Повествование и рассуждение в тексте К.Г. Паустовского «Стальное колечко».

Скачать материал


МБОУ гимназия №7






Конспект открытого урока

по литературному чтению



Тема урока: Повествование и рассуждение в тексте

К.Г. Паустовского «Стальное колечко».

«Что значит быть счастливым










Подготовила учитель

начальных классов

Крапивницкая Л.А.
















Г.Крымск,2015





Тема урока: Повествование и рассуждение в тексте

К.Г. Паустовского «Стальное колечко».

«Что значит быть счастливым


Цель: раскрыть содержание сказки К. Паустовского «Стальное колечко».

Ответить на проблемный вопрос: «Что сделало Варюшу счастливой?»


Задачи:

Образовательные:

Продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя; формировать собственное суждение и высказывание по теме.

Развивающие:

Способствовать развитию коммуникативных навыков, познавательной активности, мыслительных операций, внимания, памяти, речи детей, обогащать словарный запас учащихся;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету, выразительному чтению, способствовать воспитанию нравственных качеств личности через умение проводить самооценку поступков героев и применять их в жизненных ситуациях;


Оборудование: учебник «Литературное чтение:3 класс: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова.;

демонстрационный материал в форме компьютерной презентации, фрагмент художественного фильма (1971 г.), «Времена года» П.И.Чайковский.

Тип урока: комбинированный.


Ход урока.

1.Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок

Чтобы многое узнать,

Надо думать, рассуждать

И внимательными быть

И старательными быть.

И тогда уж точно, каждый,

Знания свои покажет.

-Помните, у нас на уроке закон един. Кто мне его произнесет?

(Все молчат - говорит один. Прежде, чем ответить на вопрос, сформулировать

ответ, а потом поднять руку).

2.Актуализация знаний учащихся

-Скажите, с каким произведением вы познакомились на предыдущем уроке? (Слайд1)

- Какой вывод сделали по уроку о том, что для человека дороже, важнее всего на свете?

папа, мама, близкие люди;

родной дом;

мир и покой в нашей семье;

здоровье наше и близких людей;

мир на земле.

-Молодцы! Именно об этих ценностях мы будем говорить сегодня.

3.Введение в тему. Постановка проблемного вопроса.

-Я предлагаю вам интересное задание, которое будете выполнять все вместе своей маленькой дружной группой. У вас на парте конверт. Откройте его. Составьте высказывание из слов. Это высказывание будет эпиграфом нашего урока.

- Напомните, что обозначает слово эпиграф.

Значение слова Эпиграф по Ефремовой:

(Эпиграф - короткий текст, цитата, изречение, помещаемые автором перед своим произведением или перед отдельной его частью и характеризующие их основную идею.

Значение слова Эпиграф по Ожегову:
Эпиграф - изречение (или цитата), предпосланное произведению (или его части, главе) и сосредоточивающее мысль на его идее.)

-Приступайте. Не забывайте о правилах в группе.

(дети составляют, после учитель открывает эпиграф на доске)

«Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье». (запись на доске)( слайд 2)

- Как вы понимаете это высказывание? Порассуждайте. Что обозначает это высказывание?

( Я полагаю… Мое мнение…)

- Задачей урока будет: «Что значит быть счастливым?» И поможет нам в этом произведение «Стальное колечко». (слайд 3)

- Как вы думаете, о чьем счастье мы будем говорить?

- Я думаю, если будем внимательно работать на уроке, то мы сможем ответить на вопрос «Что сделало Варюшку счастливой?»


4. Проверка усвоения ранее изученного, домашнего задания.

Аналитическая беседа по тексту.

- Мы с вами отправляемся в путь за счастьем.

- Я хочу проверить, насколько внимательно вы читали произведение.

-Как звали деда? (дед Кузьма)

- Куда Варюша пошла за махоркой? (В село Переборы)

-Догадались ли вы, какие события происходили в стране в это время? (Шла Великая Отечественная война, Паустовский был на Южном фронте, работал военным корреспондентом) (Слайд 5)

5.Работа с текстом.

-Кто главный герой произведения.

Описание главной героини.

-С помощью текста постараемся определить черты характера героини.

Групповая работа.

-У каждой группы задание, выполнив которое, вы определите, какие качества характера ей свойственны. На партах предложены варианты свойств характера, вам надо подобрать подходящее.

Группа 1.

 - Найдите эпизод, в котором мы первый раз встречаемся с Варюшей.

- Как вы думаете, почему Варюша пошла посмотреть на поезда? Какое качество характера проявляется? Подготовьтесь прочитать.

(любознательная)

Группа 2,4

-Найдите эпизод, в котором, говорится, что девочка просто так дала махорки бойцу. Почему она так поступила? Какое качество характера проявляется? (она добрая, щедрая, отзывчивая)

Подготовьте чтение по ролям.

Группа 3,5

-Найдите в тексте эпизод, в котором говорится, что сделала Варюша, чтобы запомнить место, где потеряла кольцо. Значит, какая она была? Какое качество характера проявляется? Подготовьтесь прочитать.

(сообразительная)

- Итак, проверим, как вы справились с заданиями. ( Ответы детей)

Качества характера вывешиваются на доску.

Чтение эпизода по ролям (слайд 6)

-Я предлагаю вам прочитать его по ролям. Кто нужен из действующих лиц?

(Варя, два бойца, автор)

Беседа по содержанию эпизода

-Как же характеризует Варюшку её поведение, которое описывается в этом эпизоде?

(она доверчивая)

-Как называет Варю боец, найдите в тексте образные выражения?

- Можно ли по этим словам определить, как автор относится к своей героине?

( с большой любовью и нежностью относится к героине)

6.Физминутка.

- Давайте вспомним, что подарил солдат Варюше? (стальное колечко)

- Что он сказал о колечке, найдите в тексте.

- Поставьте руку на локоток, называем пальчик и соответствующее чудо, которое может произойти.

Средний – здоровье.

Безымянный – большая радость.

Указательный – увидишь весь мир.


-А знаете ли вы, почему люди носят кольца? (Слайд 7)

«В давние времена кольцо на руке человека было не просто украшением, оно представлялось людям источником особой силы. Круглые кольца служили талисманом. Такой талисман был всегда на руке и помогал хозяину». (Рассказывает ученик)

- А как Варя решила распорядиться колечком? (она поверила в чудо, но …)

-Расстроилась Варя? Почему? (зачитать с.79 « Варюша заплакала…»)

Об этом мы посмотрим фрагмент из фильма. (Просмотр фрагмента из мультфильма)

-А смогла она найти колечко? (Слайд 8)

7. Закрепление.

Работа в группах.

-А теперь я предлагаю вам поработать в группах. Обсуждаем .

Задания:

1группа «Исправить предложения»

«Самый внимательный" "Да - нет".

  1. Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. (Нет)

  2. В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (Нет)

  3. На платформе девочка встретила двух бойцов. (Да)

  4. Боец попросил подарить ему махорки. (Нет)

  5. Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. (Да)

  6. Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. (Нет) (Стальное - из твёрдого серебристо-серого металла.)

  7. Варя надела колечко на указательный палец.(нет)

  8. Сидор помог найти кольцо? (нет)

  9. Варя подавала в ковшике холодную воду.(Да)

Проверяет ученик из другой группы. Анализирует, оглашает результат.

2 группа Проталинки (восстановить эпизод)

« Она надела колечко на ____________.Он был худенький, колечко на нем не удержалось, упало в ___________________ около тропинки и сразу нырнуло на самое снежное дно .

Варюша охнула и начала разгребать ____________ руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши ________________. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались.

Варюша заплакала. Пропало __________________! Значит, не будет теперь ______________ деду Кузьме, и не будет у неё большущей _____________________, и не увидит она белый свет со всеми его чудесами. Варюша воткнула в снег, в том месте, где уронила колечко, старую _____________ ветку и пошла домой. Она вытирала ______________ варежкой, но они всё равно набегали и замерзали, и от этого было колко и _________глазам. »

Какое качество характера раскрывается в этом эпизоде? (сообразительность)

3 группа Поиск Кроссворд «Стальное колечко»

  1. Какое качество характера заставило Варю пойти на платформу к железной дороге? (любознательность)

  2. Какое качество характера способствовало дать махорки бойцу просто так? (доброта)

  3. Какое качество характера подтолкнуло Варюшу воткнуть старую еловую ветку в снег? (сообразительность)

  4. Какое качество характера помогло Варе поверить в волшебство колечка? (доверчивость)

4 группа Проба пера Какой вы представляете девочку?

Варюша- героиня ___(жанр)________________ К.Г.Паустовского «_________заголовок_________________». Она жила _____________________________________________. Девочка была__(черты характера, как относится к людям)____________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

5 группа Проба пера Синквейн «Варюша»

  • 1. Одно слово. Существительное, о котором идёт речь.

  • 2. 2 слова. Прилагательные, описывающие признаки данного предмета.

  • 3. 3 слова. Глаголы, описывающие что делает предмет.

  • 4. Фраза из 4 слов. Отношение к предмету.

  • 5. 1 слово. Суть предмета. Чем является для людей. Синоним.

- Итак, проверим, как вы справились с заданиями. ( Ответы детей)

-Колечко Варя нашла. А на какой пальчик надела? Почему?

-Посмотрим, как осуществлялось волшебство.

Просмотр видеофрагмента фильма «Стальное колечко». (Видео, где дед колет дрова)23.14-26.15сек (слайд 9)

Беседа.

_Итак, Варюшка прибежала домой и увидела.. О чём думала девочка, когда бежала  домой, надев на средний палец колечко? Как  об этом думает сама девочка?

( Варюша думает, что дедушка поправился из- за колечка)

- Прочитайте эти строки! ( « Спасибо колечку!….) с.83

-Как вы думаете, колечко ли вылечило деда?

- Правильно. Мы- то понимаем, что дедушка поправился оттого, что Варюша всю зиму заботилась о нём, выхаживала его.

- Какова причина радостного настроения Варюши? В волшебном ли колечке? (слайд 10)

(Нет. Причина этой радости в том, что дедушка поправился, весна наступила. Солнышко светит ярче.)

- Найдите и прочитайте строки, в которых описывается, какой Варя встретила весну. (с.83,84)

- Какой литературный приём использует автор? (олицетворение)

- Олицетворение – что это?

(Олицетворение - это наделение неодушевленных предметов живыми качествами!

Олицетворение - это оживление неживого предмета.)

- Эта радость, красота есть и в реальной жизни.

 Прослушивание музыкального произведения.

Слово у Паустовского удивительно музыкально! А вот как П. И. Чайковский выразил своё ощущение весны.

( Дети слушают аудиозапись из альбома « Времена года» - Апрель.  «Подснежник».)

 Продолжение беседы по содержанию.

-Какое ощущение возникло у вас после прослушивания музыки Чайковского? А после чтения текста К. Паустовского?

-Почему Варя не надела колечко? Что удержало её? Прочитайте.

Дети читают на странице : « …на цветы, на липкие берёзовые листочки, на ясное небо и жаркое солнце…»)

( …Успею….)

Вернёмся к эпиграфу.

-В чём нашла своё счастье Варюша?

( Варюша была счастлива в родной деревне.

Рядом с дедом Кузьмой.

Варя почувствовала радость от приближения весны.

Поняла, что лучше родной земли нет.

Она способна любить родную природу).

-Действительно, эпиграф нашего урока «СТАРАЯСЬ О СЧАСТЬЕ ДРУГИХ, МЫ НАХОДИМ СОБСТВЕННОЕ СЧАСТЬЕ» подтверждается.


-Любите своих родных, берегите их. Семья наше достояние. Наше счастье. Дорожите родным домом, своей Родиной. Ведь Родина у нас одна.

Подведение итога беседы

- А всё-таки, это произведение сказка или рассказ?

- Паустовский определил это произведение как сказка, значит, он хотел, чтобы мы «Стальное колечко» читали как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

-Если бы у вас было такое колечко, на какой палец вы бы его надели? Почему?

(Творческое решение)

- Девочки в мастерской « Сударушка» изготовили стальные колечки. Они делали их с любовью и верой в чудеса.

Поставим руку на локоток. Все хором назовем пальчик и волшебство.

Средний – здоровье.

Безымянный – большая радость.

Указательный – увидишь весь мир.


-Я хочу, чтоб каждый из вас надел колечко на тот палец в зависимости от того, чего хочет.

-Кто желает поделиться своим выбором, на какой пальчик вы наденете колечко? (каждый говорит, почему на этот палец)

-Я предлагаю подарить колечки нашим гостям, пусть они тоже загадают желание.

8.Итог урока

Оценки за урок.

-Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. Во время работы ответственный вел оценочный лист, анализируя работу каждого участника группы. Прокомментируйте. Сдайте листы, я выставлю оценки, опираясь на ваши рекомендации.

9.Домашнее задание (слайд)

1. Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.

2.Выразительное чтение эпизода «Приход весны». ( с.84)

3. Выучить наизусть эпизод «Приход весны». ( с.84)

10.Рефлексия

- Как каждый из вас оценивает свою работу на уроке в группе?

(У каждого на парте лежит стикер. Оцените свою деятельность. Прикрепите стикер к выбранной картинке.)

(картинки)


Корзина Багаж Книги

(много непонятно) (усвоил урок, было легко и понятно) (есть вопросы, возникали трудности, которые мы преодолевали)

Спасибо за урок.

Приложение 1

Группа 1.


 - Найдите эпизод, в котором мы первый раз встречаемся с Варюшей. Подготовьтесь прочитать.

- Как вы думаете, почему Варюша захотела посмотреть на поезда?

-Какое качество характера проявляется?

Выберите из предложенных , отметьте «х» (одно).


Любознательность Сообразительность

Доверчивость Отзывчивость

Доброжелательность Жадность

Леность Сварливость

Заботливость Хвастливость

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Группа 3,4

-Найдите эпизод, в котором, говорится, что девочка просто так дала махорки бойцу. Подготовьте чтение по ролям.

-Почему она так поступила?

-Какое качество характера проявляется? Выберите из предложенных , отметьте «х» (два).


Любознательность Сообразительность

Доверчивость Отзывчивость

Доброжелательность Жадность

Леность Сварливость

Заботливость Хвастливость

------------------------------------------------------------------------------

Группа 2,5

-Найдите в тексте эпизод, в котором говорится, что сделала Варюша, чтобы запомнить место, где потеряла кольцо. Подготовьтесь прочитать.

-Значит, какая она была?

-Какое качество характера проявляется?

Выберите из предложенных , отметьте «х» (два).


Любознательность Сообразительность

Доверчивость Отзывчивость

Доброжелательность Жадность

Леность Сварливость

Заботливость Хвастливость


----------------------------------------------------------------------------------


Приложение 2






Приложение 3


Задание 2

1 группа «Исправить предложения»

«Самый внимательный" "Да - нет".


1.Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое.

2.В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы.

3. На платформе девочка встретила двух бойцов.

4.Боец попросил подарить ему махорки.

5.Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки.

6.Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко.

7.Варя надела колечко на указательный палец.

8.Сидор помог найти кольцо?

9.Варя подавала в ковшике холодную воду.


---------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 2

2 группа Проталинки (восстановить эпизод)

« Она надела колечко на ____________.Он был худенький, колечко на нем не удержалось, упало в ___________________ около тропинки и сразу нырнуло на самое снежное дно .

Варюша охнула и начала разгребать ____________ руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши ________________. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались.

Варюша заплакала. Пропало __________________! Значит, не будет теперь ______________ деду Кузьме, и не будет у неё большущей _____________________, и не увидит она белый свет со всеми его чудесами. Варюша воткнула в снег, в том месте, где уронила колечко, старую _____________ ветку и пошла домой. Она вытирала ______________ варежкой, но они всё равно набегали и замерзали, и от этого было колко и _________глазам. »


Какое качество характера раскрывается в этом эпизоде?

Запишите ________________________________.

__________________________________________________________________

Задание 2


  1. группа Поиск Кроссворд «Стальное колечко»


1.Какое качество характера заставило Варю пойти на платформу к железной дороге?

2.Какое качество характера способствовало дать махорки бойцу просто так?

3.Какое качество характера подтолкнуло Варюшу воткнуть старую еловую ветку в снег?

4.Какое качество характера помогло Варе поверить в волшебство колечка?

Задание 2


4 группа Проба пера Какой вы представляете девочку?


Варюша- героиня ___(жанр)________________ К.Г.Паустовского «_________заголовок_________________». Она жила ___________________________________________________________________________________. Девочка была__(черты характера, как относится к людям)____________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


______________________________________________________________________


Задание 2


5 группа Проба пера Синквейн «Варюша»

  • 1. Одно слово. Существительное, о котором идёт речь.

  • 2. 2 слова. Прилагательные, описывающие признаки данного предмета.

  • 3. 3 слова. Глаголы, описывающие что делает предмет.

  • 4. Фраза из 4 слов. Отношение к предмету.

  • 5. 1 слово. Суть предмета. Чем является для людей. Синоним.


Приложение 5

Значение слова Эпиграф по Ефремовой:

(Эпиграф - короткий текст, цитата, изречение, помещаемые автором перед своим произведением или перед отдельной его частью и характеризующие их основную идею.

Значение слова Эпиграф по Ожегову:
Эпиграф - изречение (или цитата), предпосланное произведению (или его части, главе) и сосредоточивающее мысль на его идее.)

Олицетворение - это наделение неодушевленных предметов живыми качествами!

Олицетворение - это оживление неживого предмета


Закон на уроке.

Все молчат - говорит один. Прежде, чем ответить на вопрос, сформулировать

ответ, а потом поднять руку



Приложение 6


« В давние времена кольцо на руке человека было не просто украшением, оно представлялось людям источником особой силы. Круглые кольца служили талисманом. Такой талисман был всегда на руке и помогал хозяину».



Приложение 7


Эпиграф к уроку: __________________________________________________________________________________________

Рабочая карта

1.Качества характера Варюши.

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

2. Как автор говорит об отношении девочки к своей деревушке? Какие слова подбирает? Запишите.

Это же _________________ что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля__________________________ и нету другой такой ______________земли на белом свете!


3.Вывод.

В чём нашла своё счастье Варюша?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 8


Оценочная таблица (для участников группы).


Имя участника группы

Количество ответов, высказываний














































Оценочная таблица (для участников группы).


Имя участника группы

Количество ответов, высказываний















































Оценочная таблица (для участников группы).


Имя участника группы

Количество ответов, высказываний














































Приложение 8

Оценочная таблица



Ярко выражено

Удовлетво-рительно

Слабо выражено

Причина

Актуализация знаний учащихся





Постановка проблемного вопроса.





Работа с текстом





УУД:

регулятивные

личностные

познавательные

коммуникативные





Итог урока








Отзыв:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самоанализ урока.

Учитель: Крапивницкая Л.А.

Класс: 3 «А»

Предмет: «Литературное чтение»

Тема : К.Г.Паустовский «Стальное колечко»

Тип урока: усвоение новых знаний.

Преподавание литературного чтения в 3 классе ведется по учебнику Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова, 3 часа в неделю .

На уроке решались следующие задачи:

Образовательные:

Продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя; формировать собственное суждение и высказывание по теме.

Развивающие:

Способствовать развитию коммуникативных навыков, познавательной активности, мыслительных операций, внимания, памяти, речи детей, обогащать словарный запас учащихся;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету, выразительному чтению, способствовать воспитанию нравственных качеств личности через умение проводить самооценку поступков героев и применять их в жизненных ситуациях;


На уроке были использованы следующие методы обучения:

По виду источника информации:

словесные (объяснение, беседа с учащимися);

наглядные (иллюстрации, демонстрация аудиозапись, демонстрация презентации учебного материала)

практические ( работа с тестами)

По виду учебной деятельности:

Проблемно- поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися задач).

На уроке использовались информационные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся. На уроке применялись упражнения для мотивации учащихся. Использовался метод наглядности ( демонстрация слайдов) и фронтальная беседа.

Словесный метод объяснения материала чередовался с наглядным.

Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа.

С целью формирования учебное – познавательной компетенции на уроке была поставлена проблемная ситуация, построен алгоритм решения данной проблемы. Использование нестандартных заданий способствовало развитию логического мышления, памяти, внимания.

Деятельность на уроке направлена на формирование ценностно-смысловой компетенции (способность видеть и понимать окружающий мир), информационной (умение находить, отбирать, анализировать и передавать необходимую информацию),коммуникативной (владение разными видами речевой деятельности: монолог, диалог, устная, письменная речь), личностного самосовершенствования (умение оценивать свои действия, достигать поставленной цели).

На данном уроке применялись информационные, здоровьесберегающие технологии.

При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Перегрузка учащихся предупреждалась сменой одного вида работы другим.

Выбранные формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы.

Урок прошел на высоком эмоциональном уровне.

Все поставленные цели и задачи успешно реализованы.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок