Парные согласные звуки в конце слова

Тема урока: «Парные согласные звуки в конце слова».

Система Л. В. Занкова.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма организации учебной работы: фронтальная индивидуальная, парная

Время реализации урока: 40 мин.
Цель методическая: ознакомить с особенностями проверочных и проверяемых слов и формировать умение сопоставлять произношение и написание слов.

Цель: Расширение понятийной базы, формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание

Планируемые результаты:

предметные:

сформировано умение писать парные звонкие и глухие согласные в конце слова

личностные:

  • проявляет познавательную инициативу в оказании помощи соученикам (соседу по парте)

  • понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

регулятивные

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • выполняет задание по алгоритму;

  • делает самооценку деятельности на уроке

познавательные

  • формулирует правило на основе выделения существенных признаков

  • проводит сравнение, классификацию, выбирая верное решение

  • составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

  • слушает и понимает речь других;

  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с соседом по парте.


Задачи учителя: формировать новые способы действий, обучать работе по алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.


Основное содержание темы, понятия и термины. Парные звонкие и глухие согласные звуки, проверочное и проверяемое слово

Образовательные ресурсы:

  1. Учебник А.В.Полякова. Русский язык с.77-78.

  2. Наглядный материал, листы с заданием для парной работы «Вставь букву», индивидуальные рабочие листы с заданием для учащихся.

  3. ЭОР, компьютер, мультимедийный проектор.

Межпредметные связи: литературное чтение – чтение пословиц, русский язык – правописание парных звонких и глухих согласных букв.


Демонстрационный материал: интерактивная доска , учебник русского языка, карточки для индивидуальной, парной работы, картинки (облачко и солнышко) для рефлексии


I этап. Мотивация к деятельности

1.Организационный

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень

На уроке не зевать

А работать и писать.

- Давайте улыбнемся друг другу, поделимся своей радостью с окружающими.

Начинаем наш урок.

2.Чистописание

Ребята посмотрите на карту, это не простая карта. На ней изображена страна букв, а каких букв, кто догадался?

Слайд 1.

Что вы можете об этих буквах? Как они различаются - по звонкости и глухости. Назовите звонкие звуки, глухие. Слайд 2.

Давайте запишем в тетрадь эти буквы: девочки звонкие, а мальчики – глухих: б в г д з ж п ф к т с ш

III. Постановка учебной задачи.

1. Проблемная ситуация

- Я загадаю вам загадки, а вы попробуете их отгадать


Сам алый, сахарный; кафтан зеленый, бархатный.

/ Арбу…/

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук,

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук

/ Гвоз…ь/


Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы.

/ Гри…/


В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

/ Поез../


Зимой в поле лежал,

А весной в реку убежал.

/ Сне../

Слайд 3.

(Арбуз, гвоздь, гриб, поезд, снег.)

- Молодцы!

/Ситуация затруднения/

-Чем эти слова похожи? На конце парный согласный звук

Какие звуки на конце мы услышали, а кто догадается, какие буквы мы напишем

- Сможете объяснить, почему именно эту букву вставили в слово?

Прослушав стихотворение, вы определите тему урока


В нашем русском языке

Ходят пары "налегке".

Часто "хитрые подружки"

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую -

Эту букву иль другую.

Предстоит сегодня вам

Всё расставить по местам.


Сформулируйте тему

-Чему будем учиться на уроке? (Правильно писать слова с парными согласными на конце слова)


Физминутка.


II этап. Построение проекта выхода из затруднения.


1-Работа в учебнике с.77 упр1. . Слайд 4. 5.

Посмотрите внимательно на слова, что заметили?

Сравним произношение согласных звуков и букв.

-Как произносятся согласные на конце?

Согласные на конце слов произносятся глухо.

Можно ли им доверять?

-Проверим, совпали ли наши выводы. Откройте учебник на странице 78.

- Давайте определим, какие шаги нам нужно выполнить, чтобы не допустить ошибки в данных словах.

Ознакомление со способом проверки парных согласных на конце слова

- Что нужно знать, для того чтобы правильно написать слово? (Правило написания слова).

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб - на зубы, лёд- на льды-

Буде шь грамотным и ты.


2. Ребята, а давайте проверим. Поиграем в игру. Я кидаю мяч, говорю слово. Вы ловите мяч, говорите проверочное слово и какой звук на конце.

(плуг, мороз, нос, флаг, стог , лимонад, шоколад, год, столб, глаз, голос, флаг, гриб, рукав, шкаф)

3. Закрепление изученного материала Слайд 9

Работа с предложением

Начался сильный дож…ь . Вставить букву

- В слове дождь надо писать на конце парную согласную д, потому что…

/Работа ведется в парах, дети объясняют друг другу, какая буква пишется на конце слова/

6. Работа с деформированными пословицами

Где снег, там и след.

Был бы пирог, будет и едок.

Кто ленив, тот и сонлив.


III этап. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности.

-Сейчас я снова вам раздам слова-отгадки, с которых мы начали урок, и вы еще раз попробуете вставить пропущенные парные согласные буквы.

Арбуз, гвоздь, гриб, поезд, снег

Взаимопроверка

-Теперь вы сможете объяснить, почему именно эти буквы вы вставили в слова?/ Да, потому что теперь мы знаем правила написания парных согласных на конце слов/


IV этап. Рефлексия

-Какая была цель урока? /Научиться различать звонкие и глухие парные согласные звуки, правильно обозначать их буквами на письме, подбирать проверочные слова./

-Достигли мы ее? /Мы узнали правило, а работа показала, что мы научились его применять/

-Оцените свою работу на уроке.


Если вы уходите с урока с хорошим настроением поднимите солнышко. Если настроение не очень, то облачко.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ