инструментами, красками, глиной, пластилином, бумагой.

2. В процессе самостоятельной творческой работы часто обращается за помощью к педагогу.

1. Хорошо знает все инструменты и художественные материалы для работы, умеет ими пользоваться.

2. Более свободно рисует, лепит, вырезает по эталону. Самостоятельно применяет умения и навыки при выполнении работы с образца.



2.Методическое обеспечение программы


Для обеспечения учащихся необходимой информацией для восприятия и осмысления на занятиях используются информационно-сообщающие методы: рассказ и беседа, объяснение. Активно используется на занятиях демонстрация. В целях закрепления материала проводятся повторительно-обобщающие беседы и практическая работа. При рисовании с натуры используется метод наблюдения. Основным методом обучения при формировании у учащихся умений и навыков является упражнение. Для проверки знаний, умений и навыков используется устный опрос, практические контрольные работы.

Программа предусматривает различные формы работы: фронтальную и индивидуальную. При фронтальной форме учебный материал подается всему коллективу учащихся. При индивидуальной оказывается помощь каждому ребенку в конкретном задании, при этом педагог не уменьшает активность ребенка, а содействует выработке навыков самостоятельной работы.

В зависимости от решения учебных задач занятия проводятся следующих типов:

- занятия по приобретению новых знаний (учащимся сообщают теоретические сведения. Занятия такого типа начинают изучение новых тем);

- занятия по формированию умений и навыков (самостоятельная деятельность ребенка под руководством педагога);

- занятия по повторению (определяют качество усвоения материала и овладение умениями и навыками. Занятие является заключительным по теме);

- занятия по проверке знаний, умений, навыков (тестовые работы);

- комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач).


3. Формы организации образовательного процесса по программе


Тема

Формы занятий

1

Вводное занятие

Беседа, диалог, просмотр работ

2

Рисунок

Лекция, диалог, выполнение самостоятельной работы, выставка, пленэр, посещение выставок, музеев

3

Живопись

Лекция, диалог, выполнение самостоятельной работы, выставка, пленэр, просмотр видеоматериала, посещение выставок, музеев

4

Лепка

Лекция, диалог, выполнение самостоятельной работы, выставка, просмотр видеоматериала, посещение выставок, музеев

5

Батик

Лекция, диалог, выполнение самостоятельной работы, выставка, посещение выставок, музеев

6

Оригами, аппликация

Лекция, диалог, выполнение самостоятельной работы, выставка, посещение выставок, музеев

7

Композиция

Лекция, диалог, выполнение самостоятельной работы, выставка, посещение выставок, музеев

8

Декоративно-прикладное творчество

Лекция, диалог, выполнение самостоятельной работы, выставка, просмотр видеоматериала, посещение выставок, музеев

8

Аттестация учащихся

Устный опрос, выполнение самостоятельной работы, задания-тесты, выставка, конкурс.


Учебное занятие состоит из нескольких этапов:

- организационный (подготовка детьми своего рабочего места, сообщение темы занятия);

- объяснение материала, демонстрация наглядно-методического материала (репродукции, иллюстрации картин, видеофильмы, детские работы и т.д. Создание эмоциональной обстановки (чтение отрывков из литературных произведений, стихов, прослушивание музыки и т.п.);

- выполнение детьми творческого задания;

- подведение итогов, обсуждение работ, приведение рабочего места в порядок.

С целью снятия у детей мышечного напряжения и усталости регулярно проводятся физкультминутки.

Основной формой подведения итогов является участие детей в школьных и районных выставках. Внутри кружка также проводятся мини-выставки, блиц-конкурсы, контрольные задания. Один раз в полгода проводятся срезовые тесты по знанию теоретического материала, исходя из программы. А также даются самостоятельные практические работы. Оценка результатов учащихся отражается в журнале в виде информации о достижениях учащихся в выставках и конкурсах, а также оформляется летопись коллектива.



4. Методика организации контроля за освоением программы

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

- входной (проводится в начале обучения: определяет уровень первичных знаний и способностей ребенка). Проводится в виде тестов и беседы;

- текущий (проводится на каждом занятии: просмотр творческих работ учащихся, коллективное обсуждение результатов занятия);

- промежуточный (проводится по окончанию изучения отдельных тем и по итогам полугодия). Проводится в виде выставок, просмотров и обсуждения работ, блиц-конкурсов и т.п.;

- итоговый (проводится в конце учебного года и определяет уровень усвоения программы) в виде итоговых выставок, самостоятельных работ, тестовых заданий.

Педагог организует работу так, чтобы создавалась творческая обстановка. Ребенок должен иметь возможность иногда оторваться от процесса, чтобы оценить свою работу, увидеть ее недостатки, посоветоваться с товарищем или с руководителем. Очень важно подмечать каждый удачный шаг в работе ребенка и демонстрировать всем кружковцам. Это способствует созданию творческой атмосферы и мотивирует дальнейшую деятельность.


В результате реализации программы должен быть достигнут определенный уровень овладения детьми изобразительной грамоты. Дети должны научиться обращаться с материалами и инструментами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, знать специальную терминологию, иметь представление о видах и жанрах искусства. На занятиях, посвященных народному творчеству, знакомясь с лучшими произведениями народных мастеров, дети получают представление о различных видах народного искусства, что способствует развитию интереса и уважения к родной культуре.

В течение года планируется участие воспитанников всех ступеней обучения в тематических выставках: «День пожилого человека», «Новый год», «8 Марта», «День Победы» и др. Такая деятельность приучает ребенка к более ответственному отношению к изобразительному творчеству и к самому себе. Тесный союз детей в коллективных работах способствует укреплению самоощущения ребенка в обществе. Совместные посещения детей с родителями и педагогом музеев и выставочных залов помогает ребенку понимать и распознавать мир искусства и художников.


5. Условия реализации программы


Занятия необходимо проводить в достаточно просторном, хорошо освещенном проветриваемом помещении. У каждого ребенка должно быть свое рабочее место (стол, стул). Необходимо, чтобы инструменты (карандаши, кисти и др.) и художественный материал (краски, бумага, пластилин и т.п.) были доступны каждому ребенку. Однако ножницы педагог выдает детям только в случае необходимости, предварительно напомнив им правила техники безопасности. Другие предметы, имеющие режущие или колющие части, представляющие малейшую опасность для здоровья детей находятся в недоступном для учащихся месте и предназначаются только для работы педагога. Так как на занятиях предусмотрена работа в разных техниках и с различными материалами, то особое внимание уделяется технике безопасности. Педагог постоянно следит за дисциплиной, правильной организацией рабочего места учащихся, хранением законченных и незавершенных рисунков и эскизов.

На кружке обязательно должно быть достаточно объяснительно-иллюстративного материала: (альбомы, открытки, иллюстрации, гипсовые формы, натюрмортный фонд, а также лучшие работы прошлых лет), журналы «Юный художник», краски, кисти, бумага. Незавершенные работы хранятся в специально отведенном месте. Желательно иметь аудиомагнитофон, телевизор, видеомагнитофон и видеоматериалы по различным темам изобразительного и декоративно-прикладного искусства.



6. Список литературы


Литература, используемая при разработке и реализации программы

1. Алексахин Н.Н., 1998 г.

2. Алексеевская Н., 1998 г.

3. Величко Н., 1999 г.

4. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для средних общеобразовательных уч. Заведений.Науч. рук. Неменский Б.М.- М.: Просвещение, 2001.

5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1981 г.

6. Кожохина С.К. Батик.М.: Академя Холдинг, 2000 г.

7. Каплан Н.И., Попова О. С. Русские художественные промыслы. М.: Знание, 1984 г.

8. Колокольников В.В. Рисование в педагогическом училище.- Л.:ГУЛ, 1961.

9. Ляукина Н., Совцова Л. Подарки к Пасхе. М.:AT пресс, 2000 г.

10. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. М.: Просвещение, 1988 г.

11. Некрасова М.А. Народное искусство России.- М.: Сов.Россия, 1978.

12. Программы для учреждений дополнительного образования детей. Вып. 9.- М.: ЦРСДОД, 2001.

13. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. - М.:Педагогика, 1988 г.

14. Шпикалова Т.Я. Изобразительное творчество. М.: Просвещение, 2000 г.

15. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности.- М.: Владос, 2000 г.

16. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.


Литература, рекомендуемая для учащихся

1. Горичева В.С. Мы наклеим на листок… М.: Академя Холдинг, 2000 г

2. Вильгинский В.М. Учитесь рисовать. - Киев, 1981.

3. Журнал «Юный художник».

4. Журнал «Библиотека «Юного художника».

5. Журнал «Искусство детям».

6. Королева И.А. Давай учиться рисовать. М.:Просвещение,1993 г.

7. Мартынов А.К. Здравствуй, мастер! М.: Малыш, 1989.

8. Проснякова Т.Н. Уроки творчества. СПб.: Федоров, 1999 г.

9. Симонович И.З. Как мастерить сувениры. Киев, 1987.

10. Яковлев С.М. Раз, два, три, четыре, пять... М.: Малыш, 1978 г.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ